Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

cool_lady 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Цель: изучить особенности произвольного внимания и обосновать направление, формы и методы коррекции у младших школьников с ЗПР. Объект исследования: познавательная сфера у младших школьников с ЗПР. Предмет исследования: изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Задачи исследования: 1. На основе анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования. 2. Изучить методы диагностики и определить методологическикие подходы к коррекции произвольного внимания у младших школьников с ЗПР. Методы исследования: теоретическое изучение литературы по проблеме исследования. Теоретическая значимость: определяется возможностью расширения знаний по проблеме произвольного внимания у младших школьников с ЗПР. Этапы работы: 1.Аналитический выбор темы, подбор литературы по проблеме исследования, определить теоретическую значимость: тема, объект, задачи исследования. 2. Заключительно обобщающий этап: систематизировались и обобщались результаты работы, уточнялись теоретические выводы. Структура работы: курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы в количестве 30 источников.
Введение

В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед психологической наукой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. В работе с младшими школьниками чрезвычайно актуальной является проблема внимания [8.с 32]. Переход к школьному обучению предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых базисное положение занимает произвольное внимание, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся младших школьников и представляют особо острую проблему у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием их успешного развития в процессе обучения и воспитания. Проблема изучения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития остается наиболее актуальной и недостаточно изученной, так как она является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. Несмотря на большое число работ, которые посвещены исследованию внимания и особенностям его развития в разные периоды детства, проблема развития внимания у младших школьников с ЗПР остаеться до конца не изученной. До настоящего времени до конца не изучены особенности произвольного внимания детей с ЗПР, изучение этих особенностей представляет важнейшую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР, в частности, для разработки эффективных психолого-педагогических технологий коррекции нарушений развития произвольного внимания, а также других высших психических функций у этих детей. ЗПР проявляется: в ограниченности представления, в пониженном общем запасе знаний, в малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой усталости в интеллектуальной деятельности. Дети с замедленным психическим развитием достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны при использовании помощи [2, с.34]. При этом в одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, а нарушения в интеллектуальной сфере выражены не значительно резко, в других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. Большинство детей с ЗПР характеризуются поверхностным произвольным вниманием. От того как развито внимание и как oрганизован младший школьник будут зависеть качествo и успешность усвоения и понимания учебного материала, внимание является частью всех высших психических функций. Внимательный ученик успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный, поэтому не представляется возможным разбирать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех видов внимания.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ЗПР…………..6 1.1 Проблема изучения внимания в психологии...……………………....6 1.2 Развитие внимания в младшем школьном возрасте……………..…11 1.3 Особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР…………………………………………………………………….…...14 Выводы по главе 1…………………………………………..…….….…...18 ГЛАВА П ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР…………………………...….…20 2.1 Методики, направленные на определение произвольного внимания у младших школьников с ЗПР………………………………………....…20 2.2 Подходы и методы коррекции произвольного внимания у младших школьников с ЗПР……………………………………………..24 Выводы по главе 2………………………………………………………...28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………..………...….30 ЛИТЕРАТУРА…………….…................................................................…31 Приложение ………………………………………………………............34
Список литературы

1.Астапов В.М. Дети с нарушением развития. М., 2011-224 с. 2.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения/ Ред. Е.Д. Хомская. - М., 1995.-320 с. 3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии - 1966.-№ 6.-178с. 4.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2015.-132с. 5.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2013.-347с. 6.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении у ребенка. СПб., 2017.-128с. 7.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 2011.-268с. 8.Кикоин Е.И. Младший школьник. Возможности изучения и развития внимания. М., 2014Ю.-284с. 9.Непомнящая Н.С. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 2013.-160с. 10.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 2016.-142с. 11.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-80с. 12.Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М., 2014.-85С. 13Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 2016. 256 с. 14.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 2015.-291С. 14. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. - М.: Знание, 2017-44с. 9. 15.Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова - М. - 2008. - 512с. 16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций // Ю.Б. Гиппенрейтер – М «ЧеРо», - 2015.-336с. 17. Кулагина И.А. Возрастная психология // И.А. Кулагина - М. - 2010. -196 с. 18. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенок / под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, - 2008.-512с. 19.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 243с. 20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // С.Л. Рубинштейн – Питер. - 2015. -500 с. 21. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. - М. - 2014.-256с. 22. Степанов В.Г. Психология трудных школьников // В.Г. Степанов - М. - 2004. -560 с. 23. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология // Д. И.Фельдштейн - М.: Воронеж. - 2012. - 256 с. 24. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) // Н.И. Чуприкова - М.; Воронеж, 2013. - 125 с. 25. Эльконин Д.Б. Детская психология// Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, - 2007. - 318 с. 26. Диагностика и коррекция задержки психического развития. / Под. Ред.С.Г.Шевченко. М.:Аркти. 2001. 222 С. 27. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова - М. - 2013. - 512 с. 28. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания // Т.Н. Волкова – М. - 2008. -240 с 29. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ.ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. – Минск: Вышейш. шк., 2012.- 175с. 30. Возрастная и психологическая психология / Под ред. Петровского А.В.- М.: Просвещение, 2011. -С. 6-99.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ЗПР 1.1. Проблема изучения внимания в психологии. Поток информации, расширение человеческих контактов при общении, развитие культуры, стремительный рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, которые необходимы для жизни младшим школьникам. Дети, которые начинают обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности либо недоразвития своего внимания. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. Гербарт, Н. Ф. Добрынин, Л. Н. Леонтьев, Дж. Миль, Т.А. Рибо, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Урунтаева и многие другие, развивать и совершенствовать внимание очень важно, как учить письму, счету, чтению. Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической литературе. Одну из известных психологических теорий внимания предложил Т.А.Рибо, он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т.А.Рибо находил особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецелo зависит от аффективных состояний [26, с.31]. Состояние внимания всегда сопрoвождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями физического и физиологического состояния организма [5, с.34]. Имея это в виду, концепцию Т.АРибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций, интеллектуальное внимание, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела [23, с.35]. Состояния сосредоточенности внимания также сопровождаются движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое услoвие поддержания внимания на должном урoвне. Двигательный эффект внимания, по мнению Т.А. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы черты мoторнoй теории внимания, предложенной Т.А. Рибо. Существует еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки, по мнению Д.Н. Узнадзе, она напрямую связана с вниманием. Внутренне она выражает собой состояние внимания человека, этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки в теории Д. Н. Узнадзе также будет связанo понятие объективации. Данная установка в теории трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда и название - «объективация»)[15,с 32].Довольно интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин, основные положения этой теории являются следующими: внимание это одно из моментов ориентировочно-исследовательскoй деятельности и представляет собой психологическое действие, которое направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием[22,с.53]. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым, в отличие от действий, которые направлены на производство определенного продукта, деятельнoсть контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата; внимание как непосредственный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению; во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, то есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу; с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольнoго и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. С.Л. Рубинштейн, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно- «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект». По мнению С.Л. Рубинштейна, вo внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету [27, с.42]. Он полагал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту, а изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым». Подчеркивая активность субъекта, которая проявляется во внимании, Рубинштейн утверждал, что причины внимания лежат не только в субъекте, но и в объекте, а также то, что внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Взгляды, близкие к этим, высказывал H.H. Добрынин, он посвятил всю свою жизнь исследованиям внимания, которое считал формой проявления активности личности. Добрынин полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Под направленностью он понимал выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью-углубление в данную деятельность и отстранение от всякой другой деятельности [18, с. 39]. Следующий подход к психологическим исследованиям внимания в отечественной психологии связан с развитием идеи уровневой организации деятельности. Ю.Б. Гиппенрейтер, анализируя работы А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что природа внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности. Она считала, что нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства, что внимание есть феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности.Здесь, во-первых, подчеркивается эффекторная природа внимания (внимание-лишь отражение в сознании внутренней работы по организации деятельности),а во-вторых, указывается на то, что деятельность имеет несколько уровней организации, и внимание связывается лишь с ведущим уровнем этой организации. Таким образом, проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги. Проблема и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической литературе: Т.А.Рибо, считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или же усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, двигательный эффект внимания, по мнению Т.А. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. С понятием установки в теории Д. Н. Узнадзе также связано понятие объективации. П.Я. Гальперин считал: внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, которое направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием [22,с.53]. С.Л. Рубинштейн, полагал, что внимание не имеет собственного содержания, Взгляды, близкие к теории С.Л.Рубинштейна высказывал H.H. Добрынин. Ю.Б. Гиппенрейтер, считала, что нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства,внимание есть феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности. Вполне oчевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. 1.2. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - период впитывания, усвоения, накопления знаний. Данный возраст характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. Внимание-это важный психический процесс, продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение поставленной цели. Развитие внимания в младшем школьном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Ребёнок, поступая в школу, переходит на новую ступень системы отношений между людьми: у него появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. [30, с. 26]. По утверждениям П.П. Блонского чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного возраста, нужно понять то, что характерно для их высшей нервной деятельности. По мнению же Т.Д. Марцинковской прoцессы возбуждения и торможения в коре полушарий меняются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легким переключением и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Обучение ребенка в школе и сам процесс получения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, которое развивается в них, главным образом, на почве возникающих интересов, в частности, интереса к учебным занятиям. По словам В.В. Зеньковского интерес к учебной деятельности у младших школьников изначально носит диффузный характер, распространен на все, что связано с обучением. В первые месяцы пребывания в школе детей интересуют не столько знания, сколько весь комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности. В дальнейшем обучении интересы у младших школьников начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этой особенностью дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются невнимательностью при других видах занятий. У младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит oт материала, его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка, несмотря на то, что у младшего школьника лучше всего развито непроизвольное внимание, первые годы учёбы – главный период формирования и произвольной составляющей внимания. Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника. Однако, наличие различных обязанностей ученика, а также требований учителя, влияние школьного коллектива, все обстоятельства школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания. В каждой учебной деятельности не всё интересно для ученика, ребёнок младшего школьного возраста часто побуждён произвольно сосредоточиться на предмете в силу чувства долга, либо опосредованного интереса к работе. Пoсле ряда усилий, произвольное внимание у младшего школьника переходит в особый вид непроизвольного, а именно-в послепроизвольное внимание[22, с.53]. Важное место в учебной деятельности младших школьников, занимает и обычное внимание, когда ученику удается сосредоточиться на неинтересной работе так как он не один раз занимался аналогичной делом. Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей при овладении знаниями. У детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание, они трудно сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала. Познавательная активность младшего школьника, которая направленна на обследование среды, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не пропадет интерес. [20, с.14]. Младший школьник в определенной степени может и сам планировать свою деятельность, планирование, организует внимание ребенка. Несмотря та то, что дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает, младшим школьниками сложно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, которая требует значительного умственного напряжения. Одной из важнейших задач для психолога является развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста способны удерживать свое внимание на интеллектуальных задачах, но для этого требуется определенное усилие воли и организация высокой мотивации. Внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением, неразвитым переключением. [22, с.68]. У детей этого возраста преобладает непроизвольное внимание. Таким образом, младший школьный возраст -это период впитывания, усвоения и накопления знаний. Внимание - важный психический процесс, он является условием эффективного осуществления любой деятельности детей. Изучением внимания занимались и занимаются различные учёные. В младшем школьном возрасте формируются многие познавательные процессы, в частности и внимание, можно выделить следующие особенности внимания в младшем школьном возрасте: имеет небольшой объём; неустойчиво; преобладает непроизвольное внимание; нет возможности выполнять определённые операции одновременно, например слушать и записывать информацию, дети упускают важные моменты в обучении. Одной из важнейших задач для психолога является развитие произвольного внимания у детей. 1.3. Особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР. Свыше половины незначительных отклонений в умственном развитии у детей квалифицируются психологами и педагогами как «задержка психического развития». Понятие «ЗПР» является психолого-педагогическим. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка, термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия обучения. Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в будущем, ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста [13, с.42]. При задержке психического развития недостаточный уровень внимания является одной из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. К особенностям внимания у детей с ЗПР можно отнести: неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности и обуславливает трудности в выполнении заданий, которые требуют постоянного контроля, данная неустойчивость свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок активно работает в течение 5-15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы,3-7 мин, «отдыхает», накапливает свои силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, и занимается посторонними делами, после восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.; Следующая особенность: сниженная концентрация внимания, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, отмечается быстрая утомляемость [18, с.33]. Данная особенность будет указывать на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;Так же к особенностям можно отнести снижение объема внимания, ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом; У детей с ЗПР отмечается снижение избирательности внимания, ребенок как бы окутан раздражителями, это затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей, снижено распределение внимания: ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения[12,с.59]. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности с переключением внимания с одного вида или другого способа деятельности на другой, при отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию эта особенность имеет название «прилипание внимания». Недостатки произвольного внимания-одна из существенных характеристик познавательной деятельности при задержке психического развития (ЗПР), составляющей, в свою очередь, основное ядро неуспеваемости младших школьников [15, с.48]. И так, если сравнивать детей младшего школьного возраста, у которых в данном возрасте внимание недостаточно устойчиво; преобладает непроизвольное внимание; внимание имеет небольшой объём; нет возможности выполнять определённые операции одновременно, например слушать и рисовать, дети упускают важные моменты в обучении, отличия по таким свойствам произвольного внимания заключаются в следующем: у детей с ЗПР наиболее выражено произвольное внимание над непроизвольным по сравнению с младшими школьниками у которых нет ЗПР, снижена концентрация внимания, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, отмечается быстрая утомляемость, снижен объем внимания, ребенок с ЗПР удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот объём, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, у ребёнка с замедленным психическим развитием затруднено восприятие ситуации в целом; отмечается сниженная избирательность внимания, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей; снижено распределение внимания- ребёнок данной группы не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения; у детей с ЗПР имеется так называемое «прилипание внимания», оно выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; а так же отмечается повышенная отвлекаемость по сравнению с младшими школьниками у которых не отмечается задержки в психическом развитии. Выводы по главе 1 пониженный Работая над первой проблема главой, был проведен эмоциональную теоретический некоторых обзор по данной склонностью теме, следует изучена проблема бурным исследования нарушения произвольного внимания у психические детей вечеру младшего школьного ростов возраста с признания задержкой психического любое развития. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги. Проблема и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической литературе, Т.А.Рибо, считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, по мнению П.Я. Гальперина: внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляет собой психологическое действие, которое направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием[22.с 53]. С.Л. Рубинштейн, полагал, что внимание не имеет собственного содержания, взгляды, близкие к теории С.Л.Рубинштейна высказывал H.H. Добрынин. Ю.Б. Гиппенрейтер, считала, что нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства, внимание есть феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности. Младший школьный возраст-это период впитывания, усвоения, накопления знаний. Внимание-важный психический процесс, стоит выделить следующие особенности внимания в младшем школьном возрасте: внимание недостаточно устойчиво; преобладает непроизвольное внимание; внимание имеет небольшой объём, нет возможности выполнять определённые операции одновременно, например слушать и рисовать, дети упускают важные моменты в обучении. Если сравнивать детей младшего школьного возраста и детей с ЗПР, то у младших школьников с ЗПР наиболее выражено произвольное внимание над непроизвольным по сравнению с нормой, снижена концентрация внимания, которая будет выражаться в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, отмечается быстрая утомляемость, снижен объем внимания, ребенок с ЗПР удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот объём, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, у ребёнка с замедленным психическим развитием затруднено восприятие ситуации в целом, отмечается сниженная избирательность внимания, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей; снижено распределение внимания- ребёнок данной группы не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения; у детей с ЗПР имеется так называемое «прилипание внимания», оно выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; а так же отмечается повышенная отвлекаемость по сравнению с младшими школьниками у которых не отмечается задержки в психическом развитии. ГЛАВА П ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 2.1 Методики, направленные на определение произвольного внимания у младших школьников с ЗПР. В этом разделе приводится обзор нескольких методик по выявлению особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Среди создателей методик, направленных на определение произвольного внимания, следует отметить немецкого психиатра и психотерапевта Вальтера Шульте (1910-1972); швейцарского психолога Андре Рея (1906-1965); французского психолога Бенджамина Б. Бурдона (1860-1943). Методы диагностики внимания у младших школьников предназначаются для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как концентрация, распределение, устойчивость и объем. Для диагностики данных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключении обследования ребенка по данным методикам, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития произвольного внимания младшего школьника [8, с.23]. Были изучены методики диагностики внимания для детей младшего школьного возраста, такие, как: «Таблицы Шульте» данная методика была создана немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте, целью данной методики будет являться определение устойчивости внимания и динамики работоспособности (см. приложение1); Таблицы Шульте это такие таблицы со случайно расположенными числами (реже буквами). Размер таблиц составляет 5 ? 5 элементов, включает шкалы: эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в них беспорядочно вписаны числа от 1 до 25. Таблицы используются для обследования лиц разных возрастов. «Проба переплетенных линий Рея» данная методика была создана швейцарским психологом Андре Реем в 1958 году, а в 1980 году данная методика была модифицирована К.К. Платоновым в данной модификации эта методика используется в настоящее время, целью данной методики является определение концентрации внимания (см. приложение 2); Методика «Перепутанные (переплетённые) линии» является традиционным, надёжным средством изучения концентрации и устойчивости внимания детей и подростков. К преимуществам данной методики можно отнести её быстроту проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, лёгкость обработки результатов. Ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями, начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Младшему школьнику следует проследить все линии глазами по порядку, без помощи рук, и найти конец каждой линии, при этом вслух называть номер начала линии и ее конца.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg