Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование информационной культуры младших школьников в проектной деятельности

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Введение

Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает в большей степени компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае - их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у обучающихся, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой. Внедрение в школу технологических новшеств само по себе не улучшает качества образования. Продуктивная и результативная работа учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевая задача учителя - отбор, систематизация, структурирование, необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания. Следовательно, успех образования во многом зависит от уровня сформированности у младших школьников информационной культуры. Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет, как правило, стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А.П. Суханов. В работах М.Г. Вохрышевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова информационная культура рассматривается с позиций ее значения для существования и развития общества. Ю.С.Зубов и Н.А. Сляднева исследуют информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе. И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования. В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура личности». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однако однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Проблемы формирования информационной культуры личности педагога в последние двадцать лет достаточно активно изучаются. При этом единого и четкого определения так же нет. Изучением информационной культуры занимались Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева, С. М. Конюшенко и др. Изучение образовательно-воспитательной практики школы и анализ научно-педагогических источников позволяют выявить наличие противоречий: а) между потребностью современного общества в высоком уровне информационной культуры развития личности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий эффективного решения этой задачи в образовательной системе школы средствами проектной деятельности; б) между большими возможностями учебно-воспитательного процесса в плане развития информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности и недостаточной ее методической разработанности. Актуальность задачи формирования информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности, выявленные противоречия и объективная потребность школьной практики в разработке педагогических оснований организации учебно-воспитательного процесса для решения данной задачи позволяют сформулировать проблему: каким образом может быть обеспечено формирование основ информационной культуры младших школьников в образовательном процессе на основе проектной деятельности? Как показал анализ научно-методической литературы, на сегодняшний день в психолого-педагогической науке проблема формирования информационной культуры личности остается недостаточно изученной. Необходимость уточнения сущности понятия «информационная культура личности», определение на этой основе содержания, методов и средств организации педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного информационного общества определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование информационной культуры младших школьников в проектной деятельности». Объект исследования: информационная культура младших школьников. Предмет исследования: формирование информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности. Гипотеза исследования: процесс формирования информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности будет наиболее эффективным если: - формирование информационной культуры будет представлено в качестве педагогической цели; - проектная деятельность включена в содержание начального образования как его компонент; - свобода проектной деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; - формирование информационной культуры младших школьников основывается на совместной деятельности учителя и обучающихся; разработаны содержание, способы и средства формирования информационной культуры обучающихся на основе проектной деятельности. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности в педагогической теории и практике. 2. Раскрыть сущность, характеристики проектной деятельности младших школьников в процессе формирования информационной культуры. 3. Выявить критерии и показатели сформированности информационной культуры младших школьников 4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические и методические условия формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности. Для решения данных задач использовались следующие методы исследования: Теоретические - анализ научной и психолого-педагогической литературы. Эмпирические - наблюдение, тестирование, эксперимент, анализ, обобщение, синтез, проектирование, моделирование, интерпретация, опытно-практическая работа. Математические - количественная и качественная обработка полученных данных. Методологической основой исследования стали философские представления об информатизации современного общества (Т. П. Воронина, И. Масуда, Е. Н. Пасхин и др.), основные положения парадигмы личностно-ориентированного обучения младших школьников (Е.В. Бондаревская, JI.С. Выготский, В. П. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др ), теоретические разработки в области компьютеризации образования (Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, К. К. Колин, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, И. В. Соколова и др) и использования КИТ в начальной школе (Г. А. Андрианова, Н. Н. Булгакова, Е. И. Булин-Соколова, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин, И.И.Раскина, A.JI.Семенов, Б. Сендов, А.В.Хуторской и др), работы, раскрывающие сущность проектной деятельности и ее особенности в начальной школе (П.Р. Атутов, О.Г. Калашникова, Н. М. Конышева, Н. В. Матяш, Н. Н. Новикова, М. Б. Павлова, А. И. Савенков, В. Д. Симоненко, А. А. Хромов, Н. Ю. Пахомова, Дж. Питт, Е.С.Полат и др ), теоретические положения о готовности к обучению в школе (JI.И. Божович, JI.А. Венгер, JI. С. Выготский, Н. И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е. В. Кравцова, В. С. Мухина, Н. Г. Салмина, С. JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др). Между тем процесс информационной подготовки младших школьников далек от совершенства, а его продвижение требует разрешения ряда важных противоречий. Главное концептуальное противоречие, на наш взгляд, состоит в том, что задача формирования информационной культуры имеет общепедагогический статус и требует комплексного подхода к её решению в школе, а фактически реализация этой задачи сводится к узкому информационно-техническому формату и зачастую ограничивается введением в начальные классы курса информатики. Опытно-экспериментальной базой исследования выступали обучающиеся МБОУ НОШ №33. Всего экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся, 2 педагога начальной школы, учитель информатики, школьный психолог, штатный медицинский работник школы, а также преподаватель физической культуры. Этапы исследования. На первом этапе изучалось состояние проблемы в теории и практике психолого-педагогических исследований, проводился теоретический анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы. На втором этапе была осуществлена опытно-экспериментальная работа, проводилась проверка основных положений выдвинутой гипотезы. На третьем этапе выполнен заключительно обобщающий анализ материалов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление текста квалификационной работы. Научная новизна исследования заключается в следующем: • уточнены и дополнены определения компетенции формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности и готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий (КИТ); • уточнено содержание, структурные компоненты понятий «информационная культура» и «проектная деятельность младшего школьника», разработаны требования к уровню сформированности ключевых компетенций младших школьников для оценки проектной деятельности; • разработана программа организации формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности младших школьников, сущность и содержание организации проектной деятельности младших школьников с использованием КИТ, научно-методическое обеспечение, оценка результатов проектной деятельности, результативность; • определены педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности, использование различных форм проведения занятий, разработка и внедрение в обучение системы разноуровневых творческих заданий (проектов), соблюдение принципов личностно ориентированного образования, педагогическая поддержка, продуктивная организация свободного времени младших школьников содействует успешности в обучении Практическая значимость исследования заключается в направленности работы, которая носит прикладной характер, поскольку отражает опыт практического решения задачи формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности. Разработанный методический материал содействует успешности в обучении, развитию личностных качеств и познавательного интереса младших школьников; обеспечивает эффективную информационную подготовку младших школьников. Положения, выносимые на защиту: 1. Программа организации проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий в начальных классах, которая представлена в виде взаимодополняющих компонентов, организационно-педагогических условий, функций и принципов организации проектной деятельности младших школьников в формировании информационной культуры. Реализация программы позволяет формировать у младших школьников наглядно-образное, логическое и креативное мышление, развивает такие личностные качества, как активность, самостоятельность, коммуникативность, мотивация познавательной и творческой деятельности. 2. Педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности, использование различных форм проведения занятий, разработка и внедрение в обучение системы разноуровневых творческих заданий (проектов), соблюдение принципов личностно ориентированного образования, педагогическая поддержка, продуктивная организация свободного времени младших школьников содействует успешности в обучении. 3. Уточнены и расширены определения «проектная деятельность», «информационная культура младших школьников» и ее ключевых компетенций. Компетенции в проектной деятельности с использованием КИТ - знания, умения, навыки, позволяющие адекватно и результативно применять компьютерные информационные технологии в проектной деятельности в учебном процессе, самообразовании и повседневной жизни. Во введении дается краткое обоснование выбора темы квалификационной работы, обоснована актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определены цель и задачи, научная новизна и практическая значимость работы, методы исследования, указаны основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы формирования информационной культуры младших школьников в проектной деятельности» описаны подходы к определению понятия «информационная культура», представлена проектная деятельность как средство формирования информационной культуры младших школьников; критерии и показатели сформированности информационной культуры младшего школьника. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности» рассмотрена организация эксперимента, выявление исходного уровня информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности, проведена опытно-экспериментальная работа по апробированию системы проектов. В заключении изложены и обобщены основные результаты исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; формулируются общие выводы, намечаются ориентиры для дальнейших возможных исследований по теме. Общий объем квалификационного исследования составляет 77 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………….. 11 1.1 Информационная культура младшего школьника: сущность и значение…………………………………………………………………………. 11 1.2 Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры младших школьников………………………………………………… 21 1.3 Критерии и показатели сформированности информационной культуры младшего школьника……………………………………………………………. 40 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………. 45 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …… 48 2.1 Организация эксперимента. Выявление исходного уровня информационной культуры младших школьников на основе проектной деятельности………………………………………………………………….. 48 2.2 Содержание работы по формированию информационной культуры младших школьников в проектной деятельности…………………………… 53 2.3Результаты экспериментальной работы по формированию информационной культуры младших школьников в проектной деятельности…………………………………………………………………… 59 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………. 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 70 Приложение…………………………………………………………………… 77
Список литературы

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособие. / Р.Ф. Абдеев -М.: Владос, 2014. 336 с. 2. Абрамов, Ю.Ф. Картина мира и информация: (Философские очерки) / Ю.Ф.Абрамов- Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 2008.- 318 с. 3. Айнштейн, В. Информатизация: Приобретения и утраты // Высшее образование в России./ В. Айнштейн- 2018. - № 5. - С.89-92 4. Анисимова, И.В. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ // Автореф. дис. канд. соц. н. Екатеринбург, 2014. - 16с. 5. Антонова, С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования/ С.Г. Антонова // Высшее образование в России. 2014. - № 1.- С. 82-89 6. Антонова, С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия / С.Г. Антонова // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. -Вып.З.-М.:2016.-С.23-28. 7. Арнольдов, А.И. Информация общечеловеческая ценность / А.И. Арнольдов // Проблемы информатизации культуры: Сб. статей. - Вып. 3. - М.: 2016. - С. 13-24. 8. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - М.- 2001. -160с. 9. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск.- 2003. 10. Воронина, Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. / Т.П. Воронина - М.: 1995.-111 с. 11. Воронина, Т.П., Кашицин, В.П., Молчанов О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П.Воронина, В.П.Кашицин, О.П.Молчанов - М.: Педагогика - Пресс, 2016. - 206 с. 12. Вохрышева, М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста / М.Г. Вохрышева// Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 2014. - С. 117-124 13. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч., Т. 3. /Л.С. Выготский -М., 1983.-С. 5-314. 14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М., Педагогика-Пресс, 1999. 534 с. 15. Гамезо, М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М. Орлова - М., 1995. 16. Гамезо, М.В. Развитие знаковой функции сознания учащихся как особая задача обучения // Психология учебной деятельности школьников / М.В. Гамезо - М.: Педагогика, 1992. 17. Гендина, Н.И. Информационная культура и информационное образование / Н.И. Гендина // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Меж-дунар. научн. конф. Краснодар-Новороссийск, 17-19 сент. 2016 г.: Тезисы докл. Краснодар, 2016. - С. 102-104 18. Глотова, Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты отногенеза человека/ Г.А. Глоткова - Свердловск: Изд-во УГУ, 2017. -256с. 19. Глухова, Л.У. Формирование основ информационной культуры у учащихся 5-7 классов в процессе обучения информатики: Автореф. дисс. канд. пед. наук./ Л.У. Глухова.- Чебоксары, 2014. - 19 с. 20. Горячев, A.B., Менынакова A.A. Методика преподавания информатики в начальной школе (на примере курса «Информатика в играх и задачах» / А.В. Горячев, А.А. Менынакова // Информатика.- 2014.- №3.- С.7-15. 21. Гречихин, A.A. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / А.А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. -М.: 2014.- С. 12-39 22. Давыдов, В.В. О понятии развивающее обучение. / В.В. Давыдов. - М., Педагогика, 2005 23. Данильчук, Е.В. Методическая система формирования информационной системы будущего педагога. Автореф. дис. д-ра пед. наук. / Е.В. Данильчук.- М., 2013. С. 17. 24. Жилкин, В.В. Понятие информационной субкультуры / В.В. Жилкин // Информатика и образование.- №2.- 2015. -С. 106-108. 25. Завьялова, О. А. Урок во 2 -м классе на тему «Информация и действия с ней»/ О.А. Завьялова // Информатика и образование.- №7.- 2014. -С.29-34. 26. Зак, А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников./ А.З. Зак.- М.- 1994. 27. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды./ Л.В. Занков.- М.- 1990. 28. Зеленова, Л.Н. Формирование информационной культуры у студентов: Автореф.дисс.канд. пед. наук. / Л.Н.Зеленова.- М.: 2016. -18 с. 29. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов./И.А. Зимняя. - М.- 1999. 30. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности./ Н.Б.Зиновьева, Краснодар, 2016. -136 с. 31. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. -М.- 2016. С.5-11 32. Зубов, Ю.С., Петров В.М. Интеграция духовного мира личности и общества как задача информационного мировоззрения Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М.: 2016. - Выпуск 3. - С. 13-24 33. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. / В.Л. Иноземцев.-М.: Логос, 2009. 34. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Меж-вуз. научн. конф. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент. 2013 г.: Тезисы докл. -Краснодар, 2013. -243 с. 35. Каймин, В.А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы / В.А. Кайман // Информатика и образование. -2019. -№ 6. -С. 26-31. 36. Камалов, Р.Р., Хлобыстова И.Ю., Тутолмин А.А. От информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста / Р.Р. Камалов, И.Ю. Хлобыстова, А.А. Тутолмин // Информатика и образование. 2015. № 2. С. 109-111. 37. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /М. Кастельс// Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 608 с. 38. Киева, О.В. Формирование информационной культуры у студентов технических вузов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук./ О.В.Киева.- Брянск, 2016.-19 с. 39. Минкина, В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. 1995, - № 4, - С.27-32. 40. Мозолин, В.П. Теоретические основы создание учебной информационной среды телекоммуникационного обучения. / В.П. Мозолин.-Дисс. докт. пед. н. - М., 2009. — 385с. 41. Переверзев, Л.Б. От слова к делу и обратно/ Л.Б. Переверзев // Компьютер в школе -М., 2018, №1. 42. Петров, В.М. Гуманитарные науки и формирование информационного мировоззрения / В.М. Петров // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 2014. -С.34-51 43. Полякова, Т.А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально- педагогическая технология / Т.А. Полякова.- Автореф. дисс. канд.пед.наук., М.: 2011. - 19 с. 44. Развитие информационного общества в России. Том 1. Теория и практика: Сб. статей / Под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е. Хохлова. – М., 2018. - 240с. 45. Ракитина, Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решения в современной информационной среде на уроках информатики: Автореф.дисс.канд.пед.наук. / Е.А. Ракитина.-Тамбов, 2017. - 18 с. 46. Ракитов, А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. / А.И. Ракитов - М.: 1998. - 104с. 47. Роберт, И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / И.В.Роберт// НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. М., 1990. 48. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. / И.В.Роберт -М.: Школа-Пресс, 1994. 49. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт// Информатика и образование. 2017. - № 4. 50. Свиридова, О. И., Лутошкина В. Р. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителей и детей как условие в развитии учебной самостоятельности младших школьников / О.И.Свиридова, В.Р. Лутошкина. // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч. 2. -Красноярск, 1997. 51. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации/Г.К. Селевко.-М.-2008.-255 с. 52. Семенов, А.Л. Образование, информатика, компьютер / А.Л. Семенов// ИНФО. 2015. -№5,С.6-11 53. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.П.Семенюк // НТИ, Сер. 1.- 2014, № 1, - С. 1 -8. 54. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: Книга для учителей/ В.Д. Симоненко.- М.- Брянск, Изд-во БГТУ, 1998. - 268 с. 55. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2018. - 368с. 56. Скворцов, Л.В. Информационная культура и проблема метаобразования / Л.В. Скворцов// Культурология. М.: ИНИОН РАН.- 1999. -№3; 57. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / Редкол.: И.Л.Галинская (отв. ред.) и др. - М.-ИНИОН РАН- 2011.-288с.; 58. Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман// Вопросы психологии.- 1990. -№ 3. 59. Смолян, Г.Л., Шошников, К.Б. Феномен персональных ЭВМ: философско-методологический аспект /Г.Л. Смолян, К.Б. Шошников// Вопросы философии. 1996. - №6. - С.42-55 . 60. Соловьева, Т. А. Теоретические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе./Т.А. Соловьева- Автореф. дис. докт. пед. наук - М., 2013. 61. Сорос, Д. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм/ Пер. с англ. / Д.Сорос.- М., 2018. С. 458. 62. Соснина, Т.Н., Гончуков, П.Н. Словарь трактовки понятия «информация» / Т.Н.Соснина, П.Н. Гончуков. -М.: 1997.- 168 с. 63. Сухина, В.Ф.Человек в мире информатики. / В.Ф. Сухина.- М.: Радио и связь, 2002.-112с. 64. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников./ Н.Ф. Талызина -М., 1988. 65. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе/ А.Ю.Уваров // Пед. информатика. 2013. - № 1. 66. Урсул, А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие. / А.Д. Урсул. -М., 2015. 67. Урсул, А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования/ А.Д. Урсул // НТИ, Сер.1. 2013- № 2, - С. 1-11 68. Ускова, H.H. Конспекты уроков для учителя информатики. / Н.Н.Ускова.- М.: Владос, 2014. 69. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: Т.2 / Гл. ред. М.И. Кондакова. -М.- Педагогика, 1988. 492 с. 70. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». -М.- 1995. 71. Фридман, JI.M. Наглядность и моделирование в обучении./ Л.М. Фридман.- М.: Знание,2004.-80с. 72. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 4-е изд., перераб. И доп. / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2010. -519с. 73. Ходякова, Н.В. Информационная культура специалиста: Учебно- методическое пособие.- Н.В. Ходякова - Волгоград, 1999. -56 с. 74. Хон, P.JI. Педагогическая психология. Принципы обучения. – Р.Л. Хон, М.: Деловая книга, 2012. - 736с. 75. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении./ Г.А.Цукерман.- Томск, 1993. 76. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дис. докт. психол. наук./ Г.А. Цукерман.- М.- 1992. 77. Черный, А.И. Глобализация информации. Сетевое информационное общество / А.И. Черный// НТИ, Сер.1. 2017, - № 5, - С.36-37 78. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетики/ К. Шеннон.- Пер.с англ. М.: Мир, 2018.-382с.163 79. Шрейдер, Ю.А. Информация и культура/ Ю.А.Шрейдер // НТИ.- Сер.2. 2011.-№8.-С.1-9 80. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. / Д.Б.Эльконин.-М., 2009. -560 с. 81. Юзвишин,Н.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной./Н.И. Юзвишин.- М.: Радио и связь, 1996.-215 с. 82. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. /И.С. Якиманская-М., 2006.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Информационная культура младшего школьника: сущность и значение В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э.П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры» [8, с. 45]. Согласно историческому подходу, генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 48 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg