Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ВЧК-ОГПУ-НКВД. Причины создания, их роль

cool_lady 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Цель: Изучить структуру и деятельность советских органов государ-ственной безопасности. Задачи: 1) Установить периодизацию существования ВЧК, ОГПУ, НКВД 2)Выделить и охарактеризовать направления деятельности органов без-опасности СССР. 3) Изучить причины возникновения ВЧК, ОГПУ, НКВД. 4) Проанализировать их роль в советском государстве. Предмет: советские органы государственной безопасности. Объект: взаимоотношения государства и органов государственной без-опасности СССР. При написании работы использовались методы: анализ, статистический, формально-правовой, общетеоретический.
Введение

В 1917 году, в ходе Революций, сменился политический строй. В результате чего во главе государства стали большевики, под руководством Владимир Ильича Ульянова-Ленина. Как один из инструментов защиты политического строя, была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). Которая послужила основой для создания в дальнейшем спецслужб советского государства.
Содержание

Введение3 Глава 1. Создание ВЧК4 Глава 2. Образование ГПУ-ОГПУ7 Глава 3. Образование НКВД11 Заключение15 Библиографический список16 Приложения17
Список литературы

1) Боева Л.А. ВЧК- ОГПУ и укрепление коммунистического режима. / Л.А. Боева. – М.: АИРО, - 2008. 2) История советских органов госбезопасности. - М., 1977. 3) Ленин В.И. и ВЧК–М. Издательство политической литературы. / В.И. Ленин. М., - 1975. 4) Малыгин А.Я. НКВД-МВД РФ. / А.Я. Малыгин, Р.С. М.: Воениздат, - 1983. 328с. 5) Органы госбезопасности СССР в Великой Отечественной войне... Т. 3. Кн. 1. - М.,2003 6) Петров Н. В. Кто руководил НКВД, 1934—1941. / Справочник «Мемориал» и др.; Под ред. К. В. Скоркин, Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского — М.: Звенья, 1999. — 504 с. 7) Титов Ю.П. История государства и права России. / Ю. П. Титов. М.: Учебное пособие. Проспект, - 2015. 8) Хлобустов О.М. Госбезопасность России от Александра I до Путина. / О.М. Хлобустов. - М., - 2015 с.114-129. 9) Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч.I: Учеб-ник.-М.: Издательство БЕК, 2011 г. - 360 с. 10) Яковлев А.Н. Лубянка: ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - НВД - КГБ [Текст]: сборник документов и положений / А. Н. Яковлев, А. И. Кокурин, Н. В. Петров. - М.: МФД, 1997. - 352 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Создание ВЧК Октябрьская Революция 1917 года и последовавшие за ней события на время затормозили дальнейшее развитие отечественной контрразведывательной службы, поскольку для нового режима борьба со шпионажем вначале не стала делом первостепенным. Наибольшую угрозу для новой власти представляли боевые подпольные белогвардейские офицерские организации, саботаж чиновников, спекуляция, разгул анархии, бандитизма и пьяных погромов. Поэтому созданная 7(20) декабря 1917 года при Совете Народных Комиссаров Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем не имела первоначально специального подразделения по предупреждению и пресечению иностранного шпионажа. 6 (19) декабря 1917 года Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Эдмундовича Дзержинского. 7 (20) декабря 1917 Дзержинский на заседании Совнаркома сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять и арестовывать преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа, вести активную борьбу с криминалом. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился. По замыслу ее организаторов ВЧК должна была в первую очередь ликвидировать саботаж старых чиновников в столице и других крупных городах и пресекать попытки свержения новой власти различными антибольшевистскими силами. В то же время на нее возлагалась борьба со спекуляцией и должностными преступлениями. Комиссия рассматривалась как временный чрезвычайный специальный орган. С 22 декабря 1917 по март 1918 г. ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России). Первые месяцы ее деятельность распространялась на Петроград и губернию, и только после переезда в марте 1918 года правительства большевиков, учреждений центральной власти, в том числе и ВЧК, в Москву началось создание местных чрезвычайных комиссий в губерниях и уездах. К концу 1918 года в республике имелось 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий, кроме того были образованы ЧК в армии, на желез-ных дорогах и пограничной полосе. Однако уже в октябре-ноябре 1918 года в большевистских верхах рас-сматривался вопрос о ликвидации ВЧК в связи с недостаточным правовым ре-гулированием ее деятельности, политическими ошибками отдельных руководителей в области репрессивной политики, а также вопиющими фактами различного рода злоупотреблений в уездах. В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте преступления согласно декрету «Отечество в опасности!». Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам» В зависимости от складывающегося политического и военного положе-ния Советской Республике в годы гражданской войны и военной интервенции соответственно менялись и права ВЧК в области карательной политики. Она то наделялась, то ограничивалась либо совсем лишалась внесудебных полномочий. Известно, что до лета 1918 года ВЧК не применяла расстрелов по отношению к политическим противникам советской власти, вставшим на пути ее свержения. Весь начальный период работы ВЧК проходил в поисках и выработке оптимальных мер борьбы с противниками нового строя. И все же в первые годы деятельности ВЧК негласные методы оперативно-розыскной работы не стали главными. В этот период акцент делался на проведение массовых обысков, облав и организацию засад. Важное значение сотрудники чрезвычайных комиссий придавали вопросам работы с населением, с сигналами граждан. Широкое распространение получила практика официальных предостережений с помощью печати. Основную роль в поединке со спецслужбами белых армий играл создан-ный в декабре 1918 года Особый отдел ВЧК. Также 20 декабря 1920 года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Для кропотливой разработке шпионских организаций и разведцентров, имевших свою агентуру в военных штабах и госучреждениях, требовались знания и опыт. А их как раз у военных контрразведчиков поначалу и не было. Все постигалось со временем. В ходе расследования особисты иногда выходили на иностранные и белогвардейские разведки. И надо отдать должное - им удавалось выявить их агентурные сети. Таким образом, был создан орган, для защиты советской власти. С развитием обстановке в стране, ВЧК также имел свое развитие. Появлялись новые отделы, направленные на защиту интересов строящегося государства. ? Глава 2. Образование ГПУ-ОГПУ Период с 1921 по 1922 гг. — время реорганизации ВЧК и преобразования в ГПУ связывают с изменившейся обстановкой и переходом к Новой Экономической Политике (НЭПу). По окончание гражданской войны внутренняя и внешняя обстановка, в которой создавалось новое государство, не предвещала чекистам спокойной жизни. Активно действовали зарубежные спецслужбы, которые направляли в Советскую Россию разведчиков, эмиссаров и террористов. В ходе совещания руководства ГПУ 6-8 мая 1922 года, ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ). Войска ВЧК преобразованы в войска ГПУ. Таким образом, управление органами милиции и госбезопасности было передано одному ведомству. Также после всестороннего изучения тенденций оперативной обстановки, складывающейся политической ситуации в стране и за рубежом, было принято решение о выделении из Особого отдела ГПУ ряда спец отделений и формировании на их основе самостоятельного подразделения, получившего название “Контрразведывательный отдел” (КРО). В задачи отдела, включенного в состав Секретно-оперативного управления ГПУ, входила борьба с подрывной деятельностью иностранных разведок, зарубежных эмигрантских центров и военных организаций террористического и заговорщического характера, контроль за незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, организация борьбы с политическим бандитизмом, контрабандой и нелегальным переходом государственной границы. Создание КРО ГПУ стало важной вехой в истории развития отечествен-ных спецслужб. Руководители ГПУ - Ф.Э. Дзержинский, В.Р. Менжинский, А.Х. Артузов и другие, на основании опыта ВЧК, а также контрразведки царской России убедились в необходимости концентрации усилий по борьбе со всеми видами разведывательно-подрывной деятельности внешних сил в едином руководящем центре, входившем в состав органов безопасности республики. В чем же весомость вклада контрразведки в дело обеспечения безопасности Советской России? Прежде всего, операции КРО, начатые в годы нэпа, дали возможность стране в условиях экономической разрухи и недостаточному обороноспособности получить мирную передышку, сорвать планы иностранных разведок использовать в своих интересах зарубежные центры по развертыванию террористических действий, навязать “непримиримым” кадрам военной эмиграции политику “накопленных сил” в ожидании “взрыва изнутри”. После образования СССР Президиум ЦИК СССР 15 ноября 1923 года принял постановление о создании Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР и утверждает «Положение об ОГПУ СССР и его органах». До этого ГПУ союзных республик (там, где они были созданы) существовали как самостоятельные структуры, при наличии единой союзной исполнительной власти. Наркоматы внутренних дел союзных республик освобождались от функций обеспечения государственной безопасности. По оценке Ленина – это было не просто смена названия, менялся и характер работы. Пришло время строительства государства в мирной обстановке. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926) оставался Ф. Э. Дзержинский, которого сменил В. Р. Менжинский, возглавлявший ОГПУ до своей смерти 10 мая 1934. Затем ОГПУ до его реформирования фактически возглавлял заместитель председателя Г. Г. Ягода. Главная задача была той же – необходимость борьбы с проявлениями контрреволюции. В подчинение ОГПУ были переданы особые войска, которые должны были подавлять общественные беспорядки, вести борьбу с бандитизмом. ОГПУ осуществляло выполнение следующих задач: -обеспечивало охрану железных дорог и водных путей сообщения; -вело борьбу с контрабандистами и незаконным пересечением государ-ственной границы советскими гражданами; -выполняло специальные поручения президиума ВЦИК и Совнаркома. 9 мая 1924 года Президиум ЦИК СССР принимает постановление о рас-ширении прав ОГПУ в целях борьбы с бандитизмом, которым предусматривалось подчинение в оперативном отношении ОГПУ СССР и его подразделениям на местах органов милиции и уголовного розыска. Этим постановлением, кроме значительного расширения полномочий органов ОГПУ в сфере внесудебных репрессий, подчинялись ОГПУ и его местным органам в оперативном отношении местные органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов государственной безопасности и органов внутренних дел. Состояние государства и общества безусловно оказывает влияние на деятельность всех его институтов, в том числе и на эффективность работы спецслужб. Советская контрразведка, менее чем за десятилетие добившаяся больших успехов, на рубеже 20–30-х годов переживала не самые лучшие времена. При сворачивании нэпа и переходе страны к форсированной индустриализации и коллективизации основные силы и средства ОГПУ все чаще стали привлекаться для решения внутренних задач, не свойственных разведке и контрразведке. Руководители государства активно использовали ОГПУ в качестве эф-фективного инструмента, обеспечивающего процессе насильственной транс-формации общества. Происходило ужесточение карательной политике и, как следствие, расширение внесудебных полномочий органов безопасности. Уча-стие в кампаниях по «ликвидации кулачества», массовых операциях по так называемым «бывшим людям» и другим социальным группам отвлекало чекистов от решения их основных задач — борьбы с иностранным шпионажем и защиты экономики страны. Между тем внешнеполитическая обстановка оставалась для СССР слож-ной и не сулила спокойствия. К началу 30-х годов продолжала существовать угроза вооруженного конфликта с использованием возможностей военной эмиграции; в Германии становился реальностью переход к власти фашистов. Таким образом, в 20-е годы, после того, как была провозглашена новая экономическая полита, ВЧК был упразднен был преобразован в ГПУ. После образования СССР был образован ОГПУ. Функции были расширены и это оказывало существенную роль в работе спецслужб. Это было достаточно эффективно в сложившейся ситуации, так как политика государства в 30-е годы была намного жестче и носила карательный, тоталитарный характер. ? Глава 3. Образование НКВД В середине 30-х годов XX века органы госбезопасности СССР становятся одним из важнейших инструментов управление государством. Именно на них была возложена задача информирования советского руководства о реальном положении дел практически по всем вопросам жизни общества. Гигантские размеры принимает участие органов госбезопасности в решении задач хозяйственного строительства. В 1934 году создаётся общесоюзный народный комиссариат внутренних дел (НКВД СССР). Одним из основных его подразделений становится право-преемник ОГПУ – Главное управление государственной безопасности НКВД СССР. В соответствующем постановлении ЦИК СССР от 10 июля 1934 года говорилось: «1. Образовать общесоюзный Народный Комиссариат внутренних дел Союза ССР с включением в его состав Объединённого Государственного политического управления. 2. На Народный Комиссариат внутренних дел Союза ССР возложить: а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности; б) охрану общественной (социалистической) собственности. 3. В составе Народного Комиссариата внутренних дел образовать следу-ющие управления: а) Главное управление государственной безопасности 4. В союзных республиках организовать республиканские народные ко-миссариаты внутренних дел, действующие на основе Положения об общесоюзном НКВД, а в РСФСР установить вместо НКВД институт уполномоченных НКВД СССР. В автономных республиках, краях и областях организовать управления комиссариата внутренних дел союзных республик».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
120 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
300 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
400 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 14 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 2 страницы
50 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg