Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

lina_lad 310 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2018
В заключении дипломной работы можно с уверенностью сказать, что все поставленные задачи исследования выполнены: психолого-педагогическая литература по проблеме исследования проанализирована; сущность про-блемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников раскрыта; реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных школе проанализирована. Исходя из всего этого можно сделать следующие выводы: Познавательная деятельность – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Основными показателями, которые характеризуют познавательную деятельность и творческое мышление являются: беглость, гибкость, оригинальность мысли.
Введение

Проблема развития познавательной деятельности учащихся является для современной школы исключительно важной. Ряд отечественных и зарубежных учених занимались и продолжают заниматься данной проблемой. В практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. На сегодняшний день очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих и познавательных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование познавательной деятельности в младшем школьном возрасте. В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности - устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я». В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность - это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе - возникновение порядка из хаоса. Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. В настоящее время существует острая социальная потребность в творческих индивидах. Развитие у школьников познавательной деятельности одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Поэтому исследование данной проблемы приобретает сегодня особую актуальность. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то на-правляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Исследование зарубежных психологов и педагогов: Д. Дьюи, Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В., Р. Стернберга, М. Воллаха , а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В. , в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов познавательной деятельности и природы творческого мышления. Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления: - индивидуализация образования; - исследовательское обучение; - проблематизация. Мною сделана попытка доказать, что в использовании проблемных си-туаций существуют нераскрытые возможности для развития познавательной деятельности учащихся. Всем всегда казалось, что математика начинается со счета. Но это вовсе не так, так как она начинается с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалась познавательная деятельность, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества и познания. Исследованием теории данной проблемы и технологии проблемного обучения занимались Брушлинский А.В., А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др. . Почему именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие познавательной деятельности? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики? Мною в дипломной работе сделана попытка дать ответы на данные во-просы. В связи с этим выделили. Объектом исследования дипломной работы является исследование развития познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Предмет исследования - использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство повышения познавательной деятельности младших школьников. Цель исследования: доказать, что проблемное обучение является одним из средств формирования познавательной деятельности младших школьников. Гипотеза исследования: уровень развития познавательной деятельности младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности. В соответствии с поставленной целью ставятся и решаются следующие задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии по-знавательной деятельности младших школьников; 3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе; 4) выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию познавательной деятельности школьников. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности детей 1.1. 1.1.Понятие познавательной деятельности…………………………………....7 1.2. 1.2.Проблема развития познавательной деятельности………………………14 1.3. 1.3.Роль уроков математики в развитии познавательной деятельности младших школьников…………………………………………..16 1.4. 1.4.Критерии оценки познавательной деятельности…………………………19 1.5. 1.5.Условия формирования познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………..23 Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии познавательной деятельности учащихся 2.1. История развития теории проблемного обучения……………………......27 2.2. Современная технология проблемного обучения………………………...33 2.3. Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе……………….......41 Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситуаций на уроках математики и их влияние на познавательную деятельность младших школьников……………………………………………………………………………...48 Заключение……………………………………………………………………….59 Список использованной литературы…………………………………………...61
Список литературы

1. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения // Начальная школа. - 2005. - №3. 2. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 1973. - №6. - С. 53-64. 3. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2004. 4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания// Начальная школа. - 2004. - №9. 5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Ин-ститут практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭ, 1996. - 392 с. 6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 2003. - 96 с. 7. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших спо-собностей: Учебное пособие. - М.: ИМПЭТО, 2005. - 96 с. 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология // Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с. 9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с. 10. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышле-ния//Вопросы психологии. - 2002. - №5. 11. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. - 2005. - №4. 12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с. 13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с. 14. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 2005. - 224 с. 15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления // Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с. 16. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 288 с. 17. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 252 с. 18. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 108 с. 19. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения // Под ред. Красновского А.А. - М.: Просвещение, 1955. - 652 с. 20. Как определить и развить способности ребенка. - СПб.: Пекспекс, 2006. - 432 с. 21. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). - М.: Знание, 2005. - 62 с. 22. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 432 с. 23. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 80 с. 24. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2004. - 64 с. 25. Мерезникова Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 176 с. 26. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2002. - 168 с. 27. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2005. - 368 с. 28. Овсянникова Т.Н. За такими программами будущее // Начальная школа. - 2005. - №6. 29. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1998. 30. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: Академия пед. наук, 2006. 31. Психологическая диагностика: Учебное пособие // Гуревича К.М., Акимова М.К., Берулова Г.А. и др. Редактор-составитель Борисова Е.М. - Бийск: НИЦ БГПИ, 2003. - 324 с. 32. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х томах // Под ред. Джибладзе, сост. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с. 33. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с. 34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. - 2005. - №6. 35. Сереброва И.В. Развитие внимания и познавательной деятельности на уроках по математике // Начальная школа. - 2005. - №6. 36. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Ч.1. - М.: Изд. центр «Владос», 2008. 37. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников // Вопросы психологии. - 2007. - №2.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познава-тельной деятельности детей. 1.1. Понятие познавательной деятельности Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представ-ляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Только мышление может порождать такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие познания от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В познании на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Познание – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом познания может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях . Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях. Познание - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 37 страниц
370 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg