Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с задержкой психического развития. Задачи, стоящие перед нашим исследованием, были следующие: 1. Проанализировать научно-теоретическую, педагогическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников в норме и с задержкой психического развития. 2. Выявить особенности эмоционального развития у дошкольников с задержкой психического развития. 3. Представить методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с задержкой психического развития.
Введение

Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении. Выготский Л.С. подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля [8]. Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей в ситуации нормального развития, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития детей с задержкой психического развития является особенно значимым, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка с задержкой психического развития роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение, и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников. Проблема специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоциональном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом [38]. Изучением эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития занимались М.С. Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.И. Лубовский, В.В.Ковалев, С.Г.Шевченко и другие. Как отмечает Ляпидевский С. С. и Шостак Б. И.:"Чувства дошкольника с ЗПР однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя". Так, Певзнер М.С. в своих клинико-психологических исследованиях сделала вывод, о том, что при различных вариантах задержки психического развития у детей выраженными остаются инфантильные черты психики, обусловливая имеющееся разнообразие эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. Сохраняющийся инфантилизм автор объясняет замедленным созреванием лобных структур головного мозга[35]. Белопольская Н.Л., Кузнецова Л.В., Лубовский В.И., Широкова Г.А., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г. отмечают недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала. Эти особенности исследователи связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта[39]. Эффективным способом развития эмоциональных представлений является игровая деятельность (Фрейд А., Кляйн М., Выготский Л.С., Эьконин Д.Б., Стребелева Е.А.). Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, так как она насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом[46]. Цель исследования: изменение уровня эмоционального развития с помощью игровой деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-теоретическую, педагогическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников в норме и с задержкой психического развития. 2. Выявить особенности эмоционального развития у дошкольников с задержкой психического развития. 3. Представить методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с задержкой психического развития. Гипотеза исследования – эмоциональная отзывчивость дошкольников с задержкой психического развития характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в следующем: 1) преобладании игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональной неустойчивостью, вспыльчивостью, конфликтностью либо неадекватной весёлостью и дурашливостью; 3) неумением контролировать свои действия и поступки, не критичности, эгоизме; 4) отрицательном отношении к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. Мы полагаем, что развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР будет происходить успешно, если проводить игровую деятельность на ориентацию выражения эмоций, осознание и принятие практических ситуаций во время режимных моментов. Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования: использование игровой деятельности в процессе развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. Методы исследования: теоретический анализ научно- теоретической, педагогической, психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании проблемы исследования, систематизации материала по данной теме, в более глубоком рассмотрении развития эмоциональной сферы дошкольника. Практическая значимость работы заключается в том, что представленный диагностический материал и методические рекомендации могут быть использованы как полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме. Организация исследования: проводилось на базе ФГ БОУ ВО «Череповецкий государственный университет», на кафедре: Дефектологического образования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 51 источник и приложения. Объем работы 61 страница.
Содержание

Ведение……………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7 1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера».............................7 1.2. Характеристика эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………14 1.3. Характеристика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………19 1.4. Значение игровой деятельности по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..25 Глава 2. Характеристика эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…31 2.1. Проектирование организации и содержания исследования ………31 2.2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с задержкой психического развития ………………….38 Заключение………………………………………………………………….50 Список литературы…………………………………………………………52 Приложение………………………………………………………………...57
Список литературы

1. Анохин П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. 1964, т. 35 - 339—341с. 2. Алябьева, Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»,-М.: «Сфера», 2003. 3. Алябьева, Е.А. «Психогимнастика в детском саду»,-М.: «Сфера», 2003. 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Фельдштейна. — Москва -Воронеж: МОДЭК, 1995.-352 с. 5. Бреслав, Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение» [Текст] / Г.М. Бреслав. – Москва :«Педагогика», 2000. 6. Былкина, Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе /Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин //Вопросы психологии. – 2006. - № 5. С. 38 - 48. 66. Власова, Н.Н. Воспитание гуманных чувств у детей /Н.Н. Власова - Киев: [б.и.], 2001. – 168 с. 7. Васильева, И.Ю. «Волшебная сила игр»,- СПБ.: «Речь», 2010. 8. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собрание сочинений, т. 2. – М., 1982. – 88с. 9. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений /Л.Я. Гозман - М.: МГУ, 1995. – 153с. 10. Громова, Т.В. «Страна эмоций. Метод как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферы ребёнка», М.: «Озон», 2002. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002 – 302с. 11. Забугина, В.Г. Место теории эмоций в отечественной психологии и современном экзистенциальном анализе [Текст] / В.Г. Забугина // Вопросы студенческой науки. – 2018 - № 6. – С.114 – 118. 12. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176с 13. Загвязинский, В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9-14. 14. Зацепина, М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования [Текст] / М.Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 15. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. М., – 1980. – 431 с. 16. Изотова, Е.И. Диагностика эмоциональной сферы дошкольника: концепция и методы [Текст] / Е.И. Изотова // Психолог в детском саду. – 2013. – № 4. – С. 41-70. 17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2001. – 752 с. 18. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / И.О. Карелина. – Прага: «Sociosfera-CZ», 2017. – 122 c. 19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2005. – 416 с. 20. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский. - Санкт - Петербург : Питер, 2004. - 480 с. 21. Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М. : Издательский центр «Белый ветер», 2016. – 184 с. 22. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.Д. Кошелева. – М. : Просвещение, 1985. 23. Коньяков, Р.В. «Методы и методики диагностики эмоций» [Текст] / Р.В. Коньяков. – Москва :Директ-Медиа, 2013. 24. Крылова, Т.А., Сумарокова, А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей",- СПб.: «Речь», 2011. 25. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Издательство Московского государственного университета, 1981. – 507 с. 26. Ложкова, Г.М. « Развитие эмоциональной сферы дошкольников в свете ФГОС» / Г.М. Ложкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. –№ 6-1 27. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2013. – 583 с. 28. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений/В.М. Минаев. – М. : АРКТИ, 1999. – 48 с. 29. Найн, А.Я. Общенаучные понятия в педагогике [Текст] / А.Я. Найн. – Педагогика. – 1992. – № 3-4. – С. 7-8. 30. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 606 с. 31. Нищева, Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации»,- СПб.: «Детство-ПРЕСС»,2006. 32. Островский, Э.В. Психология и педагогика [Текст] : Учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова – М. : Вузовский учебник, 2006. – 384 с. 33. Панфилова, М.А. «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры»,- М.: «Гном и Д», 2011. 34. Попова, О.П. «Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр» / О.П. Попова // В сборнике: модернизация образования: проблемы и перспективы материалы XXII рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. –2015. 35. Певзнер М.С, Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология — 1972. — №3. С. 12-17. 36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 -712с. 37. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно- развивающими технологиями / О.А.Степанова. - Москва : Академия, 2003. - 272 с. 38. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С.Слепович. - Москва : Просвещение, 1990. - 44с. 33.Смирнова, И.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной / И.О.Смирнова // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 14-20. 39. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В.Ульенкова. - Москва : Педагогика, 1994. - 184 40. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г.В.Фадина. - Москва : Николаев, 2004. - 68 с. образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательн 41. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998 – 56с. 42. Федеральные государственные ой программы дошкольного образования Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Некоторые аспекты социально-эмоционального воспитания детей. // Дефектология. – 2001. - № 1 43. Чистякова, М. И. «Психогимнастика» / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1992. 44. Шаповаленко, И.В. « Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров» [Текст] / И.В. Шаповаленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2002. 45. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С. Г.Шевченко. - Москва : Аркти, 2001. - 224 с. 46. Эльконин, Д.Б. « Психология игры» [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2009. 47. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн., 1998. 48. Якобсон П.М. Изучение чувств детей и подростков. – М., 1961. 49. Якобсон, П.М. Психология чувств детей дошкольного возраста /П.М. Якобсон //Дошкольное воспитание. – 1989. – №1. 15-18с. 50. https://ikp-rao.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера» Проблема эмоций издавна интересовала философов, педагогов, психологов, физиологов и клиницистов. Возникновение и протекание эмоций в своих работах изучали такие авторы как Вудвордс Р., 1950; Линдсли Д., 1960; Фресс П., 1975; Рейковский Я., 1979; Изард К., 2000; Якобсон П. М., 1958; Вилюнас В. К.,1973; Додонов Б.И., 1987; Леонтьев А. Н.,1971; Симонов П. В.,1962 - 1987; Куликов Л. И., 1997; Ильин Е. П., 2001 и др. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов (В. Петшак, Е. И. Есенина, Р. М. Боскис, Е. Г Речицкая, Т. Ю. Кулигина, Д. Б. Корсунская, Л. П. Носкова, Т. В. Розанова, А. М. Гольберг, К. Мейдоу, Дж. Рэйнер, Е. Ливайн) рассматривались проблемы специфичности эмоционального развития детей с нарушением слуха. Эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой личности. Они представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются другими людьми. Они сопровождают человека всю жизнь и придают смысл и значение всему человеческому существованию. Чувства и эмоции делают жизнь людей полноценной, насыщенной, интересной. Современная наука располагает немалым объёмом информации, связанной с эмоциями, но в тоже время нет однозначности в самом определении, что такое эмоция.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 144 страницы
3600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg