Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте

cool_lady 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости совершенствования процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр для развития быстроты и ловкости. Педагогическая эффективность игры зависит от методики, организаторских способностей руководителя, его умения доходчиво и интересно объяснить игру, умело управлять ее процессом, следить за дозировкой физических нагрузок, быть объективным и внимательным в оценке игровых действий детей. Проблема исследования: какие подвижные игры целесообразно использовать в детском саду для развития быстроты и ловкости у детей? Объект исследования: процесс развития психофизических качеств – быстроты и ловкости – у старших дошкольников на занятиях по физической культуре в детском саду. Предмет исследования: подвижные игры, способствующие развитию быстроты и ловкости у старших дошкольников. Цель исследования: разработать комплекс подвижных игр, направленных на развитие быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: организованная в ДОО работа по развитию быстроты и ловкости у детей 5-6 лет будет успешной, если: разработана и организована серия занятий с использованием разнообразных подвижных игр с привлекательным для детей содержанием, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет; развивающая предметно-пространственная среда обогащена подвижными играми и включены родители в совместную деятельность с ДОО с целью развития быстроты и ловкости у детей. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить возможности подвижных игр в развитии психофизических качеств детей дошкольного возраста. 2. Изучить методику организации и проведения подвижной игры в детском саду. 3. Выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5-6 лет; 4. Разработать и апробировать программу мероприятий по развитию двигательных навыков у детей 5-6 лет с использованием серии занятий с подвижными играми. Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных. 2. Эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент. База исследования: МАДОУ детский сад №135 г. Калининград. Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, из них: 11 мальчиков, 9 девочек в возрасте от 5 до 6 лет. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий с детьми 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Структура работы: работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, списка используемой литературы, приложений.
Введение

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья [4]. Это определяет для дошкольных учреждений новую задачу: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены разные образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Содержание

Введение……………………………………………………….………………….3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ ……...………………….……………………….…….6 1.1. Подвижные игры как средство физического развития дошкольников …..6 1.2.Понятие и значение подвижных игр в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста …………………………….…………………13 1.3. Методика организации и проведения подвижных игр в детском саду…22 Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ ...28 2.1.Организация и этапы опытно-экспериментальной работы: описание выборки и методик исследования……………………...…………………….....28 2.2. Организация и содержание работы по развитию быстроты и ловкости у детей 5-6 лет посредством подвижных игр……………………. ………..…….41 2.3. Выявление динамики в развитии быстроты и ловкости у детей 5-6 лет………………………………………………………………….……………...49 Заключение…………………………..…………………………………….....…61 Список использованной литературы………………………………….…….65 Приложения………………………………………………………………….….71
Список литературы

I. Правовые и иные акты 1. Образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 135 г. Калининграда. 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4. Федеральный № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. закон (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). 5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 II. Научная и учебная литература 6. Абрамова Г.С. Возрастная психология: уч. для студ. ВУЗов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2018. – 672с. 7. Алябьева Е.А. Игры-забавы на участке детского сада / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, 2016. –250 с. 8. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2016. –С.331–332. 9. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М. : Просвещение, 2017. – 96 с. 10. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 240 с. 11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М. : Юрайт, 2016. – 200 с. 12. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2017. – 262 с. 13. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 2017. – Т–1. –С. 230–232. 14. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. - Киев.: Здоровья, 2015. – 168 с. 15. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика, 2017. –№4. – С.10-14. 16. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду, 2017. – №4. –С.29-33. 17. Карасев. А.В.Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 2018. –368 с. 18. Карелова И.И. Комплексное развитие детей. Познавательная, речевая, игровая, социальная деятельность. ФГОС ДО / Под ред. Г.П. Поповой. – М.: Учитель, 2017. – 134 с. 19. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2017. – 138 с. 20. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н.Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2017. –№3. –С.52. 21. Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В.Кособуцкая // Дошкольное воспитание. – 2018. –№12. – 39 с. 22. Лесгафт П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - М. :Юрайт, 2019. –375 с. 23. Образовательная Программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда детский сад № 135. 24. Патрикеев А.Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев, О. Морозова. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2018. –224 с. 25. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 256 с. 26. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие /Э.Я. Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2016. – 368 с. 27. Трифонова Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. Метод. пособие. /Под ред. Е.В. Трифоновой / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.И.Иванкова и др. – СПб.: «Сфера», 2015. – 208 с. 28. Федяева Н.В. Организация игрового пространства в ДОО в контексте ФГОС. Практико-ориентированное пособие. / Н.В. Федяева, Г.А. Белодед. - СПб.: «Детство-Пресс», 2015. –160 с. 29. Филиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. /С.О. Филиппова. - М.: Академия, 2017. – 224 с. 30. Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8. С. 98–102. 31. Фомин Н.А., Фомин В.Е. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физиология и спорт. 2015. – 365 с. 32. Фролова В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 2018. – 200 с. 33. Федорцева М. Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 7. С. 128–133. 34. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников /Т.В. Хабарова. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 112 с. 35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: «Академия», 2015. – 480 с. 36. Чокотов Е.Н., Фадеев О.В. Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности // Молодой ученый. 2016. – № 12. С. 607–609. 37. Шарманова С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика / С.Б. Шарманова. - Челябинск, 2019. – 640 с. 38. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. - М.: Академия, 2017. – 540 с. 39. Шилкова И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / И.К. Шилкова, А.С. Большев. - М.: ГИЦ ВЛАДОС. – 2015. – 375 с. 40. Юрко Г.М. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.М. Юрко, В.П. Спирина. – М.: Знание, 2015. – 248 с. III. Справочные источники 41. Большой энциклопедический словарь. /Под ред. М. Прохорова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норинт, 2015. – 944 с. 42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. : Изд-во «Мир и Образование», 2018. – 736 с. 43. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко / Под ред. Е.Ф. Губского. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 576 с. IV. Интернет- ресурсы и иные электронные источники 44. Андреев В.В. Совершенствование методики развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. / В.В. Андреев, А.В. Фоминых, С.В. Путь. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019, №14(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-razvitiya-bystroty-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah (дата обращения: 11.12.2019). 45. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов [Текст]: учеб. пособие / В.С. Анищенко. – М.: РУДН, 2015. 46. Антонов А.А. Личностные аспекты развития быстроты у дошкольников [Электронный ресурс] //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А, Некрасова, №3, 2018. - С.207-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-aspekty-razvitiya-bystroty-u-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 01.02.2020). 47. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2018. - 244 с. [электронный ресурс] // URL: https://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2000/list/list83.html (Дата обращения: 26.10.2019). 48. Болдырева В.Б. Развитие физических качеств у дошкольников на занятиях ритмической гимнастикой [Электронный ресурс] /В.Б. Болдырева, М.В. Кузьменко, Ю.А. Кейно, М.Ю. Богданов. //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019. Т.24, №181. – С. 104-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fizicheskih-kachestv-u-doshkolnikov-na-zanyatiyah-ritmicheskoy-gimnastikoy (дата обращения: 06.02.2020). 49. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. [Электронный ресурс]. – М.: Мозайка-Синтез, 2018. – URL: https://educ.wikireading.ru/2183 (дата обращения: 21.03.2020). 50. Оконова Н.А. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. №4. 2017. URL:amgpgu.ru›upload/iblock/5ae/okonova_n_a…u_detey… (дата обращения: 07.03.2020). 51. Хисамутдинова Х.М. Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников [электронный ресурс] // "Свидетельство о публикации" URL: https://e.stvospitatel.ru/767185 (Дата обращения: 19.11.2019). 52. Oxford University Press, USA [электронный ресурс]// Child Development in Cultural Context. URL: https://www.virtuallabschool.org/preschool/physical-development/lesson-1 (дата обращения 20.11.2019)
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 1.1. Подвижная игра как средство физического развития дошкольников Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Оздоровительные задачи. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. Воспитательные задачи. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств -- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.[7, с.335]. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.[7] Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме; правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Однако, следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания, поэтому основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела. Особо следует отметить значение подвижных игр в воспитании психофизических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. проявляются естественно. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Подвижная игра усиливается возможностью широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма. Таким образом, подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития. 1.2. Понятие и значение подвижных игр в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста Физическая активность имеет решающее значение для развития детей дошкольного возраста. Учитывая, что дети дошкольного возраста лучше всего учатся, когда они активно участвуют в своей среде, очень важно, чтобы мы предоставили им широкие возможности для изучения окружающей среды, перемещая, касаясь, экспериментируя и манипулируя различными игрушками, предметами и материалами. Исследования показывают, что физическая активность у детей связана с ростом и развитием мозга. [51] Кроме того, физическое благополучие также связано с психическим здоровьем. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов». Это говорит о том, что физическое здоровье фундаментально связано с психическим здоровьем, а также с другими аспектами жизни. [51] Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать с ним. По мнению психологов, деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений один из показателей нервно-психического развития детей. Движение является биологической потребностью в период роста, когда формируются его системы и функции. Поэтому причины полного отсутствия интереса к физическим упражнениям у ребенка могут быть разные: нездоровье, неумение, психологический дискомфорт. Насильное привлечение к занятиям физкультурой в этом случае ничего кроме вреда, не принесет – отрицательное отношение к ним будет только закрепляться. Нужно осторожно и терпеливо, на эмоциональной основе возвращать ребенку данный природой интерес к движению. И начинать это делать необходимо с раннего возраста. По мнению специалистов: Аркиной Е.А., Аксариной Н.М., Гориневского В.В., Кенеман А.В., Менджерицкой Д.В., Флериной Е.А. и ряда психологов Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. и их последователей, игра является основной формой работы, источником бодрости; свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и практических работников. Игровая деятельность у дошкольников является ведущей, однако, важно учитывать основные элементы структуры как материальной, так и духовной деятельности детей: мотивы, побуждающие к деятельности; цели-образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Исследования российских учёных (Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. А., Смирнова А. А., Теплова Б. В. и др.) показали, что на каждой ступени возрастного развития определяется деятельность, которая приобретает ведущее значение в образовании и развитии новых психических процессов и свойств личности индивида. В дошкольном возрасте развитие физических качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Исследования в области физической культуры (Горбачёва Е. Г., Куликова Л. М., Степановой Л. М. и др.) показали, что правильно организованный процесс физического воспитания содействует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Все двигательные действия, которым обучаются дошкольники, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием для построения новых, более сложных двигательных действий. Свобода двигательных действий дошкольника реализуется в подвижных играх. Они являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях, необходимость найти новое решение двигательной задачи. Творческая инициатива проявляется при составлении комбинаций физических упражнений, при-думывании новых правил подвижной игры [17,c.132]. Стремление ребенка к одухотворению предметов и явле¬ний объясняется желанием придать изобража¬емому образу живой характер. Подражатель¬ность и имитация сохраняют свое значение и в старшем дошкольном возрасте, обеспечивая вхождение ребенка в роль, осмысленное вос¬приятие игровой ситуации. Однако старшие дошкольники быстрее извлекают из своего опыта набор способов двигательных дей¬ствий, обеспечивающих наибольший эффект в данной игровой ситуации. Подвижные игры могут быть индивидуальные (одиночными), которые чаше всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в "классики", катание обруча и др.). Однако одним из стимулов игровой деятельности служит потребность в общении, и это стимулирует участников объединяться в группы. Эти коллективные (групповые) и особенно командные подвижные игры имеют особое педагогическое значение. Именно здесь игроки имеют возможность проявить ориентировку, взаимовыручку и взаимопомощь в интересах достижения установленной цели. В них участник, сравнивая себя и товарищей, может правильно определить свой личный статус в группе, возможности своих товарищей. По отдельным подвижным играм и их комплексу проводятся соревнования, в которых могут участвовать дети разного возраста [12,с. 57]. Подвижные игры в ДОУ проводятся с дошкольниками ежедневно. В утренние часы, до завтрака, разумно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого необходимо вынести различные игрушки, помочь детям найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg