Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сказка как метод развития связной речи детей младшего дошкольного возраста . (реферат)

alinashmidt22 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
1.Теоретические аспекты развития речи младших дошкольников. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» . Р.С. Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации». А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий». Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка. Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат. Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения. Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека. Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи . В развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович. Хочется отметить, что вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников . Таким образом, проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов.
Введение

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка. В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми. На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей: 1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; 2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем; 3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Большой опыт по решению проблемы развития речи накоплен у нас в стране, так например воспитатель МБДОУ ДС№23 г. Ярославля Миргородская А.С. опубликовала на образовательном сайте «Воспитатель,ру» опыт работы : «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников», воспитатель г. Кашира Серегина Т.С. занималась изучением темы: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни». В нашем образовательном учреждении также оформлен опыт работы у Толкачевой Т.В. « Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц», разработаны методические рекомендации у воспитателя Никулиной О.А: «Формирование связной речи с использованием занимательных игр». Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.С.Леонтьев, Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева. Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека. Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. Однако как показывает практика, анализ опыта работы педагогов по периодическим изданиям, наблюдениями за работой педагогов доу, в развитии связной речи младших дошкольников имеются трудности: недостаточные навыки речевой деятельности детей, ограниченный словарный запас. Данные трудности могут возникать из-за недостаточного методического обеспечения, недостаточного использования современных средств направленных на развитие речи, например, таких как сказка. Данные трудности, позволили сформулировать противоречие : недостаточное использование сказки, как метода развития связной речи младших дошкольников . Данное противоречие актуализирует проблему нашей работы: Как сказка влияет на развитие речи дошкольников? Цель работы: обосновать и апробировать на практике как сказка влияет на развитие речи младших дошкольников . Задачи: - изучить состояние проблемы развития связной речи младших дошкольников в психолого-педагогической литературе; - дать подробную характеристику сказки, как метода развития связной детей младшего дошкольного возраста; - апробировать эффективность использования сказки в развитии речи младших дошкольников; - сформулировать выводы и перспективы работы в данном направлении.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………...................3 1. Теоретические аспекты развития связной речи младших дошкольников……………………………………………………………6 2. Сущностная характеристика сказки как метода развития речи младших дошкольников…………………………………………………9 3. Система работы по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы)…………………………………………………………………..13 Заключение…………………………………………………………………..17 Список литературы………………………………………………………….18 Приложения Приложение 1. Конспект занятий в второй младшей группе по развитию речи (с использованием сказки «Репка»)………………………………….20 Приложение 2. Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе. Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка сказки).23 Приложение 3. Конспект занятий во второй младшей группе. Рассказ и пересказ русской народной сказки« Колобок»…………………………….24 Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»…………………………………………………..27 Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «По страницам сказки К. Чуковского «Цыплёнок»………………32 Приложение 6. Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Любимые сказки»…………………………………………………………..34 Приложение 7. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» (По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)…………………………………………………38
Список литературы

Список литературы. 1. Выготский, Л.С.Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5. изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. – 350с. - ISBN 5-87604-097-5 2. Зимина, И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И.Н.Зимина //Дошкольное воспитание .- 2005.- №5. 3. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр «Академия», 2009. - С. 358 - 369. 4. Миргородская, А.С. Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников [Электронный ресурс] / А.С. Миргородская //www. 2.vospitately.ru .- 26.10.2017 5. Серегина, Т.С. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни [Электронный ресурс] / Т.С. Серегина //www. nsportal.ru .- 25.02.2013 6. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Дмитрий Соколов. - [5-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Класс, 2008. – 280с. - ISBN 978-5-86375-149-8 7. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки [Текст] / Л. П. Стрелкова Л.П.. - М. : Педагогика, 1989. – 124с . 8. Тихеева, В.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева; Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с. 9. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой [Текст] : Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Творч. центр "Сфера", 1998. - 208 с. - (Серия "Вместе с детьми") 10. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] : программа, конспекты занятий, методические рекомендации / О. С. Ушакова ; Институт психолого-педагогических проблем детства. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Сфера, 2013. - 191 с.- ISBN 978-5-9949-0430-5. 11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]:/О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с. 12. Филиппова, Л.В .Сказка как источник творчества детей [Текст] : Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Л.В.Филиппова, Ю.В. Филиппов . - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001 . - 287 с. - (Здоровьесберегающая педагогика) . - ISBN 5-691-00612-6.
Отрывок из работы

Подводя итоги можно сделать вывод, что проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.С.Леонтьев, Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева. Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека. В развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович. Психологи утверждают, что дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств – сказка. Сказка одно из современных средств, направленных на развитие связной речи дошкольников. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка является эффективным средством и методом развития речи детей. Она способствует не только развитию речи, но и помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания. Таким образом, сказка играет большую роль в развитии речи дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg