Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РЕЖИССУРА

Особенности драматургического построения сценария народного гуляния (на примере Масленицы)

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Теория и практика сценарно-режиссёрской работы по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что гуляние - это уникальное явление в человеческой жизни, один из феноменов которого различает человека от бессловесных, и вообще возвышает его над всем остальным бессловесным миром. Праздники, являющиеся одной из наиболее устойчивых форм духовной культуры, это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод повеселиться, а сама история народа с его богатыми традициями. Праздники как этнокультурное явление представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура русских, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов. Праздник всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок. Положение праздника в современной культуре неоднозначно. Происходит тотальная бытийная экспансия "праздничного" (атрибутивные свойства праздника) в мир повседневности, в результате чего праздник как форма эмоционально-символической работы теряет специфику своей самодостаточности в культуре. При этом сущностные характеристики праздника иногда приписываются современной культуре в целом. Феномен праздника неоднократно привлекал внимание историков культуры, этнографов, антропологов и философов культуры. Однако каждого исследователя этот объект интересовал в определенном аспекте. Поэтому предмет анализа, сущностные характеристики, классификации и дефиниции праздника нередко оказывались различными. Да и в обыденном словоупотреблении праздник фигурирует то как обряд, то как памятная дата, состояние души, традиция, развлечение, атрибут современной культуры. История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный русский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом Древнейшими и одними из важнейших праздников являются календарные праздники, например, "Масленица", сложение которых происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Тема настоящей дипломной работы «Особенности драматургического построения сценария народного гуляния» (на примере Масленицы). Объект – сценарий народного гуляния Масленица. Предмет – особенности драматургического построения. Цель: выявить особенности драматургического построения сценария народного гуляния (на примере Масленицы). Задачи: 1.Изучить теоретический и практический материал по заявленной теме исследования. 2.Дать характеристику народного гуляния (Масленицы) как формы праздничного действа 3.Раскрыть особенности драматургического построения сценария народного гуляния (на примере Масленицы). 4.Написать авторский сценарий драматургического построения сценария народного гуляния (на примере Масленицы). 5.Осуществить постановку народного гуляния (Масленицы). Структура дипломной работы состоит из введения, 2 глав, идейно- тематического постановочного плана, режиссёрской партитуры, звуковой партитуры, графика репетиций, сметы затрат, заключения, списка использованной литературы, приложений (CD диск с видео, афиша, пригласительный билет).
Содержание

Введение 4 Глава I. Народное гуляние (на примере Масленицы): специфика драматургии 6 1.1. Народное гуляние (на примере Масленицы): характеристика художественной формы 6 1.2. Специфика драматургического построения сценария народного гуляния (Масленицы). 15 Глава II. Сценарно - режиссерская разработка народного гуляния «Гуляй, Масленица» 32 Анализ постановок по заявленной проблеме 32 Обоснование выбора темы 33 Идейно - тематический замысел 34 Сценарный план народного гуляния «Гуляй, Масленица» 36 Авторский литературный сценарий народного гуляния «Гуляй, Масленица» 38 Режиссерский постановочный план народного гуляния «Гуляй, Масленица» 51 Звуко - шумовая партитура народного гуляния «Гуляй, Масленица» 60 Выписка по реквизиту и костюмам народного гуляния «Гуляй, Масленица» 66 Материально-техническое обеспечение народного гуляния «Гуляй, Масленица» 67 План подготовки и проведения народного гуляния «Гуляй, Масленица» 68 График проведения репетиций народного гуляния «Гуляй, Масленица» 69 Смета финансовых расходов на подготовку и проведение народного гуляния «Гуляй, Масленица» 70 Заключение 71 Список использованной литературы 72 Приложения 75
Список литературы

1. Ангелов, Андрей Практическая режиссура кино / Андрей Ангелов. - М.: Ангелов Андрей Петрович, 2018. - 172 c. 2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1. с. 19 3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 2018.Т.3. с.53 4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре//Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 2019. 5. Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 2019.стр. 91 6. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 2019. стр.55 7. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 2019.с. 32 8. Берченко, Р. Э. Композиторская режиссура М. П. Мусоргского / Р.Э. Берченко. - М.: Едиториал УРСС, 2019. - 224 c. 9. Богатырев Л. Г. Вопросы теории народного искусства. – М., 2019.с.67 10. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. - Челябинск, 2019. - 190 с. 11. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2019.с.82 12. Буклет к 50-летию кафедры режиссуры телевидения. - М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2019. - 517 c. 13. Василенко В.М. «Русское прикладное искусство». – М., 2019.с.77 14. Воротынцев, Петр Джорджо Стрелер Музыкальность как принцип режиссуры / Петр Воротынцев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 112 c. 15. Генкин. Д.М. Массовые праздники. – М., «Просвещение», 2019. с.91 16. Ершов, П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика / П.М. Ершов. - М.: Дубна: центр Феникс, 1997. - 608 c. 17. Ершов, П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть первая. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. - М.: Дубна: центр Феникс, 1997. - 352 c. 18. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 2019.с. 43 19. Жирнова, Наталья Гуляй да веселись! Лучшие фольклорные праздники и театрализованные программы для больших и маленьких / Наталья Жирнова. - М.: Академия развития, 2008. - 224 c. 20. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 2019. с.16 21. Карпушкин, М. А. Постановочный план: структура и сценическое воплощение. Опыт преподавания режиссуры и мастерства актера на IV и V курсах / М.А. Карпушкин. - М.: ГИТИС, 2019. - 182 c. 22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР/ А.А. Конович.- М.: Наука, 2018. 23. Нахимовский. А.М. Театральное действо от А до Я. – М., АРКТИ 2020. с.84 24. Опарина, Н. А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга / Н.А. Опарина. - М.: Владос, 2008. - 424 c. 25. Погребинская, Мая Проводы зимы. Театрализованное представление для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Мая Погребинская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2019. - 710 c. 26. Руднев В.А. Современные праздники и обряды./ В.А. Руднев- Л., 2019. 27. Рыбаков, Ю. Г. А. Товстоногов. Проблемы режиссуры / Ю. Рыбаков. - М.: Искусство, 1977. - 143 c. 28. Рюмин Е. Н. Массовые празднества / Е.Н. Рюмин. - М., Л., 2019. 29. Сахановский, В. Г. Мысли о режиссуре / В.Г. Сахановский. - М.: Искусство, 1985. - 174 c. 30. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта./ И.М. Туманов.-Л.-2019. 31. Чистюхин И.Н. О драме и драматургии/учебник. Изд.: Ebooc, 2018.- с.293.
Отрывок из работы

Глава I. Народное гуляние (на примере Масленицы): специфика драматургии 1.1. Народное гуляние (на примере Масленицы): характеристика художественной формы Масленица (масленка, масленичная неделя, сырная неделя, сырница, белая мясоедь, мясопуст) - языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего в отпущенное ей время, известно только с ХVI в., хотя Мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году. Существующее название было, вероятно, связано с большим количеством употреблявшейся вовремя его проведения масляной жирной пищи [28, стр. 34]. Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть народного календаря. Срок ее проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи. По православным пасхалиям празднование масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели, предшествовавшей началу Великого Поста. Это соответствовало второй половине февраля - началу марта. Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она единственная не приурочивалась к конкретным дням христианского календаря и была древнейшим истинно народным праздником, отразившим в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, четко регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение и природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества. Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. Период проведения Масленицы, однако, не соответствовал в данном случае тому времени года, которому она посвящалась. Так символическая встреча весны, которую в определенной мере обрядовые действия должны были символизировать и приближать, приходилась на время, когда вокруг исполняющих ритуальные действия людей лежал плотный снег, зима не утратила пока окончательно своей силы, а до действительного прихода весны было еще сравнительно далеко. Вероятно, все это можно объяснить тем, что первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март (после церковной реформы ХVI в., оно было отнесено на 1 сентября - по старому стилю летоисчисления), и празднование ее продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения в природе [7, стр. 16]. Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Длинная череда постов, введенная христианской церковью до и после ее главного праздника Пасхи, принудила вынести некоторые древние языческие ритуальные действия, не регламентированные жестко по времени церковным календарем и предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, за начало запретного времени.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg