Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОЛОГИЯ

Экологическая игра на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста

cool_lady 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Цель исследования: теоретически обосновать условия организации экологической игры на уроках по предмету окружающий мир как средства формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста и разработать методические рекомендации педагогам по теме исследования. Объект исследования: процесс формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: условия организации экологической игры на уроках по предмету окружающий мир как средство формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность процесса формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. 2. Рассмотреть педагогический потенциал уроков по предмету окружающий мир в формировании представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. 3. Охарактеризовать условия организации экологической игры на уроках по предмету окружающий мир как средство формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. 4. Выявить исходный уровень сформированности у детей младшего школьного возраста представлений о правила нравственного поведения в природе. 5. Разработать методические рекомендации педагогам, включающие серию экологических игр, направленных на формирование представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. Методологическая основа исследования: ? Концепция развития универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др.; ? концептуальные положения о сущности нравственного поведения и особенностях его формирования у обучающихся М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, О.В. Защиринская; ? научные взгляды по формированию представлений о правилах нравственного поведения в природе младших школьников К Д. Ушинского, М.М. Рубинштейна, В.Е. Сыркиной, О.И. Никифоровой. М.И. Омороковой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской и др. ? теоретические взгляды и положения об особенностях предмета «окружающий мир» в начальных классах Н.М. Верзилин, С.Н. Глазачев, В.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, П.Г. Иоганзен и др. ? теоретические положения о сущности и методике организации экологических игр в школе Д.Н. Кавтарадзе, B.А. Левин, A.A. Мамонтов, И.С. Матрусов, И.Н. Пономарев, H.A. Рыжова, И.Т. Суравегина и др. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении современных научных исследований о формировании представлений о правилах поведения в природе у детей младшего школьного возраста, обосновании условий организации экологических игр как средства формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных материалов по формированию представлений о правилах нравственного поведения в природе у обучающихся начальной общеобразовательной школы посредством экологической игры в практической деятельности педагогов на уроках по предмету окружающий мир. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, метод математической обработки данных. Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит на первый план воспитание у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта. Стоит обратить внимание на личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Обучающиеся младшего школьного возраста должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Следует отметить, что нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий [5]. Составляющей частью нравственного воспитания является экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В ФГОС начального и основного общего образования неоднократно акцентируется внимание на острой необходимости экологического воспитания для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически-целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся и, «формирование у них готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны как в общем аспекте так и региона в частности» [2]. Для детей младшего школьного возраста свойственно особенное единство знаний и переживаний, которые дают возможность говорить о формировании у них надежных основ ответственного отношения к природе. Следует отметить, что все учебные предметы начальной школы призваны соучаствовать в формировании экологической ответственности детей. Особая роль при этом принадлежит такому предмету, как «Окружающий мир». Кроме того, формированию представлений о нравственном поведении в природе у детей младшего школьного возраста способствует экологическая игра. Посредством приобщения ребенка к окружающему миру, младший школьник познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Одним из залогов успешного развития представлений о нравственном поведении в природе является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в младшем школьном возрасте является игра, которую педагоги рассматривают как важное средство развития экологической направленности личности ребенка. Современными исследователями рассматриваются разные подходы к формированию представлений о правилах нравственного поведения у обучающихся. В.А. Сухомлинский отмечал, что природа непосредственно оказывает большое влияние на моральное развитие детей и является составляющей основы восприятия мира детьми. Он также утверждал, что важно прививать ребенку уважение к природе, ее красоте, рассказывать о негативном влиянии человека на экологию [8]. Теоретические и методические аспекты формирования представлений о правилах нравственного поведения младших школьников были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.И. Самарцева, Л.П. Симоновой, В.А. Минаевой, С.Н. Северена, Т.А. Бабановой, Б.Т. Лихачева и др. Особенности воспитания уважительного и бережного отношения к природе у обучающихся младших классов отражены в работах таких педагогов-исследователей, как: Т.А. Бобылева, Л.Д. Бобылева, А.В. Миронов, А.А. Плешакова, Л.П. Салеева и др. Теоретические положения педагогического проектирования экологических игр разрабатывали: Т. М. Кауда, Н.В.Матяш, И. Д. Чечель. Возможности экологических игр в образовательном пространстве современной школы изучали И. А. Зимняя, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др. Вместе с тем, несмотря на актуальность проблемы формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста педагоги испытывают затруднения в решении поставленных задач. Вышесказанное позволяет констатировать противоречие между необходимостью качественно изменить процесс формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста и недостаточным научно-методическим обоснованием условий организации экологических игр на уроках по предмету окружающий мир как средством решения обозначенной задачи. Выявленное противоречие выводит к формулированию проблемы исследования: «Каковы условия организации экологической игры на уроках по предмету окружающий мир как средства формирования представлений о правилах нравственного поведения у детей младшего школьного возраста?».
Содержание

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста по средствам экологической игры на уроках по предмету окружающий мир 9 1.1. Сущность процесса формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста 9 1.2. Педагогический потенциал уроков по предмету окружающий мир в формировании представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста 18 1.3. Условия организации экологической игры на уроках по предмету окружающий мир как средство формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста 30 Выводы по первой главе 41 Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста по средствам экологической игры на уроках по предмету окружающий мир 42 2.1. Выявление исходного уровня сформированности представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста 42 2.2. Содержание работы, направленной на формирование представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста 49 Выводы по второй главе 54 Заключение 56 Список используемой литературы 58
Список литературы

1. Алексеева, О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе : учеб. пособие / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с. 2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с. 3. Бабакова, Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения : автореф. дис. ... д-pa пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Бабакова; Петрозав. гос. ун-т. - М., 1996. - 35с. 4. Базулина, И. В. Развитие основ экологической культуры обучающихся начальной школы в естественных природных условиях : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Базулина; Ленингр. гос. ун-т. - СПб., 2011. - 23 с. 5. Бегимов, Х. Х. Дидактические основы формирования элементарных знаний по естественным дисциплинам у обучающихся начальных классов : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Х. Х. Бегимов; Таджик. гос. пед. ун-т. - Душанбе, 2010. - 23 с. 6. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с. 7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность : монография / В. А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с. 8. Белянкова, Н. М. Проблемное изучение блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 76-81. 9. Вахрушев, А. А. Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) [Электронный ресурс] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. URL: http://school2100.com/uroki/elementary/ okrmir.php (дата обращения: 01.12.2019). 10. Вахрушева, Л. Н. Развитие познавательного интереса к природе у четвероклассников / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2015. - № 7. - С. 68-74. 11. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1-4 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 68 с. 12. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 5-8 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 70 с. 13. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения : 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с. 14. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы / ред. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1966. - 444 с. 15. Ворновская, Н. И. Формирование познавательных интересов младших школьников (на материале краеведения) : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. И. Ворновская; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2013. - 28 с. 16. Габеева, Л. Н. Педагогические условия формирования самоконтроля у младших школьников / Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - 15. - С. 102-107. 17. Гарифуллина, И. В. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Гарифуллина; Сург. гос. ун-т. - Сургут, 2008. - 20 с. 18. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Е. В. Григорьева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с. 19. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 20. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с. 21. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики : учеб. пособие / под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с. 22. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков // Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: ИД Федоров. - С. 158-181. 23. Добротин, Д. Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира / Д. Ю. Добротин // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 32-37. 24. Донских, Н. В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Донских; Комс.-на-Амуре. гос. пед. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 27 с. 25. Захлебный, А. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 38¬45. 26. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования : научно-популярная литература / И. Д. Зверев. - М.: Знание, 1980. - 96 с. 27. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. А. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14. 28. Квашин, В. А. Обучение естествознанию и формирование системы научных знаний в начальной школе: условия, диагностика, эффективность / В. А. Квашин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2008. - № 31 (69). - С. 393-397. 29. Кевбрин, Б. Ф. Философия познания : учеб. пособие / Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, О. В. Кукушкин. - Саранск: Изд. Саран. кооп. ин-та, 2011. - 60 с. 30. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с. 31. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с. 32. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с. 33. Коменский, Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики» / Я. А. Коменский. - М: Государственное учебно¬педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 93 с. 34. Кривских, О. Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Г. Кривских; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 22 с. 35. Кропочева, Т. Б. Организация предметной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» / Т. Б. Кропочева // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 1. - С. 61-65. 36. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе : учеб. пособие / О. Н. Лазарева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 392 с. 37. Лернер, И. Я. Качества знаний обучающихся. Какими они должны быть? / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. - 48 с. 38. Лысова, О. А. Развитие у младших школьников системы экологических представлений о природе и человеке : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Лысова; Моск. гос. пед. ин-т. - М., 2009. - 24 с. 39. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника : пособ. для учителя / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с. 40. Матвеева, М. М. Дидактические условия формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире в начальной школе : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / М. М. Матвеева; Ульяновск. гос. ун-т. - Ульяновск, 2011. - 362 с. 41. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с. 42. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. // Избранные психологические труды- М. : Педагогика, 1989. - 224 с. 43. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах : учеб. пособие / А. В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с. 44. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования : кн. для учителя / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 166 с. 45. Мулярчик, Н. Н. Окружающий мир: занимательные задания / Н. Н. Мулярчик // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 64-68. 46. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с. 47. Павлович, С. А. Как преподавать начальные знания о неживой природе : метод. руководство для учителей / С. А. Павлович. - М.; Л.: Тип. им. Ворошилова, 1948. - 180 с. 48. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Пастушкова; Мурманс. гос. пед. ун-т. - М., 2009. - 20 с. 49. Петрова, И. И. Проектная деятельность как эффективная форма воспитания экологической культуры младших школьников : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Петрова; Якут. гос. ун-т. - Якутск, 2010. - 25 с. 50. Петросова, Р. А. Естествознание и основы экологии : учеб. пособие / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Страут, Е. К. - М.: Дрофа, 2014. - 303 с. 51. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» : пособие для учителей / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с. 52. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы / О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 304 с. 53. Потапов, И. В. Программа курса «Окружающий мир» / И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин // Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний». - М.: Издательство «Астрель», 2013. - С. 164-196. 54. Райков, Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения / Б. Е. Райков. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. - 488 с. 55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. 56. Руднянская, Е. И. Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику / Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 7. - С. 51-56. 57. Салеева, Л. П. Воспитание бережного отношения к природе в процессе обучения / Л. П. Салеева // Советская педагогика. - 1977. - № 8. - С. 64-67. 58. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. - М.: Академия, 2000. - 160 с. 59. Смирнова. М. С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира / М. С. Смирнова // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 30- 36. 60. Суворова, Е. П. Предметная область «Окружающий мир»: особенности учебника / Е. П. Суворова, Е. А. Купирова // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 52-57. 61. Чудинова, Е. В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 1 класс : пособие для учителя / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. - М: Вита-Пресс, 2015. - 151 с. 62. Шептуховский, М. В. Альтернативные взгляды на методику естествознания / М. В. Шептуховский // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 91-95. 63. Ягодовский, К. П. Вопросы общей методики естествознания / К. П. Ягодовский. - М.: Учпедгиз, 1954. - 273 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста по средствам экологической игры на уроках по предмету окружающий мир 1.1. Сущность процесса формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста Значимым периодом нравственного развития является младший школьный возраст. Анализ теоретических работ по проблеме нравственного воспитания в младшем школьном возрасте позволяет говорить о важности учета индивидуальных особенностей поведения и характера обучающихся при организации системы нравственного воспитания. Программы поведения представлены с многообразием знаний, норм, навыков, традиций, научения, идеалов, образцов общения, а также деятельности, идей, целей, ценностных ориентаций. Они образуют исторически накапливаемый социальный опыт поведения, который хранится в общественном сознании и передается от поколения к поколению [32]. Вопросы совершенствования поведения людей, научению их высокой культуре и достойным манерам посредством воспитания стояли перед человечеством всегда, были в центре внимания всех религий, мировоззрений и философских школ, и течений: от язычества (политеизма) и иудаизма до современных этических воззрений и программ воспитания, включая научные и ненаучные, частные, общественные или государственные, светские и церковные (религиозные, сектантские), и т.д. По мере роста общественного сознания, а также развития и укрепления, государственных воспитательно-образовательных структур, ответственность за воспитание населения в течение последних двух-трех веков стала постепенно переходить к государственным органам воспитания и образования, внося в поведение граждан все больше светскости и общественной полезности. В разные времена было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных «сословий»). Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало...», изданная еще при Петре l [6]. В настоящее время педагогическая теория опирается на богатый опыт педагогики, в котором большая роль принадлежит таким педагогам как Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Они уделяют внимание воспитанию нравственного поведения у подрастающего поколения. Перед детьми выдвигалось требование вести себя определенным образом, но при этом педагоги недостаточно обращали внимание на воспитание у детей сознательной потребности в культурном поведении, не рассматривали влияния положительного поведения на внутренний мир человека, на развитие человеческих взаимоотношений. Воспитание подрастающего поколения было ориентировано на освоение норм [20, с. 112]. Я.А. Коменский утверждал: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл» [33, с. 48]. К.П. Ягодовский подчеркивал, что искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически [63, с. 101]. В.А. Беликов подчеркивает «Мы должны построить общество, где ценятся честь и достоинство каждого человека, где присутствует высокая мораль, этические и эстетические стандарты, духовные ценности. Все это возможно только через достижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность» [7, с. 108]. Другим важным условием, на которое указывает Л.П. Салеева [57], является общий климат в коллективе детей, стиль отношений между педагогами и детьми, а также между самими детьми. Иными словами, подчеркивается то, что важен не только коллектив в целом, но и каждая личность в нем, так как воспитание положительного поведения возможно лишь на эмоциональной и этической основе. В воспитании нравственного поведения несомненный интерес представляют исследования И.П. Подластого о психологии отношений человека, так как психическое отношение выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую характер деятельности, поведения и отдельных поступков, что особенно остро проявляется в младшем возрасте. Именно поэтому важно опираться на позитивное отношение ребенка к взрослому человеку, к самому себе, к осваиваемому поведенческому правилу. Большую роль в воспитании нравственного поведения играют не только отношения ребенка к людям, но и стремление познать правила, и применять эти правила в своей практике. В настоящий момент воспитание нравственного человека остается одной из главных задач общества. Так, по мнению В.С. Безруковой «Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога создание культурной среды развития личности ребенка» [6, с. 314]. Л.Н. Габеева говорит, что «...воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [16, с. 102]. «Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека» [2, с. 16]. Составной часть нравственного воспитания является экологическое воспитание. О.А. Лысова определяет экологическое воспитание как «развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе» [38, с. 12]. Экологическое воспитание школьников – это комплекс мер, направленный на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы. Экологическое воспитание – формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности. Перед учителями стоят следующие задачи: ? понимание современных проблем окружающей среды; ? развитие критического отношения у обучающихся к результатам деятельности человека; ? умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды. В решении этих задач следует выделить принципы экологического воспитания: ? принцип единства окружающей среды, формирующий у детей осознание целостности окружающего мира; ? принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира; ? принцип непрерывности, дающий возможность использовать любой возрастной период; ? принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, содействующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность; ? принцип направленности, содействующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой. И.В. Гарифуллина утверждает, что «...в целевой установке экологического воспитания отмечена такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической воспитанности» [17, с. 10]. Одним из важных направлений, связанных с экологическим воспитанием на современном этапе, является освоение правил нравственного поведения в природе подрастающего поколения. По мнению многих ученых оно является той областью педагогической науки и практики, которая «будет все больше и больше влиять на развитие общества» [13, с. 80]. Анализ современных подходов к рассмотрению проблем освоения младшими школьниками правил нравственного поведения в природе показывает, что исследование их идет по пути углубления представлений о сущности экологических процессов. Признание междисциплинарной, системообразующей роли освоения правил нравственного поведения в природе определяет новую образовательную парадигму. Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится освоения правил нравственного поведения в природе, где под освоением правил в широком смысле слова понимается образование, развитие и воспитание. Сущность освоения правил нравственного поведения заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ни чем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека [37]. В таких условиях особую важность приобретает освоение правил нравственного поведения в природе, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению О.Г. Кривских воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы [34, с. 15]. Как уже было отмечено ранее, особое место в системе непрерывного освоения правил нравственного поведения в природе младшими школьниками занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. В связи с этим Б.Е. Райков подразумевает под освоением правил нравственного поведения в природе «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» [54, с. 211]. Сущность освоения правил нравственного поведения в природе, как интегрального качества личности, проявляется в умения объективно оценивать факты и явления экологической действительности; разнообразии отношений к экологической действительности, проявляющихся в деятельностном подходе, направленном на активное участие младших школьников в социопозитивной экологической деятельности. Для того, что охарактеризовать особенности представлений о правилах нравственного поведения в природе, остановимся подробнее на самом понятии – представление в психологии. Представление, согласно С.Д. Дерябко, это «образы предметов, сцен, событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения» [20, с. 211]. Автор подчеркивает, что их возникновение не связано с наличием предмета и его воздействием на органы чувств, сигналами к появлению образа представления являются слово, чувство, неосознаваемый образ. Полученные на основе чувственного опыта личностные представления младших школьников объективируются, становятся понятным для нас через словесное описание, графическое изображение и связанное с ним поведение. Отдельными характеристиками образа представлений являются неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость, бледность в сравнении с образом восприятия. О представлении как об обобщенном отражении действительности, сохраняющем существенные для человека особенности мира, говорит Н.Н. Мулярчик [45], выделяя их адекватный (точный, ясный, полный) и неадекватный (не соответствующий действительности, размытый, фрагментарный) характер. Отметим, процесс развития представлений имеет свои особенности в онтогенезе. Согласно исследованиям М.И. Лисиной, Т.А.Репиной, Т.В. Сенько, О.В. Нифонтовой, представления детей младшего школьного возраста, во-первых, носят сугубо конкретный, наглядный (видимый), «механистический» характер и связаны со словами, находящимися в языковой компетенции ребенка. Во-вторых, воспринимая окружающий мир по аналогии с собой, дети младшего школьного возраста склонны приписывать признаки живого – неживому. В-третьих, обобщение представлений о правилах нравственного поведения в природе дети производят по несущественным признакам, не достаточно их дифференцируя. Следовательно, представления о правилах нравственного поведения в природе – это уровень восприятия младшими школьниками природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Эффективная реализация функции освоения правил нравственного поведения в природе ведет к формированию у школьников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой [30]. Неотъемлемым компонентом экологической культуры исследователи называют деятельность в природной среде, в которой закрепляются способы, умения, навыки экологически ориентированного взаимодействия с ней. Объективной основой деятельности в природе являются законы природы и нравственные нормы поведения. Овладевая системой отношений с миром природы, осваивая и впервые применяя в поведении правила и нормы взаимодействия с природными объектами, ребенок приобретает элементы экологической воспитанности и образованности личности. Становление экологической культуры означает, что выработанные обществом нормы отношения к природе и необходимость следования им в собственном поведении приобретают ценность для ребенка. Это происходит в том случае, если он не просто познает правила отношения к природе, а осознает их необходимость на основе особым образом сконструированной системы знаний, которая имеет статус убеждений, и переживает значимость их соблюдения, принимает их как личностно значимые. Благодаря этому освоенные ценности экологической культуры преобразуются в ценностное отношение ребенка к природным объектам, выражающее важнейшую составляющую его экологической культуры. Таким образом, можно представить сформированность представлений о правилах нравственного поведения в природе младшего школьника как результат преобразования осваиваемых школьником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе, и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. Технология формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе детей разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач, направленных на осознание детьми на доступном уровне ведущих идей экологического образования и превращения их в убеждения, служащие регуляторами любой деятельности. Освоение правил нравственного поведения в природе младшими школьниками это не набор частных свойств личности, а согласованность между знаниями об окружающем мире, системой нравственных ценностей, потребностями и привычками экологического поведения, активной практической деятельностью по охране окружающей среды. Таким образом, цель экологического воспитания – ответственное отношение к природной среде. Это сложное комплексное воспитание, поэтому один учебный предмет, формирующий по большей части естественно-научные знания, включая и знания по биологической экологии (естествознание), совладать с формированием многогранных отношений младших школьников к социальной и природной среде не может. Освоение правил нравственного поведения в природе младшего школьника – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Воспитательным аспектом в формировании представлений о правилах нравственного поведения в природе является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Оптимальные возможности для формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста представляет предмет «Окружающий мир», о котором речь пойдет далее. ? 1.2. Педагогический потенциал уроков по предмету окружающий мир в формировании представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста Прежде чем перейдем к раскрытию педагогического потенциала уроков по предмету окружающий мир в формировании представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста, отметим, что освоение правил нравственного поведения в природе младших школьников проходит через ряд этапов и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка. Цель освоения правил нравственного поведения в природе - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Содержание освоения правил нравственного поведения в природе включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Формирование ориентировочной основы правил нравственного поведения в природе детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы как основы жизни, своей роли в природе, меры ответственности за жизнь в конкретном местности и на планете в целом. Чрезвычайно важное значение для формирования правил нравственного поведения в природе имеет проблема мировосприятия. Она подразумевает развитие у детей определенной системы представлений и понятий. Освоение правил нравственного поведения в природе младшими школьниками осуществляется в результате целенаправленного обучения. Обучающиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на духовно-нравственное развитие школьников, воспитание граждан России в условиях конфессионального и культурного многообразия нашего общества. В ходе его изучения младшие школьники получают практико-ориентированные знания о природе, человеке, обществе, они учатся устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире [11, с. 12]. Изучение предмета позволит школьникам освоить основы адекватного культуро и природосообразного поведения в окружающей социальной и природной среде. Проблема формирования знаний, умений становится особенно актуальной в связи с необходимостью для обучающихся адаптироваться к современному темпу обновления знаний, что требует самостоятельности школьников и значимости приобретения не столько самих знаний, сколько способов и приёмов добывания знаний, умения применять их в практике. На уроках окружающего мира используются активные формы обучения: работа в парах, группах, также проводятся экологические минутки, интеллектуальные игры, все это приводило к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности моих детей и их экологической грамотности. На всех уроках окружающего мира красной линией выделяются четыре главных направления природы: природа – источник доброты, познания, красоты и богатства. Каждый урок – это разбор какой-либо экологической ситуации. Еще И.М. Сеченов считал, что прирожденное и «крайне драгоценное» качество нервно-психической организации ребенка – безотчетное влечении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов это качество именовал рефлексом «что такое?», под воздействием него ребенок открывает качества предметов, природных объектов и устанавливает для себя связи между ними. Почему конкретно природе отводится такая особенная роль в формировании личности ребенка? Потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как сделает самостоятельные шаги и произнесет свои первые слова. У детей рано проявляется рвение к функциональному познанию природы, которая притягательна для него благодаря собственному красочному, непрерывно изменяющему миру. Исследовательские проекты нацелены на творческую энергичность детей, на экспериментальный характер, а в том же духе ориентированы на углубление и закрепление имеющихся познаний, умений и навыков обучающихся. Дети работают без помощи других, все изучают сами, что соединено с выбранной темой. Задача учителя – делать обязанности консультанта, помогать тем, кому необходима помощь. Формирование правил нравственного поведения в природе способствует подведению обучающихся к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. В процессе обучения в начальной школе учитель знакомит детей с основными знаниями о природе, её защите и охране. Именно на данном этапе жизни и определяются отношения детей к природе. Как они будут взаимодействовать с природой, защищать или разрушать. Если ребёнок поймет, что природа является основой жизни и красоты человека, полюбит её за всё, что она нам даёт, то и отношение его к природе будет самым положительным и благоприятным. Появится смысл её защищать, а не брать всё без возврата [60, с. 52]. Поэтому мы можем сказать, что начальная школа является первым и самым важным этапом развития экологической культуры у ребёнка. Всё это происходит при взаимодействии чувственных и рациональных переживаний, которые должен вызывать учитель у учеников при изучении экологии региона, страны и вообще в целом. Учёные-педагоги считают, что правила нравственного поведения в природе учеников должны быть сформированы в том числе на практическом восприятии. Если ребёнок будет делать скворечники, то он начнёт понимать, что птиц необходимо защищать. Если ученик выйдет на субботник, то он поймёт, что природу необходимо очищать. Но все практические занятия, конечно, должны быть подкреплены и теоретическим материалом. Также необходимо на уроках использовать системность. Например, если обучающие изучают реки Ханты-Мансийского автономного округа, то необходимо показать их на карте, покажите иллюстрации. И периодически возвращаться к этой теме. Ведь только повторяя, младший школьник может запомнить необходимую и самую важную информацию. Раскроем педагогический потенциал уроков по предмету окружающий мир в формировании представлений о правилах нравственного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. А.А. Плешаков разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом «Природа и мы». Этот раздел служит связующим звеном между курсами «Ознакомление с окружающим миром» (1-2 классы) и «Природоведение» (3-4 классы). Самой важной темой в этих курсах является взаимодействие человека и природы. Причем, в первом и втором классах эта проблема рассматривается конструктивно, т.е. даются основные понятия и термины, обсуждается экологическая обстановка во всем мире. В третьем и четвертом классах тема открывается уже в полной мере. Используются термины, изученные ранее, ученикам предлагается изучить экологическую обстановку уже нашей страны и региона. 1. Тема «Природа и мы» открывает курс 3 класса. Данная тема помогает вспомнить всё изученное в первом и втором классах, обобщить полученные ранее знания. Также расширяются их знания о взаимодействии человека и природы. В учебник третьего класса включено пять разделов: «Природа и мы» (о нем говорилось ранее), «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье» и завершающий раздел «Что такое экология». 2. В курсе четвертого класса формирование представлений о правилах нравственного поведения в природе также остаётся на первом месте. Формируются правила и методы защиты природы. И ученики могут с лёгкостью ответить на вопрос: Для чего мы защищаем природу нашего региона? Но в данном классе изучается также и географическое расположение основных природных объектов России. Ученики должны уметь искать и на карте и характеризовать по плану экологической характеристики. В учебник включены разделы: «Мы - жители Земли»; «Сохраним природу России» (здесь идет знакомство с важнейшими равнинами, горами, изучаются природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие «природное равновесие»); «Сбережем природу родного края» и заключает учебник раздел «Планета загадок» (аналогичен разделу «Что такое экология» /3 класс/). В связи с актуальностью формирования представлений о правилах нравственного поведения в природе в наши дни учебник «Окружающий мир», разработанный А.А. Плешаковым является своевременным. На данный момент времени многие педагоги работают над проблемой взаимосвязи экологического и нравственного воспитания учеников младших классов. Каждый учитель делает это по своему плану. Но, главное - результат. Если у учеников будут сформированы представления о правилах нравственного
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экология, 89 страниц
1850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg