Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ В 9 КЛАССЕ

vika_glad 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
На современном этапе развития биологического образования в рамках школьной программы от образовательного учреждения требуется повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из перспективных векторов развития системы образования можно назвать организацию комплексного подхода, под которым подразумевается методологическая основа работы с усилением видения учебно-воспитательного процесса. В основе этого лежит комплексное рассмотрение содержания, формы и методики обучения.
Введение

Актуальность. Основой современной системы биологического образования в рамках школьной программы является экологическое знание. В свою очередь, они формируются как результат изучения отдельных биологических дисциплин. Однако такое разноплановое изучение окружающей среды не дает возможность формирования целостной картины мира. Место и роль человека как биологического вида в природной среде. Именно такой дифференцированный принцип освоения знаний о проблемах, стоящих перед человечеством является недостаточным и не раскрывает сущность процессов изменения окружающей среды. Прибегая к интегрированию знаний, можно значительно усовершенствовать процесс обучения. Сам процесс интеграции происходит путем формирования комплексного подхода к изучению объектов природной среды. Именно поэтому процессу интеграции в школьном образовании необходимо уделять отдельное внимание [Петросова, 2000]. Некоторыми учеными-методистами собственно было отмечено (Герд А.Я, Половцов В.В., Полянский И.И., Райков Б.Е. и другие), что интеграция познаний научного характера о компонентах окружающей среды, пояснение связи между природными объектами и взаимодействием человека с ними с успехом проводится в рамках экскурсий. Проблематика организаций и формата проведения комплексной экскурсии в ходе урока, а так же во внеурочные часы, не имеет точного разрешения. А вопросы особенностей и специфичного комплексного экскурсионного урока биоэкологических дисциплин пока неточно определяются школьной программой [Волкова, 2007]. По причине того, что нет обоснованных с научной точки зрения, методических исследований, направленных на организацию и проведение комплексного экскурсионного урока (экологической направленности) в природную среду с целью освоения биологических дисциплин, вызывает у педагогов различного рода проблемы, которые не позволяют спокойно следовать современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса. Сам комплексный подход изучения природных объектов способствует углублению знаний, улучшению их качества. А также помогает пояснить роль экскурсий как главенствующей формы учебной деятельности. Единственной пока проблемой считается низкая погружаемость учащихся в процесс экскурсии, в следствие этого снижение качества проводимой экскурсии [Фадеев, 2006]. Объектом исследований стал процесс комплексного изучения природных объектов на биоэкологических экскурсиях в рамках средней общеобразовательной школе. Предметом исследований является методика обучения учащихся при помощи объектов окружающей среды. Целью исследования стала разработка комплексных уроков с проведением биологических экскурсий в рамках освоения окружающей природной среды, тем самым повышая качество биологических знаний учащихся. Цель исследования, поставила перед нами определенные задачи: 1. Составить анализ состояния имеющейся проблемы в методической литературе по преподаванию биологических дисциплин. 2. Составить основные методические принципы и условия сообщенного изучения объектов природной среды при проведении экологических экскурсий в процессе изучения биологии. 3. Разработать системный комплекс экскурсий с целью изучения объектов природной среды. 4. Экспериментально проверить эффективность применяемой методики в процессе обучения биологии в средней школе. Научная новизна. Нами были выявлены возможные пути привлечения природоведческих, ботанических, зоологических материалов для наполнения экскурсионной базы. Мы определили основные методические принципы и условия формирования комплексных подходов для изучения объектов природной среды при проведении биоэкологической экскурсии. Была разработана методическая концепция комплексной экскурсии по изучению природных объектов, в которой были учтены все местные условия, Все это привело к получению высокой эффективности на экскурсионных занятиях. Полученные результаты имеют высокую практическую значимость которая определяется тем, что совершенствует методику организации экскурсионных уроков и решает учащимися учебно-воспитательных задач в ходе самостоятельного исследования, наблюдения и опытов в условиях природы, а также выполнения комплексных междисциплинных заданий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ХОДЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Содержание и задачи экскурсии по биологии как формы организации образовательного процесса 5 1.2 Условия и технология организации экскурсии в школьном курсе биологии 8 1.3 Классификация экскурсий 18 1.4 Организация и методика проведения биологической экскурсии 19 Выводы по главе 1 25 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 26 2.1 Организация и проведение комплексной экскурсии в школе 26 2.2.Результаты контрольного эксперимента 32 2.3 Статистическая обработка результатов эксперимента 37 Выводы по главе 2 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Экскурсия на уроках в 6 классе 45
Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ А.Г.Асмолов.-М.: Просвещение, 2008.-86 с. 2. Базарнова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей /Э.А.Базарнова //Вопросы психологии.- 2007.-№4.-С.45-55. 3. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания/О.М. Барковская // Начальная школа. –2004.-№ 2. – С. 32 - 33. 4. Борзов, А.Б. Географические экскурсии в окрестностях Москвы / А.Б. Борзов. - М.: Книга по Требованию, 2012. -690 c. 5. Векслер, А.Р. 22 площади Санкт-Петербурга. Увлекательная экскурсия по Северной столице / А.Р.Векслер. - М.: Центрполиграф, 2012. -668 c. 6. Виноградов, И.А. Археологическая экскурсия в село Кожино / И.А. Виноградов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 104 c. 7. Волкова, В.И. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы-обозрения /В.И.Волкова.- М.: Учитель, 2007. - 144 c. 8. Волкова, В.И. Экологическое образование через уроки природоведения/ В.И.Волкова//Начальная школа. –2005. № 6. – С.53-55. 9. Горышина, Т. К. Ботанические экскурсии по городу / Т.К. Горышина, М.Е. Игнатьева. - М.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 2000. - 160 c. 10. Денисенко, Е.А. Александровский парк. Увлекательная экскурсия по Северной столице / Е.А. Денисенко. - М.: Центрполиграф, 2013. -976 c. 11. Европа. Кулинарные экскурсии по странам Европейского Союза. - М.: Ниола 21 век, 2004. - 110 c. 12. Зданович, Г.Б. Аркаим и Страна городов. Археологические очерки (материалы к экскурсии) / Г.Б. Зданович, Д.Г. Зданович, Е.В. Куприянова, и др. - Челябинск: Крокус, 2003. -697 c. 13. Измайлов, И.В. Биологические экскурсии / И.В. Измайлов и др. - Л.: Просвещение, 1983. - 224 c. 14. Крюкова, И. В. Ботанические экскурсии по Горному Крыму / И.В. Крюкова. - М.: Стилос, 2010. - 156 c. 15. Культурно-исторические экскурсии (Москва, московские музеи) / ред. Н.А. Гейнике. - М.: Новая Москва, 2000. - 420 c. 16. Лагутенко, О. И. Естествознание. 5 класс. Экскурсии в природу. Книга для преподавателя / О.И. Лагутенко. - М.: Просвещение, 2006. - 160 c. 17. Левицкий, О.И. Археологические экскурсии Т.Г. Шевченка в 1845-1856 гг. / О.И. Левицкий. - М.: Книга по Требованию, 2012. -172c. 18. Полянский, И.И. Ботанические экскурсии / И.И. Полянский. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 144 c. 19. Петросова, Р.А., Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе/ Р.А.Петросова, В.П.Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Изд. «Академия», 2000. – 176с. 20. Песецкая, Л. Н. Биология: краткий курс / Л. Н. Песецкая. – Минск: Аверсэв, 2012. – 348 с. 21. Подьяков, А.Н. Дети как исследователи/ А.Н. Подьяков// Магистр.-2000.-№1.-с.85-95. 22. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова.- М.: Издательский центр "Академия", 2007. -280с. 23. Постель, Э. Для ботанических экскурсий. Карманный определитель сосудистых растений, как дикорастущих, так и разводимых / Э. Постель. - М.: Высшая школа, 2000. - 636 c. 24. Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2005. - 224 c. 25. Скворцов, В. Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России / В.Э. Скворцов. - М.: КМК, 2004. - 512 c. 26. Такайшвили, Е.Р. Археологические экскурсии, разыскания и заметки Выпуск 1 / Е.Р. Такайшвили. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 120 c. 27. Травникова, В. В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие / В.В. Травникова. - М.: Паритет, 2002. - 256 c. 28. Хорошевский, А.Б. 20 лучших экскурсий по России / А.Б. Хорошевский. - М.: Фолио, 2008. - 320 c. 28.Фадеев, Е.Т. Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы / Е.Т Фадеев.- М.: Наука, 2006. – 213 с. 29.Чернова, Н. М. Курс учителю биологии об основах экологии / Н. М. Чернова // Биология. – 2005.- №21. -С.38 – 45. 30.Цветков, И.В Экологическое воспитание школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветков. - М.: Просвещение, 2000. – 260 с. 31.ФГОС – 2 поколения «Биология - 6», для 6-го класса по учебнику авторов И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, -2013.- 32с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ 1.1 Содержание и задачи экскурсии по биологии как формы организации образовательного процесса Термин «экскурсия» имеет свое присхождение от латинского слова excurro (экскурро), которое имеет логический смысл, как «выбегаю». Из этого следует, что название экскурсии определяют существенную черту самой формы организации учебного процесса, а именно - выведение обучающихся за границы школы к осваиваемому объекту [Борзов, 2012]. В школьном биологическом образованием перед экологической экскурсией решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Несомненно, что для правильного понимания монолитности мира живой природы, для осознания реальности и необходимости сложнейших взаимодействий между ее многочисленными компонентами, а так же и для достижения развивающих задач (развитие интереса к биологии, развитие умений и навыков учебной работы, развитие кругозора) биологического образования, роль экскурсий следует определить как очень значительную.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg