Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Работа с семьей по развитию основных видов движения, у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна

cool_lady 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Цель исследования: коррекционно-психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна по развитию двигательной активности. Объект исследования: процесс развития двигательной активности у детей с синдромом Дауна Предмет исследования: условия и методы организации режима двигательной активности дошкольников с синдромом Дауна. Задачи работы: 1. Изучить понятие основных видов движений в психолого-педагогической и специальной литературе. 2. Рассмотреть особенности развития основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста в норме и с синдромом Дауна. 3. Описать содержание взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна. 4. Изучить состояние развития основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна. 5. Описать содержание работы с семьей по развитию основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна
Введение

Сегодня доказано, что одним из главных компонентов, который характеризует физическое совершенство организма, уровень развития двигательных функций, что реализуется в разнообразной моторной деятельности. С ней связаны все движения. Патология двигательного аппарата или недостатки в развитии моторики ограничивают возможности человека в повседневной жизни, выборе профессии, негативно влияют на ее здоровье и психофизическое развитие. Оптимальная двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора развитию организма ребенка, является необходимым условием становления и формирования ребенка как биологического существа и социального субъекта. Двигательная функция проявляется в управлении ребенком своей моторикой. Она обеспечивает двигательную деятельность, без которой невозможна полноценная жизнь детей и их нормальное развитие. К ее компонентам можно отнести умения и навыки в разнообразных видах движений, а также уровень развития физических качеств дошкольника. Научные исследования свидетельствуют, что у детей с синдромом Дауна замедленное развитие познавательных процессов, мелкой моторики и речи. Они заметно отстают от сверстников в физическом развитии. Сегодня проблема социальной реабилитации детей с синдромом Дауна становится все более актуальной, ведь число таких детей имеет стойкую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа детей с вышеуказанным диагнозом следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий планомерных социальных решений. Современные требования к изучению психомоторики постепенно очерчены в исследованиях известных психологов: А. Валлона, В. В. Давыдова, Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко, Е. П. Ильина, В. В. Клименко, О. Р. Лурии, В. П. Озерова, К. К. Платонова, Н. А. Розе, Е. М. Суркова и др. В научный оборот понятие «психомоторика» ввел И. М. Сеченов и описал в труде «Рефлексы головного мозга». Ученый считал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом, а мышечное движение является первичным элементом деятельности человека. Несколько позже известный психолог К. К. Платонов (1972) написал о том, что психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 4 1.1. Понятие основных видов движений в психолого-педагогической и специальной литературе 4 1.2. Особенности развития основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста в норме и с синдромом Дауна 7 2. Теоретические вопросы изучения работы с семьей, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 12 2.1. Работа образовательной организации с семьей как основной принцип дошкольного образования 12 2.2. Содержание взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста 17 2.3. Своеобразие взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 21 Глава 3. Экспериментальная работа по развитию основных видов движения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 25 3.1. Методика изучения основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 25 3.2. Состояние развития основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 26 3.3. Организация и содержание работы с семьей по развитию основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 35 Заключение 40 Список использованной литературы 43
Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Ребенок с синдромом Дауна в инклюзивной группе ДОО. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 6. С. 22–27. 2. Вербина Г.Г. Психология семьеведения: учеб. Пособие /Г.Г. Вербина. Чебоксары. Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. - 418 с. 3. Галигузова Л.Н Физическое развитие. «Игры и занятия с детьми раннего возраста». - М.: «Мозаика-Синтез», 2007. 4. Жилнова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. - М.: 2002. 5. Клочков В.О. Социально-философское осмысление познавательного процесса при синдроме Дауна (обзор). Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XI Международной научно-практической конференции в 3 ч., Пенза, 15 апреля 2018. 2018. С. 14–16. 6. Колчева Ю.А. Патогенетические основы неврологических нарушений при синдроме Дауна. Bulletin of the International Scientific Surgical Association. 2017. № 4. Т. 6. С. 19–21. 7. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова; – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с. 8. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001. 9. Максимова С.Ю., Федотова И.В., Таможникова И.С. Современное состояние и проблемы адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2018. № 3 (25). С. 87–93. 10. Мурзина О.П. Развитие двигательной активности детей с синдромом Дауна. Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 561–568. 11. Мухина А.А., Дроздов А.З., Коган Б.М. Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна. Специальное образование. 2014. № 3. С. 63–70. 12. Набадчикова С.Н., Амбарумян И.А., Мингалова Е.И. Основные направления в реабилитации детей с синдромом Дауна в ГБУЗ АО «Дом ребёнка специализированный». Амурский медицинский журнал. 2015. № 1 (9). С. 68–70. 13. Нагорная О.Б. Особенности коррекционной работы с детьми с особенными еуждами: научн-метод пособ. Ровно, 2016. 141 с. 14. 9. Нестерчук Н.Е., Осипчук И.О. Теоретическое обоснование современных подходов к детям с синдромом Дауна. Реабилит. и физкультурно-рекреационные аспекты развития человека. 2018. № 3. С. 60–65. 15. Никитина М.А. Влияние двигательного режима на функциональные резервы организма дошкольников / Никитина М.А. / Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы гигиенической безопасности и здоровье населения». – М.: Модерн Арт, 2009, 234 с. 16. Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников : книга для воспитателей детского сада / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1971. – 159 с. 17. СиндромДауна. Факты [Текст] / Е. Поле. М.: «Даунсайд Ап», 2009. – 32 с. 18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; – М.: Академия, 2008. – 368 с. 19. Рубан А.А., Щетинина Е.Б. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. Вестник научного сообщества: актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования. 2015. С. 162–167. 20. Токарская Л.В., Дубровина Н.А., Бабийчук Н.Н. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 192 с. 21. Шарманова, С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста / С.Б. Шарманова// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – №2. – С. 9–12. 22. Юдина Т.А. Роль педагога в организации взаимодействия младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах. Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 158–163. 23. Якунина, С.А. Ритмическая гимнастика / С.А. Якунина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №10. – С. 64–71. 24. Weijerman M.E., Winter J.P. The care of children with Down syndrome. European Journal of Pediatrics. 2010. Vol. 169. № 12. P. 1445–1452.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 1.1. Понятие основных видов движений в психолого-педагогической и специальной литературе В. П. Озеров в 2002 году под психомоторикой человека понимает сложную функциональную систему, состоящую из сенсорной, моторной и когнитивно-умственной подсистемы управления сложной двигательной деятельностью. П. Ильин считает, что представления о психомоторике, как о когнитивно-умственной деятельности, приводит к потере специфики понятия и позволяет рассматривать психомоторику, как общую способность человека. Учитывая то, что любая двигательная деятельность человека связана с психическими процессами, следует считать, что понятие «психомоторика» должно показывать особую специфическую деятельность, которая преимущественно зависит от функциональных особенностей высшей и периферической нервной деятельности, сенсорного (аферентного) и двигательного (эфферентного) отделов, а также от других психических процессов. В переводе psyche (с гр.) – душа, психика, motor (с лат.) – то, что приводит к движению, подвижный. Если психика – особое свойство высокоорганизованной живой материи показывать объективную действительность, то психомоторика – способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать и эффективно управлять собственными движениями [5]. Психомоторика – сложный процесс организации двигательной деятельности человека. Для того, чтобы формировались высшие психические функции и свойства (речь, воображение, абстрактное мышление), человек должен обрести чувственного и мышечного опыта, который станет базой, своеобразной «разминкой» для психики, подготовкой к более сложных видов деятельности, более сложных задач. Физическое и чувственное взаимодействие с миром предметов и явлений и становится этой основой. В состав психомоторики относятся такие относительно самостоятельные, но специализированные составляющие, как идеомоторика, сенсомоторные процессы, произвольные моторные процессы-действия. Идеомоторные процессы возникают во время представления желаемых движений и действий или лишь с упоминанием о них. Идеомоторный означает то, что образ, чувства или мысль передаются наружу средствами моторики. Хотя процессы идеомоторики не всегда заметны и выявляются только специальными приборами, все-таки их роль в жизни и деятельности человека является чрезвычайно важной. Они осуществляют функции психомоторики – готовят и налаживают будущее движение, обеспечивают его осуществление и регулируют процесс выполнения. Сенсомоторные процессы обеспечивают скорость, точность и целесообразность реагирования (реагирования не является действием, а лишь меняет ситуацию) на воздействия, которые поступают к человеку извне и требуют соответствующей защиты себя от опасности; урегулирование силы внешних воздействий в технических системах, для сохранения собственной жизни. Произвольные моторные процессы психомоторики характеризуют человека, определяют его умение действовать, обеспечивают эстетичность и мастерство движений, а также способность к психомоторной творчества[3]. Поскольку психомоторика – это объективизация в движении любых психических функций, по результатам психомоторных испытаний (тестовые методики) можно судить не только о двигательную сферу человеческой психики, но и другие ее сферы (сенсорно-перцептивну, интеллектуальную, волевую). Традиционно существовало мнение, что живое движение разумного тела человека – механическое явление: просто физическая работа, а мышцы – обычные двигатели – органы человека, которые тратят энергию, служат для передвижения себя или предметов в пространстве и времени. Во время работы мышцы вместе с телом или конечностями тратят энергию, аккумулированную в них, узнают и сохраняют образы, которые живут еще некоторое время после завершения действия, выполненного движения. Овладение предметом состоит из пяти последовательных этапов: а) восприятие; б) сравнение; в) оценка; г) принятие решения; д) живое движение, действие. С моторикой человека психология связывает проблему происхождения чувствительности, ощущения, мыслей и чувств. С помощью живых движений и мышления (этих двух свойств разумного тела человека) в воображении человек строит траекторию своего передвижения в пространстве и времени – создает хронотип – целостность пространства и времени действия. Живым движением можно воспроизводить конфигурацию предметов, с которыми человек контактирует, независимо от их сложности. Чтобы усвоить движения, человек свой предмет усвоения или регуляции – психомоторную действие или систему действий – должна разложить на части, отдельные ощущения живых движений, а затем сгруппировать их, что касается «темного мышечного чувства». Основные движения делятся на циклические и ациклические. Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим относятся: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т. п. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относятся метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием. Основные движения формируются постепенно с первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н. А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательности основных движений повторяет путь, который прошло человечество в ходе эволюции. Метание — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную. Метание проводится на дальность и в цель. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель ребенок сосредотачивает свое внимание на попадание в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия [25, с. 53]. Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку. Лазание — циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки. Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости, лазание по вертикальной стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту. Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата [5, с. 133]. Лазание является условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма, а также помогает формированию правильной осанки. Ходьба — циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка. Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга. Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечнососудистой, нервной и других систем организма. Бег — циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Выделена такая последовательность фаз в цикле беговых движений ноги: в периоде опоры и периоде полета. Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы. Прыжок — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз: 1) подготовительной — принятие исходного положения или разбег; 2) основной — отталкивание; 3) полет и 4) заключительной — приземление. Прыжки требуют определенного уровня развития коры головного мозга, крепости костей конечностей, эластичности мышц и глазомера. Развитие всех указанных качеств происходит в процессе упражнений; с их помощью активизируются двигательные центры коры головного мозга, улучшаются его функции и в связи с этим способность управления движениями. Равновесие — способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении. Являясь компонентом любого движения и сохранения любой позы, оно развивается постепенно, по мере уравновешивания процессов возбуждения и торможения, развития вестибулярного аппарата, мышечного чувства . 1.2. Особенности развития основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста в норме и с синдромом Дауна Пока ребенок бегает, прыгает, овладевает предметами, а потом и живыми движениями, он познает: - четыре вида сил (гравитации, инерции, активные и реактивные мышечные усилия), которые образуют динамику движений; - два вида пространства (пространство, на котором разворачивается действие; - пространство «схемы тела», собственных человеческих поз и осанки), в которых живут силы; время живого движения [1]. В научной литературе описаны движения ребенка от рождения, связанные с его физиологическим развитием в норме. Каждый возраст ребенка характеризуется умением выполнять определенное двигательное действие. Бытует мнение, что заброс психомоторного периода развития ребенка наносит ему большой вред. Ребенок теряет главное условие создания совершенной работы собственного тела, и от этого страдает развитие всех процессов в центральной нервной системе. Потерю в сенситивный период для развития основных психомоторных элементов (основных движений), а также нарушения развития психических процессов компенсировать трудно. Для этого надо провести огромную работу над собой, вернуться в прошлое и начать все как будто с нулевого цикла. Не каждый человек способен на такую работу, поэтому так много людей с недостаточно развитой психомоторикою. Для детей с синдромом Дауна спектром нарушений это практически невозможно. Значение психомоторики и движений в жизни человека огромное. От рождения каждый ребенок постоянно двигается для того, чтобы познавать окружающий мир. Все физиологические акты ребенка (дыхание, жевание, глотание) – это движение в середине тела, без них невозможна жизнь и развитие. Без двигательной активности жизни каждой клетки организма перестает двигаться кровь по мышцам, обогащая все питательными веществами и кислородом. В старшем дошкольном возрасте движение является основой не только роста и развития организма, а и обучение. Поскольку основным видом деятельности детей является игра, в движении они постоянно познают мир, свойства своего тела, развивают все психические процессы (память, воображение, внимание и др.). Развитие речи дошкольников также связан с психомоторикою, ведь речь – это совокупность движений языка, губ, голосовых связок, объединенных центральной нервной системой. Невербальные средства общения, мимика, жесты, позы, также касаются этого. Доказано, что в психомоторном действии детей содержатся элементы мысли, а дети, ограниченные в двигательной активности, отстают от ровесников в умственном развитии. Собственно период 5-7 лет от рождения – сенситивный психомоторный возраст, «возраст грации», когда ребенок особенно чувствителен к изящности двигательных действий, их изысканности, красоты [1]. Ребенок в дошкольном возрасте мыслит движениями и действиями с предметом, этим и начинается основа психомоторного творчества. Со временем эти процессы мышления и живые движения отделяются. Как следствие, ребенок становится способным осмысливать свои движения и действия с предметами, не касаясь их руками, мыслить образами, чувствами или использовать сами мысли. Психомоторные показатели влияют на анализ общих результатов психодиагностики, во время проведения комплексного наблюдения не только за психомоторным, но и по эмоциональным, интеллектуальным и сенсорно-перцептивным развитием ребенка. У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается значительное отставание в развитии двигательной деятельности в сравнении с детьми нормы. При этом большинство авторов отмечают достаточно медленное прохождение всех стадий развития двигательных функций. Однако ряд исследователей, в частности К. Лаутеслагер, выявили качественные и количественные различия двигательного развития детей с синдромом Дауна от детей без нарушений физического развития. Так для младенцев с синдромом характерны гипотония, повышенная подвижность суставов. Кроме того, в раннем детстве у них наблюдается опоздание появления и угасание безусловных рефлексов. Эти атипичные проявления становятся особенно заметными в конце первого года жизни. По данным многих авторов, у детей с синдромом Дауна наблюдается сохранение нормальной последовательности освоения этапов двигательного развития при очевидном отставании от нормы по срокам ее достижения. То есть дети с синдромом Дауна ними рассматриваются как дети с отставанием двигательного развития. Нейрофизиологические факторы. Исследования многих авторов указывают на снижение (в среднем до 76% относительно нормы) общей массы головного мозга человека с синдромом Дауна, особенно на уменьшение объема мозжечка (66%) и ствола мозга. Ученые отмечают, что строение мозга детей имеет признаки незрелости. Это выражается в уменьшении извилин коры и недостаточной миелинизации полушарий головного мозга и мозжечка. Есть данные о меньшем, по сравнению с нормой, количество нейронов в коре больших полушарий мозга - в лобной доле, теменной, затылочной и, особенно, височной долях. В некоторых статьях используются результаты исследований Такашима с соавторами, которые считают, что развитие нейронов во внутриутробном периоде проходит нормально, а снижение количества дендритов в сравнении с детьми нормы появляется в постнатальном периоде. Многие авторы связывают именно с особенностями строения нервной системы то, что у людей с синдромом Дауна недостаточно развивается равновесие и координация движений, наблюдается пониженный мышечный тонус. Мозжечок играет центральную роль в управлении положением тела в пространстве и координации движений и получает информацию от вестибулярного аппарата. Мозжечок также взаимодействует с теми отделами коры головного, которые отвечают за управление произвольными движениями. Кроме этого, обратная связь с корой больших полушарий мозга осуществляется от коры мозжечка через мозжечковые ядра и экстра пирамидную систему с заходом в ствол мозга, к таламусу и затем к коре. При тех или иных поражениях мозжечка наблюдаются нарушения в координации движений и равновесию тела, а также мышечная гипотония. Для поддержания положения тела в пространстве необходимо, чтобы усиление активности гамма-мотонейронов регулировалось на уровне ствола мозга. Без этой базовой активности импульсация альфа-мотонейронов выключается через гамма-петлю. В поддержании положения тела в пространстве особенно важны роль играют мышцы – разгибатели, которым именно эта система управления должна обеспечить достаточный тонус. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Существует ряд факторов, влияющих на развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: - нарушение стабильности позы, связано со слабостью мышечного корсета и ослабленным чувством равновесия; - гипотония, слабый мышечный тонус в верхних конечностях и кистях рук, что затрудняет формирование захвата рукой, затрудняет содержание предметов и манипуляции с ними; - слабость и повышенная эластичность связок приводит к чрезмерной подвижности суставов рук, пальцев, снижая возможность выполнить движение более точно; - снижение всех видов глубинной чувствительности, затрудняющей контроль за собственными движениями; - проблемы со зрением усложняют операции " глаз-рука»; - особенности развития памяти и мышления влияют на формирование навыков мелкой моторики, поскольку ребенок имеет сложность содержания цепочки последовательных действий; - анатомические особенности строения ладони и пальцев руки задерживают стабилизацию запястья и формирование пальцевого захвата. Ориентируясь на понимание того, как формируется профиль моторного развития при синдроме Дауна и для успешной ранней помощи детям с синдромом Дауна приоритетной оказывается коррекционная работа направлена на развитие конкретного ребенка, на его семью и окружение и взаимодействие мать-ребенок. Обращаем внимание на то, что ранняя помощь будет более эффективной, если семья, получив профессиональную поддержку специалиста, активно помогает в реализации программы раннего вмешательства. Определяем, что основная задача при создании системы помощи детям с синдромом Дауна и их семьям – это развитие таких детей и их качественная интеграция в образовательную среду. Исходя из трудов Л. С. Выготского, нужно развивать ребенка, не исправляя его отдельные недостатки, а создавая реальные жизненные ситуации, направленные на укрепление и развитие присущие данной личности ресурсные качества. Поэтому данная статья будет полезной и информативной для всех людей, интересующихся проблематикой психомоторного развития детей с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями. 2. Теоретические вопросы изучения работы с семьей, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна 2.1. Работа образовательной организации с семьей как основной принцип дошкольного образования Семья и дошкольное учебное учреждение – два общественных института, которые закладывают фундамент будущего ребенка. У них одна цель: воспитывать здоровую, социально адаптированную, всесторонне развитого человека с высоким интеллектуальным, творческим и духовным потенциалом. Вместе с тем актуальная проблема взаимосвязи детского учреждения с семьей приобретает сегодня нового социального звучания. Как известно, эти связи многогранны. На первый план выступают такие аспекты, как контакты с педагогическим персоналом и родителями, межличностное взаимодействие, подход к ребенку как результат совместных воспитательных и учебных усилий и тому подобное. Цель сотрудничества с семьями воспитанников не должна ограничиваться качественным выполнением их социального заказа по надзору, воспитанию и обучению детей, которых сегодня хотят видеть "конкурентоспособными" и максимально подготовленными к обучению в школе. Важным в сотрудничестве с каждой семьей является помощь родителям понять и воспринять современные гуманистические идеи и ориентиры, которые основываются на уважении к личности ребенка, заботе о его всестороннем развитии. Такой подход предполагает восприятие ребенка как уникальной личности, признание ее прав, отношение к ней как к субъекту с собственными потребностями. А это требует от родителей владение определенными знаниями о закономерностях развития ребенка. Итак, дошкольном учебном заведении, прежде всего, необходимо определить наиболее целесообразные и результативные формы, методы и приемы работы с родителями. Плодотворной работа может быть только при условии тесного сотрудничества всех служб дошкольного учебного заведения, где определена важная роль каждого из специалистов: - руководителя дошкольного учебного заведения в организации сотрудничества с семьями воспитанников; - методической службы в совершенствовании взаимодействия дошкольного учебного заведения и родителей; - практического психолога в обеспечении психологического сопровождения взаимодействия с семьями; - инструктора по физическому воспитанию по формированию позитивного отношения родителей к здоровому образу жизни; - учителя-логопеда во взаимодействии с детьми и их родителями в коррекционной и консультативной работе; - музыкального руководителя в творческом развитии воспитанников и привлечении родителей к участию в художественно-эстетических мероприятиях дошкольного учебного заведения. Во взаимном стимулировании работы над собой, раскрытии своих способностей и творческих сил – суть взаимосвязи семейного и общественного воспитания в настоящее время и в будущем. Это должно побудить дошкольное учебное заведение до более тщательного изучения запросов, потребностей и требований современной семьи, к расширению форм взаимодействия с родителями или лицами, которые их заменяют. Поэтому детский сад должен стать открытым заведением, где родители не только наблюдают за образовательным процессом, но и принимают активное участие в его жизни; осуществлять влияние на развитие педагогической культуры родителей. В осуществлении работы по изучению семьи принимает активное участие весь педагогический коллектив. Информация, полученная в ходе изучения семьи, позволяет педагогам под руководством заведующего и воспитателя-методиста разработать структуру и составить план сотрудничества на текущий учебный год, учитывая особенности каждой семьи и ребенка. Рассказывайте больше родителям о том, чем занимались дети в течение дня, что интересного делали узнали, привлекайте к активной жизни группы и садика. Уже через год мы увидели улучшение работы с родителями в тех дошкольных учебных заведениях Святошинского района, где проходит эксперимент регионального уровня «Психолого-педагогическое проектирование детей и взрослых «Радость развития». Привлекая родителей к активному участию в жизни детского сада и в его проектах, значительно улучшилось взаимопонимание, родители больше внимания стали уделять детям, чувствуют себя равноправными партнерами, занимаются проблемами дошкольного учреждения. Станут ли родители союзниками или нет - во многом зависит от центральной фигуры – заведующего дошкольным учебным заведением. Люди становятся союзниками тогда, когда понимают и уважают потребности и проблемы друг друга. Итак, сотрудничество начинается с первой встречи, эмоционального контакта и понимания с первых минут посещения дошкольного учреждения малыша с родителями. Во время первых встреч стоит пользоваться издавна известными, однако всегда современными правилами: - неуместно вести разговор с родителями на ходу. Если в данный момент у заведующего не хватает свободного времени, лучше предложить родителям прийти для беседы в другой раз, точно указав день и время; - во время первой беседы с родителями необходимо продумать, чем занять ребенка: желательно иметь в кабинете (если позволяет его площадь) детский стул и стол, на котором разложить книги, настольные игры, строительный материал; можно предложить ребенку поиграть, пока ведется разговор с его мамой (папой); - записывая данные о родителях, необходимо проявлять такт, чтобы не допустить нежелательных разговоров в присутствии ребенка; - рассказывая родителям про детский сад, о правилах приема детей, о режиме, надо не допускать поучительного тона. Важно, чтобы родители поняли, что невыполнение любого правила вредит, прежде всего, их малышу. Например, если ребенка привести с опозданием, то она не успеет на гимнастику, будет нервничать и это отразится на ее настроении и здоровье; - во время первой беседы с родителями необходимо узнать состав семьи, поговорить о привычках ребенка и прочее; - пройти вместе с родителями и малышом в группу, познакомить с воспитателем, детьми, групповым и иным помещениям заведения; - в конце разговора желательно напомнить, что все будут ждать прихода малыша. Установлению эмоционального контакта и настройке на собеседование способствуют созданные условия в кабинете заведующего: наличие интересных игрушек и других вещей, стульчик, стол, чтобы занять ребенка, отвлечь от содержания беседы со взрослыми и при этом иметь возможность наблюдать за поведением малыша, взаимоотношениями взрослого и ребенка, сделать для себя предварительные выводы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
1200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg