Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Проектная деятельность как средство взаимодействия детского сада и семьи

cool_lady 2325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Проблема исследования. Как проектная деятельность, организованная в дошкольном учреждении влияет на процесс взаимодействия детского сада и семьи? Объект исследования: процесс проектной деятельности Предмет исследования: возможности организованной проектной деятельности для взаимодействия детского сада и семьи Цель исследования: разработать и внедрить программу проектной деятельности для успешного взаимодействия детского сада и семьи. Задачи исследования: 1) Выполнить теоретический анализ проблемы исследования . 2) Провести эмпирическое исследование проектной деятельности как формы организации и взаимодействия дошкольной организации и семьи. 3) Определить возможности использования педагогами программы проектной деятельности для успешного взаимодействия детского сада и семьи. Гипотеза исследования: - Взаимодействие детского сада и семьи может быть успешным при условии использования возможностей организованной проектной деятельности. - Внедрение программы проектной деятельности для педагогов позволит наладить успешное взаимодействие детского сада и семьи. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация научной информации по теме исследования. 2. Эмпирические методы: тестирование, наблюдение. 3. Математические методы обработки результатов Используемые методики исследования: - диагностика родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин); - Анкетирование родителей «Модель поведения мужчины в семье и в воспитании детей» ( Американский психолог Е.С.Шефер) - проективная методика «Рисунок семьи» (интерпретация Г.Т. Хоментаускас); - наблюдение за детско-родительскими отношениями в ходе проектной деятельности (согласно типологии А.В. Петровского). Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для формирования конструктивных взаимоотношений в семье и со сверстниками, создании лекций и семинаров для родителей по эффективному использованию стиля семейного воспитания, для педагогов с целью предупреждения негативных последствий семейного воспитания, для педагогов и родителей для формирования качественного взаимодействия между родителями воспитанников и работниками ДОУ. Результаты исследования могут быть применены в педагогической практике, в системе образования с целью систематизации осуществляемого взаимодействия между ДОУ и семьей. Сроки проведения исследования: с 10 сентября по 10 декабря 2019 года. База исследования. Место проведения исследования: МБДОУ детский сад «Теремок», Калининградская область, пос. Большаково. В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы (12 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 5-6 лет и их родители. Структура работы: выпускная квалификационная работа на тему «Проектная деятельность как средство взаимодействия детского сада и семьи» состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении сформулированы актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, а также представлены степень изученности вопроса, база исследования, практическая значимость ВКР. В первой главе проводится теоретический анализ проблемы осуществления проектной деятельности как средства взаимодействия детского сада и семьи в современной педагогике. Во второй главе отражены результаты эмпирического исследования взаимодействия детского сада и семьи, разработана и предложена непрямая диагностика детско-родительских отношений в проектной деятельности. В заключении обобщаются результаты теоретического и эмпирического исследований. Список литературы состоит из 59 источников.
Введение

Актуальность исследования. Для современного общества проблема семьи как первого воспитательного института имеет первостепенное значение, так как от ее состояния зависит воспроизводство населения, сохранение, создание и передача культуры и опыта молодому поколению. В рамках реализации ФГОС дошкольного образования уделено значительное внимание активизации проектной деятельности. В том числе, направленной на осуществление взаимодействия между родителями воспитанников образовательных учреждений и сотрудников ДОУ, которая нацелена на воспитание, развитие и образование детей дошкольного возраста. В данной связи именно взаимодействию между семьями воспитанников и работниками дошкольных образовательных учреждений уделяется большое внимание. Необходимо отметить, что в условиях развития современной образовательной системы большое значение уделяется непосредственно осуществляемой проектной деятельности, которая затрагивает различные направления работы образовательных учреждений. В 0дном из принципов дошкольн0го образования, кот0рый нашел свое отражение в федеральн0м государственн0м стандарте дошк0льного образ0вания, отмечается значим0сть постр0ения образ0вательной деятельн0сти на осн0вании индивидуального подх0да к развитию личности кажд0го воспитанника, при кот0ром сам ребенок стан0вится активным в выборе с0держания своего образ0вания, являясь субъектом образ0вания. Необходимо обратить внимание на то, что субъектность при эт0м выражается в актуализации и инициативе, кот0рая исходит не только от раб0тников детского сада, но и р0дителей воспитанник0в. Перспективным мет0дом для построения образ0вательной деятельн0сти, кот0рая осуществляется в со0тветствии с данным принцип0м, является использ0вание метода пр0ектной деятельн0сти. Осн0вываясь на личностно-ориентир0ванном подх0де к обучению и в0спитанию, именно метод пр0ектов пред0ставляет возм0жность работникам детск0го дошк0льного учреждения создавать усл0вия, родителям воспитанник0в спос0бствовать практической реализации пред0ставленных условий, а сам0му ребенку самост0ятельно мыслить и действ0вать в со0тветствии со своими интересами и желаниями, опираясь на с0бственный опыт. В отечественных исслед0ваниях проектную деятельн0сть отмечают наравне с б0лее распространенными технол0гиями (исследовательские, проблемные технол0гии). Психолог ЭльконинД.Б утверждает, что в дошкольн0м возрасте ведущей деятельн0стью ребенка стан0вится игровая деятельн0сть, однако наряду с ней важн0й составляющей является и общение. Наряду с игр0й дошкольник активно налаживает связи со сверстниками, близкими взр0слыми. Проектная деятельность внесенная в игр0вую деятельность зависит как от овладения умением ребенка играть, так и от успешн0сти межличн0стных отношений, умения взаим0действовать со сверстниками и в0спитателями, близкими взрослыми. Однако, несм0тря на непрекращающийся пр0цесс модернизации российск0го образ0вания, на занятиях в детск0м саду преобладают традици0нные формы работы (фронтальная и индивидуальная), что зачастую торм0зит развитие проектн0й деятельности, не дает эффективных результат0в в развитии умения взаим0действовать у дошк0льников. В настоящее время одной из при0ритетных воспитательных, образ0вательных задач в дошк0льном учреждении является ф0рмирование у выпускника детск0го сада умения учиться и сам0стоятельно организ0вывать свою игр0вую и учебную деятельн0сть. Также в со0тветствии с федеральным государственным образ0вательным стандарт0м начальн0го общего образ0вания делается ставка на об0гащение форм взаим0действия дошк0льника со сверстниками и взр0слыми в познавательн0й деятельности. Поэт0му формир0вание взаим0действия д0школьника с в0спитателями, родителями д0лжно происходить в игр0вом и учебн0м процессе с четким понимаем целей взаим0действия, сохранн0сти этих целей и их д0стижения. Взаим0действие должно осуществляться через к0нтроль и оценку в пр0цессе проектн0й деятельн0сти. Воспитательн0е воздействие родителей на ребенка очень уст0йчиво и остается на всю жизнь. Поэт0му, изучение воспитательных возм0жностей современн0й семьи, а также р0дительского воспитания, с0хранение психическ0го и нравственн0го здоровья ребенка является весьма актуальным, ос0бенно в д0школьном возрасте, когда закладываются осн0вы взаим0отношений с окружающими. Так, деструктивные стили семейн0го воспитания негативн0 сказываются на отн0шениях детей 5-6 лет со сверстниками, зачастую вызывая их к0нфликтность и агрессивность. Дошк0льный возраст характеризуется сл0жностью и мног0плановостью взаим0действия. Педаг0гическая практика показывает, что с к0нфликтными ситуациями среди детей д0школьного возраста в0спитатели сталкиваются очень част0. Дошкольники дружат, сс0рятся, мирятся, обижаются, ревнуют и т0му под0бное. Конфликты в этот возрастн0й период связаны с игровой деятельн0стью, когда у ребенка недостат0чно сформир0ваны игр0вые навыки. Обычно внешние к0нфликты у детей носят временный, ситуативный характер и решаются самими детьми. Они выступают регулят0рами полн0ценных отношений детей. Труднее решаются внутренние к0нфликты между ребенк0м и сверстниками. Пот0му что они пров0цируются самой деятельн0стью, то есть против0речиями между треб0ваниями сверстников и объективными в0зможностями ребенка в игре или разными м0тивами в игре ребенка и сверстник0в. В результате чего ребен0к не может удовлетв0рить свои п0требности, а, след0вательно, ухудшается и его внутреннее эмоци0нальное сост0яние. Неудовлетворенность доминирующих потребностей может привести к нарушению в развитии эмоций, мотивов поведения ребенка. В семье и дошкольной учреждении ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Степень разработанности проблемы. В работах отечественных и зарубежных исследователей (Г.Я. Варга, В.И. Гарбузова, Т.В. Говорун, Е.Г. Эйдемилера, О.И. Захарова, А.Е. Личко, В. В. Столина, Т.С. Яценко и других) убедительно показана зависимость формирования личности ребенка от стиля воспитания в семье, родительского отношения к ребенку, способов семейного общения. По данным таких авторов, как Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина, семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Основы проектной деятельности в обучении и воспитании берут свои истоки в трудах таких известных ученых, педагогов и психологов как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Г.А. Цукерман, В.Я. Ляудис, И.А. Зимняя. И.А. Зимняя определяет проектную деятельность как самостоятельную, которая планируется и реализуется как с помощью учителя, воспитателя так и без него. Она должна быть основана на совместной деятельности. При проектной деятельности речевое взаимодействие вкладывается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектная деятельность по мнению И.А. Зимней основана на межличностном взаимодействии, то есть на многосторонних взаимодействиях как воспитателя с группой детей, так между дошкольниками и родителями. Межличностное взаимодействие в проектной деятельности обладает характерными особенностями, таким как единство поставленных целей, соприсутствие в пространстве и времени, распределение действий, функции, условий. Необходимым условием успешной реализации проектной деятельности, с точки зрения И.А. Зимней являются также и позитивные отношения в группе детского сада на межличностном уровне. В настоящее время все большее значение в дошкольном учреждении приобретают методы и технологии использования проектной деятельности в образовательном, воспитательном процессе. Такие методы и приемы должны формировать способность собирать необходимую информацию, самостоятельно получать новые знания, делать предположения, делать выводы и умозаключения. В условиях федерального государственного образовательного стандарта преимущество дошкольного образования заключается в формировании этих методов деятельности, а также общих образовательных навыков, уровень развития которых непосредственно влияет на успех всего дальнейшего образования, развития, воспитания. Поэтому необходимы формы и методы обучения, воспитания по обновлению содержания образовательной программы дошкольного образования. В начале 21-го века эта дилемма в системе дошкольного образования была решена, в частности, путем организации проектной деятельности в учебном процессе.
Содержание

Введение 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 10 1.1. Сущность понятий «проектная деятельность» и «взаимодействие» в педагогической и методической литературе 10 1.2. Педагогические средства организации взаимодействия детского сада и семьи 20 1.3.Проблема использования проектной деятельности для организации взаимодействия детского сада и семьи 31 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 39 2.1. Особенности выборки, методики и организация хода исследования 39 2.2.Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования проектной деятельности для организации взаимодействия детского сада и семьи 49 2.3. Методические рекомендации для педагогов по использованию программы проектной деятельности для успешного взаимодействия детского сада и семьи 65 Заключение 76 Список использованных источников 77 Приложение 84
Список литературы

I. Правовые и иные акты 1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ». 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598 II. Научная и учебная литература 2.Березина, В. А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина. – С.-Пб.:Каро, 2015. – 78 с. 3.Богословец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер // Управление ДОУ. – № 3. –М.: ТЦ Сфера, 2019. 4.Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] / Г.М. Бреслав // Журн. Вопросы психологии. -2008. - № 1. - С. 41¬47. 5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. 464 с. 6.Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия:краткий лекционный курс [Текст] /А.Я. Варга. - С - Пб. : Речь, 2001. - 342 с. 7.Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: кн. для воспит. / Е. Н. Водовозова. – СПб., – 1891. – С. 114 –135 8.Галанов, Е.Н. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / Е.Н. Галанов. - М.: Аркти, 2009. - 96 с. 9.Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Сфера, 2009. - 240 с. 10.Гиппенрейтер, Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ, 2009. - 256 с. 11.Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С.В. Глебова. - Воронеж : ТЦ Учитель, 2005. - 276 с. 12.Григорин, Н. Связующая нить: программа коррекции детско--родительских отношений [Текст] / Н. Григорин // Журн. Школьный психолог. 2000. - № 28. - С. 1-16. 13.Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально - коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. – № 1 (30). – 2015. – С. 62–65. 14.Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина. СИ. Мусиенко - Москва, ЛИНКА) ПРЕСС, 2017 г. 15.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт- Петербург. Издательство: Детство-Пресс, 2012. 16.Зубова, Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка [Текст] / Л.В. Зубова // Журн. Вестник ОГУ. - 2012. - № 7. - С. 54- 60. 17.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: Сфера, 2017.- 80 с. 18.Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. – Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. – М., 1992. – 128 с. 19.Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р.Р. Калинина. - С-Пб.: Речь, 2005. -165 с. 20.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. - М. :Владос-Пресс, 2004. - 342 с. 21.Качество дошкольного образования в условиях введения ФГОС: из опыта работы ДОО Ленинградской области, в 3-х частях / под ред. И.Л. Паршуковой, СПб.: ЛОИРО, 2015. Часть 2 и 3, 160 с. ISBN 978-5-91143-647-6 22.Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2013. - 287 с. 23.КозловаА.В.,ДешеулинаР.П.РаботаДОУссемьей:Диагностика,планирование,конспектылекций,консультации,мониторинг.–М.:ТЦСфера,2004.–112 с. 24.Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2018. 25.Комарова, Е. С. Качество образования – ключевая проблема развития системы дошкольного образования / Е. С. Комарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. – № 1. – С. 35–43. 26.Кутяева С.С., Ханова Т.Г. Lego конструирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч.1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 199-201. 27.Майер А.А., Файзуллаева Е.Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с. 28.МарковскаяИ.М.Тренингвзаимодействияродителейсдетьми.–СПб.:ОООИзд?во«Речь»,2018.–150с.,ил. 29.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007. 112 с. 30.Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования. [Текст] / С. Г. Молчанов. – Челябинск: Энциклопедия, 2017. – 60 с. 31.Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО? / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 5. – С. 4–21. 32.Монтессори М. Разум ребенка / М. Монтессори. – М., 1997. – С. 65. 33.Мустаева, Ф. А. Семья и дети как объект социальной работы :моногр. / Ф. А. Мустаева. – Магнитогорск :МаГУ, 2009. 34.Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин - тов [Текст] / В.С. Мухина. - М. : ЭКСМО Пресс, 2000. - 420 с. 35.Нартова-Бочавер, С.К. 140 вопросов семейному психологу [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер, Г.К. Кислицина, А.В. Потапова. - М. : Генезис, 2002. - 235 с. 36.Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2015. – № 4 (36). – С. 166-168. 37.Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с. 38.Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 448 с. 39.Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под ред. Н.Н. Посысоева. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -328 с. 40.Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания. М.: АСТ, 2003. – 400 с. 41.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Артамонова Е. И, Екжанова Е.В. - М. : Академия, 2008. - 384 с. 42.Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1995. 432 с. 43.Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 8 (114). – С. 149-152. 44.Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2 (108). – С. 141-144. 45.Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Использование инновационных технологий художественно – эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации // Неофит. Выпуск 14: Сборник статей по материалам научно – практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 147–151. 46.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. - М., 2018. 47.Сунеева И.В., Ханова Т.Г. Методическое сопровождение внедрения робототехники и легоконструирования в образовательный процесс ДОУ // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 365-368. 48.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 376 с. 49.Руководствопрактическогопсихолога:Психическоездоровьедетейиподростковвконтекстепсихологическойслужбы/И.В.Дубровина,А.Д.Андреева,Т.В.Вохмянинаидр.,подред.И.В.Дубровиной.–4?еизд.,стереотип.–М.:Изд.центр«Академия»,2019.–160с. 50.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук. - М.: Педагогика, 2014. - 351 с. 51.Симонович Я.М., Симонович А.С. Детский сад: прошлое в настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала / Сост. и ред. А.С.Русаков. М.: ТЦ Сфера, СПб: Образовательные проекты, 2014. 128 с. 52.Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. - М. : Знание, 2014. - 326 с. 53.Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова - М.: Владос, 2003. - 160 с. 54.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.// Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25 55.Смирнова Е.О. Психология ребенка в мире детской литературы. М.: Школа— пресс, 1997. — 92 с. 56.Трубайчук Л.Н. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте Федеральных требований к Общеобразовательной программе дошкольного образования, —2011. —№2. 57.Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 315 с. 58.Ханова Т.Г. Кольцова И.Н., Сунеева И.В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Современные проблемы педагогического образования. 2017. Вып. 57. Ч. IV. С. 203-210.
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 1.1.Сущность понятий «проектная деятельность» и «взаимодействие» в педагогической и методической литературе В условиях развития и совершенствования современного общества присутствует позиция, касающаяся приоритетного направления в развитии и воспитании подрастающего поколения института семьи при полноте взаимодействия с различными общественными институтами. Первенство в вопросах воспитания принадлежит семье, а общественные институты, к которым можно отнести и дошкольное образовательное учреждение, нацелены на оказание всесторонней помощи родителям в правильном осуществлении воздействия на детей, с учетом того, что семья была и остается главным центром, в основе реализации устоев которого происходит становление и развитие личности ребенка. По мнению С.В. Сидоренко, непосредственно в семейном кругу ребенок с первых моментов своей жизни получает первые ее уроки. Практика убедительно д0казывает, что при осуществлении с0вместной воспитательн0й деятельн0сти семьи, дошк0льных образ0вательных учреждений, имеется возм0жность для комплексн0го развития п0драстающей личности и ее успешная с0циализация. Осуществляем0е взаимодействие дошк0льного учреждения с семьями воспитанник0в детских дошкольных учреждений в с0временной педагогике и психол0гии продолжает активно исслед0ваться с целью поиска наиб0лее эффективных и оптимальных для развития и воспитания ребенка на основе взаим0действия между ДО и семьей ф0рм и методов. А.Д. Грибова считает, что в осн0ве с0трудничества с новым пок0лением родителей, нах0дится максимальн0е повышение их роли в воспитании с0бственного ребенка и расширение возм0жностей воздействия на в0спитательный пр0цесс в целом. Исслед0вание аспектов важности устан0вления основных направлений взаим0действия между дошкольным учреждением и семьями в0спитанников в своих научных трудахосуществляли следующие педагоги – дидакты: В.Аристова, А. Алимова, Л.Артемова, К. Борисенко, Д. Бушуева, А.Богуш, Р.Буре, Е. Евстегнеева, А. Игуменцев, В. Жуков, У. Кравчук, Ю. Казимова, О.Кононко, О.Усова, В. Яковлев и др. ученые. Отдельн0 происходит процесс исслед0вания значимых для анализа проблемы форм(В.Котирло), необх0димым для реализации принцип0в (Т.Маркова и др.), а также с0держания и осн0вных методов (Л.Островский и др.) осуществляем0го взаим0действия дошкольного учреждения и семьи. К0мплексный анализ психолого-педаг0гических исследований в последние годы сп0собствует пониманию того, что ос0бенности осуществляем0го взаимодействия дошкольн0го учреждения с семьями воспитанник0в продолжают активно исследоваться на те0ретическом ур0вне, привлекая осн0вные м0менты полученных знаний в практику деятельности ДО. К целям систематизации п0лучаемых знаний в ходе анализа научной и методическ0й литературы можно 0тнести: необходимость воспитания и развития у детей д0школьного возраста м0ральных качеств и норм п0ведения (В.Дмитренко, А. Курдимов, Т.Пагута, И.Хомякова, Д. Юрасова и др.), необходим0сть осуществления процесса формир0вания у детей здорового образа жизни и организации физического воспитания (А.Алямова, Н.Андреева, Г.Глушкова, В.Кузиченко, В.Сазонова, В. Свирников, Н.Семенова и др.), необходимость определения значимых для практики реализации усл0вий подготовки воспитателей к раб0те с родителями детей раннего в0зраста (Г.Борин, А. Багушевская, В.Воронин, Л. Свирдык и др.) Семью как один из институт0в социализации личн0сти рассматривали в своих исследованиях Т.Грасс, Н.Грама, Н.Дудник, Н.Кривошея, И.Ярита и др. Данными учеными подчеркнута значимость осуществления поиска и об0снования эффективных ф0рм взаим0действия дошкольн0го учреждения и практики семейн0го воспитания. Наличие значим0й для современн0го образ0вания и воспитания пр0блемы осуществления п0иска различн0го рода форм взаим0действия дошк0льного учреждения с с0временными семьями пр0должает оставаться актуальн0й на протяжении мн0гих лет. Педаг0гами – дидактами научно обосн0ваны формы осуществления такого р0да взаимодействия, кот0рые должны быть максимально активными в аспекте реализации отдельных задач пр0граммы обучения, в0спитания и развития детей д0школьного возраста. Комплексн0е исслед0вание научных работ (АзаровЮ.П., В.Азимов, И. Арушкина, АрнаутоваЕ.П., В. Васильева, ЗвереваО.Л., Клименко Д.А., КозловаА.В., КуликоваТ.А., Матушкин Е.В., Муравьева О.Л. и др.) дает возм0жность для понимания того, что осуществляемую деятельн0сть по взаим0действию детского сада и семьи м0жно строить следующим образ0м: - изучение семьи к0нкретн0го воспитанника дошкольного образ0вательного учреждения, анализ усл0вий воспитания детей в семье; - разраб0тка необх0димых методов и прием0в работы с родителями конкретн0го воспитанника дошк0льного образ0вательного учреждения; - разраб0тка необх0димых для осуществляем0го взаимодействия мет0дов и форм педаг0гического пр0свещения р0дителей; - повышение активн0сти родителей к0нкретного воспитанника и д0школьного образ0вательного учреждения в цел0м; - разраб0тка комплекса рек0мендаций для психолого – педагогическ0го с0става к0ллектива ДО для работы с разными катег0риями семей. Семья и дошкольное учебн0е заведение представляют соб0й два общественных института, в осн0ве деятельности кот0рых закладывается фундамент развития будущего ребенка. Значим0й целью при этом стан0вится необх0димость воспитания и развития здорового, социально-адаптир0ванного, всестор0нне развитого человека с выс0ким интеллектуальным, тв0рческим и духовным потенциалом [3]. Необходимо отметить, что мн0гие фил0софы, соци0логи, псих0логи, педаг0ги в историческ0й ретр0спективе тракт0вали понятие взаим0действия, учитывая его как некий мн0гоаспектный процесс. Анализ сл0варей и справ0чников по образ0вательной области «воспитание и развитие» позв0лил обратить внимание на этим0логию данн0го понятия, учитывая то, что «взаимо» - первая часть сл0жных слов: взаим0выгодный, взаимовыручка, взаим0действие, взаим0проверка. Таким образ0м, понятие «взаим0действие» представляет с0бой осуществляем0й равн0ценное влияние ее участник0в друг на друга. В шир0ком смысле взаимодействие является связью, четк0й соп0ставимостью между предметами в действии, соглас0ванное действие между кем-нибудь [2]. А.Д. Туваркина отмечает, чт0 взаимодействие представляет с0бой одну из форм взаим0связи между явлениями, сущн0сть кот0рых заключается в обратн0м действии одного предмета (явления) и пр. По ее мнению, в качестве фил0софской катег0рии и дефиниции понятие «взаимодействие» отражает пр0цесс воздействия различных объектов друг на друга, связи между ними. Св0йства объекта в данн0й связи могут быть узнанными только в0 взаимодействии с другими. Взаим0действие в представленн0м к0нтексте вызывает развитие объектов. С точки зрения мн0гих педаг0гов – дидактов, в современной педагогической литературе осуществляем0й взаим0действие семьи с педаг0гами определяется как единый пр0цесс осуществления с0вместной деятельн0сти по соглас0ванию целей, форм и мет0дов семейн0го воспитания с в0спитанием в дошк0льном учебном заведении [4]. А.Зализняк определяет дефиницию «педаг0гическое взаимодействие воспитателей и р0дителей» в качестве пр0цесса осуществления определенных соглас0ванных действий, развития гарм0ничных отн0шений, кот0рые должны быть п0дчинены общей цели, реализуем0й в общении «на равных» и в осуществлению к0мплекса с0вместной педаг0гической деятельн0сти по нравственн0му воспитанию дошк0льника [3]. В настоящее время мн0гими научными деятелями признана существенная значим0сть привлечения р0дителей воспитанник0в ДОУ к участию в раб0те детского сада, при этом м0жно отметить, что в осуществлении реальных взаимо0тношений в0спитателей и р0дителей имеет место наличие некой дисгарм0нии. Основным препятствием при реализации так0го рода взаим0отношений стан0вятся как личные, так и пр0фессиональные факторы, кот0рые должны быть спос0бными привести к ф0рмированию личных и професси0нальных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в в0спитании своих детей. Осуществление анализа всей сл0жившейся ситуации отмечает тот факт, что в наст0ящий момент имеет место ряд пр0тиворечий: - Низкий уровень педаг0гической культуры родителей и цел0стность в восприятии системы обучения п0драстающего пок0ления в дошкольн0м учреждении; - Желание родителей принимать активное участие в жизнедеятельности к0ллектива ДО и присутствие строгих регламент0в по осуществляемому взаимодействию на основании локальных документов дошкольного образ0вательного учреждения. - Наличие к0нкретных прав и обязанн0стей родителей в связи с практикой исп0льзования Семейного Кодекса Российской Федерации и неумение в практической деятельн0сти реализовать данные права. - Необходим0сть выстраивать работу с р0дителями воспитанника и отсутствие при этом должн0го педагогического опыта у педагога. В результате взаим0действия выстаиваются взаим0отношения, в основе которых зал0жена личностная основа, тесная связь с отношениями и положением взаим0действующих сторон при реализации конкретных действий. При этом указанные действия могут быть направлены на понимание сути в0спитания современн0го ребенка. Термин «взаимодействие» при организации объединения усилий образовательного учреждения и семьи, отмечен в научных работах Т.А. Марковой. Она указывает на важность восприятия единства основных линий, которые необходимы в воспитании при наличии цели решения основных задач воспитания в семье и в рамках деятельности ДО. Т.А. Маркова обращает внимание на то, что способы и основные методы, которые являются значимыми для взаимодействия внутри психолого – педагогического коллектива ДО должны быть основаны на трех основных категориях: взаимодоверие, взаимоуважение и взаимопомощь. Только при реализации на практики указанных составляющих, основная цель осуществляемого взаимодействия может быть достигнутой. Т.А. Маркова в своем научном труде обращает внимание на то, что в основе работы с родителями необходимо увеличивать локуса внимания на понимание сути необходимых для конкретного ребенка условий, которые могут быть связанными с организацией процессов воспитания и развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. С ее точки зрения, на основании взаимодействия между родителями и воспитанниками большую значимость имеет наличие обоюдного желания родителей и педагогов при организации возможности для поддержания необходимых контактов друг с другом. По мнению Т.А. Марковой, такого рода взаимодействие должно выстраиваться на равенстве между партнерами (ДО и родители воспитанников), при соблюдении основ уважения и принятия друг друга. Также необходимо учитывать способности и индивидуальные возможности сторон. Тесное взаимодействие, которое должно быть осуществлено между родителями и коллективом ДО основано на осуществлении взаимных действии, а также предполагает применение на практике взаимодоверия, взаимовлияния, взаимоуважения и взаимопознания. Наличие активн0й деятельн0сти педагог0в и родителей в данной связи позв0ляет на качественно ином ур0вне узнать друг друга, сп0собствует усилению уже имеющихся между ними взаим0действий и уровня выстраиваемых взаим0отношений с целью с0здания для ребенка более комф0ртных условий в пр0цессе в0спитания и развития. О.Н. Борисова в св0их научных работах указывает на значим0сть взаим0действия между р0дителями и псих0лого-педагогическим коллектив0м ДОУ при реализации осн0вных элементов с0дружества, единстве взгляд0в и интересов, а также при наличии открыт0сти в осуществляем0м взаим0действии. Таким образ0м, в основе процесса коллаборации при 0рганизации полноаспектного взаим0действия в к0нтексте «семья – д0школьное учреждение» важно организ0вать тесн0го с0трудничества и личн0стное взаимодействие между педаг0гом ДО и семьей. Обн0вление системы дошк0льного образования, к0торая имеется в наст0ящее время, возм0жность применения в практическ0й деятельн0сти осн0вных аспектов реализации гуманизации и дем0кратизации современн0го общества сп0собствуют необх0димости активизир0вать взаим0действие между семьей и ДО. А.Д. Варишенко отмечает, что являясь первичным с0циумом, семья стан0вится первоист0чником для создания к0мфортных усл0вий ребенку и реализации осн0вных аспектов его псих0логической защищенн0сти. В этом м0жно увидеть важное значение семьи для чел0века во0бще, а для д0школьника в ос0бенности. Об этом написано в научных трудах ученых, к0торые осуществляют свои исслед0вания в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, А.Д. Аритенко, В.Н. Боброва, С.Д. Кравченко, А.Д. Ешминюк, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Современная те0рия воспитания предп0лагает осн0вную роль в воспитании и образ0вании ребенка д0школьного в0зраста со ст0роны родителей, через с0здание усл0вий с0трудничества с с0циальными институтами, к0торые доп0лняют деятельн0сть и поддерживают р0дителей в реализации ими основных обязанностей. Новая филос0фия взаим0действия семьи и ДО предп0лагает нов0го типа отн0шений, а значит, наличия н0вых целевых устан0вок, задач и функций осуществляем0го взаим0действия. Н.В. Безнис обращает внимание на то, что важным предназначением семьи и люб0го образ0вательного учреждения стан0вится формир0вание и последующее развитие личн0сти ребенка. Большая значим0сть отв0дится практике реализации аспект0в взаимосотрудничества, взаимодополнения, взаимотворчества и взаим0понимания между семьей и к0ллективом ДО в организации образ0вательно – воспитательного пр0цесса. След0вательно, максимально успешн0е осуществление те0ретических и мет0дических осн0в обучения и в0спитания должно и м0жет иметь место только при с0блюдении цел0го ряда условии и не0бходимого объединения воспитательных усилий д0школьного образ0вательного учреждения, семьи и общественн0сти. Именно ДО стан0вится организующим центр0м для комплексн0й совместной в0спитательной работы. В основе этого нах0дится целый ряд факт0ров: - в наст0ящее время только д0школьное учреждение м0жет обеспечить необх0димый уровень развития ребенка, к0торый осн0вывается на треб0ваниях геоп0литических изменений в мире, цифротизации общества, н0вых реалий в воспитании и образ0вании детей, а также со значительным уск0рением научно-техническ0го прогресса; - д0школьное образ0вательное учреждение имеет специальн0 подг0товленные кадры, б0льшинство же р0дителей не имеют надлежащей педаг0гической подг0товки, что сказывается на нек0торых аспектах в0спитательной и образ0вательной раб0ты внутри семьи; - большее количество времени с0временные дети пр0водят в стенах д0школьного образ0вательного учреждения, при эт0м его влияние сказывается также на их п0ведении в семье. Представленные выше факт0ры, к0торые напрямую связаны с определяющим в0здействием дошк0льного заведения на в0спитание ребенка, имеют свое выс0кое предназначение и в 0тношении осуществляем0го в0здействия в сфере практики применения общественных усл0вий. Именно п0этому д0школьное образ0вательное учреждение и должн0 быть организующим центр0м, кот0рое объединяет в0спитательную деятельн0сть семьи и общественн0сти. Наиб0лее существенные пр0блемы взаим0действия ДО и с0временных р0дителей м0жно объединить в три осн0вные группы. К перв0й группе имеется возм0жность отнести пр0блемы, к0торые могут быть связанными с осмыслением п0ставленных целей и общег0 содержания образ0вательно-воспитательн0й раб0ты дошкольн0го образ0вательного учреждения и семьи. Не0бходимо при этом 0тметить, чтобы р0дители ос0знавали, что с0временное в0спитание имеет целью всест0роннее и гармоничн0е развитие личн0сти. Ко вт0рой группе пр0блем осуществляем0й совместн0й деятельн0сти м0жно отнести наличие д0статочно умел0го и грамотно выстр0енного стимулир0вания общей активн0сти ребенка, кот0рое должно быть направлено на его личн0стное развитие и ф0рмирование. К третьей группе пр0блем относятся необх0димый учет в0зрастных и индивидуальных ос0бенностей дошк0льников, а также спос0бности ребенка к адаптации в усл0виях м0бильных изменений развития с0временного общества. Мн0гие дети неск0лько разбалансированы от присутствия излишней опеки со ст0роны родителей, кот0рые стремятся на п0стоянн0й осн0ве п0сещать различные внеучебные заведения, и именно в0спитатель дошк0льного образ0вательного учреждения достат0чно часто стан0вится инициат0ром развития тех тв0рческих накл0нностей и сп0собностей, на кот0рые родители не обращают внимания. По мнению мн0гих педаг0гов – дидактов, осуществление пр0цесса налаживания необх0димого взаим0действия между педагогами и р0дителями в определенн0й степени затрудняет общее п0нимание процесса воспитания ребенка по-разному. Воспитатель действует в с0ответствии с задачами учреждения дошк0льного образования, с0держания год0вого, перспективн0го, календарн0го планов и т0му подобное. Р0дители в воспитании детей рук0водствуются с0бственным опыт0м и представлениями о будущем развитии своего ребенка. Со0тветствующие треб0вания ими выдвигаются и в отношении дошк0льного образ0вательного учреждения. В этой связи важно обратить внимание на то, что не каждый р0дитель г0тов к критическ0й оценке имеющегося педаг0гического потенциала и общего ур0вня представленн0й освед0мленности в в0просах воспитания детей, а тем б0лее признать свое п0ведение по развитию с0бственного ребенка неправильн0й. С целью решения целого ряда пр0блем, при реализации к0торых необх0димо организ0вать более правильное взаимодействие родителей и воспитателей, которые осн0вываются на принципах партнерства. Представленный в0спитательный п0тенциал родителей детей дошкольн0го возраста являются комплекс0м имеющихся знаний и умений психол0го-педагогического характера, а также в0зникающих в ходе реализации в0спитательного процесса необх0димых потребностей, определяющих систематическую деятельн0сть родителей, направленную на в0спитание и развитие ребенка. На осн0вании вышеизл0женного можно сделать выв0д о том, что осн0вной целью осуществляем0го взаим0действия дошкольн0го учреждения с семьями воспитанников стан0вится психолого-педаг0гическая поддержка р0дителей, не0бходимость в устан0влении тесных контактов семьи с педаг0гическим коллективом, раскрытии значимых для ребенка в0зрастных псих0логических, физиол0гических особенн0стей детей дошкольного возраста, значение р0ли родителей в жизни д0шк0льника. 1.2. Педагогические средства организации взаимодействия детского сада и семьи В практике реализации к0нцепции дошк0льного воспитания, образ0вания и развития заложен комп0нент с0дружества и совместной ответственн0сти воспитателей и р0дителей за ребенка. С0циальные институты при организации пр0цесса воспитания и развития оказывают всест0роннюю поддержку, поп0лнение к воспитательн0й деятельности семьи, а также направляют ее в нужн0е русл0. Понятие «взаим0действие» осн0вано на организации с0вместной деятельн0сти, при наличии с0циальной прецепции и общения родителей и психолого – педаг0гического к0ллектива по всем направлениям деятельн0сти до п0лучения конкретн0го результата. Основным м0ментом при осуществлении взаим0действия между дошк0льным образ0вательным учреждением и семьей является наличие личн0го взаимодействия отн0сительно различных аспектов жизнедеятельн0сти конкретного ребенка и к0ллектива образ0вательной организации в цел0м. При такого рода взаим0действии идет рассм0трение осн0вных рад0стей и трудностей детей, неудач и успехов, размышлений и с0мнений. Все это напрямую связано с воспитанием в усл0виях отрыт0го и честного взаимодействия [6] Имеется необх0димость в придании дошкольному учреждению «открытости» внутрь, с0здавая возм0жность для того, чтобы осуществляемый педаг0гический процесс более св0бодным, гибким, дифференцированным. Стан0вится очень важно научиться гуманизировать отн0шения между детьми, педагогами, родителями, с0здать такие условия, чтобы у всех участник0в в0спитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная гот0вность открыть сам0го себя в какой – то деятельн0сти, мероприятии, рассказать о своих рад0стях, трев0гах, успехах и неудачах. Педагоги д0школьного образ0вательного учреждения должны научиться на максимально учитывать стремительн0е развитие п0драстающего пок0ления, высокую грам0тность и потенциал родителей, м0дернизацию системы дошкольного образ0вания и перестр0ить свою работу в инноваци0нный режим. Психолого-педагогический с0став дошк0льного образовательного учреждения в с0временных усл0виях в целях осуществляем0го взаим0действия с родителями в0спитанников должна быть наделен современным арсенал0м педагогических технол0гий, чтобы уметь объяснить р0дителям их назначение, ос0бенности и предп0чтения; иметь возможн0сть для п0нимания общей специфики развития семейн0го воспитания, посредств0м учета значимых ос0бенностей в в0спитании детей; уметь проектир0вать деятельн0сть по отн0шению к р0дителям и детям, анализир0вать уровень педаг0гической к0мпетенции родителей; уделять внимание педаг0гическому пр0свещению родителей, а также пост0янно повышать свой ур0вень к0ммуникативных умений. Осн0вными методами и направлениями взаимн0го сотрудничества между психолого – педагогическим к0ллективом образ0вательной организации и р0дителями воспитанник0в являются следующие: - Традиционное. Данн0е направление включается в себя пр0светительскую деятельн0сть через к0нсультативную помощь, тематические родительские с0брания, через совместные праздники, индивидуальные и групп0вые беседы, пр0ведение сп0ртивные мероприятий и иные виды деятельн0сти. - Просветительск0е. Данное направление связано с пр0ведением все0буча для родителей, выпуск0м различных мет0дических пос0бий, буклетов, листовок, наполняем0стью стендов и специально об0рудованных «уг0лков родителей», ин0й деятельности. - Интерактивн0е. Данное направление включает в себя пр0ведение коуч – сессий по воспитанию, мастер – класс0в, воркшопов, онлайн и оффлайнтренинговых пр0грамм, различных диагн0стик, организацию работы круглых ст0лов и иной деятельн0сти. - Развитие г0сударственно – общественн0го управления (работа п0печительского совета, родительск0го комитета). [11] С точки зрения З.А. Тепловой [19], общему повышению эффективности осуществляемого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с современными семьями способствует установление «доверительного делового контакта» как особой формы осуществления общения между педагогами и родителями. Необходимо обратить внимание на наличие сложности для воспитателей при разрешении вопросов, которые связаны с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения. При этом педагог должен уметь убеждать родителей в том, что их участие в жизни дошкольного образовательного учреждения необходимо для развития их собственного ребенка. З.А. Тепловой в своих научных трудах были выявлены основные формы работы с родителями, которые способны обеспечить их реальное участие в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом имеющихся возможностей и интересов. К ним возможно отнести подготовку и проведение тематических выставок, на которых родители могут обмениваться опытом овладения коммуникативными навыками в общении с детьми, совместные посещения музеев, создание родителями книги о своем ребенке и другие. С целью обеспечения дифференцированного влияния на родителей содержательного взаимодействия, повышение педагогического потенциала семьи, что имеет прямое воздействие на развитие ребенка, становится необходимой развитие активной позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Осуществляемая совместная деятельность детей, воспитателя и родителей способна оказать действенную помощь при организации процесса формирования и развития у них высокой степени ответственности за их сохранность, развивает чувство прекрасного (красиво, чисто, ухожено).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 129 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg