Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Роль социальных программ в развитии человеческого потенциала.

cool_lady 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Актуальность исследования обращения к вопросу использования человеческого потенциала в развитии местного сообщества определяется, в первую очередь, необходимостью нового взгляда на человека как главное достояние общества и один из важнейших факторов социально-экономических преобразований в государстве. Цель рассмотреть использование человеческого потенциала в социальных программах. Задачи исследования: 1. Рассмотреть современные концептуальные подходы к исследованию человеческого потенциала. 2. Обобщить критерии оценки человеческого потенциала и факторы, влияющие на состояние человеческих ресурсов и их потенциала. Объект исследования - человеческий потенциал. Предмет исследования – использование человеческого потенциала в развитии социальных программ. Методологической основой работы послужили современные научные подходы к исследованию роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии отдельного района Краснодарского края. Также были использованы методы статистического анализа, социологических исследований. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Способности человека и социальных общностей, конечно, можно интерпретировать как психологические свойства, но природа способностей более многогранна и требует их всесторонней характеристики. Очевидно, недостаточная разработка теории человеческих способностей, ее эмпирического испытания сегодня ограничивает наши возможности их формирования и развития. Способности к выполнению определенных видов деятельности можно раскрыть в разных терминах. Полагаем, что для изучения человеческого потенциала способность целесообразно представить состоящей из двух основных компонент: знания специальных технологий решения традиционных и нетрадиционных задач и умения (навыки) применять эти технологии. Подобная трактовка способностей открывает дорогу к операционализации этого понятия. Человеческий потенциал — это не только и не просто реальные возможности, а сформированные реальные способности, которые в социальных практиках проявляются и используются или не проявляются и не используются, обеспечивая социальному миру его высокую или низкую жизнеспособность.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 5 1.1 Современные концептуальные подходы к исследованию человеческого потенциала 5 1.2. Концепция человеческого развития. Устойчивое человеческое развитие 8 2.РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 19 2.1. Анализ использования социальных программ в развитии человеческого потенциала 19 2.2. Социальные программы в развитии человеческого потенциала в КЧР 22 3.ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЕ ЭТИХ ПРОГРАММ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 35 3.1. Проблемы для развития этих программ 35 3.2. Пути совершенствования развития социальных программа в развитии человеческого потенциала 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Список литературы

1. Зубаревич Н.В. Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания // SPERO. 2008. № 9. c. 7-22. 2. Грейсон Д.К, Карла О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века, 1991. c. 234. 3. Шульц Т.В. Инвестиции в людей: Экономика качества населения. М., 1971. c. 249. 4. Быченко Ю.Г. Человеческий потенциал: проблемы обновления и развития // сб. науч. тр. Саратов . 2008. c. 12. 5. Данные официального сайта Всемирного банка // URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. www.worldbank.com. [Дата обращения: 22. 04.2015]. 6. Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях. // Общественные науки и современность. 2004. № 4. c.134-144. 7. Шуллер Т. Социальный и человеческий капитал: Поиск оптимальных технометодологий. 2000 .c. 55. 8. Данные c официального сайта Всемирного банка // URL: www.worldbank.com. [Дата обращения: 22. 04.2015]. 9. Материал статьи из интернет ресурса // URL: ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_человеческого_развития [Дата обращения: 22. 04.2015]. 10. Данные с официального сайта российского отделения ПРООН // URL: 11. www.undp.ru/index.php?iso=RU&lid=2&pid=25 [Дата обращения: 23. 04.2015]. 12. Гришина Е.С. Факторы, оказывающие влияние на человеческий потенциал региона // Креативная экономика. 2013. № 1 (73). c. 113-117. 13. Иванов О.И. Теоретико-методологические основы мониторинга. человеческого потенциала // Проблемы теоретической социологии. Вып. 8. / Под ред. А. О. Бороноева. СПб.: Скифия-Принт, 2011. c. 5-12. 14. Индекс развития человеческого потенциала / Центр гуманитарных технологий // URL:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. www. gtmarket.ru. [Дата обращения: 25.04.2015]. 15. Институт региональной информации. Исследование качества жизни в регионах // URL: www.regdevelopment.ru [Дата обращения: 27.04. 2015]. 16. Данные с официального сайта Российской статистики - Демография // URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst03[Дата обращения: 1.05.2015]. 17. Данные с официального сайта Ейского муниципального района // URL: http://yeiskraion.ru/ [Дата обращения: 3.05.2015]. 18. Данные с официального сайта Российской статистики // URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst03[Дата обращения: 1.0.2015]. 19. Пасспорт муниципальных образований - Данные с официального сайта министерства экономики Краснодарского края// URL: http://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/comprehensive-assessment-of-the-socio-economic-development-of-city-districts-and-municipal-areas-of-/ [Дата обращения: 10.05.2015]. 20. Основные показатели мун. Образований по Краснодарскому краю - данные с официального сайта Муниципальной статистики по Краснодарскому краю// URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/municipal_statistics/main_indicators/ [Дата обращения: 11.05.2015].
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 1.1 Современные концептуальные подходы к исследованию человеческого потенциала Человек является неотъемлемой частью государства, а его потенциал является инструментом для развития социально-экономического прогресса государства и общества. В современном мире уделяется особое внимание развитию человеческого потенциала, так как от качества работы людей зависит развитие и улучшение жизни народа. Хоть это будет медицинское направление, научно-техническое, информационное, педагогическое. Все взаимосвязано, например, когда ребенок идет в детский сад и уже после первого года выявляются сильные стороны детей, если это развивать то в будущем мы можем получить незаменимого профессионала. Для развития человеческого потенциала в современном обществе открываются и развиваются школы, профессиональная подготовка, а также научные исследования и разработки. В нынешних условиях имеет огромное значение развитию человеческого потенциала не только финансовые и материальные ресурсы но и способности человека к труду. Еще в 60-х гг. 20 века в трудах американских экономистов Т.Щульца, Г. Беккера и других получила распространение теории что «Человеческий капитал-наиболее ценный ресурс, с гораздо более важный, чем природные ресурсы и накопленное богатство»[2]. Одним из концепции развития человеческого капитала является неоклассический направление, в данном направлении смыслом является использование понятия «капитала» к процессу формирования способностей человека к труду и к использованию рабочей силы. От данного направление и следует прирост капитала и доходов с использованием знаний, навыков других способностей человека. С развитием технологии и обслуживающим их специалистами труд становится все менее существенным, так как техника может заменять значительное количество работы людей. Таким образом, теория человеческого потенциала в различных экономических школ оценивается неоднозначно в разных странах. В концепции человеческого капитала понятие человеческого потенциала актуализируется с точки зрения его включенности в экономическое производство, его социально - экономической эффективности. Под этим углом зрения человеческий потенциал выступает как совокупность свойств человека, проявляющаяся в процессе трудовой деятельности, и в этом значении выступающая как человеческий капитал. Качество человеческого потенциала обусловливает возможность его экономической эффективности, то есть такого уровня его развития, который бы позволял капитализацию человеческого потенциала, его инвестирование. Главным требованием человеческому потенциалу это при помощи знаний, умений, квалификации) работника приносить доход или выполнять определенную функцию которая необходимо для развития и функционирования организации. Т.В, Щульц понимает по человеческим потенциалом: «Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные. Свойства, которые являются ценными и которые могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом» [3]. Так, по данным Всемирного банка, в Японии и Швейцарии на долю человеческого капитала приходится 80% общего объема капитала [5]. Как считают некоторые российские ученые, например, В.Н. Костюк, на макроуровне человеческий капитал есть фиксируемый рынком конечный результат затрат общества на образование, здравоохранение, культуру и физическую культуру [6]. На микроуровне можно говорить о человеческом капитале личности. Это интеллектуальная и интуитивная способность индивидуума находить новые и более прибыльные сферы применения находящегося в его распоряжении физического и денежного капитала, а также своего труда. Поэтому, отождествлять этот капитал с индивидуальными способностями человека наверное ошибочно. Увеличение человеческого капитала требует роста индивидуальной свободы, автономии человеческой личности и открытости общества. Запасы человеческого капитала складываются и накапливаются в домохозяйствах в течение всех этапов жизненного цикла семьи. Однако «концентрация внимания на человеческом капитале как на отдельном признаке может приводить, если уж не привела, к перекосу в сторону приобретения людьми профессиональных знаний и навыков, без учета тех способов, которыми эти знания будут внедрены в сложную сеть социальных отношений» [7]. Поэтому, в последнее время, наряду с человеческим капиталом (способности и знания), качество которого обеспечивает качество человеческого потенциала, социологи стали говорить о социальном капитале (разделяемых обществом ценностях), способном производить богатство и социальный потенциал общества. Всемирный банк на своем сайте дает следующее определение: «Социальный капитал относится к социальным институтам, взаимоотношениям, нормам, которые формируют качество и количество взаимодействий между людьми в обществе. Социальный капитал - это не просто сумма этих институтов, которые являются фундаментом общества, это тот клей, который удерживает их вместе» [8]. Социальный капитал можно представить как совокупность горизонтальных связей между людьми. Они включают в себя социальные контакты и связанные с ними нормы, которые влияют на общество, производительность, благосостояние. Это приближает к пониманию социального капитала как элемента интеллектуального капитала. В своей работе «Демократия в Америке» главный теоретик социального капитала (хотя и не употреблявший этого термина) Алексис де Токвиль отметил, что Америка резко отличается от его родной Франции тем, что владеет богатым «искусством объединения», то есть население Америки привыкло для разных целей (как гражданских, так и политических, как обыденных, так и серьезных) объединяться в добровольные ассоциации. Эта способность самоорганизовываться означает не только то, что правительство не должно навязывать организацию в иерархической, сверху вниз, манере; гражданская ассоциация является еще и «школой самоуправления», которая учит людей совместному образу действий, который они перенесли с собой в общественную жизнь. Очевидно, что без социального капитала не могло быть гражданского общества, а без гражданского общества не может быть эффективно работающей демократии. Следовательно, социальный капитал создает условия для развития нового аспекта качества человеческого потенциала - гражданской активности. Таким образом, социальный капитал, которым обладает население, определяется: а) степенью развитости гражданского общества; б) уровнем развития норм поведения и общественных санкций; в) уровнем развития информационных каналов. 1.2. Концепция человеческого развития. Устойчивое человеческое развитие Устойчивое развитие - это организующий принцип достижения целей развития человеческого потенциала при одновременном сохранении способности природных систем обеспечивать природные ресурсы и экосистемные услуги, от которых зависят экономика и общество. Желаемый результат - это состояние общества, при котором условия жизни и ресурсы используются для дальнейшего удовлетворения человеческих потребностей, не подрывая целостности и стабильности природной системы. Устойчивое развитие можно определить как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.... Хотя современная концепция устойчивого развития основана главным образом на докладе Брундтланда 1987 года, она также опирается на более ранние представления об устойчивом лесопользовании и экологических проблемах двадцатого века. По мере развития этой концепции она все больше смещала свое внимание на экономическое развитие, социальное развитие и охрану окружающей среды в интересах будущих поколений. Было высказано предположение ,что «термин» устойчивость «следует рассматривать как целевую цель человечества по достижению равновесия между человеком и экосистемой, в то время как «устойчивое развитие» относится к целостному подходу и временным процессам, которые ведут нас к конечной точке устойчивости». Современная экономика пытается примирить амбициозное экономическое развитие и обязательства по сохранению природных ресурсов и экосистем, поскольку эти два аспекта обычно рассматриваются как противоречащие друг другу. Вместо того чтобы придерживаться обязательств в отношении изменения климата и других мер по обеспечению устойчивости в качестве средства защиты экономического развития, их превращение и использование в качестве рычагов рыночных возможностей принесет большую пользу. Экономическое развитие, вызванное такими организованными принципами и практикой в экономике, называется управляемым устойчивым развитием (MSD). Концепция устойчивого развития подвергалась и до сих пор подвергается критике, включая вопрос о том, что должно быть устойчивым в рамках устойчивого развития. Утверждалось, что не существует такого понятия, как устойчивое использование невозобновляемых ресурсов, поскольку любой положительный темп эксплуатации в конечном итоге приведет к исчерпанию конечного запаса земли; эта перспектива делает промышленную революцию в целом неустойчивой. Также утверждалось, что смысл этой концепции был оппортунистически растянут от «управления охраной природы» до «экономического развития», и что доклад Брундтланда не продвигал ничего, кроме обычной деловой стратегии мирового развития, с двусмысленной и несущественной концепцией, прилагаемой в качестве лозунга по связям с общественностью. Возникновение и формирование концепции человеческого развития: На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества, а увеличение совокупного объема производства (например, рост ВВП на душу населения) уменьшает масштабы нищеты и повышает общее благосостояние населения. В основе такого предположения лежало мнение о том, что производство порождает доходы, а более высокие доходы в свою очередь, повышают материальное, или экономическое благосостояние. Связь между ростом производства и сокращением масштабов нищеты считалась настолько сильной, что многие экономисты полагали, что достаточно сосредоточить внимание на росте как таковом, чтобы достичь цели развития. Другими словами, рост стал не просто средством обеспечения развития, а целью самого развития. Тем не менее, даже на этом этапе некоторые специалисты понимали, что экономический рост является не самоцелью, а лишь средством развития. В 1955 г. экономист из Вест-Индии, лауреат Нобелевской премии Артур Льюис определил цель развития как «расширение выбора человека». Такое же определение было дано в первом Докладе о развитии человека, вышедшем в 1990 г. Различие состояло в том, что Льюис просто приравнивал понятие более широкого выбора к большему доходу и больше верил в то, что экономический рост неизбежно приведет к развитию человека. Осознание того, что экономический рост не является синонимом человеческого развития, приходило с нарастанием социально-политической нестабильности и бедности населения. Практика некоторых развивающихся стран показала, что положение людей может ухудшаться и при развитии производства. В таких странах наблюдался быстрый экономический рост, но при этом сохранялись неравенство, неполная занятость населения и повсеместная бедность. Тогда как другие страны смогли добиться довольно удовлетворительного уровня благосостояния, несмотря на небольшие доходы. Становилось очевидным, что экономический рост сам по себе не способен обеспечить справедливое распределения ресурсов. Это происходило лишь в тех немногих странах, правительства которых целенаправленно принимали меры для увеличения равенства, в том числе осуществляли программы в области образования и здравоохранения. Что касается самых богатых стран, то доказательством того, что высокий уровень доходов не несет защиту от человеческих лишений, стали такие показатели как рост уровня преступности, загрязнение окружающей среды, распространение заболеваний, ослабление социального положения. Высокие темпы экономического роста не привели к улучшению жизни людей. Опыт развития 60-х гг. подтвердил, что без осуществления широкомасштабных социальных программ невозможно добиться существенного повышения качества жизни, решения социально-демографических проблем, создания продуктивной системы занятости и сокращения масштабов бедности. Учитывая эти обстоятельства, в начале 70-х гг. основное внимание экономических концепций развития стало смещаться в сторону взаимодействия экономического и социального развития, к проблеме распределения доходов и благ, повышения роли публичного сектора. В результате была выдвинута концепция, получившая название «перераспределение за счет роста», целью которой было обеспечение благополучия людей, в первую очередь неимущих, посредством расширения трудоемких производств, а следовательно увеличения ВВП, заработной платы и доходов населения; масштабной государственной поддержки социальной сферы и привлечения широких слоев населения к участию в разработке и планировании. Это должно было привести к улучшению распределения без ущерба для доходов и активов богатых. Более прямой подход был разработан в середине 70-х годов в рамках концепции, известной под названием «концепция базовых нужд», в которой основное внимание уделялось ответственности государства за предоставление всем людям элементарных средств к существованию: питания, медицинского обслуживания, образования. Тем не менее ни идея «перераспределения за счет роста», ни «концепция базовых нужд» не получили широкого распространения. Искусственное деление развития на экономическое и социальное все еще не было преодолено. Взаимосвязь между экономическим ростом и качеством жизни людей еще не прояснилась до конца. Базовые потребности, например, в основном сводились к предоставлению товаров и услуг, а не к показателям качества жизни людей; основной акцент был сделан на государство, и население выступало в качестве получателей, а не активных участников деятельности, направленной на обеспечение развития. Более того, такие меры снижали экономическую активность, при этом чрезмерно увеличивая расходы государства на социальную сферу. К началу 80-х годов стало очевидно, что экономический рост как таковой не может быть признан ценностью. Во многих странах наблюдались замедление темпов экономического роста и структурный кризис. В политике развития на первый план выдвигаются качественно новые приоритеты, такие как сокращение государственного долга и расходов, преодоление экономического спада. «Структурная перестройка» и либерализация экономики усилили внимание к ранее предложенной теории человеческого капитала, обосновывающей экономическую целесообразность инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку и рассматривающей человека как важнейший капитальный фактор производства. Однако данная концепция не предлагала ни конкретных решений проблем бедности, ни новых путей развития социальной подсистемы экономики в целом. В ответ на проводимую политику структурных перестроек выступил ЮНИСЕФ (Андреа Джованни Корнеа, Френсис Стюарт, Ричард Джолли). Был опубликован документ «Перестройка с человеческим лицом» (Adjustment with a Human Face), в котором авторы доклада, не отрицая важности структурных экономических преобразований, призвали МВФ и Всемирный банк уделять больше внимания проблемам нищеты и улучшения условий жизни человека. Основополагающим принципом было то, что социальные аспекты не должны просто «прибавляться» к пакету стратегий структурной перестройки в качестве единственного его изменения. Вместо этого они должны включаться в новый комплексный механизм развития, рассчитанного на долгосрочную перспективу и сосредоточенного на нуждах человека. В 1987 г. Комитет ООН по планированию развития принял решение рассмотреть в своем докладе 1988 г. человеческие издержки структурной перестройки. Это стало стимулом для проведения исследований под руководством М. Уль-Хака, а также К. Гриффина и Дж. Найта, результаты которых были опубликованы в проекте доклада «Развитие человеческого потенциала: забытое измерение стратегии развития». Позднее К. Гриффин совместно с Дж. Найтом опубликовал результаты этой работы в 1989 г. в специальном номере «Журнала по планированию развития», переизданные в 1990 г. в виде книги. Огромное влияние на современное понимание развития человеческого потенциала оказали теоретические разработки лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амартии Сена. В 1989 г. им была опубликована работа «Развитие как расширение возможностей», в которой был использован подход, именуемый «подходом с точки зрения возможностей» (capability approach). А. Сен рассматривал процесс развития, как процесс расширения возможностей человека, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. С его точки зрения, уровень жизни в обществе следует оценивать не по среднему уровню доходов, а по возможностям людей вести такую жизнь, которую они считают достойной. Цель общественного развития он видел не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям. Данный процесс А. Сен связывал с расширением свобод человека, с тем, чтобы выбирать из большего количества вариантов наиболее предпочтительные. На основе концепции А. Сена было дано определение развитию как процессу, в центре которого находится человек. Впоследствии эта и другие идеи были объединены группой экспертов ПРООН и составили основу концептуального подхода к человеческому развитию, который впервые был представлен в Глобальном Докладе о человеческом развитии за 1990 г. Концепция человеческого развития. По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем. Но на всех уровнях развития главными аспектами человеческого развития являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. В том случае если нет доступа к этим основным выборам, у человека не будет доступа и к другим возможностям». Концепция рассматривает двоякий подход к человеческому развитию: с одной стороны, это расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков, c другой стороны, это процесс использования людьми приобретенных ими способностей для производственных целей, культурной, политической деятельности и для отдыха. Таким образом, эта концепция не сводит человеческое развитие лишь к формированию ресурсов для производственной деятельности и ориентации на увеличение материального богатства. Человеческое развитие - это наука, которая стремится понять, как и почему люди всех возрастов и обстоятельств меняются или остаются неизменными с течением времени. Она включает в себя изучение состояния человека, а ее ядром является подход, основанный на потенциале. Скорректированный на неравенство Индекс развития человеческого потенциала используется Организацией Объединенных Наций в качестве средства измерения фактического прогресса в области развития человеческого потенциала. Это альтернативный подход к единому фокусу на экономическом росте и больше ориентирован на социальную справедливость как способ понимания прогресса. Программа развития Организации Объединенных наций определяет человеческое развитие как "процесс расширения выбора людей", который позволяет им "вести долгую и здоровую жизнь, получать образование, пользоваться достойным уровнем жизни", а также "политическую свободу, другие гарантированные права человека и различные составляющие самоуважения"."[1] Развитие связано с расширением возможностей выбора, которые есть у людей, чтобы вести жизнь, которую они ценят, и улучшением условий жизни человека, чтобы у людей был шанс вести полноценную жизнь.Таким образом, человеческое развитие-это нечто гораздо большее, чем экономический рост, который является лишь средством расширения выбора людей.[3] основополагающим для расширения этого выбора является создание человеческих возможностей—диапазона вещей, которые люди могут делать или быть в жизни. Способности - это "существенные свободы ,которыми [человек] пользуется, чтобы вести тот образ жизни, который [у него] есть основания ценить".[4] человеческое развитие рассеивает концентрацию распределения товаров и услуг, в которых нуждаются обездоленные люди, и сосредоточивает свои идеи на человеческих решениях.[5] инвестируя в людей, мы способствуем росту и даем людям возможность следовать многим различным жизненным путям, тем самым развивая человеческие способности.[6] самые основные возможности для развития человека - это вести долгую и здоровую жизнь, быть знающим (т. е. образованным), иметь доступ к ресурсам и социальным услугам, необходимым для обеспечения достойного уровня жизни, и иметь возможность участвовать в жизни общества. Без этого многие варианты выбора недоступны, и многие возможности в жизни остаются недоступными.[3] Абстрактной иллюстрацией человеческих способностей является велосипед. Велосипед сам по себе является ресурсом—видом транспорта. Если человек, владеющий велосипедом, не может на нем ездить (из-за отсутствия равновесия или знаний), то велосипед бесполезен для него как транспорт и теряет свою работоспособность. Если человек владеет велосипедом и имеет возможность ездить на велосипеде, у него есть возможность ездить в дом друга, местный магазин или множество других мест. Эта способность (предположительно) повысит ценность их жизни и расширит их выбор. Поэтому человеку нужны как ресурсы, так и способность использовать их для реализации своих возможностей. Это один из примеров того, как различные ресурсы или навыки могут способствовать развитию человеческого потенциала. Такой взгляд на развитие, часто забываемый в непосредственной связи с накоплением сырьевых товаров и финансовых богатств, не является чем-то новым. Философы, экономисты и политические лидеры подчеркивали человеческое благополучие как цель или цель развития. Как сказал Аристотель в Древней Греции: "богатство-это, очевидно, не то благо, которое мы ищем, ибо оно просто полезно для чего-то другого Формирование человеческого выбора во многом зависит от "благоприятной среды", то есть от существующих в той или иной стране экономических, социальных и политических возможностей. Понятие возможностей подразумевает доступ к ресурсам, средствам или деятельности, направленной на формирование или использование преимуществ возможностей. В соответствии с точкой зрения А.Сена, возможности опираются на личностные данные и тот социальный и экономический выбор, который предоставляет человеку общество. Таким образом, основная цель человеческого развития заключается в создании такой окружающей политической, экономической, социальной, культурной и экологической среды, которая бы позволила обеспечить людям материальный достаток и возможность достаточно долго наслаждаться здоровой и созидательной жизнью. Концепция человеческого развития содержит четыре главных элемента: - Производительность (продуктивность). Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей жизнедеятельности, полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический рост является одной из составляющих человеческого потенциала. - Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности в экономической жизни, и поэтому все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей, должны быть устранены. - Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для нынешнего, но и для будущих поколений. В целях обеспечения устойчивости человеческого развития надлежит сделать возможным восполнение всех видов капитала - физического, человеческого, природного, не создавая долгов, по которым придется платить будущим поколениям. - Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться в интересах граждан и усилиями их самих. Люди должны всемерно принимать участие в процессах принятия решений, определяющих их жизнь. Они появляются на свет с определенными потенциальными способностями. Задача человеческого развития заключается в создании такой среды, в которой каждый человек может развивать свои способности, и возможности этого развития должны все более расширяться. Таким образом, увеличение возможностей повышает продуктивность людей, так что люди могут быть эффективными агентами экономического роста. В свою очередь экономический рост должен сопровождаться равным распределением его результатов, которые должны быть доступны как для настоящего, так и для будущих поколений. И, наконец, все люди должны быть уполномочены участвовать в процессе принятия решений, влияющих на их жизнь. 2.РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 2.1. Анализ использования социальных программ в развитии человеческого потенциала
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg