Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Психолого-педагогическая поддержка родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста

cool_lady 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2021
Объект исследования – процесс развития сенсорного опыта детей раннего возраста. Предмет исследования – психолого-педагогическая поддержка родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. Цель исследования: рассмотреть теоретические и практические аспекты психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психолого-педагогическая поддержка родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста будет осуществляться эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: – учёте возрастных особенностей детей раннего возраста; – пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе; – просвещение родителей по поводу сенсорного опыта детей, вовлечение их в обогащение развивающей предметно-пространственной среды и др. Задачи исследования: 1. Изучить проблему развития сенсорного опыта детей раннего возраста. 2. Раскрыть особенности психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. 3. Проанализировать опыт педагогов по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. 4. Провести исследовательскую работу по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г.Чита. Теоретической основой исследования послужили работы таких учёных и педагогов-практиков как: В.Л. Белкиной, О.В. Болдыревой, Л.А. Венгер, Е.Б. Волосовой, Л.Н. Галигузовой, А.В. Запорожец, С.Ю. Мещеряковой, Э.Г. Пилюгиной, З.Н. Максимовой, В.С. Мухиной, Л.И. Сысуевой и др. Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы были использованы следующие методы научного исследования: 1. Теоретические: анализ проблемы развития сенсорного опыта детей раннего возраста и особенностей психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. 2. Эмпирические: диагностика уровней развития сенсорного опыта детей раннего возраста, реализация педагогических условий по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста и анализ результатов эффективности проведённой работы. Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обобщении, анализе и систематизации данных относительно психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. Практическая значимость нашего исследования состоит в подборке диагностических методик для выявления уровней развития сенсорного опыта детей раннего возраста, организации практической работы по реализации педагогических условий по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста и анализе результатов эффективности проведённой работы. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложений. Общий объём работы составляет 51 страницу.
Введение

Актуальность исследования. Дошкольное детство является временем интенсивного сенсорного развития детей, от уровня которого зависит успешное умственное, физическое, эстетическое воспитание детей. При этом сенсорное развитие рассматривается как процесс постижения общественного сенсорного опыта, который приводит к развитию восприятия и формированию представлений о внешних свойствах вещей. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие сенсорных способностей, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. В процессе сенсорного развития формируются эталонные представления о цвете, величине, форме, о признаках и свойствах разных предметов и материалов, их нахождение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым образовывается основа для развития умственной деятельности. Для повышения эффективности развития сенсорного опыта детей раннего возраста большое значение имеет психолого-педагогическая поддержка родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. Огромный вклад в систему развития сенсорного опыта детей раннего возраста внесли Т.В. Башаева, К.Л. Печора, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков, О.П. Рожков и др. Из всего вышесказанного, вытекает следующая проблема исследования: каковы педагогические условия эффективной психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста…………………………………………………………………7 1.1. Развитие сенсорного опыта детей раннего возраста……………………..7 1.2. Особенности психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста………………………………….…..10 1.3. Опыт педагогов по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста…………..........................15 Глава 2. Исследовательская работа по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста………………………………………………………………………….26 2.1. Выявление уровня развития сенсорного опыта детей раннего возраста…………………………………………………………………………...26 2.2. Реализация педагогических условий по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста.30 2.3. Анализ эффективности работы по реализации педагогических условий по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста…………………………………………………………..34 Заключение……………………………………………………………………...37 Список литературы…………………………………………………………….40 Приложения……………………………………………………………………..47
Список литературы

1. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 256 с. – Текст: непосредственный. 2. Болдырева О.В. Сенсорное развитие детей в ДОУ в условиях ФГОС ДО. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/10/sensornoe-razvitie-detey-v-dou-v-usloviyah-fgos-do (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: «Паритет», 2002. – Текст: непосредственный. 4. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан. - Мн.: БрГУ, 2007. - 150с. – Текст: непосредственный. 5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144с. – Текст: непосредственный. 6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. - М.: Просвещение, 1973. - 110с. – Текст: непосредственный. 7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №13. – С.42-50. – Текст: непосредственный. 8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. - М., 1988. – 144 с. – Текст: непосредственный. 9. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. - 72 с. – Текст: непосредственный. 10. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2017. - 233с. – Текст: непосредственный. 11. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. – М.: Просевщение, 2016. - 192с. – Текст: непосредственный. 12. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. – Волгоград: «Паритет». – 233 с. – Текст: непосредственный. 13. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 240с. – Текст: непосредственный. 14. Галигузова Л.Н., Мещерякова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2017. - 304с. – Текст: непосредственный. 15. Галкина И.А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.36-37. – Текст: непосредственный. 16. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. – С.31-41. – Текст: непосредственный. 17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. - М.: Просвещение, 2016. - 160с. – Текст: непосредственный. 18. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. - 2017. - №6 (15). - С.21-26. – Текст: непосредственный. 19. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1963. - 98с. – Текст: непосредственный. 20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения / М.Н. Ильина. - СПб.: Дельта, 2001. - 159 с. – Текст: непосредственный. 21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова 8-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Академия, 2007. – 416 с. – Текст: непосредственный. 22. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/10/sensornoe-razvitie-detey-v-dou-v-usloviyah-fgos-do (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 23. Кочетова Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007. – 244 с. – Текст: непосредственный. 24. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 231с. – Текст: непосредственный. 25. Кречетова Н.В. Детско-родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. – URL: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-detsko-roditelskiy-klub-kak-forma-vzaimodeystviya-vospitatelya-i-semi-dlya-formirovaniya-sensornogo-razvi-947988.html (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 26. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 256 с. – Текст: непосредственный. 27. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова. - М.: Новое знание, 2016. - 345с. – Текст: непосредственный. 28. Макарова Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Макарова. - Ростов н/Д, 2014. - 110с. – Текст: непосредственный. 29. Марцинковская Д.Т. Детская практическая психология / Д.Т. Марцинковская. - М.: Гордарики, 2017. - 255с. – Текст: непосредственный. 30. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96с. – Текст: непосредственный. 31. Медведева Л.А. Цветочная полянка / Л.А. Медведева // Дошкольное воспитание. - 2017. - №12. - С.22-23. – Текст: непосредственный. 32. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №51» г.Чита. – URL: https://www.dou75.ru/51/tsentr-igrovoj-podderzhki-rebenka (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 33. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования / С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №9. - С.78-88. – Текст: непосредственный. 34. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей / Л.А. Медведева // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №1 - С.58-68. – Текст: непосредственный. 35. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. - М.: Просвещение, 1985. - 121с. – Текст: непосредственный. 36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2000. - 300с. – Текст: непосредственный. 37. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 527с. – Текст: непосредственный. 38. Печарова К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Книга для воспитателя детского сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение,1986. - 176с. – Текст: непосредственный. 39. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада / Пилюгина Э.Г. - М.: Просвещение, 1993. - 96 с. – Текст: непосредственный. 40. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение. – 258 с. – Текст: непосредственный. 41. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., 2001. – С.45-56. – Текст: непосредственный. 42. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 192с. – Текст: непосредственный. 43. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 1965. - 392с. – Текст: непосредственный. 44. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1996. - 112 с. – Текст: непосредственный. 45. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с. – Текст: непосредственный. 46. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Учеб.-метод. пособие / Е.С. Демина, Н.В. Казюк. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006. - 192 с. – Текст: непосредственный. 47. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1994. - 140 с. – Текст: непосредственный. 48. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие / Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003. - 150 с. – Текст: непосредственный. 49. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2-4-ого года жизни / О.П. Рожков. - М.: ИПО «МОРЭК», 2014. - 250с. – Текст: непосредственный. 50. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой. Метод. указание. - М.: Просвещение, 2001. - 176 с. – Текст: непосредственный. 51. Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указание / Под ред. Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1999. - 145 с. – Текст: непосредственный. 52. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М., 2002. - 310 с. – Текст: непосредственный. 53. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Ю.М Хохрякова. – М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014. - 128с. – Текст: непосредственный. 54. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1993. - 226 с. – Текст: непосредственный. 55. Сенсорное развитие детей. - URL: http://www.kindereducation.com (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 56. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: - Просвещение, 2017. - 96с. – Текст: непосредственный. 57. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. Сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с. – Текст: непосредственный. 58. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С.90-93. – Текст: непосредственный. 59. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» - URL: http://festival.1september.ru (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 60. Фролова А.Н. Игры – занятия с малышами / А.Н. Фролова. – М., 1997. - 197 с. (дата обращения на сайт: 22.12.2019). – Текст: электронный. 61. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 251с. – Текст: непосредственный. 62. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2000. - 280 с. – Текст: непосредственный. 63. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, 2-е изд. испр.и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 156 с. – Текст: непосредственный.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста 1.1. Развитие сенсорного опыта детей раннего возраста Развитие сенсорного опыта ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. [1]. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, развитие сенсорного опыта ребенка – это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно развитие сенсорного опыта ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов [2]. Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ [4]. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы. 1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Ребёнок начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е., при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Взрослые говорят, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме. 3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры [4]. Итак, задачей данного параграфа было изучение проблемы развития сенсорного опыта детей раннего возраста. В связи с поставленной задачей мы выяснили, что развитие сенсорного опыта ребенка – это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Главным условием гармоничного развития сенсорного опыта ребенка считается обеспечение разнообразия воздействий со стороны взрослых (воспитателей и родителей). Поэтому взрослые должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство. 1.2. Особенности психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста Психолого-педагогическая поддержка родителей – это длительный процесс, ориентированный на целостное развитие личности ребёнка. Целью развития сенсорного опыта детей раннего возраста является обеспечение условий для развития их сенсомоторных способностей. А.В. Запорожец определены следующие задачи развития сенсорного опыта детей раннего возраста: – развивать мелкую моторику рук; – способствовать развитию координации движения кистей рук; – формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; – активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса; – повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей [19, с.67]. Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без поддержки родителей. В связи с этим главными задачами по оптимизации поддержки родителей являются: – Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии. – Привлечение родителей к совместному участию в воспитательно-образовательном процессе. – Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей среды в группе, создании условий развития сенсорного опыта детей раннего возраста [25, с.23]. С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяются различные технологии. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальную психолого-педагогическую поддержку каждой семьи. Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию развития сенсорного опыта детей раннего возраста – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников [2]. При психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста можно родителям рекомендовать следующую литературу: Л.А. Венгера «Воспитание сенсорной культуры», М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной «Наши пальчики играют», Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, З.Н. Максимовой «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» и другую литературу. В процессе психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста педагог знакомит родителей с содержанием и значением необходимости развития сенсорного опыта детей раннего возраста. Родителям предлагается осуществлять работу в трёх направлениях: 1. Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев. 2. Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания. 3. Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр [4, 34-35]. Для родителей в приемной оформляется уголок, где имеется необходимая информация по развитию сенсорного опыта детей раннего возраста. Проводятся родительские собрания и консультации. Итак, организуя среду и создавая условия для развития сенсорного опыта детей раннего возраста, педагоги и родители, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить детей самые обычные предметы. Педагог должен постараться донести до родителей необходимость и важность развития сенсорного опыта детей раннего возраста. Совместная деятельность педагогов с родителями по развитию сенсорного опыта детей раннего возраста влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, что способствует подготовке руки ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Важнейшими условиями успешного развития сенсорного опыта детей раннего возраста является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. В качестве психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста используются следующие формы: – размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек; – анкетирование и тестирование родителей; – групповые и индивидуальные консультации; – родительские собрания в нетрадиционной форме; – семинары-практикумы; – подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей; – проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов; – индивидуальные беседы [9, 56-57]. Консультации – одна из форм психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой развития сенсорного опыта детей раннего возраста, можно провести консультации на следующие темы: – «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»; – «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»; – «Роль игры с детьми раннего возраста в развитии познавательных способностей» [12, 107]. В уголке для родителей оформляются методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях» [14]. В общении с детьми рекомендуется родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры, способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук [14]. Одной из наиболее эффективных форм психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста Т.В. Высокова считает родительские собрания. Родительские собрания чаще организуются в нетрадиционной форме с привлечением специалистов детского сада. На родительских собраниях «Развитие сенсорного опыта детей раннего возраста – фундамент умственного развития ребенка» (форма проведения семинар – практикум); «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» – (круглый стол) родители знакомятся с содержанием работы по сенсорному воспитанию в детском саду, знакомятся с играми на развитие сенсорного опыта детей, родители делятся между собой опытом развития сенсорного опыта детей раннего возраста, принимают участие в презентации пособий. Некоторые родители с удовольствием принимают участие в пополнении предметно-пространственной развивающей среды группы [12]. Во время проведения дней открытых дверей педагоги знакомят родителей с особенностями воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию сенсорного опыта, родители знакомятся с выставкой детских игр, вниманию родителей представлена экспериментальная деятельность [12]. Наблюдения Н.В. Кречетовой показали, что в результате использования разнообразных форм психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста работы у родителей: – совершенствуются их педагогические знания; – повышается их ответственность за воспитание детей в семье; – создается атмосфера взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогами, родителями, детьми; – происходит обмен опытом в развитии сенсорного опыта детей между родителями [25, с.12-13]. Таким образом, целью развития сенсорного опыта детей раннего возраста является обеспечение условий для развития их сенсомоторных способностей. Необходимо повышать педагогическую компетентность родителей по развитию сенсорного опыта детей раннего возраста. Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без поддержки родителей. В качестве психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста используются следующие формы: размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек; анкетирование и тестирование родителей; групповые и индивидуальные консультации; родительские собрания в нетрадиционной форме; семинары-практикумы; подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей; проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов; индивидуальные беседы. 1.3. Опыт педагогов по психолого-педагогической поддержке родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста Задачей данного параграфа является анализ педагогических условий психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста. Для этого мы проанализировали опыт работы педагогов-практиков Забайкальского края. Интересным представляется проект Н.В. Кречетовой «Детско-родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» реализованный в МБДОУ Компенсирующего вида №87 г.Читы [25]. Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой. Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы «Колокольчик», воспитатель, родители воспитанников, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед. Возраст участников: воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года). Формы работы детско-родительского клуба «Волшебные пальчики» направленные на сплочение детско-родительского коллектива, а также установление доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Овладение необходимыми знаниями и умениями для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей Цель проекта оказание психолого-педагогической поддержки родителей в развитии сенсорного опыта детей раннего возраста для формирования предпосылок умственного развития. Задачи проекты: 1. Обеспечивать эффективное взаимодействие дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семей воспитанников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОО и семьи; 2. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами и специалистами ДОО, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; 3. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка; 4. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом [25, с.22-23]. Принципы реализации проекта: принцип наглядности; принцип доступности; принцип систематичности и последовательности; принцип прочности; принцип целенаправленности; принцип новизны; принцип сотрудничества со специалистами; принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Этапы реализации проекта. 1. Подготовительный: знакомство с темой проекта, изучение методических материалов, материалов сети интернет, выявление проблемы, цели, задачи проекта, разработка и написание программы детско-родительского клуба, подбор методического материала по данной теме, создание развивающей среды для работы, настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон, анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии, выявление уровня сенсорного развития детей. 2. Основной: практический – реализация проекта. 3. Заключительный: обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты. Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей воспитанников. Формы реализации проекта: релаксационные упражнения, устные журналы, творческие студии, конкурсы, газеты и памятки, игры, игротренинги, совместные занятия, игровые практикумы, «круглый стол», «педагогическая копилка». Методы и приёмы реализации проекта: организационные; мотивирующие; словесные; игровые; наглядные; нетрадиционные [25, с.23-24]. В результате проектной деятельности разработаны следующие методические продукты: рабочая программа детско-родительского клуба «Волшебные пальчики»; конспекты занятий; картотеки; игротеки; консультации для родителей; методические разработки; памятки для родителей [25, с.24-25]. Ожидаемый результат: 1. Для педагога: освоение проектного метода, повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности. 2. Для воспитанников: развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста; дети познакомятся с эталонами цвета; дети научатся играть в дидактические игры; после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным. 3. Для родителей: партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы и ДОО в целом; формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития сенсорного опыта ребенка; родители смогут создать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их; родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей. 4. Для педагогов ДОО: возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми [25, с.30]. Главным результатом реализации проекта является удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок». Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба (заполняется табель посещения). А так же проводится анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»; «Выявление педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста». В рамках проекта Н.В. Кречетова знакомила родителей с дидактическими играми, направленными на развитие сенсорноматорики у ребенка, проводила беседы «Ознакомление с сенсорном развитием ребенка дошкольного возраста», «Инновации в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста», «Взаимосвязь самомассажа и сенсорики», «Взаимосвязь дыхательной гимнастики и сенсорики», «Взаимосвязь артикуляционной гимнастики и сенсорики», «Взаимосвязь пальчиковых игр и сенсорики» [25]. Педагогом-практиком Н.В. Кречетовой проводились выставки для родителей на тему развития сенсорного опыта детей раннего возраста: «Ежики из соленого теста», «Солнышко из отпечатков детских ладошек». Н.В. Кречетовой в группе была заведена «Книга отзывов», проведены индивидуальное собеседование с родителями, наблюдение за деятельностью воспитанников и их родителей [25]. Результаты работы педагога-практика Н.В. Кречетовой: 1. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста. 2. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам сенсорного, речевого развития детей. 3. Возросла активность детей при совместной работе с родителями. 4. Улучшилась динамика сенсомоторного развития детей. 5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности. 6. Развились эмоционально-позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и специалистами. 7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения [25, с.32-33]. Таким образом, организация взаимодействия специалистов, воспитателя и родителей в форме детско-родительского клуба представила собой интересную и эффективную модель работы. Данная форма психолого-педагогической поддержки в развитии сенсорного опыта детей учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создался благоприятный психо-эмоциональный климат. Родители осознали необходимость целенаправленной работы по развитию сенсорного опыта детей. Рассмотрим мастер-класс для психолого-педагогической поддержки в развитии сенсорного опыта детей в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центре развития ребенка детском саду №51» г.Читы. Цели: 1.Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству. Задачи: 1.Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников. 2.Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников. 3.Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме. 4.Развивать интерес к сенсорным играм. 5.Воспитывать любознательность [32, с.12]. Предварительная работа: 1.Подготовка выставки для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). 2.Разработка памятки для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников» [32, с.13]. Оборудование: 1.Выставка «Игры для развития сенсорики». 2.Игры: «Чудесный мешочек» с предметами разной величины и формы, «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки), «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы), «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков)). Повестка: 1. Выставка игр. 2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка». 3. Игротека. 4. Игра на рефлексию «Солнышко». Участники: дети группы, родители, воспитатели. Ход встречи: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой). Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики». Беседа с родителями. Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей). Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия). Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста. Игротека. Игра «Чудесный мешочек». Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан. Игра «Золушка». Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза. Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)! Игра «Мозаика из бросового материала». Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. Д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg