Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
В рамках проведённой выпускной квалификационной работы нами был проведен теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, проведено эмпирическое исследование, в ходе которого мы пришли к следующим выводам. Вопросы обучения пересказу рассматривались с разных точек зрения Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, В.П. Глуховым, Т.Д. Ладыженской, А.А. Люблинской, Н.С. Карпинской, А.М. Бородич и другими. Все авторы подчеркивают важную роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, его положительном влиянии на связность детской речи.
Введение

Актуальность проблемы. В наше время проблема диагностики нарушений речи чрезвычайно актуальна. Связано с тем, что в последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи быстро растет, они составляют самую большую группу детей с нарушениями развития. Увеличение процента речевых расстройств является результатом неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, дестабилизация в социальной среде, увеличение процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение числа заболеваний и различных патологий, которые влияют на здоровье и психическое развитие ребенка (Т. Ткаченко). Кроме того, под влиянием улицы, пренебрежения со стороны взрослых, притока зачастую бессмысленной и неграмотной информации с телевидения и со страниц новых журналов дети имеют слабый словарный запас, аграмную речь, что, в свою очередь, негативно сказывается на обучении в школе. Отсюда огромная ответственность и важность работы учителей, вовлеченных в выявление детей, подверженных риску, для развития такой речевой патологии, как ОНР (Белова-Давид Р. А.) [3]. С этой точки зрения изучение словаря становится приоритетным направлением в исследованиях в области детской речи. Также обогащение словаря, его закрепление и активация занимает важное место в общей системе речевой работы, что естественно, в связи с тем, что улучшение речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Когнитивное развитие, развитие концептуального мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.). Расширение запаса детской лексики - одна из важнейших задач воспитания. Словарный запас ребенка играет важную роль в развитии логического мышления. Действительно, логическая, насыщенная речь является ключом к успеху во многих, многих областях знаний (Е. Архипова) [3]. Овладение словом в дошкольном возрасте имеет большое значение для всего обучения в школе. Н. В. Сильвер в своих работах подчеркивает, что детьми следует руководствоваться как элементом языковой (речевой) реальности. Прежде всего, заслуживают внимания ограниченный объем словаря, особенно предикативный, а также большое количество замен слов на основе семантических признаков. Исходя из актуальности нами была определена тема исследования: «Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи». Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: «Каковы условия эффективного формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи?» Цель работы: изучить особенности формирования активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: 1) Проанализировать факторы возникновения речевых нарушений у детей; 2) Изучить психолого-педагогические исследования по формированию активного словаря у детей с ОНР; 3) Провести эмпирическое исследование словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: общее недоразвитие речи у дошкольников. Предмет исследования: формирование активного словаря. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточное развитие активного словаря, успешное формирование которого возможно в ходе целенаправленной логопедической работы. Теоретические основы и методы исследования: Анализ процесса овладения детьми лексикой родного языка позволяет выделить два аспекта словарной работы. Первый аспект представлен в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной и связан с развитием познавательной деятельности дошкольного возраста. Второй аспект представлен в исследованиях Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и связан с решением языковых задач. Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова. Этапы проведения исследования: подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольный. Практическая значимость исследования: Разработке и апробации комплекса коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса. Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав (теоретическая и практические), заключения и списка литературы.
Содержание

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………...3 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНР У ДОШКОЛЬНИКОВ………...7 1.1. Определение, этиология, классификация ОНР………………………………..7 1.2. Симптоматика общего недоразвития речи…………………………………...23 1.3 Формирование активного словаря у детей с ОНР……………………………27 Выводы по 1 главе………………………………………………………………….35 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР………………………………………………………….…………………….37 2.1. Организация исследования……………………………………………………37 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………39 Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..45 ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР………………………………………………………...46 3.1 Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………….46 3.2 Результаты контрольного эксперимента………………………………………57 Выводы по 3 главе…………………………………………………………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….62 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….67
Список литературы

1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа направлена на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб .: Детская пресса, 2009.48 с. 2. Агранович, З.Е. Сбор домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб .: Детская пресса, 2007. 160 с. 3. Бабин, Г.В. Силлабическая структура слова: обследование и общение с детьми с плохим развитием речи. М .: ПАРАДИГМА, 2010.96 с. 4. Бардышева, Т. Ю., Моносова, Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М .: Скриптория 2017. - 240 с. 5. Большаков, В.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Инструментарий. М .: ТЦ Сфера, 2009.56 с. 6. Валявко, С.М., Шулекина Ю.А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. -2013. -№ 3 (31). -С. 14-31. 7. Васильева, М. А. Программа обучения и воспитания в детском саду: доп. М-образование и наука РФ / под ред. М.А. Васильев, В.В. Гербова Т.С. Комарова. - 3-е изд., Ред. И добавить. - М .: Мозаика-Синтез, 2015 .-- 208 с. 8. Визель, Т. Г. Нейропсихологическая диагностика состояния речевой и других высших психических функций (ВПФ) у детей/ Т. Г. Визель//Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст./под науч. ред. Е. С. Романовой и С. М. Валявко. -М, 2010. -С. 33-40. 9. Визель, Т.Г., Скальный А.А. Значение показателей микроэлементной диагностики в интерпретации особенностей психоречевого развития детей, 2008. 10. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник. Справочник для пед. институты по специальности дефектология. - М .: Образование, 1989 .-- 527 с .: ил. 11. Волосовец, Т.В. Основы логопедической практики с практикой звукового произношения: учебник для студентов. ТВ издание Волосовец. - М .: Академия, 2000.- 200 с. 12. Воробьев, В.К. Методы развития связной речи у детей с системными нарушениями речи. - М .: АСТ: Астрель: Транзит, 2006. - 158 с [2] с. - (Старая школа). 13. Выготский, Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. / Л. С. Выготский. // Проблемы дефектологии. - М .: Образование, 2017. - С.145-173. 14. Выготский, Л.С. Мышление и речь//Собр. соч. -М., 1982. -Т.2., c. 6-361. 15. Гвоздев, А. М. Вопросы изучения детской речи /А. М. Гвоздев. -СПб.: Детство-Пресс, 2007. 16. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. 320 с. 17. Горбачевская, Н.Ю., Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе. -М.: Сфера, 2007. -224 с. 18. Граб, Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОГП. - М .: «Издательство Гном и Д», 2015. - 56 с. 19. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: учебное пособие. - М .: Ирис-пресс, 2015. - 96 с .- (Библиотека логопеда-практики). 20. Гринспун, Б.М. О принципах логопедической терапии на начальных этапах речевого формирования двигательного аппарата // Учебное пособие по логопедии (выдержки и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2 тт. Т.11 / Под ред. Л.С. Волкова и В.И. Селиверстова. М .: Человечество. Центр редакции ВЛАДОС, 1997. С.112-122. 21. Ермакова, М. А. Анализ характеристик интонации и ее компонентов в дошкольных учреждениях с выразительной алалией // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. 2012. № 3. С. 86-88. 22. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Efimenkova. - М .: Образование, 2016. - 111 с. 23. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004 .-- 320 с. - (Научиться играть). 24. Зейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин - М .: ВЛАДОС, 2015 .-- 240 с. 25. Ковшиков, В.А. Выразительная алалия и методы ее преодоления. СПб .: КАРО, 2016. 304 с. 26. Ковшиков, В.А. Методы диагностики и исправления нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб .: Каро, 2016. - 80-е гг. - (Популярная логопедия). 27. Коненкова, И.Д. Обзор речи дошкольников с умственной отсталостью. - М .: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. - 80 с. 28. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Хлоп-Топ: Нетрадиционные методы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. - М .: Издательство "ГНОМ и Д" 2003. - 20 с. (Практическая логопедия) 29. Коростелева, Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения учителей и детей дошкольного возраста и младших школьников развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, Психология. 2017. № 2. С. 128-133. 30. Коростелева, Е.Ю. Содержательный аспект подготовки учителей в приложении «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. 2018. № 4. С. 155-160. 31. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб .: СОЮЗ, 1999. - 160 с; ил 32. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи у дошкольников. Обучение повествованию в картинках: Учебник под ред. Л. Б. Баряева. - СПб .: ЦДК проф. Л. Б. Баряева, 2009 .-- 175 с. 33. Левин, Р.Е. Принцип анализа нарушений речи у детей // Материалы 2-й научной сессии по дефектологии. М .: Изд-во АПС РСФСР, 1959. С. 166-173. 34. Леонтьев, А. А. Воспитание правильной речи у детей. Институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. - Москва :: АПН РСФСР, 1958.- 32 с. 35. Маркова, А.К. Особенности овладения слоговой структурой слова у детей с алалией / Под ред. Левина Р.Е. М., 1961.С. 65-70. 36. Микляева, Н. В. Диагностика языковых способностей у дошкольников. Логопедия: метод. Пособие В. Микляева. - М .: Ирис Пресс, 2016 .-- 96 с. - (Библиотека логопеда). 37. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающих работ в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - СПб .: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 52 с. 38. Смирнова, И. А. Диагностика нарушений речевого развития: Учебное пособие. - СПб .: ДЕТСТВО-ПРЕССА, 2017. - 192 с. 39. Спирова, Л. Ф., Ястребова А. В. Обзор лексического запаса и грамматической структуры речи. Методы изучения нарушений речи у детей Власова Т.А. и другие. - М .: 2017. 40. Спирова, Л.Ф. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левин. М., 1968. 41. Ткаченко, Т.А. Структура слога слова. Исправление нарушения. Логопедический блокнот. М., Booklover, 2008.48 с.35. Ткаченко Т. А. Если ребенок говорит плохо. - СПб .: Детство-пресс, 2000. - 112 с., Ил. 42. Филичева, Т. Б., Туманова Т. В. Воспитание и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации. М .: Дрофа, 2010. - 220 с. 43. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Образование и обучение. - М .: Гном Пресс, 1999 .-- 89 с. 44. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 лет с общим недоразвитием речи. - М .: Образование, 2016 .-- 40 с. 45. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4. С. 72-78. 46. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое руководство. - М .: Ирис Пресс, 2004 .-- 224 с. - (Библиотека логопеда). 47. Хвацев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Руководство для логопедов и родителей [Текст] / М. Е. Грабс. - М .: Аквариум; СПб .: Дельта, 1996 .-- 384 с. 48. Цуканова, С.П. Мы учим ребенка говорить и читать. 3 период / С.П. Цуканова, Л.Л. Бец. - М .: ГНОМ и Д, 2007. - 112 с. 49. Четверушкина, Н.С. Структура слога слова: система корректирующих упражнений для детей 5-7 лет. М .: Гном и Д, 2001.96 с. 50. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детстве [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М .: МПСИ, 2001. - 414 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНР У ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Определение, этиология, классификация ОНР Общее недоразвитие речи представляет собой симптомокомплекс, характеризующийся наличием сложных речевых нарушений функционального характера, при которых наблюдаются речевые расстройства различной интенсивности и частоты. Примечательно, что это патологическое состояние характеризуется одновременными нарушениями всех без исключения компонентов речевой системы. Нарушения касаются как лексических, так и фонетических и грамматических аспектов речи пациента [4]. Проблема этиологии речевых нарушений прошла тот же путь исторического развития, что и общая доктрина причин болезненных состояний. Еще в древние времена греческий философ и доктор Гиппократ (460-377 гг. До н.э.) видел причину ряда нарушений речи, в частности заикания, в повреждении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384–322 гг. До н.э.), связав процессы речевого образования с анатомической структурой периферического речевого аппарата, увидел причины нарушения речи в расстройствах последнего. Таким образом, уже в исследованиях древних ученых существовало два направления в понимании причин нарушения речи. Первый из них, исходящий от Гиппократа, отводил ведущую роль в возникновении нарушений речи при поражениях мозга; вторая, происходящая от Аристотеля, - это расстройства периферического речевого аппарата. На последующих этапах изучения причин нарушения речи эти две точки зрения были сохранены [13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 68 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg