Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Особенности функционально-смысловых типов речи.

cool_lady 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Актуальность. Проблема познания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение правильно выстроить свою речь имеет огромное значение. Понимание других людей также важно. Все это должно быть понято правильно, чтобы человек, который читает работу или слушает кого-то, имел наиболее полное и ясное представление о том, что обсуждается, и мог лучше понять проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами общения в различных сферах человеческой деятельности, для грамотной речи для широкой публики. Функционально-семантические типы речи (ФСТР) - это разновидности коммуникативно-обусловленной монологической речи, к которым традиционно относят описание, повествование и рассуждение. В истории развития риторики, поэтики и стилистики они имели разные названия: формы изложения, типы текста, стилевые единицы слов и формы композиции и речи. Термин "функционально-семантический тип речи" был введен в научный оборот профессором О. А. Нечаевой в 1974 году. Публикация монографии О. А. Нечаева, посвятившая себя изучению описания, повествования и рассуждения, инициировала активное изучение ФСТР, работая в стилистических разновидностях современного русского литературного языка. Развитие внимания стилистических, функциональных и специальных ученых к проблеме ФСТР, привлечение всего многообразия разнообразной, функциональной, социально значимой речи как объекта исследования привело к выявлению подтипов внутри ФСТР, а также выявлению новых типов дискурса. К ним относятся уведомление и изложение тех видов речи, которые характерны в основном для официальных коммерческих текстов. В результате того, что цели и задачи общения в разных сферах коммуникации различны, процессы эволюции языковых типов в русском литературном языке и современные особенности каждого ФСТР не совпадают. Цель данной работы: изучить особенности функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение), дать их характеристику с примерами. Объект исследования – культура речи русского языка Предмет исследования – функционально-смысловые типы речи Задачи исследования: 1. Охарактеризовать функционально-смысловые типы речи 2. Изучить учебной и научной литературы по теме исследования 3. Привести примеры использования функционально-смысловых типов речи из разных стилей речи Методы исследования. В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: языковой анализ, классификация, описание. Практическая значимость курсовой работы. Данные исследования могут быть применены в лекциях, рефератах, эссе, при подготовке научных докладов, статей. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав с под вопросами, заключения и списка использованной литературы. Работа включает в себя 33 страниц, 25 источников литературы.
Введение

В нашей внешней оболочке речи, в ее уникальной структуре, многое зависит от той задачи, которую мы решили выразить мыслями. Одно дело -рассказать что-то, совсем другое - описать какой-то предмет или область, а третье - объяснить что-то. Конечно, в каждом из вышеперечисленных случаев система будет постоянно меняться. На протяжении многих веков ученые пытались развить великий и могучий русский язык. На протяжении всех этих столетий разрабатывались наиболее выразительные формы, схемы для определенных литературных задач и различные словесные структуры. Их называют функционально-семантическими типами русской речи в области лингвистики. Функционально-семантические типы речи - это монологические разновидности речи, связанные с общением. В зависимости от содержания того, что мы говорим, филологи делят нашу речь на три типа функционально-семантической речи: описание, повествование и рассуждение. Каждый из них имеет свои отличительные особенности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТИПОВ РЕЧИ. 6 1.1 Описание как функционально-смысловой тип речи 6 1.2 Понятие повествования 8 1.3 Характеристика типа речи рассуждение 11 Выводы по первой главе 13 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТИПОВ РЕЧИ И ИХ РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 15 2.1 Особенности функционально-смысловых типов речи 15 2.2 Примеры использования функционально-смысловых типов речи в текстах разных стилей 18 Выводы по второй главе 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Список литературы

1. Алексеев М.Н. Рыжонка. М: Художественная литература, 1991.- 12с 2. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Вербум-М, 2007-136с 3. Бунин, И. А. Антоновские яблоки. М.: Вира-М, 2009. - 337c 4. Введенская, Л. А. Теория и практика русской речи. М.: Феникс, 1997. - 480 c. 5. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. М., 1978.-320 с. 6. Газета "Комсомольская правда" от 06.07.2001 г., заметка "Террорист с отверткой захватил поезд". 7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М: Речь, 2018.- 73с. 8. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. M.: Высшая школа, 2008 – 119с. 9. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов. М., 1999. - 560 с. 10. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2008.-96с. 11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М ., 1993. -373 с. 12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - 7 с. 13. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.-220с. 14. Лосева Л.М. Как строится текст. М ., 1980. -360 с. 15. Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. M: Улан-Удэ, 1999.-180с. 16. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). М: Улан-Удэ, 1974.-414с 17. Петрякова А. Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10–11 классов. М.: Флинта: Наука, 2009.-56с 18. Пушкин, А. С. Капитанская дочка. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 19 c. 19. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2008.-44с 20. Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо. М: Махаон, 2017.-22с 21. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII - XX вв..Пермь, 1999. – 110с 22. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII - XX вв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). Пермь, 1999 – 211с 23. Тургенев И.В. Бежин луг. М: Проф-Пресс, 2016. – 74с 24. Филиппова Л.С. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Флинта, 2009 г. – 271 с. 25. Штрекер Н.Ю.. Русский язык и культура речи. М.,-2003. -250с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТИПОВ РЕЧИ 1.1 Описание как функционально-смысловой тип речи Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени. В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек? Основная цель описания состоит в том, чтобы охарактеризовать тему. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его особенности, оценку, воссоздает определенный образ, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются и перечисляются особенности темы речи о вневременных границах. В этом смысле описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.возьмем, к примеру, тот случай, когда мы описываем портрет. Наша цель - по следующим признакам: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и т.д.при описании помещения мы указываем его размеры, внешний вид, Дизайн стен, особенности мебели, количество дверей и окон и многое другое. Если мы опишем ландшафт, то основными его признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера. ecc.il общим и главным для всех видов описания, которое будет более подробно рассмотрено ниже, является одновременность всех признаков. Важно знать, что роль описания, как разновидности функционально-семантической речи, заключается в том, чтобы человек, читающий конкретное произведение, мог представить себе предмет, описанный в тексте. С точки зрения характера содержания и лексико-грамматических свойств существует два типа описания: 1. описание, сформированное предложениями с описательным строем, 2. описание, сформированное предложениями с повествовательным строем. Описание, основанное на фразе с описательной структурой: бледная девушка сидела на диване, а рядом с ней стоял высокий мужчина с двумя кинжалами. Это описание статично и подчеркивает пространственное положение объектов. Роль глагола в таких предложениях сводится к построению грамматической структуры, его значение ослабляется. Такие предложения легко преобразовать в безглагольные: на тахте бледная девушка, рядом с ней высокий мужчина с двумя кинжалами. Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем: «Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налетом белого пара»[3, с. 337] Главной особенностью таких описаний является то, что конечную позицию предложения занимает сказуемое, а значит, происходит актуализация значений глаголов и прилагательных. В таком описании подчеркивается качественный аспект описываемого: цвет, движение, звук, запах и т.п.Такое описание можно назвать динамичным. Разновидности текста с описанием описание внешности человека (портрет); описание состояния человека; описание характера человека; описание окружающей среды (природы); описание места (города, села, местности); описание предмета и пр. Описание имеет следующую композиционную структуру: общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; авторская оценка описываемого Как известно, описание используется во всех вокальных стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, но в художественном тексте акцент делается на самых ярких деталях. Именно поэтому языковые средства художественного и научного стилей сильно различаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, общеупотребительные сравнения и употребляемые слова в переносном смысле. Примеры описания в научном и художественном стиле: 1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. В описании автор использует следующие языковые средства: преобладают имена существительные и прилагательные; глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида; составные именные сказуемые; обстоятельства места. 1.2 Понятие повествования Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Это образ событий или явлений, которые происходят или вызывают друг друга, другими словами, это рассказ о том, что произошло, что произошло. История повествует о событиях, которые происходят последовательно, от начала до конца, то есть в течение определенного периода времени. Окружающий нас мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении. В зависимости от характера текста существуют визуальные и событийные нарративы. Задача визуального повествования состоит в том, чтобы представить последовательность физических действий, изменение физических состояний природы или персонажа. Цель повествования о событии-дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни человека, группы людей, государства и т. д. в основе повествования о событии лежит последовательность фраз, обозначающих события и действия. Этот вид речи, в отличие от описания, динамичен, с постоянно меняющимися временными плоскостями. Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит? Например, вот как изображается весной разлив реки: «Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы. Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди»[1, с. 12] Повествование обычно использует глаголы в прошедшем времени в совершенном виде, которые называются действиями, случайностями. Нарративы не описывают действия, а говорят о них, передают само действие, событие. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое последующее событие следует за предыдущим. Повествование текста всегда имеет начало события, его развитие и завершение. Обозначим композиционную структуру повествования: - завязка (начало действия); - развитие действия; кульминация (самый острый, интересный момент); развязка (конец действия). Уникальность сюжета заключается в том, что он может быть исполнен как в первом, так и в третьем лице. Чаще всего в повествовательных текстах автор использует различные совершенные глаголы прошедшего времени. Однако для выражения текста наряду с этими глаголами используются и другие глаголы. Несовершенный глагол даже в прошлом позволяет автору выделить конкретное действие, указав его точную продолжительность. Глаголы в форме настоящего времени позволяют нам представить себе все действия рассказа так, как все происходит на самом деле (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "нравится" придают тексту особую неожиданность определенного момента. Повествование, как разновидность функционально-семантической речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания. Повествование создают следующие языковые средства: преобладают глаголы и глагольные формы; глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида; простые и составные глагольные сказуемые; обстоятельства времени. «Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг в запахи трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать. Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя»[20, с. 22] 1.3 Характеристика типа речи рассуждение Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку). Это ряд суждений, вытекающих друг из друга, цепь умозаключений, постоянно устанавливаемых в тексте о чем-либо; развитие, проверка или опровержение мысли. Самый распространенный и часто встречающийся тип рассуждения-это рассуждение-доказательство. Доказательства используются в научной, публицистической, художественной речи и в повседневной беседе. Рассуждение может быть словесным утверждением, объяснением и подтверждением мысли. Рассуждая, говорящий что-то объясняет, демонстрирует или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на тему или явление действительности. Тема задает главный вопрос: Почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это? Рассуждение как вид речи направлено на выяснение причин и следствий явлений, событий и действий, обсуждаемых людьми. Рассуждая, говорящий приходит к новому процессу. В первой части текста есть тезис, идея, которая должна быть проверена или опровергнута в конце текста. Во второй части этого текста автор должен обосновать идею, высказанную в первой части, привести аргументы и доказательства, подкрепленные некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор полностью завершает свою мысль. Тезис такого типа текста должен быть четко продемонстрирован (чтобы не возникало никаких вопросов), четко сформулирован, а Аргументы и доказательства убедительны для опровержения или доказательства ранее представленного тезиса. Тезис и его аргументы связаны как логически, так и грамматически. Для правильной свободной грамматики между тестом (темами) и основным тезисом авторы чаще используют вводные слова: наконец, потом, первый, второй, третий, а затем и т. д., в рассуждении текста, часто используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря, хотя, однако и т. д.: 1. Теоретическое рассуждение – строго научное, логически полное, направленное на установление истины; ориентировано на процесс выведения нового знания; отличается четко определенной структурой; используется в научно-исследовательской деятельности. 2. Отвлеченное рассуждение (объяснение) – раскрытие, конкретизация изложенного содержания; в основу положена необходимость вызвать ответную реакцию читателя; для него характерна большая информативность; используется в научно-популярных и научных текстах. 3. Отвлеченное рассуждение (определение) – анализ признаков, выделение сущностных характеристик; ориентировано на процесс вскрытия сущности понятия через указание на признаки, в числе которых можно выделить информативную емкость, логичность; используется для создания научных текстов, справочников. 4. Свободное рассуждение – представление фрагмента окружающей действительности; направлено на процесс создания атмосферы, располагающей к доверительному общению; характеризуется нестрогостью логической формы речи, используется в художественной литературе, бытовой речи, публицистике. Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру: 1.тезис (основная мысль); 2.аргументы (доказательства или опровержение); 3.вывод. Рассуждение имеет некоторые особенности в использовании языковых средств: преобладает абстрактная лексика; встречаются вводные слова; используются целеполагающие обстоятельства, причины, следствия, уступки; используются сложные предложения с подчиненными причинами, целями, следствиями, уступками. «Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится» (В. Солоухин) Выводы по первой главе В главе I были рассмотрены основные функционально-смысловые типы речи – повествование, описание, рассуждение по отдельности. Описание используется во всех стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, но в художественном тексте акцент делается на самых ярких деталях. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, общеупотребительные сравнения и употребляемые слова в переносном смысле. Уникальность сюжета заключается в том, что он может быть исполнен как в первом, так и в третьем лице. Чаще всего в повествовательных текстах автор использует различные совершенные глаголы прошедшего времени. Однако для выражения текста наряду с этими глаголами используются и другие глаголы. Рассуждение имеет некоторые особенности в использовании языковых средств: преобладает абстрактная лексика; имеются вводные слова; используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки; используются сложные предложения с подчиненными причинами, целями, следствиями, уступками. Все искусство - это диалог между художником и публикой. Изменение функционально-семантических типов речи (описание, повествование, рассуждение) зависит от индивидуальных склонностей писателя, преобладающих литературных представлений, содержания и жанра произведения. Поэтому функционально-семантические типы речи теоретически легко различаются по нарративу, описанию и рассуждению, но часто бывает трудно или невозможно отделить их друг от друга в контексте практической деятельности.? ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТИПОВ РЕЧИ И ИХ РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ 2.1 Особенности функционально-смысловых типов речи Повествование– это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события). Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось? Повествование бываетизобразительным(акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) иинформативным(текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 30 страниц
280 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 19 страниц
190 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg