Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика воспитания координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки

cool_lady 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2021
Цель исследования заключалась в обоснование методики развития координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки. Объект исследования: тренировочный процесс волейболистов на этапе начальной подготовки. Предмет исследования: развитие координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ специальной научно-методической литературы, посвященный развитию координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки. 2. Проанализировать исходный уровень развития координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки. 3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики занятий на развитие координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в системе физического воспитания волейболистов при организации тренировок.
Введение

Актуальность. Процесс подготовки спортсменов в спорте состоит из различных видов подготовки, которые зависят от специализации спортивной деятельности, этапа подготовки и тренерских взглядах на тренировочный процесс. Функциональные сдвиги в организме в процессе систематических занятий спортом происходят одновременно с совершенствованием двигательных навыков, подготовленности, развитием физических качеств, освоением техники и тактики в волейболе. Двигательные навыки в волейболе необходимы для реализации двигательных действий во время игры - это перемещения с разной скоростью и направлениями на площадке, разные по высоте прыжки, кувырки и падения при приеме мяча. На всём протяжении тренировочного процесса волейболистам необходимо осваивать различные двигательные навыки, которые формируются при освоении различных действий при игре в защите и при нападающих ударах. В результате большого количества повторения физических упражнений у спортсменов развивается особое состояние, под названием тренированность, развивающееся в организме спортсмена и характеризующее его готовность к повышению эффективности мышечной деятельности [6, 19, 29]. На сегодняшний день вопросы совершенствования процесса спортивной подготовки на начально уровне и контроля физического и функционального состояния являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что достижение высоких спортивных результатов спортсменами связано со своевременным информированием тренеров и спортсменов о новейших научных достижениях и методических разработках, а также с овладением практическими навыками и рекомендациями в вопросах современной системы спортивной тренировки [8, 11, 12]. Работа по развитию координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки всегда занимает важнейшее место при организации тренировочной работы. Волейбол является ациклической командной игрой, в которой мышечная деятельность носит преимущественно скоростно-силовой и сложно-координационный характер [13, 14]. Координационная подготовка волейболиста тесно связана с тактической, технической и психологической подготовкой. Она способствует быстрейшему овладению и прочному закреплению тактических навыков и технических приемов [26]. Все указанное определяет актуальность и практическую значимость разработки методики развития координационных способностей у волейболистов на этапе начальной подготовки. Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика занятий будет способствовать развитию координационных способностей у волейболистов на начальном этапе подготовки.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 5 1.1. Анатомические и физиологические особенности детей на начальном этапе подготовки 5 1.2. Понятие о координационных способностях и методах их развития 10 1.3 Средства и методы развития координационных способностей волейболистов 14 Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20 2.1 Методы исследования 20 2.2. Организация исследования 25 Глава 3. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ 26 3.1. Оценка исходных показателей развития координационных способностей волейболистов на начальном этапе подготовки 26 3.2. Методика развития координационных способностей у юных волейболистов 27 3.3. Эффективность методики развития координационных способностей у волейболистов на начальном этапе подготовки 33 ВЫВОДЫ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2016. – 112 с. 2. Баёва Н. А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2018. - 20 с. 3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 2013. - С.208. 4. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 496 с. 5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 288 с. 6. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; под ред. В.П. Зинченко. – 2–е изд. – М. : Издательство Московского психолого–социального института ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 688 с. 7. Величко А.И., Баландин В.А. Классификация координационных способностей // Материалы научной и научно–методической конференции профессорско–преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2018. – № 1. – С. 250–252. 8. Гладышев Д.А. Основные положения координационной тренировки в процессе многолетней подготовки юных волейболистов / Д.А. Гладышев, А.В. Вишняков // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 1 (52). – С. 44–47. 9. Горячева М.В. Использование игрового метода при обучении технике выполнения физических упражнений // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 41. - С. 115-120. 10. Горячева М.В. Преимущества игрового метода при обучении технике выполнения физических упражнений // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 42. - С. 116-120. 11. Гочуева Ш.Х., Башта Л.Ю. Содержание тренировочных занятий в подготовительном периоде годичной подготовки волейболистов 9-11 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта Материалы VII международной научно-практической конференции. Под ред. Г.Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. - 2017. - С. 249-251. 12. 4. Губа В. П. Основы спортивной подготовки / В. П. Губа. – М: Сов. спорт, 2012. – 384 с. 13. Губа В.П. К проблеме развития специфических координационных способностей у юных волейболистов 15–13 лет специализирующихся в беге на выносливость / В.П. Губа, В.В. Коновалов // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 1. – С. 45–47. 14. Губа В.П., Коновалов В.В. К проблеме развития специфических координационных способностей у юных волейболистов 15-13 лет специализирующихся в беге на выносливость // Евразийский союз ученых. 2016. - № 1-3 (22). - С. 45-47. 15. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 1 (35). – С. 35–38. 16. Донской Д. Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): учеб.-метод. пособие / Д. Д. Донской. – М., 1995. – 70 с. 17. Епишина Л.Л. Влияние занятий барьерным бегом на развитие координационных способностей у детей 11-13 лет // Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение». – Пермь. – ПГГПУ. – 2016. 18. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2016. 19. Киликаев А.А., Филиппов В.Ю. Методика развития координационных способностей у детей 11-12 лет, занимающихся волейболом // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 333-336. 20. Колумбет А.Н. Классификация координационных способностей молодежи, факторы и компоненты их развития / А.Н. Колумбет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №4-2. – С.142-149. 21. Коновалов В.В., Губа В.П. Целенаправленное развитие координационных способностей у юных волейболистов // Современные тенденции развития лёгкой атлетики в мире: спорт высших достижений и подготовка резервов: сборник научно-методических материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием, посвященной 80-летию образования кафедры теории и методики лёгкой атлетики имени Н. Г. Озолина. - 2017. - С. 107-112. 22. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник / Под ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимп. л-ра, 2013. – Т.2. – 392 с. 23. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2007. – 155 с. 8. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2003. – 259 с. 24. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 8. – С. 19-21. 25. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259 с. 26. Никитушкин В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В. Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – 240 с. 27. Платонов В. Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования: учеб.-метод. пособие для ИФК / В. Н. Платонов, М. М. Булатова. – К.: КГИФК, 1992. – 52 с. 28. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература. 2014. – 808 с 29. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 429 с. 30. Табаков А.И. Выполнение упражнений координационной и кондиционной направленности сопряженным методом в подготовке волейболистов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 25-30. 31. Табаков А.И. Использование прыжковых упражнений в качестве тестов для оценки координационных способностей волейболистов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Наука сегодня: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – С. 112–115. 32. Фарфель В. В. Управление движениями в спорте / В. В. Фарфель. – 2-е изд. стереотип. – М.: Сов. спорт, 2011 – 200 с. 33. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России : моногр. / С. В. Алексеев [и др.]. – М. ; Воронеж : ООО НИЦ «Еврошкола» ; ООО «Издательство РИТМ», 2017. – 500 с. 34. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта; учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд. Центр «Академия», 2014. - 264 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1.1. Анатомические и физиологические особенности волейболистов на этапе начальной подготовки. Как и во многих видах спорта, подготовка спортсменов в волейболе происходит поэтапно. Существует четыре этапа подготовки. Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная па разностороннюю физическую подготовку, развития координационных способностей, умение работать в коллективе и овладение основными техническими приёмами в волейболе. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) (Т(СС)). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых юных спортсменов, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке.. Этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ). По своему характеру, средствам, методам и организации занятий процесс спортивной подготовки на этом этапе отражает характер работы в командах высших разрядов. Этапы спортивной Продолжительность Минимальный Наполняемость подготовки этапов (в годах) возраст для групп (человек) зачисления в группы (лет) Начальной 3 9 14 - 25 подготовки Тренировочный 5 12 12 - 20 (этап спортивной специализации) Совершенствования Без ограничений 14 8 - 14 спортивного мастерства Высшего Без ограничений 14 8 - 14 спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). На этом этапе осуществляется освоение молодыми игроками специфики подготовки квалифицированных волейболистов по параметрам соревновательных и тренировочных нагрузок, физическим и психическим напряжением. Как мы видим из таблицы этап начальной подготовки приходится на период возраста детей 9-12 лет У детей 9-12 лет активизируется рост опорно-двигательного аппарата, интенсивно увеличивается длина тела, особенно конечностей. При этом формирование скелета происходит неравномерно, и установившиеся в предыдущем возрасте пропорции тела изменяются: в то время как кости позвоночника и конечностей растут быстрыми темпами, рост грудной клетки замедляется, и она становится очень узкой. Наряду с этим происходят отклонения в деятельности физиологических систем (гипо- или гипертония, головокружение, вегетососудистая дистония, нарушение сна), что дало авторам работы [4] основание расценивать отклонения в поведении как результат дисгармоничного (скачкообразного, ускоренного или замедленного) хода полового созревания в сочетании с неблагоприятными внешними факторами. Прогрессивные изменения в ходе функционального созревания мозга проявляются в избирательности системной организации когнитивной деятельности в соответствии с ее целями, в адекватной зависимости степени активации от трудности задачи. Все приведенные выше данные свидетельствуют о дисбалансе и дисрегуляции в системе мозгового обеспечения когнитивной деятельности и поведения подростков за счет различий в динамике структурно-функционального созревания регуляторных и мотивационных нейронных систем, связанных с позитивным подкреплением, что приводит к определенным поведенческим последствиям [29]. С точки зрения физических и функциональных изменений у девочек отмечается значительный рост конечностей в длину, что отражается преимущественно на длине рук, а затем ног. В результате этого происходит пропорциональное изменение телосложения и на смену детскому телу с пропорциональным развитием туловища и конечностей формируется голенастый тип, который характеризуется относительной длиннорукостью и длинноногостью [5]. Такое относительное отставание в росте туловища не может не отразиться на динамике развития всех внутренних органов. У детей 9-12 лет происходит некоторое замедление роста сердца, и следовательно его гемодинамические параметры могут на время отставать от потребностей растущего тела. Более того, возможны нарушения функции внешнего дыхания, снижение функциональных возможностей дыхательной системы. Данное обстоятельство значительно отражается на кислородном обеспечении работающих мышц. Поперечно-полосатая мускулатура конечностей интенсивно растет, однако значительных изменений в строении мышечных волокон не происходит, следовательно, происходят лишь значительные количественные, а не качественные изменения мышц. С точки зрения биохимических изменений в мышечных клетках, то в них значительно активизируются анаболические процессы, которые необходимы для роста организма. В них происходят изменения энергетического обмена, который становится более напряженным и менее устойчивым. Основная нагрузка падает на митохондрии, которые должны обеспечивать клетку необходимым резервом энергии за счет окисления углеводов и жиров [1, 2]. Размеры в туловища в 9-12 лет увеличивается вместе с темпами роста грудной и брюшной полостей. Происходит быстрый рост легких и сердца, в результате увеличивается объём сердца и ёмкость лёгких. Несмотря на снижение частоты сокращений сердца почти до уровня взрослых (70 уд/мин), объемная скорость кровотока в этот период увеличивается. Это создает возможность для снабжения органов и тканей кислородом при их напряженной работе. Так, именно в эти годы при мышечной работе отмечаются самые высокие значения максимального потребления кислорода (в расчете на 1 кг массы тела) за весь период индивидуального развития. Такая особенность кислородного обеспечения сократительной активности скелетных мышц связана не только с преобразованиями в системе доставки кислорода, но и с характером энергетического метаболизма в самой ткани скелетных мышц. Мышцы вступают в этап так называемых пубертатных дифференцировок, в ходе которых меняется метаболический профиль многих волокон. Заметно расширяется окружность грудной клетки (до 64 см), а ее форма становится более приспособленной к обеспечению функции дыхания. Следует, однако, отметить, что вследствие слабости дыхательных мышц функция эта несовершенна: дыхание младшего школьника относительно учащенное и поверхностное, а в выдыхаемом воздухе – только 2 % углекислоты против 4 % у взрослого человека. Соотношение массы сердца и массы тела приближается к соотношению у взрослого человека: 4 г на 1 кг тела, но пульс остается учащенным (до 84–90 ударов в минуту против 70–72 у взрослого), поэтому снабжение тканей организма кровью происходит почти в 2 раза интенсивнее (за счет ускоренного кругооборота крови). Сердце средних школьников лучше справляется с данной работой, чем сердце представителей предыдущего и последующего возраста, так как просвет артерий у 8–11-летних более широк. При этом данный орган продолжает оставаться легко возбудимым, в его работе нередко наблюдается аритмия под влиянием различных (иногда весьма незначительных) внешних воздействий, что требует от тренера тщательного планирования тренировочных нагрузок. Кровь содержит меньшее по сравнению с кровью взрослых количество гемоглобина (от 70 до 74 % против 80 %). Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно спинные, и не в состоянии длительно поддерживать тело в правильном положении. Кости скелета, особенно позвоночника, тоже пока еще слабы и высоко податливы внешним воздействиям [2]. Именно поэтому у школьников 9-12 лет нередко развивается сколиоз, что, в свою очередь, приводит к задержке развития грудной клетки, к нарушениям работы сердца и легких, уменьшению жизненной емкости последних. Итак, организм ребенка этой возрастной категории еще не приспособлен к статической нагрузке. Соответственно детям 9-12 лет необходимы повседневные систематические физические упражнения. И, конечно, обязательным требованием является проведение физкультпауз и физкультминуток даже во время уроков, о чем учителя-предметники часто забывают. Остается отметить, что к 10 годам у ребенка заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако в функциональном отношении мозг развит пока еще слабо. Функциональное его развитие происходит под влиянием учебных занятий, требующих длительного напряжения внимания, сосредоточенной умственной работы, заучивания и удерживания в памяти обширного материала [4]. В связи с этим усиливаются процессы возбуждения и торможения, улучшаются процессы дифференцировки и постепенно возрастает роль второй сигнальной системы, хотя и первая сигнальная система у младших школьников сохраняет свое весьма важное значение, что требует методически грамотного применения наглядных методов обучения. К 10-12 годам значительным этапом в совершенствовании интегративных функций высших отделов мозга — резкое повышение горизонтальных взаимосвязей в коре больших полушарий. Ускоренный рост отростков корковых нейронов обеспечивает функциональные связи между нейронными ансамблями различных корковых областей. В итоге на протяжении данного возраста формируются многочисленные внутрисистемные и межсистемные функциональные взаимосвязи в организме. Повышаются зрительно-двигательные, рече-двигательные, вестибуло-моторные и другие рефлексы. Отмечается высокий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Налаживается сочетание различных моторных реакций между собой. Хорошо дифференцируются и воспроизводятся мышечные усилия. В биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. В движениях двумя рукам и вырабатывается высокая согласованность их пространственных характеристик, в том числе при симметричных движениях. Созревает механизм их временного согласования. Движения рук хорошо согласуются с движениями глаз. Возникает возможность точного произвольного управления отдельными мышцами и даже изолированными двигательными единицами. Управляемость мышечными группами рук, головы и шеи выражена лучше, чем других мышечных групп. Уровень сочетания двигательных и вегетативных реакций повышается. Формируется постоянное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонентов двигательных навыков с вегетативными функциями, согласование реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4]. Вторым важнейшим компонентом является созревание ассоциативных третичных полей коры головного мозга — передних лобных и задних нижнетеменных. Эффективность тактического мышления и переработка информации улучшается к 12 годам, а количество ошибочных решений уменьшается. В сензитивном периоде время принятия решения и общее время решения тактических задач сокращается. В старших классах дети могут делать правильный выбор из многоальтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в напряженных условиях деятельности, в ситуациях с дефицитом времени. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга, становятся стабильными, обеспечивая высокую помехоустойчивость юных спортсменов. Повышение уровня процессов афферентного синтеза и анализа афферентной информации позволяет подросткам и юношам точнее оценивать интероцептивную и проприоцептивную информацию о функциональном состоянии собственного организма в процессе работы. 1.2. Понятие о координационных способностях и методах их развития Структура и возможности развития координационных способностей являются постоянно актуальной проблемой научного исследования в области спорта. Авторами показана тесная связь координационных способностей с процессом управления и регуляцией двигательной деятельностью центральной нервной системы. Координационные способности представляют собой совокупность свойств организма человека, которые проявляются в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливают успешность управления двигательными действиями [15, 22, 30]. В волейболе наибольшее значение имеет скорость выполнения спортсменом целостных двигательных действий. Но стоит отметить, что скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами [29]. Применительно к юным волейболистам можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями: -способность к реагированию; -способность к равновесию; -ориентационная способность; -дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; -ритмическая способность. Способность к реагированию – важнейшая координационная предпосылка, которая определяет возможность эффективного освоения и использования технического навыка, позволяет быстро и точно выполнить целостное, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал состоит из двух разновидностей: зрительно-моторной и слухо-моторной [1, 5]. Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях затрудняющих сохранение равновесия. Различают статическое и динамическое равновесие. Способность сохранить устойчивость позы в тех либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение. В одних случаях нужно сохранять его в статических положениях (статическое равновесие); в других – по ходу выполнения движения (динамическое равновесие). Различают третью форму равновесия – балансирование предметами и на предметах. Способность к переключению и сочетанию движений – это умение быстро преобразовывать двигательные действия или перестраивать их в соответствии с меняющимися условиями [7, 9]. Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта. Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Например, выполнение вольных упражнений под музыку [6]. Под чувством ритма понимается способность точно воспроизводить заданный ритм движений или варьировать им в соответствии с изменившимися условиями. Чувство ритма выражается в воспроизведении частоты, скорости, ускорения, направления и других характеристик движения. Кинестетико-дифференциальная способность является также сенсомоторной способностью, при которой восприятие внешней информации, ее обработка и моторное воздействие осуществляются в естественном взаимодействии, это качество тесно связано с общей координацией движений [34]. Координационные способности на практике должны обеспечивать экономичность расходования жизненного потенциала и биологических ресурсов детей, положительно влиять на степень их использования [7, 9]. Можно констатировать, что показатели развития и совершенствования управления движениями закономерно повышаются с возрастом и увеличением двигательной активности детей - и их подготовленности [4, 6]. Юные волейболисты ещё не могут в достаточной мере оценивать пространственные характеристики двигательных действий. Это связано с недостаточно сформированными психическими способностями детей (неустойчивым вниманием, неадекватным анализом своих действий), а также со сравнительно небольшим двигательным опытом. Во всех типах внутреннего торможения в данном возрасте отмечается его легкое и более крепкое формирование. Дети способны осуществлять координацию своих действий еще до выдачи инструкции, а также предугадать акцептор действия. К 10-11 годам развивается способность произвольно осмысленно регулировать мышечную деятельность в таких движениях, как бег, прыжки, общеразвивающие упражнения [20, 32]. Исследователями было показано, что у лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке [26]. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнения), в связи с чем ее реактивность значительно понижается [27]. Наибольшее внимание развитию координационных способностей рекомендуется уделять в младшем и среднем школьном возрасте, так как этот возрастной период характеризуется интенсивным совершенствованием координационных механизмов, формированием взаимодействия центральных и периферических регуляторных систем. Зная, что необходимо в плане развития и совершенствования, можно определять направления совершенствования или развития профессиональных координационных способностей, изменять смысл и направления профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов. С 11 лет развитие координационных способностей протекает дифференцированно и противоречиво. У девочек развитие способностей оптимально управлять движениями в разных условиях резко замедляется, останавливается, а по отдельным показателям даже временно ухудшается. У мальчиков некоторые показатели координационных способностей продолжают заметно улучшаться. Это связано с параллельным ростом силовых и скоростно-силовых способностей. В практической деятельности физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств. Целесообразно для развития координационных способностей применять повторный и игровой методы, при этом интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление организма. Для этого применяются разнообразные методические приёмы: – выполнение знакомых упражнений из нестандартных исходных положений; – упражнений в зеркальном отображении; – выполнение обычных упражнений в усложненных условиях; – варьирование скоростью и темпом движений; – варьирование пространственных характеристик выполнения упражнений [11, 13, 14]. В целом, несмотря на имеющиеся противоречия и сложности развития координационных способностей данный возраст является оптимальным по значимости для формирования координационных способностей. Поэтому тренеру крайне важно проводить целенаправленную работу по развитию различных координационных способностей. 1.3 Средства и методы развития координационных способностей волейболистов В исследованиях экспериментально доказано [26, 27, 28, 30, 32], что специальная тренировка, направленная на развитие координационных способностей, значительно благоприятствует развитию технической подготовленности волейболистов: - улучшается результативность, стабильность и экономичность при выполнении физических упражнений, что может быть связано с сопутствующими изменениями также и в спортивной технике; - повышается эффективность освоения двигательных навыков, что позитивно отражается на функциональных способностях спортсмена. В связи с повышением спортивной квалификации спортсмена, уровень координационных способностей (прочность овладения двигательными навыками, быстрота, точность выполнения упражнений) будут все более тесно связаны с уровнем спортивных результатов [31]. Вопрос выбора упражнений, применения средств и методов педагогического воздействия для формирования и совершенствования координационных способностей у спортсменов на сегодняшний день является важной проблемой построения спортивной тренировки [32]. Уровень развития координационных способностей в значительной степени определяется такими особенностями: - возможностью быстро реагировать на различные сигналы, в том числе и на движущийся объект; - возможностью точно и быстро выполнять двигательные действия за короткое время; - возможностью дифференцирования пространственно-временных и силовых параметров движения; - возможностью приспособления к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи; - возможностью ориентироваться во времени, чувствовать его. Основным методом развития координационных способностей является многократное повторение каждого упражнения, а средством являются физические упражнения. Для успешного развития координационных способностей у волейболистов целесообразно их сочетать со скоростно-силовыми качествами. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет многих факторов: - изменения пространственных, временных и динамических параметров, - за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; - изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; - комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; - выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка [18, 34]. Совокупность специально-подготовительных координационных упражнений описывается спецификой волейбола. К ним относятся: а) подводящие, которые в значительной степени способствуют освоению и закреплению определенных двигательных навыков, а также совершенствованию технико-тактических действий; б) развивающие, которые направлены преимущественно на развитие координационных способностей; в) специальные, которые совершенствуют специфические координационные способности, а именно ориентацию в пространстве, кинестетическое дифференцирование различных аспектов движений, ритм, сохранение равновесия, что имеет глобальное значение для волейбола; г) специализированные упражнения, которые способствуют выработке чувства снаряда, времени или покрытия дорожки). При воспитании способности дифференцировать различные параметры используются такие методические приемы, как выключение зрительного анализатора, задания на точность, «сближаемые», и «контрастные» задания. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение), значительно усложняют выполнение двигательных действий. Временная изоляция зрительного контроля способствует максимальной мобилизации возможности мышечно-суставной проприорецепции. Для развития точности движений зачастую используют метод «контрастных» заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближней дистанции и дальней и т.п. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. На современном этапе развития спортивной подготовки волейболистов для успешного развития координационных способностей зачастую применяют так называемые специализированные средства. Главной их задачей является то, что при их рациональном применении обеспечиваются определенные зрительные восприятия и представления, которые дают оперативную информацию о параметрах движений [15, 21]. В такую группу специализированных средств исследователи относят: - средства наглядной демонстрации, позволяющие в деталях анализировать технику спортивных движений; - использование метода идеомоторного упражнения, сущность которого состоит в мысленном воспроизведении или восприятии отдельных двигательных ощущений или целостного двигательного действия непосредственно перед началом его выполнения. - использование средств, которые обеспечивают избирательную демонстрацию и ориентировку, что создает благоприятные предпосылки к воссозданию пространственных, временных и ритмических характеристик движений, а также возможности их воспринимать всеми сенсорными системами. Основными методами совершенствования координационных способностей являются: интервальный метод, игровой, метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности. Исходя, из вышеизложенного все вышеназванные средства воспитания координационных способностей применяются с успехом в процессе развития и совершенствования координационных способностей в волейболе. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты), упражнения в равновесии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 46 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg