Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Сравнительные характеристики технологий модульного обучения бакалавров психолого-педагогического направления

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Рассматривая различные современные технологии преподавания и образовательные стандарты, был сделан вывод, что именно модульное обучение является наиболее эффективным и привлекательным с образовательной точки зрения направлением, в силу своих отличительных особенностей.
Введение

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям" [33]. Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе. Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни - стремились позволить учащемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые - помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи - интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые - гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; другие - достичь высокого уровня подготовленности учащихся к профессиональной деятельности и т. д. В нашу страну модульное обучение стали применять в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя Пальмира Альбиновна Юцявичене и ее учеников. Основополагающими и имеющими научно-практическую ценность при проектировании образовательного процесса по блочно-модульной технологии, оказавшими существенное влияние на ее развитие в 80-е гг. ХХ - начале ХХI вв. явились: Научно-методологический подход В.В. Гузеева к проектированию элементов образовательного процесса (модулей), составляющих блок уроков в модульно-блочной технологии, к конструированию модулей, к планированию стадий разработки блока уроков, к структуре блока уроков [9, 10]; Теоретико-методологические основы блочной проблемно-модульной технологии М.А. Чошанова, основополагающие принципы этой технологии, конструирование блок-модулей и блок-рисунков, классификация методов обучения, критерии их выбора и сочетания [48, 49]; Блочно-модульная система структурирования содержания обучения, конструирование блоков и модулей в соответствии с их квалификацией, структура учебных элементов, осваиваемых в ходе образовательного процесса, разработанные В.А. Ермоленко [12, 13]. Тема модульного обучения является наиболее актуальной как в школе, так и вузах нашей страны благодаря организации учебной деятельности обучающихся в качестве индивидуального, личностно-ориентированного обучения. С каждым годом модульная форма обучения становится всё популярнее благодаря высоким результатам и своей динамичности. Также данная форма обучения становится популярнее в нашей стране благодаря нескольким факторам: переход на гуманистические подходы обучения; достижения в области психологии и теории управления когнитивной деятельности. В современных условиях многие государства пытаются развиваться не только в экономической, но и в образовательной сфере, и на данный момент система модульного обучения является наиболее продвинутой. Модуль в современном российском образовании является как частью образовательной программы, так и фундаментом для формирования новых учебных программ. В системе высшей школы возникли вопросы при введение модульной системы обучения: резкая смена технологии обучения, неравномерная нагрузка за счёт распределения часов по модулям. Особенно остро стоял вопрос временных рамок для вычитки педагогом курса дисциплины и для получения положительной оценки до зачёта студентами. Не исключается и факт проблемы во временных затратах на подготовку материала к занятиям. Также подразумевалось, что по данной системе количество часов будет распределяться и на индивидуальное (свободное) обучение у студентов, однако свободные часы перетекли в учебные, возможно по этой причине и повысилась нагрузка на второй модуль. Поэтому имеется и наиболее актуальная проблема данной формы обучения – адаптация к этой технологии обучения и временное ограничение для выполнения заданий/подготовки модульных программ [39]. Целью исследования является выявление критериев технологий модульного обучения. Объект исследования - модульное обучение студентов в вузе. Предметом исследования являются технологии модульного обучения студентов психолого-педагогического образования. Гипотеза исследования строится на утверждении, что эффективность обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» обеспечивается, если учебный процесс модульного обучения организуется в соответствии с выявленными критериями, усиливающими эту эффективность. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Изучить федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ФГОС ВПО, ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ на предмет методической основы для модульной формы обучения. 2. Провести сравнительный анализ образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВПО, ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. 3. Расписать ряд критериев, выявленных при проведение сравнительного анализа образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВПО, ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. 4. Дать итоговую оценку по результатам исследования. Теоретической базой исследования являются основные положения технологии модульного обучения и педагогические технологии деятельностного подхода (М. Бирштейн, Д. Дьюи, М. Бухаркина и др.). Методологическую основу исследования составляет системно -деятельностный подход процесса обучения, разработанный в трудах отечественных ученых JI. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. П. Усовой; модульного обучения П.А. Юцявичене; научно-методологический подход В.В. Гузеева; теоретико-методологические основы блочной проблемно-модульной технологии М.А. Чошанов; блочно-модульная система структурирования содержания обучения В.А. Ермоленко. Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, обобщение и систематизация. Математической статистики - количественная и качественная обработка результатов исследования. Исследование проходило на базе Московского государственного университета технологий и управлений имени К.Г. Разумовского (ПКУ), в электронно-библиотечной системе ЭБС МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), использовалась нормативная документация кафедры педагогики и психологии профессионального образования. В исследовании приняли участие студенты 4-го курса направления подготовки бакалавров 44.03.02 Психолого-педагогического образования. Модульная система обучения продолжает развиваться и обновляться в лучшую сторону с целью внедрения новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы. Также данная форма обучения продолжает внедряться всё в большее количество образовательных учреждений благодаря своей инновационности и динамичности педагогической технологией. Также многие ученики и студенты должны стремиться к самостоятельности и самоорганизации благодаря модульной системе обучения, которая поможет им в будущем как в профессиональной отрасли, так и в жизненных ситуациях. Структура работы определена логикой, а также целью и задачами, поставленными в исследовании. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе содержатся основные теоретические основы технологии модульного обучения. Вторая глава является практической и содержит сравнительный анализ характеристик технологий модульного обучения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»…………………………………………..8 1.1 Модульное обучение в системе современных технологий образования.........8 1.2 Психолого-педагогические аспекты модульного обучения.………………….21 1.3 Отличительные особенности образовательных стандартов высшего образования ФГОС.………………………………………………………………….32 Выводы по первой главе……………………………………………….....................37 ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНОЛОГИЙ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………39 2.1. Методика исследования……………………………………………..…………39 2.2. Проведение сравнительных анализов…………………………………………47 2.3. Результаты исследования………………………………………………………56 Выводы по второй главе……………………………………………….....…………60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...64 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...70
Список литературы

1. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства / Социология культуры. - М.,1974. - Вып.1. - С.131-162. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. —192 с. 3. Бронникова Л.М., Овчаров А.В., Скулов П.В., Хорохордина Е.А. Некоторые аспекты реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1089-1094; 4. Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения. Статья. Иностранные языки в школе. //Научно-методический журнал, 2003 №3, 11-12. 5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с. 6. Галочкин, А.И. Проблемно-модульная технология обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия» / А.И. Галочкин, Н.Г. Базарнов, В.И. Маркин, Н.С. Касько. Барнаул. - 2002. -95 с. 7. Головатенко А. СССР в 1981-1985 гг.: урок в 11 кл. по теме "Период перестройки" / А.Головатенко // История. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2007. - № 8. - С. 30-39. 8. Гончарова М. А. Метод проектов в контексте компетентностного обучения [Текст] / М. А. Гончарова, Г. А. Демина, Н. В. Решетникова // Школьные технологии. - 2012. - № 4. - С. 120-131. 9. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий Текст. / В.В. Гузеев; отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2006. - 191 е.: ил. - (Библиотека журнала «Директор школы»; вып. № 4, 2006). - ISBN 5-88753-087-1. 10. Гузеев B.B. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии Текст. / В.В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 122,1. с. - ISBN 5-87953-189-9. 11. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. - М., 2005. 12. Ермоленко В.А. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования Текст. / В. Ермоленко // Учитель: проф. пед. журн. 2006. - № 5. - С. 30-34. 13. Ермоленко В.А. Технология разработки блочно-модульных программ Текст.: для учреждений профессионального образования 14. Жанпеисова М.М. Модульное обучение как средство развития учащихся /М.М.Жанпеисова. – Алматы: 2002. -140 с. 15. Забродина О. В. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов: дисс. . канд. псих. наук / О. В. Забродина. - Самара, 2016. - 211 с. 16. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник, 2018 – №5. – С. 127-135. 17. Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. Рига, 1999. 180 с. 18. Кларин М.В. Технология постановки целей // Школьные технологии – 2005 –№2 – с.50. 19. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р 20. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: Методическое пособие. М.: РосНИИкадры, 2003. 21. Курлыгина О. Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект / О. Е. Курлыгина / / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 4. 22. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с. 23. Мордовец, Т. Технология проблемного обучения[Текст] / Т. Мордовец // Учитель. - 2012. - № 3. - С. 37-41. 24. Пахаруков А. А. Проблемы применения компетентностного подхода при разработке и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / А. А. Пахаруков, В. Н. Белоусов // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013. — № 7. — С. 298-302. 25. Петрова Л.И., Кутергина Л.Н. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе. –М.: Высшее образование. – 2008. с. 656, ISBN 978-5-222-14087-1. 26. Подласый, И.П. Педагогика в 2.т. Т.1. Теоретическая педагогика. В 2 кн. Кн. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. - 404 с. 27. Подласый, И.П. Педагогика в 2.т. Т.1. Теоретическая педагогика. В 2 кн. Кн. 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. - 386 с. 28. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 29. Приказ от 22 декабря 2009 г. № 788 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (степень «бакалавр») (с изменениями от 31 мая 2011 г.). 30. Приказ от 14 декабря 2015 г. № 1457 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата). 31. Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». 32. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 122 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». 33. Прокопенко И. Модулна система за усъвършенствувание на руководни кадри на низова и средни звена// Проблема труда. - София. - 1985. - № 2. 34. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ: / Екатеринбург: УрФУ, 2012. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур» 2012. – 24 с. 35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 36. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. - М., 1995. 37. Сенновский И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии. - Школьные технологии, № 2, 1997. 38. Ситаров, В. А. Теория обучения: теория и практика: учебник для бакалавров по гуманит. направлениям и специальностям : допущено УМО вузов РФ / В. А. Ситаров ; Моск. гуманит. ун-т. - Москва : Юрайт, 2016. - 447 с. 39. Теоретические и методические проблемы современного образования / Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2016 г.; «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2016. – 360 с. 40. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М., 2001. – 352 c. 41. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Том 10. - № 2. - С. 135-147 42. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 43. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" 44. Федеральный закон №17-ФЗ от 6.03.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 45. Фрига С.В., Букатов В.М. Слагаемые современного подхода к повышению уровня педагогической компетентности среди пользователей социальных сетей // Общее и особенное в культурах и традициях народов: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 2017).— М., Изд. МПСУ.— С. 55-62. 46. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с. 47. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст.: метод, пособие / М.А. Чошанов. — М.: Нар. образование, 1996.157 с.: ил. (Библиотечка журнала «Народное образование»; № 2, 1996). - ISBN 5-87953-008-6. 48. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий. - M.: Педагогическое образование, 2011. – 239 c, ISBN 978-5-9963-0264-2. 49. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / М.А. Чошанов; Татар. - амер. регион, колледж. Казань, 1996. - 34 с. 50. Шамова Т.М. Основы технологии модульного обучения / Т.М. Шамова // Химия в школе. – 1995. № 2. с. 12-18. 51. Широкова Л.А. Формирование компетенций при освоении профессионального модуля «Управление деятельностью подразделения организации» / Л.А. Широкова // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: сб. материалов Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 24 сентября 2015 г. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — Т. 1. — С. 323-328. 52. Шишов С.Е. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов высшей школы. Коллективная монография./Под редакцией С.Е. Шишова - М.: ФГБОУ ВО "МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)", Москва: Типография "Ваш формат", 2015 - 316с. 53. Шишов С.Е. Инновации и традиции: современные вызовы развития педагогического образования / Материалы Международной научно-практической конференции (05-06 апреля 2016 года) / Под ред. д-ра пед. наук С.Е. Шишова. – М.: ООО «Ваш формат» – 2016. – 530 c. 54. Шишов С.Е., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Организация интерактивного обучения в университете (учебно-практическое пособие для студентов вузов) М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 2015. – 144 с. 55. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 1.1. Модульное обучение в системе современных технологий образования В целях приведения содержания и структуры подготовки высококвалифицированных кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда в России решено было провести эксперимент по внедрению программ бакалавриата в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, временной промежуток которого 2009-2014 гг. Эксперимент решает задачи формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития образования [19]. Принятый Государственной думой 11 октября 2007 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», одобренный Советом Федерации 17 октября 2007 г., предусматривает переход на бакалавриат - первый уровень - и магистратуру либо специалитет - второй уровень [42]. Администрация вуза, структурные подразделения, профессорско-преподавательский состав должны обеспечить результативность этого переходного периода. В связи с этим вопрос перехода системы профессионального образования на двухуровневую подготовку требовал пристального рассмотрения основных документов, регламентирующих это преобразование, обращения к опыту европейских стран, выявления проблем, возникавших и по сей день возникающих в этом неоднозначном процессе. В результате данного закона решено было ввести систему модульного обучения. Основная особенность данной системе – учёт успеваемости студентов по кредитно-балльной системе. Первые попытки использования данной системы датируются 1988 годом, когда 145 европейских вузов в течение 6 лет решили подключить к европейской системе трансферта кредитов (European Credit Transfer System - ECTS). Данная система была создана в рамках программы «Эразмус» и предполагала накопление и реализацию кредитов в своем вузе, перенос их и академическое признание в вузах-партнерах. Так как российские вузы было перенести на болонскую систему обучения, то и ввод подобной кредитной системы оценивания был лишь вопросом времени.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg