Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Поиск готовых работ На продаже0 Купленные1 ПРОДАТЬ РАБОТУ Развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики

masha-fomina1999 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2021
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста занятий ритмической гимнастикой, проводимых в следующих педагогических условиях: -систематическое проведение занятий в режиме дня; -соответствие комплексов ритмической гимнастики и музыкального сопровождения возрастным и индивидуальным возможностям детей; -использование комплексов общефизического действия на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, вечерах досуга, прогулках; -соблюдение последовательности выполнения упражнений: от простых упражнений к более сложным; -сочетание практических, наглядных и словесных методов обучения движениям; -разучивание комплексов ритмической гимнастики, выполнение упражнений сначала в медленном темпе с акцентированием внимания занимающихся на точности движений с постепенным выполнением упражнения в более высоком темпе; -использование методов строго регламентированного и частично регламентированного выполнения упражнений; -проведение занятий ритмической гимнастики в щадящем режиме за счет: ограничения длительности выполнения одного комплекса упражнений 15 минутами, моторной плотности занятий 70 процентами от общего времени проведения занятия, регулирования нагрузки путем сочетания упражнения низкой, средней, высокой интенсивности с упражнениями на дыхание и расслабление; -применение игровой формы проведения занятий; -фронтальной и групповой формы организации детей на занятиях. Развивающий эффект систематических занятий ритмической гимнастикой выразился в достоверно более высоких приростах показателей детей экспериментальной группы по сравнению с результатами их ровесников из контрольной группы в упражнениях на ориентацию в пространстве, перестроение движений, статическое равновесие, согласованность движений рук и ног. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что в теории и методике физического воспитания дошкольников имеется достаточное количество публикаций и специальных исследований, в которых определяются цели, задачи, содержание и значение развития двигательных способностей. Всеми авторами отмечается положительное влияние развития координации движений на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста. На основании анализа научного материала мы выявили, что под координационными способностями принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период является «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно и продуктивно. В результате всей проводимой работы дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у детей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Одной из задач физического воспитания является развитие координационных способностей. Не овладев выше названным комплексом способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями.Чтобы успешно решить задачу координационного совершенствования, дошкольников в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, которые, по мнению В.И. Лях, можно рассматривать как координационные [27,39]. Координационные способности являются предпосылкой успешного обучения физическим упражнениям. Их развитие обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей [16]. Целенаправленное развитие координационных способностей в дошкольном возрасте способствует тому, что дети быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, лучше справляются с заданиями, требующими высокого уровня развития психофизиологических функции, приобретают умение рационально расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности [42]. Проблемой ритмической гимнастики как средства физического воспитания занимались такие видные учёные и педагоги как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др. В работах М.А. Руновой рассматривается проблема применения ритмической гимнастики в оздоровлении и воспитании детей дошкольного возраста. Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц [45]. В последние годы широкое распространение в практике физического воспитания старших дошкольников получили занятия ритмической гимнасткой. Исследователи М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, Н.А. Фомина, Т.В. Попова и др. отмечают ее оздоровительное и развивающее значение для детей [43, 46, 48]. Основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения..Используются также упражнения художественной гимнастики, простейшие элементы акробатики. Целенаправленные занятия ритмической гимнастикой равномерно вовлекают в работу все группы мышц, суставы, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В научной литературе имеются данные о благоприятном влиянии систематических занятий ритмической гимнастикой на развитие координационных способностей старших дошкольников [40]. Между тем вопросы, раскрывающие содержание и методику проведения занятий ритмической гимнастикой и их влияние на развитие координационных способностей дошкольников в теории и методике физического воспитания и дошкольной педагогике изучены недостаточно (В.И. Теленчи, Л.Н. Уланова, и др.) [14,24]. Остаются открытыми вопросы составления комплексов ритмической гимнастики, в частности, вопросы подбора музыкального сопровождения к ним. Слабо изучена возрастная динамика показателей развития координационных способностей детей под воздействием занятий ритмической гимнастикой. Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется, с одной стороны, наличием сведений в научной литературе о положительном влиянии систематических занятий ритмической гимнастикой на развитие координационных способностей детей и недостаточной разработанностью педагогических условий их проведения со старшими дошкольниками. Исходя из этого, мы предположили, что, при определенных педагогических условиях,включение ритмической гимнастики в
Содержание

Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........ 3 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ…………………………. 8 1.1. Общая характеристика координационных способностей человека... 8 1.2. Развитие координации движений в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………. 11 1.3. Ритмическая гимнастика как средство развития координации движений детей старшего дошкольного возраста 24 Заключение по первой главе 33 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ…………..……………… 35 2.1. Организация и методы педагогического эксперимента ….. 35 2.2. Исследование развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 37 2.3 Развитие координации движений у детей старшего возраста средствами ритмической гимнастики на формирующем этапе эксперимента 43 2.4. Влияние занятий ритмической гимнастики на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента………..……………………………………… 46 Заключение по второй главе……………………………….. 53 ВЫВОДЫ……………………………………………………………….. 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...……………….. 56 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 61
Список литературы

Список литературы 1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с. 2. Адашкявичене, Э.Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере обучения действиям с мячом) [Текст]: Дис… канд. пед. наук / Э.Й. Адашкявичене. - М., 1982. - 139 с. 3. Аксенов, В.П. Развитие двигательных способностей старших дошкольников [Текст]: учебное пособие / В.П. Аксенов, Ю.И. Родин. - Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999. - 120 с. 4. Алпацкая, Е.В. Возрастное влияние координационных способностей на формирование основных двигательных умений и навыков детей 4-6 лет [Текст]: Дис…канд. пед. наук / Е.В. Алпацкая. - Смоленск, 2004. - 132с. 5. Бенджамин Лоу. Красота спорта /Пер. с английского И.П.Моничева, 6. Бернштейн Н.А. О построении движений.[Текст] - М.: Медицина. 1997. стр. 255. 7. Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика//Физическая культура в школе[ Текст]- 1993.- №7.- С.48-49. 8. Боброва Г.А. Искусство грации [ Текст]- Л.: Детская литература, 1986.-247с. 9. Богаткова Л.Н. Танцы для детей.[Текст] - М.: Детгиз, 1959. - 175с. 10. Борисова И. Танцуют все // Физкультура и спорт[Текст]. - 2003. №5 стр.24-25. 11. Бочкарев В.Ф. Гимнастика для всех [Текст].- Ф.: Кыргызстан, 1989. – 80с. 12. Булкин В.А., Попова Е.В., Сабурова Е.В. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры,[Текст] - 1997 №3 стр. 44 - 46. 13. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу и выносливость [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с. 14. Варшавская Р.А., Кудряшова П.Н. Игры под музыку.[Текст] - М.: Просвещение, 1964 стр. 141. 15. Голомазов С.В. Точность движений.[Текст] - М.: ГЦОЛИФК, 1979. – 43с. 16. Дворкин, А.С. Возрастные особенности развития [Текст]-п- М., 1997. - С. 32-34.- 48с. 17. Ефименко Н.И., Театр физического развития и оздоровления детей младшего возраста. [Текст]- М., 1999. - 286с. 18. Иваницкий А.В. и др. Ритмическая гимнастика на ТВ.[Текст] - М.: Советский спорт. 1989 стр. 53. 19. Каджаспиров Ю.Г., Музыка в спортивном зале// «Физическая культура в школе»[Текст]. 1998 №2 стр 72 - 73. 20. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.]. 21. Кобяков Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста.[Текст] - М.: Физкультура и спорт. 1976 стр. 64. 22. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры [Текст]. М.: Дрофа 2004 стр.96. 23. Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений// Теория и практика физической культуры,[Текст] 1996. - №11. - с.44-49. 24. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика.[Текст] - М.: ФиС, 1988. – 154с. 25. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект//Теория и практика физической культуры.[Текст]1991.-№3.-С.31-35. 26. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей// Теория и практика физической культуры.[Текст] 1991 №11 стр. 17 - 20. 27. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 16-23. 28. Лях, В.И. Координационные способности школьников [Текст] / В.И. Лях. - Минск: Полымя, 1989. - 159 с. 29. Лях, В.И. О классификации координационных способностей [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры.[Текст] - 1987. - № 7. - С. 28-30. 30. Лях, В.И. Силовые способности школьников: основы тестирования и методики развития [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 1. - С. 6-13. 31. Лях, В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1997. - № 3. - С. 2-8. 32. Майорова, Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет) [Текст]: Дис. … канд. пед. наук / Л.Т. Майорова. - Омск, 1988. – 170 с. 33. Макарова, О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно игровые проекты для первого класса [Текст]: пособие для учителя физической культуры / О.С. Макарова. -М.: Школьная Пресса, 2002. - 64 с. 34. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. -М.: ФиС, 1977. - С. 139-155. 35. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с. 36. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. -М.: Теория и практика физической культуры, [Текст]2001.- 332с. 37. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации М.: Теория и практика физической культуры,[Текст] 2003. - 259с. 38. под ред. В.И.Столярова.[Текст] - М.: Радуга, 1984. - 241с. 39. Панфилова, Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4-6 лет в связи с особенностями двигательной асимметрии [Текст]: Дис. … канд. пед. наук / Н.В. Панфилова. - М., 1992. - 200 с. 40. Прокофьев А. Слайд-аэробика - скользкий путь красавицы// Физкультура и спорт.[Текст]-2003.-№3.-С.18-19. 41. Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать.[Текст]- М.: Изд-во Владос, 2003. -256с. 42. Родин, Ю.И. Программа по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.И. Родин, В.П. Аксенов. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998.-50 с.]. 43. Родин, Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков [Текст]: Дис. … канд. пед. наук / Ю.И. Родин. – Тула., 1998. – 177 с. 44. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5- 7 лет[Текст].М.: 2000. 45. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации // Теория и практика физической культуры[Текст].- 1998.- №6. - С.8-12. 46. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста,[Текст] 2005г. 47. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.[Текст]- 3-е изд. -М.: Медицина, 1985.- 544с. 48. Художественная гимнастика / Под ред. Л.П.Орлова. [Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1973.- 188с. 49. Череховская Р.Л. Танцевать могут все.[Текст]-Минск: Народная асвета, 1973.- 263с. 50. Шапошникова В.И., Здоровье и музыка// «Физическая культура в школе».[Текст]- 1998. - №2. - с. 91-93. 51. Hirtz, P. Mit Autjrenkollektiw. Kontrollubungen zur erfassung koordinativer Taigkeiten in Schulsport (besonders in der Unterstufe) erarbeitet von Torschungskollektiv “N.A. Berlin” [Text] / P. Hirtz // Lektion Sportwessenschaft der Ernst - Moritz - Arndt Universitat, Greifswald. - 1985. - S. 16. 52. Mekota, K. Fesbattrie zur Diagnostik koordinativer Fahigkeiten [Text] / K. Mekota // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1984. - №2. - S. 118-122.
Отрывок из работы

1.3. Ритмическая гимнастика как средство развития координации движений детей старшего дошкольного возраста Введение понятия «ритмическая гимнастика» принадлежит швейцарскому композитору, профессору Женевской консерватории Жаку Далькрозу (1865-1950).Он разработал для своих учеников систему ритмических заданий с целью развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Истоки же этого вида двигательной деятельности человека относятся к античному миру, где широкое распространение имели как танцы, особенно в женском исполнении, так и физические упражнения, выполняемые под музыку для формирования красивой осанки, походки, силы и выносливости воинов [11] Постепенно проникавшая в быт людей комфортность, научно-технический прогресс в сфере производства, а в целом уменьшение двигательной активности людей (что мы называем гиподинамией) стимулировали в конце ХIХ - начале ХХ веков появление направлений в организованной двигательной деятельности людей, движений. К концу XIX века оформились и приобрели популярность национальные системы гимнастики. Немецкая система Фридриха Л.Яна, шведская - Петера и Яльмара Лингов, французская, созданная Франсиско Аморосом, и, наконец, система чешского профессора Мирослава Тырша оказали своим содержанием и методами положительное влияние на гимнастическое движение. В частности, во французской школе гимнастики, а затем и в чешской с успехом стали применять музыку при выполнении упражнений. Во второй половине XIX - начале ХХ веков наметились положительные тенденции в развитии теории и практики физического воспитания. В этот период наряду с отмеченными выше системами гимнастики создаются ритмические и пластические школы и системы. На их появление и содержание заметное влияние оказала деятельность и труды великого русского анатома, педагога и врача П. Ф. Лесгафта (1837-1909). Это именно он впервые сформулировал задачи воспитания гармонически развитой личности в своем «Руководстве по физическому образованию детей». Он первым отметил значение «мышечных ощущений, связанных со степенью напряжения, требуемого известной работой, чтобы провести ее за определенный промежуток времени». Все эти положения П.Ф. Лесгафта в той или иной степени реализуются в современной ритмической гимнастике. Ведь для выполнения тонких по координации пластических движений огромное значение придается наличию приобретенного мышечного чувства, умению регулировать степень напряжения мышц, а также способности рассчитывать свои движения во времени и пространстве. Заметной вехой на пути к современной ритмической гимнастике явилась система гимнастики француза Ж. Демени (1850-1917), в которой он особо выделил средства, рекомендуемые для занятий с девушками. В середине XIX - начале ХХ века в Европе, Америке, скандинавских странах, а затем и в России стали появляться и развиваться так называемые пластические и ритмические школы. Ритмические школы Европы оказали определяющее влияние на формирование ритмической гимнастики. В этой связи есть основание обратиться к имени Ж. Далькроза. Начав со вспомогательного методического приема на уроках сольфеджио, суть которого заключалась в том, что ученики должны были отхлопывать трудно дававшиеся им сочетания длительностей, он развил свою систему ритмической гимнастики. Популярность системы Далькроза была такова, что к 1914 году в Европе, Америке, скандинавских странах и в России уже имелись институты, многочисленные курсы, группы ритмической пластики, занимающиеся по этой системе [17]. Содержание программ по системе Далькроза было обширным. При этом ведущей дисциплиной была ритмическая гимнастика. Занимающиеся учились выполнять самые разнообразные ритморисунки и таким образом, чтобы движение совпадало с каждым звуком. С этой целью в зависимости от музыкального темпа и ритма использовались ходьба, бег, прыжки, ускоренные или замедленные движения. В 1912 году в Петербурге были открыты курсы ритмической гимнастики С.Волконского. По своему содержанию курсы воспроизводили деятельность института Далькроза в Хеллерау, которые стремились реализовать идею осуществления единства интеллектуального и физического воспитания. Многие из них высказывали свои соображения об эффективности занятий ритмической гимнастикой в издаваемых Далькрозом «Листках ритмической гимнастики». Волконский считал, что ритмическая гимнастика должна стать основой воспитания в семье и школе. Главное внимание он уделял системе общего воспитания, необходимого всем. Почти одновременно с курсами С. Волконского были открыты аналогичные в Москве под руководством Н.Г. Александровой, которая в своей деятельности также исповедовала идеи Далькроза. Важной ступенью развития ритмической гимнастики является организация в 1932 году доцентуры художественного движения в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, которая решала задачи создания программ, обеспечивающих систематическую подготовку специалистов по художественному движению. Очередной и, пожалуй, самой значительной вехой в развитии ритмической гимнастики является возрождение танцев в физическом воспитании и особенно джаз-гимнастики в странах Западной Европы в 70-х годах. Этому во многом способствовало издание известным шведским специалистом гимнастики Моникой Бэкман книги «Джазгимнастика», которая стала настольной книгой и методическим руководством для увлекающихся пластическими движениями под музыку ради здоровья. Особый импульс популярности пластической гимнастики придала система, разработанная эстонскими специалистами Э. Идла, Л..Яансон-Мартис, Э.Куду и др. В основе этой системы лежит так называемая «женская гимнастика», основным содержанием которой являются простейшие элементы художественной гимнастики, балета, пантомимы, основанные на органической связи музыки и движений. На формирование наших отечественных направлений ритмической гимнастики, их научное обоснование оказали влияние работы специалистов Центрального института, а ныне Академии физической культуры Т.С. Лисицкой, Г.В. Буниной, С.С. Дарской, М.Ю. Ростовецкой и др. Весомый вклад в развитие техники и методики ритмической гимнастики внесли представители и лидеры московской школы О.А. Иванова, С.В. Крамина, И.Н. Шараброва, идеи и практические трактовки которых в этом виде двигательной активности широко применяются в современной России.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg