Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Теория рационального выбора Дж. Коулмена

cool_lady 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2021
Объектом курсовой работы является данная социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена. Цель работы сводится к тому, чтобы осветить основные положения теории рационального выбора, раскрыть ее аспекты и составляющие. Решение выше поставленной цели предполагает реализацию следующих задач: 1. Раскрыть основания данной теории 2. Определить основные положения данной парадигмы. 3. Привести конкретные модели-примеры данной теории 4. Определить значение теории рационального выбора В различное время исследователи издавали труды в отношении теории рационального выбора. В работе использовались материалы следующих авторов: Култыгин, В.П., Грин, Д.П., Беккер Г., Тургаева А.С., Киселев И.Ю., Руткевич Е.Д. В работе использовались методы теоретического анализа литературы и материалы социологических исследований. Материалы данной работы могут быть теоретической базой для дальнейшего исследования аспектов теории рационального выбора, а так же послужить справочным материалом для изучения теории рационального выбора в социологии, экономике, политологии. Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Введение

Во многом благодаря усилиям одного человека, Джеймса Коулмена, парадигма рационального выбора стала одной из «злободневных» в современной социологии. Решение проблемы соотношения индивидуального расчета и следования нормам - предлагает данная теории. Эта парадигма представляет собой научный подход, который основывается на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Рациональность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид выбирает из альтернатив - фиксированного набора возможных вариантов действий - тот вариант, который даст наилучший результат. Однако стремление всех к максимизации индивидуальной выгоды может привести к социальной дилемме - ситуации, в которой возникает конфликт между индивидуальной рациональностью и социальной рациональностью.
Содержание

Введение 3 I. Основные положения теории рационального выбора Дж. Коулмена 5 1. Биобиблиографические сведения 5 2. Исходные методологические принципы теории рационального выбора Дж. Коулмена 7 II. Практическое применение теории рационального выбора и ее значение 13 3. Теория рационального выбора на конкретных моделях и проблема "principal / agent". 13 4. Значение теории рационального выбора 22 Заключение 25 Список использованной литературы 26
Список литературы

1. Джордж Ритцер, Современные социологические теории. 5-е изд. -- СПб.: Питер, 2002. 2. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии, 2004 3. Култыгин В.П. История социологии, 2004. 4. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии, Изд-во Омск, 2005 5. Политология. Словарь. -- РГУ. В.Н. Коновалов. 2010. 6. Беккер Г. 2003. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. – М.: ГУ ВШЭ, 2003 7. Грин, Д.П. Объяснения политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? / Д.П. Грин, И. Шапиро - //Современная сравнительная политология: хрестоматия / Науч. ред. Г.В. Голосов, Л.А. Галкина – М.: Московский общественный научный фонд, 1997 8. Киселев И.Ю. Принятие решений в политике и теория перспективы / В.В. Козлов. Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 9. Ярославль: МАПН, 2000 4. Култыгин, В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние / В.П. Култыгин // Социс. – 2004. - № 1. – С. 27-37 10. Покровская, Н.Н. Рациональность экономического поведения / Покровская Н.Н.. – Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 46. Том 9. 2007 11. Руткевич Е.Д. Новая парадигма в социологии религии. // Вестник Института социологии. – 2012, №6 7. Тургаева А.С. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005
Отрывок из работы

I. Основные положения теории рационального выбора Дж. Коулмена 1. Биобиблиографические сведения Джеймс Коулмен (1926-1995) начал свою научную карьеру в период, когда социология завоевала всеобщее признание. Он получил докторскую степень в 1955 году в Колумбийском университете. Ученик Пауля Лазарсфельда, возглавлявшего в те годы Бюро прикладных социальных исследований, Коулмен, вероятно, никогда не верил, что "физики" и "лирики" познают мир по-разному. Он глубоко воспринял идеал социологии как точной науки, преодолевающей контроверзу номотетического и идеографического знания, и стал одним из основателей математического направления в прикладных социальных исследованиях. Его монографии "Введение в математическую социологию" (1964) и "Математика коллективного действия" (1973) стали классическими трудами, воплощающими требование строгости и доказательности при изучении гуманитарных проблем. Более тридцати лет Коулмен вел преподавательскую и исследовательскую работу в Чикагском университете. Своей исключительно высокой репутацией Национальный центр исследований общественного мнения в Чикаго (созданный как аналог лазарсфельдовского "Бюро") обязан, в частности, Коулмену, который был профессором и одним из научных руководителей центра. Полученные Коулменом результаты хорошо известны специалистам по математической социологии. В 1981 году он опубликовал книгу "Анализ лонгитюдных данных", где формулировались основы теории временных рядов, — результат, открывающий перспективное направление в прикладных статистических исследованиях. Круг научных интересов Коулмена не ограничивался прикладной математикой. Написанная еще в 1956 году совместно с С.М.Липсетом книга "Союзная демократия" обозначила серьезный интерес Коулмена к проблемам формирования власти и либеральной демократии. В 1973 году он выпустил книгу "Власть и структура общества". В то же время основная область его научных интересов была связана с социологией молодежи и образования. "Юношеское общество" (1961), "Молодежь и школы" (1965, в соавторстве), "Равенство в образовании" (1966), "Молодежь: переход к взрослой жизни" (1973), "Асимметричное общество" (1982), "Достижение высшей школы" (1982, в соавторстве) — монографии, сделавшие Коулмена крупным авторитетом в области социальных проблем образования. Наука XX века немыслима без узкой специализации. Но выработка новых обобщающих идей предполагает выход за дисциплинарные рамки и умение увидеть проблему sub specie aeternitatis. Именно универсальный математический взгляд на мир — одна из отличительных черт концепции Коулмена. Соединив в своем лице математика, экономиста, политолога, социолога, он предложил новую версию общей теории социального действия, — задача, которую в свое время решала структурно-функционалистская школа. Книгу "Основания социальной теории", подводящую итоги научной деятельности Коулмена, называют одним из самых значительных трудов по теоретической социологии в конце XX столетия [1]. Он работал над книгой в течение двадцати лет, особенно интенсивно в последние годы, когда уже был неизлечимо болен. Коулмен считал математическую часть работы важной составляющей "Оснований", во всяком случае на предложение редактора сократить математические выкладки он ответил отказом. Однако замысел книги выходит далеко за рамки ее математического аппарата. Это создание теории социального действия и оптимального функционирования социальных порядков. До сих пор никому не удалось добиться безукоризненного решения такой задачи. При всем при том несомненно, что для социологической мысли важны не только готовые решения, но и путь к ним. Коулмен прошел этот путь, веберовская заповедь о профессиональном служении науке исполнена им до конца. 2. Исходные методологические принципы теории рационального выбора Дж. Коулмена Монография начинается с разъяснения четырех принципов. Во-первых, Коулмен строго придерживается принципа методологического индивидуализма. Это не наивный индивидуализм "робинзоновского" толка. Коулмен хорошо знаком с критикой методологического индивидуализма от периода Просвещения до наших дней и учитывает ее в своей работе. Чтобы обосновать индивидуалистический выбор, Коулмен приводит следующие аргументы. Аргумент первый: практически каждый исследователь идентифицирует эмпирические данные на индивидуальном уровне. Следовательно, индивидуалистический подход, по крайней мере в этом отношении, более продуктивен. Аргумент второй: принимаемые в общественном взаимодействии решения реализуются также на индивидуальном уровне. Этот аргумент звучит особенно убедительно для стран с развитыми демократическими традициями. Третий и четвертый аргументы Коулмена, с нашей точки зрения, более проблематичны (автор также отмечает это обстоятельство): модели объяснения, сформулированные на индивидуальном уровне, отличаются большей достоверностью и обоснованностью — на этом уровне усовершенствование теории помогает выработать оптимальные решения и избегать ситуаций, когда "нас накрывают волны изменений". Последний аргумент в защиту индивидуалистического метода заключается в акцентировании ценностного отношения. В контексте веберовского постулата о науке "свободной от ценностей", такой аргумент может показаться малоубедительным. Однако позиция Коулмена вполне определенна: на первом плане его теории — "гуманистический образ человека". С приведенными выше характеристиками методологического индивидуализма тесно связано и следующее положение Коулмена: макротеория должна иметь микрооснования. Любое объяснение предполагает три типа связей: во-первых, макро-микро связь, где социальный феномен соотносится с индивидуальным уровнем. Вовторых, микро-микро связь, где "стимул" рождает "реакцию". Втретьих, обратная связь микроуровня с макроуровнем, где агрегируются индивидуальные действия. Теория Коулмена телеологична, что существенно отличает ее от функционализма ТЛарсонса. Коулмен указывает, что ему близка теоретическая традиция, связанная с именами Дж.Бентама, Д.С.Милля, Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локка, Ф.Хайека и Дж.Роулса (р.15). И последняя, но не менее важная характеристика его теории — утилитаризм, то есть следование принципу максимальной полезности (р.15). Утилитаристский метод максимально прост, с его помощью можно избежать множества затруднений. Это несомненно, но все-таки тезис об утилитаризме, как всеобщем генерализирующем методе остается под вопросом. С одним из затруднений при использовании утилитаристской модели объяснения в теории обмена сталкивался Дж.Хоманс, работы которого существенно повлияли на концепцию Коулмена. Акцентируя внимание прежде всего на психологических аспектах обмена между индивидами, Хоманс не смог выйти за пределы бихевиоризма и проблематизировать связь между микро- и макротеориями. "Переход от микротеории к макротеории в данном контексте представлял собой временной порядок интеракций, установленных, например, Хомансом при наблюдении за поведением акторов в малых группах, — писал Коулмен. — Сегодня преимущественная ориентация социологического анализа связана с изучением крупномасштабных социально-исторических феноменов. Для такой работы требуется учет механизмов перехода от микроуровня к макроуровню, которые могут выразить эту взаимозависимость без ссылки на поток моментных интеракций между конкретными акторами" [2]. В центре теории Коулмена — понятие рационального действия. Автор исходит из того, что индивид всегда ведет себя рационально, но, добавляет он, если мы хотим объяснить социальный феномен, то вынуждены искать причины индивидуальных действий уже после того, как они свершились. Рациональность понимается автором столь широко, что под это определение подпадает множество "альтруистических" или кажущихся на первый взгляд иррациональными поступков: участие в сектах, дружба, доверие и т.д. Как возможно социальное действие? Объяснительная модель, используемая Коулменом, основана на соотношении интересов и ресурсов. Иными словами, акторы стремятся осуществить свои интересы путем использования подконтрольных им ресурсов. Проблема состоит в том, что существуют ресурсы, в овладении которыми индивид заинтересован, но они ему не подконтрольны. Следовательно, он должен произвести действие, направленное на овладение этими ресурсами. Первые три части книги посвящены анализу типов рационального социального действия. Автор отчетливо разделяет два его компонента: "события, имеющие последствия для многих" (events with consequences for many) и "передачу прав и средств" (transfer of rights and resources). К классу "событий, имеющих последствия для многих", относятся действия индивида, субъективно ориентированные на собственные интересы, но влекущие за собой разного рода последствия для всех участников социального взаимодействия. Например, к таким действиям относятся проезд "зайцем" на общественном транспорте, самостоятельные инициативы подчиненного в иерархически организованной системе власти (отношения principal / agent), производство товаров народного потребления и создание дефицита. Все это охватывается также понятием экстерналий. Здесь Коулмен следует идеям Р.Коуза, И.Бьюкенена и Г.Таллока [3]. Второй компонент социального действия — "передача прав и средств" — можно представить в виде трех пересекающихся областей: А — передача прав контроля над действием (transfer of rights to control action); В — односторонняя передача прав (unilateral transfer); С — система отношений (system of relations). Пересечение трех указанных областей создает семь дополнительных концептуализации (рис. 2). Итак, при пересечении областей А, В и С образуются семь основных категорий: "рынок" (3) "объединяющие (2) и разъединяющие (1) властные отношения", "отношения доверия" (5). Властными отношениями называется передача права контролировать как объединяющие, так и разъединяющие действия. Разъединяющие властные отношения не предполагают какого-либо вознаграждения человеку, передавшему свои права, подразумевается лишь внешняя компенсация. Так, профессиональный футболист принимает временный контроль над своими действиями и ожидает за это денежную компенсацию. "Объединяющие властные отношения" предполагают субординацию и не требуют никаких вознаграждений извне. В качестве примера Коулмен приводит секту, где право контролировать действия ее членов передаются единоличному руководителю без какой-либо материальной компенсации. При переходе властных отношений с микроуровня на макроуровень, в поле зрения исследователя попадают так называемые "системы власти" (authority systems). Властные отношения также преобладают при разъединяющих (7) или объединяющих (4) формах. Перечисленные выше четыре типа отношений можно назвать "передачей прав контроля над действиями". "Отношения доверия" — следующая базовая концептуализация — определяется Коулменом как "объединение риска при принятии решений". Доверие — необходимый компонент любого сотрудничества, но как особый тип поведения проявляется в экстремальных ситуациях. Когда судовладелец вынужден срочно найти 200 тыс. фунтов стерлингов, чтобы избежать простоя судна, он использует отношения доверия: звонит своему близкому другу, а тот в свой банк, который и ссужает деньгами судовладельца. Такого рода отношения предполагают существование "цепочек доверия": вопервых, друг должен доверять судовладельцу, во-вторых, банк другу. В данном случае риск распределяется между участниками отношений доверия, причем каждый из них поступает рационально. В большинстве случаев должник, поступая рационально-эгоистически, без какого-либо принуждения соблюдает взаимноесоглашение. "Система доверия" (6) — это распространение "отношений доверия" на макроуровень, где они выступают в форме нормативных предписаний. Например, популярный среди американской молодежи 1960-х годов лозунг "Не верь никому старше тридцати лет" — своеобразный "паттерн" социального поведения. Коулмен обращает внимание на специфичную роль "системы доверия" в становлении профсоюза "Солидарность" в Польше, а также распространении различных сект в США. В конечном итоге "экспансия доверия" усиливает дальнейшее воспроизводство этих отношений и их распространение на все сферы жизни общества . Особый тип целерационального (purposive) действия связан с рыночными отношениями. Коулмен начинает с классического определения денег как средства обмена и описывает различные общественные системы, основанные на денежном обращении. ? II. Практическое применение теории рационального выбора и ее значение 3. Теория рационального выбора на конкретных моделях и проблема "principal / agent". Проблема оптимизации стратегии поведения в ситуации, когда индивидуально рациональные действия приводят к социально иррациональным последствиям, раскрывается на моделях математической теории игр. Самая известная из них получила название «дилемма узника». Для каждого из двух арестованных существуют два варианта действий: сознаться или отпираться. Матрица возможных исходов для первого участника включает случаи, в зависимости от действий второго участника: 1) оба сознаются и, разделив ответственность, получают одинаковое наказание; 2) первый сознается, пока второй отпирается, и вина перекладывается на второго; 3) первый отпирается, второй сознается, и вина перекладывается на первого; 4) оба отпираются и получают одинаковое минимальное наказание. Достижение наиболее предпочтительного исхода (2) предполагает выбор варианта «сознаться», то есть стратегии уклонения от кооперации с соучастником. Но наиболее предпочтительный для второго участника исход (3) предполагает, что он также изберет стратегию уклонения. В результате одновременного выбора обоими участниками индивидуально рациональной стратегии уклонения они окажутся в ситуации общего проигрыша (1). Оптимальным является коллективно рациональный выбор обоими участниками стратегии кооперации (4), то есть выбор варианта «отпираться». Но такой выбор возможен, если между участниками существует доверие, если каждый уверен, что другой не выберет более выгодный для себя вариант уклонения. Именно отсутствие доверия провоцирует коллективно иррациональный исход. Применение моделей, подобных «дилемме узника», в анализе самых разных социальных явлений составляет основу исследовательской стратегии приверженцев теории рационального выбора. Образцами для них традиционно служат работы экономистов, давно развивающих этот подход, а в последние годы также работа американского социолога Джеймса Коулмена (1926-1995) «Основания социальной теории» (1990). Коулмен проанализировал с точки зрения рационального выбора взаимодействия, традиционно связываемые скорее с проявлением чувств, нежели с расчетом. В частности, он показал, что в процессе ухаживания и заключения брака индивид ищет партнера как можно более привлекательного с точки зрения физической красоты, ума, доброты, престижности работы, уровня дохода или иных качеств. Следовательно, брачное поведение, по Коулмену, сводится к рациональному выбору из фиксированного набора альтернатив. Но стремление каждого участника «брачного рынка» к оптимизации выбора приводит к социальной дилемме, которую можно описать при помощи модели «дилемма узника». Если оба партнера вступают в брак по любви, то каждый «приобретает» внимание и заботу со стороны другого и одновременно «затрачивает» силы и время на внимание к партнеру и заботу о нем, то есть складывается ситуация общего выигрыша (4). Если один из партнеров вступает в брак по расчету, а другой по любви, то один «выигрывает», поскольку «приобретает», не «затрачивая», то есть складывается ситуация либо одностороннего выигрыша (2), либо одностороннего проигрыша (3). Индивидуально рациональной является стратегия вступать в брак по расчету, но если оба партнера выбирают такую стратегию, то ни один из них не «приобретает» того, на что рассчитывает (1). Стратегия вступления в брак по расчету является социально иррациональной. В качестве ситуации рационального выбора, провоцирующего социальную дилемму, можно представить и взаимодействие в сфере образования, рассматриваемой как «рынок образовательных услуг». Например, если руководство учебного заведения, стремясь привлечь наиболее подготовленных абитуриентов, преувеличивает в рекламных материалах уровень преподавания и востребованности своих выпускников, то это - индивидуально рациональная стратегия. Но индивидуально рациональной стратегией для абитуриентов также является преувеличение: стремясь пройти конкурсный отбор в престижное учебное заведение, они могут воспользоваться на экзамене шпаргалкой и тем самым искусственно повысить оценку уровня знаний. В результате одновременного выбора стратегии получения максимального выигрыша при минимальных затратах реальных усилий складывается ситуация общего проигрыша (1): учебное заведение получает недостаточно подготовленных студентов, а студенты получают недостаточно качественное образование. Социально рациональной является ситуация общего умеренного выигрыша (4), когда обе стороны - руководство учебного заведения и абитуриенты - выбирают стратегию «честной игры» и получают, соответственно, студентов и образование уровнем не ниже и не выше уровня собственных усилий и способностей. Но при этом участники взаимодействия должны быть уверены, что не рискуют попасть в ситуацию одностороннего проигрыша. Устранение риска и тем самым решение социальной дилеммы достигается с установлением доверия участников взаимодействия друг к другу. Доверие обеспечивается действенной системой социальных норм, поощряющих «кооперацию» и наказывающих за «уклонение». Именно нормы, которые требуют выполнения взятых на себя обязательств, лежат в основе рыночного поведения и Коулменом рассматриваются как социальный капитал - ресурс экономического развития, который столь же важен, как и техникоорганизационные ресурсы. Социальные нормы ограничивают выбор, сводя альтернативы к социально одобряемым действиям, и ориентируют участников взаимодействия на поддержание своей репутации, то есть на сохранение доверия к ним со стороны партнеров по взаимодействию. Таким образом, рациональным может считаться выбор не в пользу индивидуального интереса, а в пользу позитивного мнения других людей. Однако теория рационального выбора недооценивает проблему формирования мнения, то есть восприятия, истолкования и оценки поступков индивидов другими участниками взаимодействия. В теории рационального выбора существуют два направления. Первое зародилось в Чикагском университете (отсюда его название "Чикагская школа"), второе — в университете Вирджинии и именуется "Вирджинской школой". Чикагская школа исходит из постулата совершенного или почти совершенного функционирования рынков (включая и политические). Отсюда следует, что не существует информационного лага или "зазора" между начальником и подчиненным, политиками и избирателями, правительством и чиновниками. Для обозначения соответствующих двойных связей в англо-американской научной литературе употребляется термин principal / agent. Проблема заключается в том, что объем полномочий, транслируемый по линии principal-»agent, не эквивалентен объему полномочий, используемому агентом социального действия. В отличие от Чикагской, Вирджинская школа не игнорирует эту проблему. Большинство работ ее представителей посвящено передаче полномочий в контексте "principal / agent". Общая схема отношений между "принципалом", "агентом" и "актором" заключается в эквивалентном обмене правами таким образом, что "легитимная" триада находится в состоянии равновесия. Если же "агент", выступающий посредником между "принципалом" и "актором", использует переданные ему права в собственных интересах, отношения между "принципалом" и "агентом" проблематизируются и приобретают черты позиционного конфликта (рис. 3). Проблема формулируется следующим образом: "Личность каждого нормального человека состоит из двух "Я": Я-страдательное и Я-действующее (object self and acting self) или принципал и агент в одном физическом теле" (р.423). Отсюда вывод, что проблема "principal / agent" возникает тогда, когда две части этой пары воплощены в разных персонах. Коулмен считает, что именно этот аспект не замечен М.Вебером и его последователями. По мнению Коулмена (что в какой-то степени справедливо), Вебер трактует центральную власть как целерационального актора со своими собственными интересами, но не обращает внимания на тот факт, что выполняющие определенные функции служащие организации тоже являются целерациональными акторами (р.423). Впервые указал на данное обстоятельство Р.Михельс в своем "Железном законе олигархии"[7]. Он был одним из основоположников элитаристской теории бюрократии, многие положения которой разделяет Коулмен.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Философия, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Философия, 44 страницы
370 руб.
Курсовая работа, Философия, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Философия, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Философия, 19 страниц
228 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg