Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика уровня сформированности патриотических и духовных ценностей в молодежной среде

vika_glad 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 146 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Патриотизм является существенной психологической характеристикой, который влияет на выраженность и значимость определенных ценностей для личности. Это направленность выражена в особом видении мира, которое формируется из этно-социальных предпосылок, оставленных нашими отцами и отцами их отцов в качестве социального и исторического опыта. Тем самым выражается принадлежность индивида не только к этнической группе представителей одного региона, но и заинтересованность в дальнейшем благополучии национальных и общественных реалий для каждого человека.
Введение

В современном обществе нашей великой страны – России становиться все более значимым понимание такого социального явления как патриотизм. Интересы государства в рамках данного феномена диктуется необходимостью осознания современными жителями нашей Родины, при помощи образовательных и воспитательных программ, направленных на помощь молодому поколению граждан в осознании своей не маловажной роли в системе институтов общества. Гражданско-патриотическое воспитание, являясь механизмом государственной образовательной политики, способствует повышению уровня подготовленности молодежи к переменам, происходящим в обществе, и направляет личности юных граждан на становление позитивной позиции в сложившейся социально-политической обстановке. Можно сказать, что государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020», которая является совокупностью накопленных знаний и применяемых мер патриотического воспитания граждан, реализует задачи, направленные на образование, обучение и воспитание в молодежи духовно и социально развитую личность. Она разделяет традиционные ценности общества и способна повысить свой потенциал, повсеместно реализуя его в постоянно изменяющемся обществе. Эти процессы напрямую связанны с молодежным возрастом, поскольку именно в этом периоде жизни, начиная с 14-го возраста, начинается тернистый путь для каждого молодого человека в становлении полноценным членом общества. Молодежный возраст характеризуется как возрастной период, в котором помимо гражданского сознание происходит процессы становления идеалов, характеризующийся принятием и репродукцией этно-социальных и аксеологических особенностей жизни человека и его опыта. Патриотизм же, являясь характеристикой общественного сознания, уравновешивает и систематизирует ценностные образования в социальных отношениях, что позволяет создать благоприятную атмосферу личности, в совокупности всех сфер её жизни. Для этого необходимо исследовать возможные проявления патриотических ценностных направленностей среди общечеловеческих ценностных компонентов жизни индивида. Тем самым, актуальность исследования заключается в необходимости, на современном этапе развития общества, понимания новых социальных запросов личности и формировать у молодежи любовь к Родине и отечеству, готовность принимать активное участие в жизни страны, но при этом учитывать не только патриотические настроения, но и избегать противоречий ценностей личности. Проблематика данного исследования. В связи с проблемами диагностирования уровня патриотического компонента в ценностно смысловой сфере личности, каков будет оптимальный психодиагностический инструмент, который будет выявлять уровень патриотического сознания, не вызывая противоречий в ценностный структурах его личности? Из этой проблемной ситуации, можно выявить проблему – создание психологического инструмента диагностики патриотических и духовных ценностей в молодежной среде, а так же патриотической направленности компонентов ценностно-смысловой сферы личности. Цель исследования: диагностика уровня сформированности патриотических и духовных ценностей в студенческой среде. Объект исследования: представители возрастной группы молодежи в возрасте от 16 до 35 лет. Предметом (теоретическим) выпускной квалификационной работы является: особенности ценностно-смысловой сферы и патриотических направленностей личности. Предметом (эмпирическим) выпускной квалификационной работы является процесс выявления уровня сформированности патриотических ценностей в молодежной среде. Гипотеза исследования: уровень сформированности патриотических ценностей среди молодежи не зависит от направления профессиональной подготовки и характерен для большинства представителей данной возрастной группы. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Анализ теоретических данных о феномене патриотизма, молодежи как возрастной группы и особенностей ценностно-смысловой сферы личности. 2) Выделение особенностей патриотизма и ценностей личности у представителей молодежи. 3) Исследование способов измерения уровня сформированности патриотизма и компонентов ценностно-смысловой сферы личности у молодежи. 4) Создание диагностического инструмента, основанного на структурных компонентах ценностно-смысловой сферы личности, для выявления уровня патриотических направленностей. 5) Провести эмпирическое исследование уровня сформированности патриотических ценностей в молодежной среде на выборках респондентов. 6) Проанализировать и интерпретировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования по определению уровня сформированности патриотических ценностей в молодежной среде. Методы исследования: теоретические методы - анализ литературы и иных источников по проблеме исследования, реферирование, индуктивный и дедуктивный методы; эмпирические методы – методы сбора данных (эксперимент), статический метод обработки данных. Для исследования уровня сформированности патриотической ценности в молодежной среде были использованы методики: Методика «Ценностные ориентации Ш. Шварца под редакцией В. Н. Карандашева. Статистического критерия оценки значимости различий Манна-Уитни. Теоретическая и методологическая часть исследования: теоритические работы, используемые в исследовании, поставили собой основополагающий базис, представляемых в виде взаимодействия структурных компонентов личности и патриотических настроений молодежи, основанная на изучении социальной психологии, возрастной психологии и психологии развития; психологическая теория инструментальных и терминальных ценностей; концепций патриотизма в психологической науке; философии, педагогике. Методологическая основа исследования в работах по психологии феномена патриотизма таких психологов и социологов как: Г. Г. Дилигенский [15], Е. В. Литвинова [28], Л. Д. Кудрявцева [26], А. А. Гравер [14], О. А. Зайцева [17], К. К. Платонов [41], А. Н. Вырщиков [13], М. Д. Кусманцев [39]. Психологические и возрастные особенности молодежи изучались: В. Т. Лисовский [29], В. И. Добрынина [16], И. А. Чистякова[38], В. В. Павловский [37], А. В. Мудрик [35], А. А. Маркосян [33], Г. С. Абрамова [7]. Основные подходы к изучения ценностей и ценностных ориентаций были взяты от авторов: Э. Толмен [39], Т. Шибутани [40], В. П. Тугаринов [48], Д. А. Леонтьев [31, 32], О. Лотар [30], А. Г. Здравомыслова [18], Б.Г. Ананьев [9], И. С. Кон [25]. Теоретическая значимость исследования заключается в преобразовании имеющихся взглядов на патриотическую направленность личности представителей молодежи и акцентирование внимания на внутренних, ценностно-смысловых границах данного понятия. База исследования: в исследования приняли участие респонденты обще молодежной выборки в количестве 40 человек, респонденты МГУТУ им. К. Г. Разумовского института СГТ составили 108 респондентов. Исследование проводилось на базе МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3 ГЛАВА 1 ПАТРИОТИЗМ И ЦЕННОСТИ В СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………7 1.1 Понимание феномена «патриотизм» в современное время………......7 1.2 Возрастная характеристика молодежи……………………………….21 1.3 Понятие ценности и ценностной ориентации в контексте отечественной и зарубежной психологии……………………………………….30 ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ………………………………………………………………………………46 2.1 Описание методик диагностики патриотизма и ценностей в психологических и социологических науках………………….…………………52 2.2 Создание анкеты-опросника для интернет ресурса направленного на диагностику патриотических ценностей у молодежи….……………………….61 2.3 Организация, методы и проведения исследования уровня сформированности патриотических ценностей в молодежной среде………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...89 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………….92 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...98
Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 N 122 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=232519#05177244017744604 (Дата обращения 20.03.2020) 2. Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 N 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=347726#04221035437435461 (Дата обращения 20.03.2020) 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (Дата обращения 20.03.2020) 4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11e247/ (Дата обращения 20.03.2020) 5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации/ Официальный сайт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic- education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of- citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/ (Дата обращения 20.03.2020) 6. Абдуллатипов, Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка [Текст]: / Р.Г. Абдуллатипов. - М: Знание, 1991. – С. 13 7. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Академический Проект, 2001. – С. 29-30 8. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. – С. 41 9. Ананьев Б Г «Человек как предмет познания» Под редакцией Маслова Е. Издательство: Питер, 2016 г. – 288 с. 10. Безумова Л. Г. ж. Изменение соотношения ценностей и потребностей в ценностно-смысловой сфере личности студентов. [Электронный ресурс] – Вестник Самарской гуманитарной академии, 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-sootnosheniya-tsennostey-i-potrebnostey-v-smyslovoy-sfere-lichnosti-studentov (Дата обращения 20.03.2020) 11. Большой психологический словарь Под редакцией Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко Изд. Прайм-Еврознак, 2007 – С. 33 12. Бунак В.В Теории антропогенеза – М.: Просвещение, 1978 – С. 28-29 13. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005 – С. 14 14. Гравер, А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования / А. А. Гравер // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. - № 3 (19) –С. 15 15. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. - М.: Наука, 1994 [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер - гуманитарныенауки.- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dilig/ (Дата обращения 20.03.2020) 16. Добрынина, В.И. Воспитание личности – управляемый процесс //Социальное управление и молодежь. М., 1969. Вып. 3. – С. 23 17. Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. №4. – С. 49 18. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - С. 29, 33, 39 19. Ильин И. А. И 46 Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. – С. 19 20. Иванова, С. Ю. Патриотизм в системесоциокультурных ценностей современной России / С. Ю.Иванова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 – С. 10-11, 13, 17 21. Иванова, С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.13 / Иванова Светлана Юрьевна. — Ставрополь, 2004 – С. 10-11, 21 22. Исследовательская деятельность: русско-английский словарь. Учебное пособие для студентов магистрантов и аспирантов высших учебных заведений / авт. – сост. Р.С. Рабаданова, М.Ш. Гереева. – М.: МГПУ – 2018 г. 90 с. 23. Капцевич, О. А. Историко-психологические аспекты патриотизма как феномена общественного сознания / О. А. Капцевич // Журнал для ученых «КЛИО» № 2 (86) – 2014. – С. 18-19 24. Карманова, Д. А. Патриотизм как общественное отношение: социально- философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Карманова Дарья Александровна. – Иваново, 2007. – С. 19 25. Кон И. С. «Психология юношеского возраста» / И. С. Кон – М.: Книга по Требованию, 2013 – С. 22 26. Кондратьева О.В., Рабаданова Р.С. Психология и педагогика. Учебное пособие., М.. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд.«Эйдос»), 2015.- 216 с. 27. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2010 – С. 8 28. Литвинова, Е. В. Место патриотизма в жизни современной молодежи / Е. В. Литвинова, Д. А. Шведов, В. Г. Дробчак. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — 29. Лисовский В. Т. «Социология молодежи», Изд.: СПбГУ, 1996 г – С. 21-23 30. Лотар, Л.О. О ценностях и ценностных ориентациях в системе идейно-воспитательной работы Текст. / Л.О. Лотар / Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества / М., 1990 - С. 33 31. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит. стат. к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. - M., 1990 – С. 32-33 32. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - С. 32-33, 35 33. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974 - 223 с. 34. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. – С. 35-36 35. Михайлова, Р. С. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества: автореф. дис. канд. филос. наук : 09.00.11 / Михайлова Регина Сергеевна. - Тверь, 2002 – 23 с. 36. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – С. 27-28, 68-69 37. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - м.: инфра-м, 1999. – 534 с. 38. Павловский, Валерий Владимирович. Ювенология: становление науки о молодежи / В. В. Павловский; Краснояр. гос. ун-т, Краснояр. агроуниверситет. - Красноярск : КГУ, 1997. – С. 24-27 39. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»). – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2017. – С. 31 40. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2017. – С. 24 41. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М Высшая школа, 1984. – С. 14 42. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Рос. энцикл., 1992, 1993 – С. 22 43. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. - М., 1976 – С. 39 44. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. – 360 с. 45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. – С. 77-79 46. Современная западная социология : Словарь / [Сост. Давыдов Ю. Н. и др.]. - М. : Политиздат, 1990. – 432 с. 47. Социальная активность как фактор успешной самореализации выпускника вуза в условиях рынка труда. Учебно-практическое пособие; под ред. Шишова С.Е. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского: Буки Веди, 2012. – 112 с. 48. 45) Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме [Текст] / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - С. 31-32, 39-40 49. 46) Ульянов А.В. Типы личности студентов-психологов. [Электронный ресурс] – ж. Мир науки, культуры, образования. 2015 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-lichnosti-studentov-psihologov (Дата обращения 20.03.2020) 50. Формирование субъектности личности в процессе социализации:/ Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н. // Учебное пособие для студентов вуза М.: Издательство ООО «ВАШ ФОРМАТ», 2020. – 204 с. 51. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982. - С. 36-37 52. Фрейд З. «Введение в психоанализ» Перевод: Барышникова Галина Александровна Под редакцией: Веснина Г.Изд. АСТ, 2015 – С. 33-34 53. Харченко Л.Н. Борозовская О.В. Понятие «ценность» в отечесвенной научной литературе. [Электронный ресурс] – Вестник Иркутского государственного технического университета, 2013. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsennost-v-otechestvennoy-nauchnoy-literature-k-postanovke-problemy (Дата обращения 20.03.2020) 54. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т. Т.2 / Под ред. Б.М. Величковского. - М., 1986. – С. 21, 31 55. М.А. Шолохов в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «М.А. Шолохов в современном мире (к дню рождения писателя)» 31 мая 2019 г. – М.: Издательство РГБ, 2019 г. – 284 с. 56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М: Прогресс, 1996 – 344 с. 57. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. - NY: The Free Press, 1973. – P. – 49 58. Schwartz, S. H., Bilsky, W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications / S. H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - Vol. 58. –P. – 49
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПАТРИОТИЗМ И ЦЕННОСТИ В СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ. 1.1 Понимание феномена патриотизма в современное время. Формирование патриотизма в современной российской молодежной среде, реализуется в сложной, внутренне противоречивой социально-политической ситуации, которая характеризуется спектром различий в понимании и применении по отношению к себе, к обществу и государству сущности патриотического мировоззрения, что не могло не отразиться на всех уровнях и ступенях образовательной системы, так и молодежной среды в целом. Особенно сложные параметры данной ситуации исходят от недостаточного уровня гражданско-патриотического, правового и психологического образа патриотического феномена, которого интенсивно используют в культуре разнообразных социальных институтов общества, занимающиеся социализацией молодежи (семья, система образования и др.), их упущениями и несовершенством системы формирования патриотизма учащихся. Поднять уровень патриотического самосознания, приспособить и направить человека на культурные, исторические ценности и традиции современную российскую молодежь приоритетное направление деятельности социальных институтов нашего общества. На самих представителей молодежной возрастной группы, на семьи, образовательные организации возлагается ответственность за становление современного поколения, наиболее важного уровня населения нынешнего государства Патриотизм у современной молодёжи. На государственном уровне существуют нормативно правовые акты, которые регламентируют государственные программы в воспитании патриотизма.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg