Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Стадии законотворческого процесса в РФ

cool_lady 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Актуальность тематики данной работы заключается в том, что в современной России у граждан не четкое представление о самой процедуре принятия законопроекта, о ее сложности и длительности. Многие имеют недовольства в отношении работы Федерального Собрания, утверждая, что депутаты бездействуют. Но граждане просто иногда не имеют понятия насколько это трудоемкая задача: сформировать нормативный акт, который бы не противоречил Конституции РФ, не приводил к ущемлению чьих-то прав и отвечал требованиям демократического строя. В данной работе соответственно представлены стадии принятия закона, показывающие, насколько этот процесс сложен и слажен.
Введение

Главным источником права в Российской Федерации непосредственно является нормативно – правовой акт, а именно федеральный закон. В соответствии с этим очень необходимо иметь представление о том, как этот акт принимается, а также по какому принципу. Следует отметить, что немаловажен вопрос об эффективности такой процедуры принятия закона, и насколько она соответствует требованиям именно нашей стране. По данной теме существует огромное множество разных научных публикаций, учебников. Горбуль Ю.А. в своей научной статье «Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации» излагает насколько в процентном и численном отношении эффективно российское правотворчество. Мухина Ю. В. в своей публикации затронула проблему регионального законотворчества, заметив зависимость того, что законодательство на уровне субъектов «страдает» из-за неполной осведомленности о ситуациях на федеральном уровне. Правоведы так же изучают проблемы народовластия, влияние иностранного законодательства на отечественное т.д. Но в данной курсовой работе необходимо осветить именно процесс принятия нормативного акта в законодательном органе Российской Федерации.
Содержание

Введение 3 1. Законотворческий процесс: понятие, стадии. 4 2. Законодательная инициатива 2 3. Рассмотрение и принятие федерального закона Государственной Думой. 5 4. Одобрение Федерального закона Советом Федерации. 11 5. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ 17 6. РАССМОТРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ОТКЛОНЕННОГО СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНА 20 7. Повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона 22 Заключение 24 Список литературы 26
Список литературы

1. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации/ "Журнал российского права", N 6, июнь 2004 г. 2. Доржиев Ж.Б., Теория государства и права.-Изд-во ВСГТУ, 2005. — 245 с. 3. Дробязко, С.Г. Правообразование, правотворчество, правоустановление, их субъекты и принципы / С.Г. Дробязко // Право и демократия : сб. науч. тр. – Минск : БГУ, 2003. – Вып. 14. – С. 15–34. 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России:учебник.-5-е изд.,перераб. и доп. – Москва: Проспект 2013. – 750с. 5. Марченко М,Н. Теория государство и права: учебн.- 2-е изд.,перераб. И доп.- М.:Проспект, 2009.-548с. 6. Мухина, Ю. В. Понятие регионального законодательного процесса/Сибирский Юридический Вестник. - 2002. - № 2. 7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА, 2002.-416с. 8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495с. 9. Трубецкой Е.Н. Философия права. Киев, 1906. С.459 10. Конституция РФ.- М.: Издательство «Омега-Л»,2013.-39с. 11. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ/ Утв. Постановлением Государственной Думы от 22.01.1998// Собрание Законодательства РФ.1998 №7.
Отрывок из работы

1. Законотворческий процесс: понятие, стадии. В понимании различных ученых в области правоведения деятельность образования правовых норм носит различное наименование. В различных теоретических источниках можно встретить такие термины как правоустановление, нормотворчество, правотворчество, законотворчество . Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации, в Главе 5, где определены законодательные органы и их компетенция, процесс принятия и формирования позитивной нормы не имеет определенного обозначения, этот процесс определяется как «законы принимаются» . Исходя из этого, можно сделать вывод, что эти обозначения непосредственно являются систематизацией процессов принятия и формирования правовой нормы, которая, соответственно, в конечном счете принимается (или не принимается) в форме закона. Правотворчество является одной из составных деталей правообразования, а точнее, последним этапом. Правообразоавние довольно длительный и скурпулезный процесс формирования юридической нормы, и только лишь на последней стадии происходит непосредственно процесс правоустановления, рассмотренный в данной работе на примере законотворческого процесса в России. Для того, что бы в наибольшей степени оценить и понять процесс принятия норм, необходимо обратиться к таким теоретическим определениям. Правоустановление (правотворчество) – это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые соответственно составляют нормативно-правовое содержание всех действующих в настоящее время источников позитивного права. Прямое государственное нормотворчество является одной из форм правоустановления, а именно непосредственное издание соответствующими государственными органами нормативно-правовых актов. В своих научных трудах Марченко М.Н. определяет правотворчество, делая ссылку на его социальную суть, как «… процесс возведения государственной воли в закон, её оформление в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению и дополнению нормативно - правовых актов». Для того что бы принимаемый акт в наивысшей степени отвечал потребностям социума и был максимально эффективен, необходимо заранее разрешить круг проблем, касающихся непосредственно его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Содержание, характер, цели и результаты правоустановительной деятельности определяются огромным количеством субъективных и объективных, материальных и духовных факторов, в их числе, например, достижение ступени развития соответствующего народа, общества, государства; сложившийся тип и форма государства и права; опыт и сформировавшиеся традиции государственно правовой жизни; уровень организации политической и правовой культуры населения; степень развитости юридической доктрины (состояние юридико-научных основ правоустановительной деятельности), взаимосвязь теории и практики в этой сфере, уровень юридической культуры. По мнению ведущего российского ученого, доктора юридических наук Нерсесянца В. Е. представленные факторы, являются, соответственно, необходимым условием для успешной правоустановительной деятельности высокого качества. Такое понятие, как «нормотворчество» включает в себя огромное многообразие видов правотворческой деятельности, которые отражают особенные факторы и признаки выражения и установления нормативно-правового характера, в том числе совокупность разных источников действующего права. Объективная причина такого разнообразия видов обусловлена своеобразием источников позитивного права. Так, например, для каждой определенной страны свойственны свои особенности законотворческой деятельности. Для подтверждения данного утверждения можно сравнить две правовые семьи Англо-Саксонскую, взяв в пример Объединенное Королевство Великобританию и Континентальную (Романо-Германскую) на примере Российской Федерации. В Великобритании правотворческая деятельность судебных органов (судебные прецеденты) носят более превалирующий характер, нежели деятельность парламента, принимающего статуты. В России же существует принцип верховенства закона, и судебный прецедент как источник права (в формально-юридическом значении) соответственно не является таковым в нашей стране. Различия также можно проследить и в процедурах организации принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов: В России это происходит путем референдума и заключения правовых договоров, в Великобритании непосредственно путем судебной деятельности. Но не следует полагать, что у этих правотворческих моделей нет ничего общего. В большинстве случаев это не так. Общим являются непосредственно принципы, свойственные всем развитым цивилизованным странам современности в области правоустановления. По мнению В.С. Нерсесянца, следует разделять все принципы на шесть основных: 1. Правовой прогресс. Этот принцип предполагает, что вся правоустановительная деятельность государства непосредственно должна быть направлена на дельнейшее соответствующее развитие и совершенствование существующего права, принимая опору на достижения в сфере гуманистки, верховенства права, гражданского общества и правового государства. 2. Правовая легитимность. Названный принцип отражает необходимость соответствия между нормотворческой деятельностью основным требованиям права, исполнение правотворческой деятельности в надлежащих правовых формах и уполномоченными органами. 3. Общесоциальная легитимность. Эта деятельность основывается на широкой базе социального ожидания, согласия и поддержки членами общества. 4. Научная обоснованность. Деятельность законотворчества должна непосредственно опираться на исторический опыт и на опыт других иностранных государств, перенимать идеи из практической рекомендации юридической науки для усовершенствования правоустановительного процесса. 5. Системность. В силу того, что право обладает признаком системности, то и принимаемые нормы должны быть, соответственно, должным образом установлены. Для этого необходимо, что бы вся правоустановительная деятельность имела упорядоченный, системный и организованный характер. 6. Профессионализм. Главный смысл этого принципа определяется в том, что осуществление такой важной деятельности не может происходить на дилетантском уровне, так как может понести негативные социальные последствия, в том числе и прекращение развития права. Под законодательной процедурой следует понимать установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу. Для каждой страны свойственны свои особенности в законотворческой деятельности. Это связанно с тем, что различаются источники права, к которым относятся, принимаемые нормы. В англо-саксонской правовой семье, где главенствующее место принадлежит прецеденту, в этом случае стадии законотворческого процесса практически совпадают со стадиями рассмотрения и решения дел в судах, устанавливающих прецедент как норму, как закон. Для Континентальной правовой семьи, где главенствующей нормой является закон, свойственно принятие законов через органы законодательной власти, парламент. Тем не менее, в отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основных стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, обнародование закона. Еще в начале 20 века был выдвинут тезис о том, что все вышеобозначенные стадии уместны во всех государствах. Ведь для возникновения закона, необходим, что бы кто-то указал на его потребность. Затем, что бы закон был рассмотрен, необходимо придать его обсуждению со всех сторон в «законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы». Для того, что бы закон был принят, «он должен быть утвержден верховной властью». И наконец, для того что бы закон получил силу(начал действовать) необходимо обнародовать его, довести до сведенья граждан. Эти стадии так же применимы для законотворческого процесса в России, но со своими специфическими особенностями, свойственные только нашей стране. Для того, что бы в полной мере оценить и более точно определить стадии принятия законов в России, стоит указать, чем является закон в данном вопросе и чем он характеризуется. Во-первых, закон это правовая форма компетенции Федерального собрания. Во-вторых, закон выражает волю народа Российской Федерации. В-третьих, закон обязателен для исполнения всеми государственными органами, девствующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. В-четвертых, ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы принимаются палатами Федерального собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального собрания. Стадии законодательного процесса в России. Первая стадия – законодательная инициатива. Кому она может принадлежать отражено в ч. 1 ст.104 Конституции РФ. Вторя стадия – предварительное рассмотрение законопроектов. Третья стадия – рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Четвертая стадия - принятие закона. Пятая стадия – рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации. Шестая стадия (особенная) – стадия, возникающая в связи с разногласиями между Советом Федерации и Государственной Думой, из-за отклонения Советом Федерации принятых Думой законов. Седьмая стадия – подписание и обнародование закона. Можно предположить, что стадии законодательной инициативы предшествует стадия, именуемая как составление законопроекта. Она заключается в том, что обладатели законотворческой инициативы, при подготовке проекта закона обращаются к экспертам для всестороннего рассмотрения. 2. Законодательная инициатива Самая первая стадия законодательного процесса заключается во внесении на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рада действия именуется правом законодательной инициативы. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам совета Федерации, Депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их введенья. Таким образом, различаются две группу законодательной инициативы. Первая включает субъекты, чье право законодательной инициативы не привязано к каким- либо рамкам, которые связанны с их компетенцией. Вторую же группу составляют субъекты, чьё право законодательной инициативы связано с вопросами их ведения то, что им подотчетно. Дальше в статье 104 Конституции Российской устанавливается, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, от граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам. При внесении законопроекта в Государственную думу субъектом права должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект; в) перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства Российской Федерации (по законопроектам, предусмотренным статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации); е) документы и материалы, предусмотренные статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период); ж) документы и материалы, предусмотренные статьей 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по проекту федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период); з) документы и материалы, предусмотренные статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год); и т.д. 3. Рассмотрение и принятие федерального закона Государственной Думой. В данной главе будет приведена характеристика сразу трех стадий законотворческого процесса, выделенных в Главе 1. Начнем со стадии предварительного рассмотрения законопроектов. Во-первых, необходимо дать понятие термину законопроект. Законопроект — первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, вносимый на рассмотрение законодательных органов или на референдум. Законопроект отправляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, В Совет Федерации, в Правительство РФ, а так же в Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения одновременно для подготовки и предоставления отзывов. При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные органы субъектов Российской Федерации, где происходит подготовка предложений и замечаний. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний. Следующая стадия включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Государственной Думы. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются ее депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект (отклоненный законопроект далее не подлежит рассмотрению и отправляется субъекту законодательной инициативы); принять закон.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg