Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовная ответственность должностных лиц органов государственной и муниципальной власти за получение взятки (ст.290 УК РФ)

cool_lady 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Теоретическая значимость проведенного мной исследования заключается, в том, что мне удалось комплексно разобраться, в правовых нормах, регламентирующих факты получения взятки должностными лицами, изучив нормативные правовые акты и специальную литературу. Практическая значимость проведенного мной исследования заключается, в том, что результаты исследования и предложенные пути решения существующих проблем направлены на совершенствование уголовного законодательства. Целью исследования является систематический анализ практических и теоретических проблем квалификации и ответственности, предусматривающих ответственность за получение взятки должностным лицам органов государственной и муниципальной власти. Задачами исследования являются: 1) изучить основные понятия взятничества; 2) дать характеристику объективным признакам преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного Кодекса РФ, проанализировать объект и предмет получения взятки; 3) дать характеристику субъективным признакам преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного Кодекса РФ, раскрыть понятие должностного лица и представителя власти как субъекта получения взятки; 4) охарактеризовать ответственность за получение взятки и проблемы ее реализации; 5) сформулировать и аргументировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства в части получения взятки. Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают как следствие нарушения уголовно-правового запрета, которое связанно с получением взятки должностными лицами органов государственной и муниципальной власти. являются уголовная ответственность должностных лиц органов государственной и муниципальной власти за получение взятки. Предметом исследования являются нормы уголовного права, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, вызванных фактом совершения преступления должностными лицами органов государственной и муниципальной власти, предусмотренного статьей 290 Уголовного Кодекса РФ. Информационную базу исследования составляют нормативные правовые акты, научные публикации и учебные пособия.
Введение

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что взяточничество - это должностное преступление, являющееся одним из проявлений преступного явления – коррупции, которая отрицательно влияет на социальные и экономические интересы государства. Получая взятку, должное лицо порочит понятие государственной власти в целом. В главе 30 Уголовного Кодекса РФ получение взятка является одним из наиболее опасных преступлений, так как должностное лицо либо иные лица, которые указаны в качестве субъекта преступления, превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет торговли. Взяточничество включает в себя три общественно опасных деяния - получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью. Нормальная деятельность публичного аппарата управления является объектом данных преступлений в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ по выполнению стоящих перед ними задач. Важнейшим условием правильного функционирования этого аппарата управления является осуществление принципа публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности должностных лиц. Должностное лицо обязано в своей деятельности руководствоваться интересами службы и может получать вознаграждение за свою службу только в установленном законом порядке и ни в коем случае не частным образом от отдельных граждан и организаций, заинтересованных в том или ином действии (бездействии) должностного лица или вообще в определенном направлении деятельности должностного лица. Борьба со взяточничеством является острой проблемой российского общества. Получение взятки представляет собой широко распространенные формы коррупции и является одним из самых труднодоказуемых составов. Совершение такого преступления нарушает нормальную деятельность властных и управленческих структур, подрывает их престиж, создает у людей представление о возможности решения вопросов, получения желаемого, спасения себя и других лиц от ответственности за счет подкупа должностных лиц, занимающих государственные и муниципальные должности. Опасность получения взятки обуславливается также тем, что довольно часто смешивается с иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями и нередко принимает устойчивые формы. Взяточники создают незаконные сообщества, объединяются в организованные группы, взяточничеством охватываются целые хозяйственные и управленческие системы, а так же властные, управленческие структуры и правоприменительные органы. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. В практической деятельности вызывает трудность не только выявить и пресечь подобного рода преступления, но и их квалифицировать. Статистика показывает, что в течении последних лет наблюдается увеличение абсолютного числа фактов «взяточничества». По сводным данным статистики, размещенными Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2018 году в Российской Федерации было зарегистрировано 3499 фактов проявления взяточничества в 2019 году было выявлено 3988 эпизодов. Уточняется, что чаще других под подозрение в коррупционных преступлениях попадают сотрудники органов внутренних дел (790 сотрудников были привлечены к ответственности), должностные лица органов местного самоуправления (502), военнослужащие (495) и должностные лица госучреждений и предприятий (483). Также фигурантами дел о коррупции стали 334 работника Минюста, 261 работники науки и образования; 178 работников здравоохранения и 69 должностных лиц органов контроля (государственного и муниципального). Из приведенных данных следует, что значительное количество фактов получения взятки совершается должностными лицами органов государственной и муниципальной власти. Значительная часть выявленных преступлений не доходит до суда либо переквалифицируется в другие составы преступлений, такие как: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, мошенничество, коммерческий подкуп. Значимость этого исследования определена имеющимися проблемами применения на практике норм статьи 290 Уголовного Кодекса РФ, спорность и проблематичность внесенных изменений, касающиеся понятия «должностное лицо», а также проблемами, возникающими в связи с осуществлением уголовной ответственности.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3 § 1. Объект, предмет и объективная сторона получения взятки ………………… 8 § 2. Субъективные признаки получения взятки ……………………………………16 § 3. Проблемы уголовной ответственности за получение взятки………………….28 Заключение.……………………………………………………………………………35 Библиографический список…………………………………………………………..36
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях [Электронный ресурс]: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 дек. 1996 г. № A/RES/51/191 // Электр. дан. - URL: www.un.org.; 2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Электронный ресурс]: принята Генер. Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.; 3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014 - N 31. Ст. 4398; 4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 265-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29 (часть I). Ст. 4391; 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 280-ФЗ // Консультант Плюс : справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2008. - Доступ из локальной сети Научной библиотеки Том. гос. ун-та; 6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 // Рос. газ. - 2016. - №149; 7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; 8. "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 11.12.2018) // СЗ РФ". 2004 - N 31. Ст. 3215; 9. "О муниципальной службе в Российской Федерации": Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2007 - N 10. Ст. 1152; 10. "О противодействии коррупции": Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. от 30.10.2018)// СЗ РФ 2008. - N 52 (ч. 1). Ст. 6228; 11. «О противодействии коррупции» : Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 // Рос. газ. - 2008. - №4823; 12. Об исполнительном производстве : Федеральный закон Российской Федерации от 02.10.2007 г. №299-ФЗ // Рос. Газ. - 2007. - №4486; 13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (ред. от 17 апр. 2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954; 14. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы: Указ Президента Российской Федерации № 226 от 11.04.2014 г. // Собр. Законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19; 15. О некоторых вопросах противодействия коррупции : Постановление Правительства Росийской Федерации № 1405 от 18 дек. 2014 г. // Собр. Законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 36; Судебная практика 16. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях : постановление Пленума Верховн. Суда Рос. Федерации от 9 июля 2013 г. №24 // Бюл. Верховн. Суда Рос. Федерации. - 2013. - №9; 17. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : постановление Пленума Верховн. Суда Рос. Федерации от 16 окт. 2009 г. №19 // Рос. Газ. - 2009. - №5031 (207); Книги и учебные пособия 18. Уголовное право : общая часть (учебное пособие) / Под общ. ред. В.А. Уткина, А.В. Шеслера. Томск, 2016. С. 122; 19. Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству / книга / В.Д. Филимонов. - М. : ЮрИнфоР-МГУ, 2008. - 249 с.; 20. Шеслер А.В. Уголовное право России. Общая часть : учебное пособие / Под науч. ред. А.В. Шеслера. - Тюмень : ТЮИ МВД России, 2008. - 391 с.; Статьи 21. Артёменко Н.В., Шимбарева Н.Г. Верховный Суд о правилах смягчения уголовного наказания / Н.В. Артёменко, Н.Г. Шимбарева // Уголовное право. - 2016. - №5. - С. 46-48; 22. Борков В.Н. Квалификация незаконного сбора начальником денежных средств с подчиненных / В.Н. Борков // Уголовное право. - 2016. - №6. - С. 4-9. 23. Яни П.С. Корысть как признак получения взятки / П.С. Яни // Законность. 2010, № 2. С.22; 24. Бугаевская Н.В. Назначение наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки, как отражение антикоррупционной политики в новых финансовоэкономических условиях / Н.В. Бугаевская // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - №2. - С. 43-49; 25. Ваулина Т.И. Ответственность за коррупционные преступления: международный и уголовно-правовой аспекты образование, практика / Т.И. Ваулина // Российское право: наука. - 2016. - № 6. - С. 37-40; 26. Городейчик С.А., Егорова Н.А., Егоров А.Г. Антикоррупционные новеллы уголовного законодательства / С.А. Г ородейчик, Н.А. Егорова, А.Г. Егоров // Законность. - 2017. - №1. - С. 9-11; 27. Михайлов В.И. Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество / В.И. Михайлов // Уголовное право. - 2016. - №5. - С. 13-17; 28. Комаров В.Б., Шарапов Р.Д. Уголовно-правовая характеристика взятки как предмета преступления / В.Б. Комаров, Р.Д. Шарапов // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - №9. - С. 62-66; Диссертации и монографии 29. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография / С.В. Борисов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. М.: ИЗиСП, 2015; 30. Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2012. С. 384; 31. "Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти: монография под ред. И.А. Алексеева, М.И. Цапко. "Проспект" 2017 – 128 с; 32. Фазылов Р.Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств государственных внебюджетных фондов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Р.Р. Фазылов. Самара, 2005. С. 9-10; 33. Сучков Р.Н. Получение взятки: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис....канд. юрид. наук. / Р.Н. Сучков. - Казань, 2007. - 216 с; 34. Смоляная Н.Г. Дача и получение взятки: уголовно-правовой аспект: дис....канд. юрид. наук / Н.Г. Смоляная. - Ростов-на-Дону, 2008. - 198 с.
Отрывок из работы

§ 1. Объект, предмет и объективная сторона получения взятки Состав преступления – это концепция установленных уголовным законодательством объективных и субъективных элементов, признаки которых раскрывают их содержание и характеризуют преступление как общественно опасное и уголовно-противоправное деяние. Состав преступления состоит из 4 элементов: • Объект • Объективная сторона • Субъективная сторона • Субъект Присутствие в деянии совокупности всех этих элементов состава преступления считается основанием для признания его преступным и дает право привлечь лицо, его совершившее, к уголовной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что состав преступления отсутствует и деяние при этом признается не преступным. Квалификация преступления начинаются с определения объективных признаков. Объектом преступления являются общественные отношение, возникающие в связи с охраной уголовным законом социальных ценностей, интересов и благ человека, его прав и свобод, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, государственного управления, мира и безопасности человечества. Наука уголовного права, после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 года, объект преступления традиционно делит на родовой, видовой и непосредственный. Родовой объект представляет собой общественные отношения, охраняемые от нарушения нормами уголовного закона, объединенных разделом Особенной части Уголовного Кодекса РФ. В нашем случае разделом X «Преступления против государственной власти». Исходя из вышесказанного, родовым объектом получения взятки можно считать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти. Такая трактовка родового объекта преступления, самая распространенная среди исследователей. Видовой объект - отношения, на основе которых формируются главы разделов. Исследуемый состав преступления получения взятки предусмотрен статьей 290 Уголовного Кодекса РФ и относится к главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного Кодекса РФ. Видовой объект объединяет более узкие группы отношений. По одной из позиций, высказанной Р.Р. Фазыловым, родовой и видовой объекты практически совпадают . Непосредственный объект в данном исследовании получения взятки будет определен как общественные отношения, направленные на обеспечение нормальной деятельности должностных лиц. Из всех изученных уголовных дел непосредственным объектом получения взятки выступали общественные отношения, охраняющие интересы государственной службы в органах государственной власти, в государственных и муниципальных учреждениях, где должностные лица выполняли свои служебные обязанности. Проблемой определения еще одного элементов объекта преступления является предмет преступления, ему отводится большое внимание в науке уголовного права. Этот признак состава преступления один из ключевых при квалификации деяния. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 Постановления от 09.07.2013г. № 24: «предметом взяточничества (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации - cт. 1225 ГК РФ. Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта. В доступных публичных судебных материалах, можно найти примеры, где предметом взятки признавали: оплату стоимости авторемонта автомобиля, принадлежащего должностному лицу (Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, № 12), неоднократные бесплатные обеды и ужины в ресторанах (Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998, № 5). Так же предметом взятки (в виде выгоды имущественного характера) было признано внедрение в структурный состав учредителей общества с ограниченной ответственности зятя взяткополучателя, в связи с чем он получил права на половину активов ООО в сумме 1242 тыс. рублей (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2011, № 5). По уголовным делам очень часто, предметом взятки выступают деньги, но иногда фиксируются факты передачи: шоколада, шампанского, по некоторым преступлениям предметом взятки были выявлены стройматериалы. Но наличные денежные средства являются наиболее распространенной формой передачи взятки. Денежные средства переводятся почтовым переводом на имя лица выполняющего управленческие функции до востребования, зачисляются на лицевой счет абонента оператора сотовой связи, перечисляются на банковские счета близкого родственника, выполняющего управленческие функции. Таким образом, ссылаясь на судебные решения ВС РФ по рассматриваемой теме, необходимо устанавливать, за выполнение каких конкретных действий (бездействий) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции, получило взятку от заинтересованного лица. Объективная сторона состава преступления, устанавливает уголовную ответственность за получение взятки (ст.290 УК РФ). Она предусматривает 4 варианта служебного поведения должностного лица, за которое оно получает взятку. Соответствующие действия должностного лица при этом могут быть выполнены как до получения незаконного вознаграждения (в том числе и не быть обусловленным обещанием вознаграждения), так и после его полу¬чения. Варианты служебного поведения должностного лица, за которое оно получает взятку, следующие: 1) действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ); 2) действия (бездейст¬вие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но получатель взятки в силу своего должностного положения может способство-вать такому действию (бездействию) со стороны другого должност¬ного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ); 3) общее покровительство или попуститель¬ство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 290 УК РФ); 4) незаконное действие (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или пред¬ставляемых им лиц (ч. 3 ст. 290 УК РФ). В пунктах 3-6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 даны разъяснения указанных понятий. При первом варианте поведения (п.3) должностного лица имеются в виду законные, правомерные дейст¬вия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служеб¬ные обязанности, не выходящие за рамки должностной компетенции субъекта, т. е. действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (можно привести следующие примеры: сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения). Как указал Пленум в п. 4 Постановления от 09.07.2013 № 24: «способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий). В соответствии с законом получение должностным лицом взятки в виде способствования в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя возможно лишь в том случае, когда у должностного лица есть на то право и оно, как неотъемлемая составная часть его полномочий, может быть реализовано только путем совершения конкретных действий (бездействия), но в пределах представленных функций. Получение взятки предполагает наличие определенных отношений, одним из элементов которых является непосредственное использование лицом принадлежащих только ему полномочий, поскольку без этого невозможно достижение требуемого результата. Использование возможностей других лиц предполагает объективную возможность виновного оказать на них влияние, употребив для этой цели свое должностное положение. Как разъяснил Пленум в п.5 Постановления от 09.07.2013 № 24, «при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения. Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции». Признаки покровительства и попустительства по службе отсутствуют, когда взятка передается за конкретные действия,. Часть 3 ст. 290 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностного лица за получение взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. за поведение, которое проявилось, как нарушение обязанностей по службе. п. 6 Пленума разъяснил, что под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: 1) совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; 2) относятся к полномочиям другого должностного лица; 3) совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; 4) состоят в неисполнении служебных обязанностей; 5) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности. Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ. ? § 2. Субъективные признаки получения взятки В данном параграфе рассмотрим понятие должностного лица органов государственной и муниципальной власти как субъекта преступления. Перечень лиц, относящихся к должностным, определен законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ. К ним относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Понятие представителя власти законодателем дано в примечании к ст. 318 УК РФ и определено как должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В пункте 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», дано разъяснение и указан признак, который указывает, что наличия распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости, является обязательным для того, чтобы признать должностное лицо представителем власти. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3). Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (п. 4). Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций (п. 6). В положении п. 6 постановления Пленума уточняется, что если лицо назначено на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), это обстоятельство, не исключает возможности привлечения его к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ. Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п.7). Приведу пример, где Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала доводы кассационного представления государственного обвинителя несостоятельными в том, что заведующая общежитием Д. является субъектом преступления. В деле было определено, что (заведующая общежитием) Д. была пособником в получении вознаграждений в виде взяток Л. (главой администрации городского поселения) и действовала в его интересах, получая поощрение в вид денег из полученных сумм. Органами следствия Д. была признана должностным лицом в связи с тем, что заведующий общежитиями в силу должностной инструкции «контролирует работу обслуживающего персонала общежития, осуществляет вселение прибывших в общежитие, следит за своевременностью и правильностью регистрации вселившихся и выписки выбывших из общежития граждан». Однако органы следствия не установили и не указали в обвинении Д., что эти ее функции влекли за собой какие-либо правовые последствия для граждан. Не добыто таких данных и в ходе судебного следствия. В соответствии с должностной инструкцией и трудовым договором заведующий общежитием МУП ЖКХ относится к категории технических исполнителей на установленном участке работы и подчиняется директору предприятия и начальнику ЖЭУ. По существу в обвинении Д. были изложены технические функции, которые она осуществляла, а не функции должностного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника. Суд обоснованно не признал Д. субъектом должностного преступления в смысле п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ и квалифицировал ее действия по ч. 5 ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 кв.2009, определение N 87-О08-17).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
200 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg