Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

История формирования рефлекторного учения.

cool_lady 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Целью исследования является изучение материала по учению о рефлексах, исследование информации по рефлекторной дуге и времени совершения рефлекса. Задачи: 1. Провести анализ научной и учебной литературы по теме учения о рефлексах и о самом рефлексе. 2. Систематизировать полученную информацию. Объект исследования является история развития учения о рефлексе. Предмет исследования это изучение информации о рефлексе. Методы исследования: 1) анализ информации, 2) систематизирование и структурирование полученных знаний. Научная новизна и значимость полученных результатов: изучены источники и статьи по теме рефлексов, скомбинированы данные в наиболее удобном формате для студентов. Практическая значимость: данные, полученные в результате исследования можно успешно применять в практике занятий при изучении рефлексов в курсе физиологии.
Введение

Учение о рефлексах всегда было темой интересующей научное общество, это связано с тем, что человеческий организм еще не до конца изучен и таит много загадок в себе. Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что прежде чем приступать к глубокому изучению материала, необходимо изучить историю и опыт прошлых лет, как положительный, так и отрицательный. Проблема заключается в объеме и количестве информации по данной теме, а ее в течение многих лет накопилось достаточно много. Решение данной проблемы необходимо, для осознания и более полного и рационального взгляда студента на данный вопрос. Изучение материала по этой теме всегда будет своевременно, потому что в этой информации всегда будет на пользу, как учет прошлых достижений и возможных ошибок.
Содержание

Введение. 3 Глава 1. Учение о рефлексах. 4 1.1. Учение о рефлексе. Декарт, Прохазка, Сеченов, Павлов. 4 Выводы по первой главе. 11 Глава 2. Рефлекторная дуга. 12 2.1 Рефлекторная дуга и ее звенья. 12 Выводы по 2.1. Рефлекторная дуга и ее звенья. 20 2.2. Понятие о времени рефлекса. 23 Выводы по 2.2. Понятие о времени рефлекса. 26 Выводы по второй главе. 27 Глава 3. Методики изучения рефлексов. 28 Выводы по третьей главе. 34 Заключение. 35 Список используемой литературы. 37
Список литературы

1. Бонь Е.И., Максимович Н.Е. Методы оценки неврологических нарушений в эксперименте // Вестник ВГМУ. 2018. №4. 2. Буц М. А. Академик В. И. Скок (1932-2003 гг. ): приоритетные направления в области физиологии нервной системы // Вестник Академии знаний. 2013. №1 (4). 3. Бяловский Ю. Ю. Условный дыхательный рефлекс как фактор адаптации к дополнительному респираторному сопротивлению // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 1999. №1-2. 4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979. 5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Учебная лит-ра, 1997. 431 с. 6. Долбилкин А. Ю. Иван Петрович Павлов вликий отечественный физиолог // Сибирское медицинское обозрение. 2006. №4. 7. Кирюшин Валерий Анатольевич, Козеевская Надежда Александровна К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.П. ПАВЛОВА (18491936) И 105-ЛЕТИЮ ПРИСУЖДЕНИЯ ЕМУ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ (1904) // Наука молодых – Eruditio Juvenium. 2019. №4. 8. Ковшова Ольга Степановна, Взорова Любовь Александровна, Курбатова Екатерина Геннадьевна, Генералова Ирина Александровна Иван Михайлович сеченов — выдающийся русский физиолог, основатель медицинской психологии как науки // Медицинская психология в России. 2016. №5. 9. Наточин Ю.В. Становление физиологии в России: XVIII век // Историко-биологические исследования. 2016. №2. 10. Недоспасов В. О. Физиология центральной нервной системы. М.,ООО УМК «Психология» , 2002 г. 11. Сорокина Татьяна Сергеевна Иван Михайлович сеченов в истории российской и мировой физиологии // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2014. №3. 12. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Пособие для сдачи экзамена. / Ступина С. Б., Филипьечев А. О. – М.: Высшее образование, 2008. 13. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник для студ. Биол. Специальностей вузов/ Шульговский В.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. 14. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Смирнов В.М., Будылина С.М. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 15. Якимович Виктор Степанович, Мартыненко Владислав Сергеевич Эволюция научных представлений об организме человека: аналитический обзор // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №12 (130). 16. Медицинский справочник [электронный ресурс]-/Практикум по нервным болезням и нейрохирургии - Исследование рефлексов [сайт] Режим доступа: https://lmed.in/info/arhivy/praktikum-po-nervnym-boleznyam-i-neyrohirurgii-12.html (дата обращения 15.04.2020)
Отрывок из работы

Глава 1. Учение о рефлексах. 1.1. Учение о рефлексе. Декарт, Прохазка, Сеченов, Павлов. Рефлекс - это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Принцип рефлекса – это отработанная и своеобразная организация деятельности организма с окружающим миром, происходящая при участии нервной системы. Понятие о рефлексе возникло в XVI веке в учении Р. Декарта (1596-1650) о механической картине мира. Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Согласно его схеме предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По каналам этих нервов «животные духи» перемещаются в соответствующие мышцы, которые в результате раздуваются, и, таким образом, происходит движение. [ 1 ] Р. Декарта по праву можно считать родоначальником детерминистической психофизиологии. Особенно интересно в творчестве Р. Декарта это выработка понятия о стимуле, который требуется для приведения в действие механизмов человеческого тела. Учение Декарта о рефлекторном принципе нервной деятельности основано на представлениях о механизме непроизвольных движений. Весь процесс нервного действия, характеризующийся автоматизмом и непроизвольностью, состоит в раздражении чувствительных аппаратов, проведении их влияний по периферическим нервам к мозгу и от мозга к мышцам. В качестве примера подобных действий Декарт приводил мигание при внезапном появлении предмета перед глазами и отдёргивание конечности при внезапном болевом раздражении. Главные теоретические положения Р. Декарта, которые используются современной физиологией, кратко описываются такими пунктами как: органы ощущений, эмоций и мыслей является мозг, мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве, ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом. [ 1 ] Впервые слово «рефлекс» было обозначено в языке дисциплины чешстким анатомом, физиологом Й. Прохазкой. Он выразил свои взгляды о рефлексах, как внешние впечатления, которые возникают в чувствительных нервах, стремительно распространяются по всей их длине до самого начала. Там они классифицируются по конкретному закону, следуют на соответствующие им двигательные нервы, а далее очень быстро направляются к мышцам, которые воплощают и отдают точные и строго ограниченные движения. Он продвинул развитие науки и дисциплины физиологии, а частности в изучении стимула, когда обозначил стимул, как ответную рефлекторную реакцию, которая всегда проявляется в размерах, соответствующих силе приложенного стимула. Ко 2-й половине 19 в. накапливаются сведения об общих элементах в механизмах как рефлекторных — автоматических, непроизвольных, так и произвольных движений, относимых всецело к проявлениям психической деятельности головного мозга и противопоставлявшихся рефлекторным. И. М. Сеченов, впервые в «Рефлексах головного мозга» (1863) четко обосновал и описал, что явления и действия наших реакций подчиняются физиологическим законам и что в основе психических явлений лежат рефлекторные процессы. [ 1 ] До И. М. Сеченова считалось, что по закону рефлекса работает только спинной мозг. Сеченов же доказал, что рефлекторно все поведение целиком. В то же время он радикально пересмотрел прежнюю схему рефлекторной дуги. Начинается рефлекс не чисто механическим толчком (таким, например, как удар врача молоточком по колену), а особым сигналом, который Сеченов называл чувствованием, а в психологии принято называть чувственным восприятием или же чувственным образом. Этот образ строится в головном мозгу, там же соединяется с другими образами и перерабатывается из чувственного в умственный образ (понятие). На основе воспринятого во внешнем мире строится третий «блок» - мышечная работа, начиная от ходьбы и кончая сложными действиями с предметами. При выполнении данной работы можно отметить следующие основные черты Сеченовской теории рефлекса. 1. Рефлекс им понимался как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, опирающаяся на эволюционную биологию. И. М. Сеченов описал проблему о существовании двух каст рефлексов. Во-первых, это постоянные, врожденные рефлексы, осуществляемые низшими отделами нервной системы. Он назвал их «чистыми» рефлексами. Во-вторых, что рефлексы головного мозга изменчивые, могут быть приобретены и изменены в течение жизни животного или человека. Эти рефлексы И. М. Сеченов обозначал в своем представлении равнозначно физиологическим и психическим явлением. В заключение его работы, было впервые высказано мнение о том, что психические реакции и поведение человека связаны и процессами, которые протекают в мозгу человека, которые в свою очередь обусловлены внешним миром и окружающей средой. 2. В первую очередь стоит обратить внимание также на межцентральные координационные отношения. Исследование и изучение начинает активно расти так же и в вопросе высших мозговых центров. До работ данного ученого изменения в характере рефлекторных реакций рассматривалось с точки зрения, как усиление воли и разумной составляющей человека, то И.М, Сеченов объясняет это на конкретном языке физиологии и анализирует, как центры головного мозга могут задерживать или усиливать спинальные рефлексы. 4. Мозговые центры выполняется в основной адаптации человека, как биологического существа. Мозговые центры обуславливают деятельность рефлекса исходя не из силы воли и разума, и не из-за изменения длинны протекания нервного импульса. И. М. Сеченов вводит понятие «физиологического состояния центра», которое напрямую связано с животными потребностями. Само же состояние центра, отражая характер взаимодействия с окружающей его средой, представляет собой физиологическую основу потребности. В учение о рефлексах вносится существенное дополнение. Возможная реакция на раздражитель обретает новый смысл, а именно непосредственную зависимость не только от наличных раздражений, но и от всей суммы прежних воздействий, которые могли оставить своеобразные последствия и следы в определенных нервных центрах. [ 1 ] 5. Чувствительность мышц предоставляет доступ к ранее недоступным перспективам для анализа человеческого поведения. И. М. Сеченов пишет, что мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Принцип ассоциации рефлексов лежит в основе обучения человека сложным формам трудовой деятельности. Устанавливается общий характер для движений и для психической деятельности — это наличие мышечной чувствительности. И. П. Павлов понимал, что он, вслед за Сеченовым, вторгается в область явлений, обычно именуемых психическими. И. П. Павлов целиком придерживался рефлекторной схемы Р. Декарта и понимал значение рефлекса как одного из примеров универсального принципа детерминирования. Отсюда и неизбежные противоречия в идее условного рефлекса: с одной стороны, приспособительный акт целого организма, с другой — элементарный процесс работы нервной системы. В дальнейшем И. П. Павлов на примерах образования условных рефлексов показал, что поведение животных обусловлено рефлекторными механизмами. Механизмы поведения по И. П. Павлову основываются на трех принципах рефлекторной деятельности: принцип детерминизма (причинности) — всякое действие организма причинно обусловлено; принцип анализа и синтеза — любое воздействие вначале анализируется качественно, количественно, по биологической значимости, а затем в зависимости от результата анализа синтезируется соответствующее ответное поведение; принцип структурности — все физиологические процессы протекают в определенных нервных структурах. Павловская теория ( здесь ограничимся лишь наиболее важными ее элементами применительно к теории рефлекса, которые были отмечены П. К. Анохиным (1979).) 1.. Прежде всего был создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных — метод условных рефлексов. 2. Изучая условные рефлексы на целостном организме, И. П. Павлов подчеркивал их приспособительно—эволюционный смысл для животного мира. [ 10 ] 3. И. П. Павлов предпринял попытку локализовать сам нервный процесс замыкания нервных связей в коре головного мозга у высших животных и человека. При этом он не был категоричным и не исключал специфического участия других отделов мозга в этом процессе. Он писал, что все наши законы всегда более или менее условны и имеют значение только для данного времени, в условиях данной методики, в пределах наличного материала. [ 7 ] 4. И. П. Павлов констатировал наличие в коре головного мозга процесса торможения, чем подкрепил сеченовские идеи о тормозящем влиянии головного мозга. [ 1 ] 5. Было четко сформулировано учение о физиологии анализаторов, под которыми И. П. Павлов, вслед за И. М. Сеченовым, мыслил триединую конструкцию: периферические рецепторы, проводящие пути и мозговые центры вплоть до коры больших полушарий. 6. Были описаны феномены динамики процессов возбуждения и торможения при условно—рефлекторной деятельности. В результате было сформировано представление о коре головного мозга как о мозаике из возбуждений и торможений. [ 8 ] 7. В конце своей творческой жизни И. П. Павлов выдвинул принцип системности в работе коры головного мозга, способной формировать динамический стереотип деятельности, уже в какой—то мере независимый от качества внешних раздражений. [ 3 ] С работами И.П.Павлова связана эпоха в физиологии. И.П.Павлов создал учение о трофической функции нервной системы, выполнил фундаментальные эксперименты по нервной регуляции деятельности органов пищеварения, широко ввел в физиологию хронический эксперимент, обосновал синтетическое направление в физиологии и медицине. Работами в области физиологии нервной системы и высшей нервной деятельности И.П.Павлов развил и расширил рефлекторную теорию, открыл условный рефлекс, разработал правила выработки условных рефлексов, сделал условный рефлекс объективным методом изучения высшей нервной деятельности, создал учение о высшей нервной деятельности, учение о первой и второй сигнальных системах. Работы И.П.Павлова в течение многих лет являлись теоретической основой психиатрии, широко использовались мировой медициной, сохраняют значение и в настоящее время. [ 1 ] Анохин предложил принципиально новые методы изучения условных рефлексов : секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, позволивший П. К. Анохину прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления («заготовленное возбуждение»). Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия». [ 11 ] Выводы по первой главе. Рефлекторная теория и ее положения, которые разрабатывали И. М. Сеченов, И. П. Павлов и развитые Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими учеными-физиологами, в первую очередь считаются основной теорией в советской физиологии, и отдельно отмечаются и в психологии. Положения, о которых мы говорим выше, крепко обосновались в развитии многих исследований, как науки советского периода, так и наших дней. Изучая материал, мы можем себе позволить выделить три основополагающих принципа, которые полностью описывают рефлекторную сущность: 1) принцип материалистического детерминизма; 2) принцип структурности; 3) принцип анализа и синтеза. Если подробно раскрывать смысл данных принципов, то первый принцип описывает нервный процесс в нашем головном мозге, определен действием конкретных раздражителей. Говоря о принципе структурности, стоит сказать, что это отличительные признаки различных отделов нервной системы обусловлены их строением, а их функциональность полностью зависит от изменения разных отделов НС. Можно привести пример одного из самых примитивных животных – гидра, ее высшая нервная деятельность достаточно примитивна и реакция на различные раздражители не разнообразна. Если рассматривать более высоко развитых животных, в частности человека то мы наблюдаем большую вариативность возможных раздражений. Это связано с тем, что у человека в процессе антропогенеза головной мозг достиг определенного уровня развития, что обусловлено его трудовой деятельностью и жизнью в обществе. [13] Описывая принцип анализа и синтеза необходимо сказать в первую очередь о поступлении в ЦНС определенных импульсов, в одних нейронах возникает возбуждение, в других противоположно – торможение. Именно таким образом протекает физиологический анализ. Итогом становится опознавание и отличие конкретных предметов (раздражителей) внешней (и внутренней) среды. Характерной чертой данного принципа можно назвать явление условного принципа. Условный рефлекс в этом случае – система, образованная в один момент раздражения, связывающая два очага возбуждения – временная нервная связь, подобная замыканию. [ 11 ] Глава 2. Рефлекторная дуга. 2.1 Рефлекторная дуга и ее звенья. Безусловные рефлексы - видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. [ 9 ] Примеры безусловных рефлексов: выделение слюны при попадании пищи в рот, одёргивание руки при уколе пальца и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
504 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg