Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

cool_lady 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2021
Социализация, тра¬диционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ре¬бенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления челове¬ка как личности. Образование, являясь одной из магистральных форм контро¬лируемого развития, во многом определяет настоящее и будущее индивида и общества в целом. Связь образования и социализации акцентируется в концеп¬циях устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Ур¬сул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А. Вер¬бицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур). Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошколь-ного и младшего школьного возраста. Детский сад является одним из основных институтов социализации, поэтому актуальным является совершенствование его деятельности по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, морально-нравственной, межличностной сторон жизни, познавательной, бытийной. На основе актуальности была определена цель работы: Организации условий для успешной социализации ребёнка на этапе дошкольного образования. Были поставлены следующие задачи: 1. Выявить закономерности социализации детей младшего дошкольного возраста. 2. Развить у детей умения устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми). 3. Научить детей понимать мотивы собственных действий и действий других людей; ? принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации; ? управлять своим поведением и способами общения; ? анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков. 4. Применять знания на практике - извлекать пользу из опыта (своего и других людей)
Введение

Содержание нравственных ценностей, передающиеся из поколения поколению, уже не является объектом заботы взрослых – все их внимание сосредоточено на социально-личностном развитии детей, столь актуальном в наши дни. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Восточная мудрость гласит: «Дети – это не дети своих родителей. Это дети своего времени». Вместе с тем проблемы, связанные с образованием детей до¬школьного возраста, все больше волнуют не только специали¬стов, но и политиков и даже экономистов разных стран. Множе¬ство исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода целостной жизни человека, важности качества раннего образования для развития личности, становления инициативности, познавательной активности, компетентно¬сти — основы успешности, готовности решать жизненные за¬дачи в современном быстро меняющемся мире. На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех «на выходе» во многом зависит от «правильного старта». Чтобы справиться с такими задачами и быть эффективной, систе¬ме дошкольным учреждениям нужны преобразования. В том числе, в части признания равноценной значимости различных источников образования — родительского дома, системы до¬полнительного образования, информационно-образовательной среды и, главное, собственной познавательной, творчески-преобразующей активности ребенка, формирующейся на этой основе компетентности. Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава I Социализация как процесс развития личности….……..…………………6 1.1. Значение процесса накопления социальных навыков и знаний ………….…6 1.2. Социализации личности ребенка младшего дошкольного возраста…...…..15 Глава II Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада………………………………………………………………………..22 Заключение…………………………………………………………………………35 Список литературы Приложение
Список литературы

1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. – М.: ТЦ Сфера,2012. 3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.:Линка-Пресс,2009. 4. Иванова И.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Интеграция в творчестве.//Обруч № 3, 2011. 6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Как играть с ребенком.3-е изд., дораб.- М.: Обруч, 2012. 7. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова.-3-е изд., испр.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. 8. Микляева Н. Образовательная программа ДОУ: проблема интеграции.// Обруч № 1, 20012. 9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.Программа и методические рекомендации.- 2-е изд. Испр. И доп.-М.:Мозаика-Синтез,2006. 10. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М.:Обруч,2011. 11. Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов/сост. Т.В. Цветкова - М.: ТЦ Сфера, 2013. 12. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2008. 13. Трифонова С. Игровое пространство детства.// Обруч № 6, 2011. 14. Урмина Н.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. - М.: Линка-Пресс, 2009.
Отрывок из работы

Глава I Социализации как процесс развития личности 1.1. Значение процесса накопления социальных навыков и знаний. Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых. «Мир ребенка - неотъемлемая часть культуры любого человеческого сообщества, которое не может познать себя, не поняв за¬кономерностей детства, обусловленных особенностями культуры данного вре¬мени» (И.С. Кон). Возрастающий интерес к образованию детей обусловлен его высоким социализационным потенциалом, обеспечивающим социальное разви¬тие, условия и механизмы освоения индивидом культуры. Социализация, тра-диционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ре-бенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления челове¬ка как личности. Образование, являясь одной из магистральных форм контро¬лируемого развития, во многом определяет настоящее и будущее индивида и общества в целом. Связь образования и социализации акцентируется в концеп¬циях устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Ур¬сул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А. Вер¬бицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур). В зарубежных исследованиях социализация активно изучается с начала 20-х годов XX века. При всем многообра¬зии исследований трактовке социализации не достает комплексности, в основе которой лежало бы приобретение индивидом социального качества. Это актуа¬лизирует исследование роли образования как культурной формы наследования опыта человечества на этапах дошкольного и младшего школьного возраста. Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошколь-ного и младшего школьного возраста. В исследованиях убедительно обоснова¬ны назначение и достижения дошкольного детства (Н.Ф. Виноградова, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, С.А. Коз¬лова, А.К. Маркова, М.В. Осорина), изучено становление ребенка как социо-культурного и психосоциального феномена с уникальной ситуацией развития, приобретениями личности (Л.И. Божович, Л.А. Парамонова, Д.И. Фельдштейн, С.Н. Щеглова, A.M. Щетинина). Вопросы полноценного проживания ребенком детства (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), разработки моделей индивидуального сопровождения детей, адекватных возможностям государства и интересам об¬щества (Е.И. Казакова, Н. Осухова, Л.М. Шипицына), обеспечения социализа¬ции ребенка в образовании (А.Н. Свиридов, Л.К. Синцова, Л.В. Пименова) пока не находят в педагогике системного решения: в то время как данные аспекты составляют основу модернизации и развития отечественного образования. В целях повышения качества образования, определяющего взаимное соот¬ветствие социального заказа, ожиданий общества и потребностей личности, решаются задачи социализации детей дошкольного возраста. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в п. 4 ст. 10 установлены уровни общего образования и первым из них идёт дошкольное образование. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», утвержденного министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г., вступающего в силу с 01 января 2014 г. определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, выступающие основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Управляемое развитие образователь¬ных учреждений позволяет сконцентрировать воспитательные силы общества, объединить потенциал различных агентов социализации для формирования со¬циальной компетентности детей дошкольного возраста. Когда мир вокруг изменяется, нельзя не участвовать в этом процессе. Для каждого человека изменения имеют свою направленность, интенсивность, эмо¬циональную окраску, каждый не только принимает проис¬ходящие вокруг него перемены, но и в той или иной мере сам инициирует их. Изменяющиеся внешние условия во многом определяют характер образовательных потребностей человека. В период дошкольного детства изменения образователь¬ных потребностей определяются постоянно развивающими¬ся возможностями ребенка. Сделал первые шаги — появи¬лась возможность самостоятельно добраться до желаемого предмета, практическими действиями узнать его свойства и качества, опробовать и найти способы его использования. Научился держать карандаш — начались попытки оставить «след» в виде первых каракуль, а поддержка взрослых про¬будила желание учиться изображению конкретных предме¬тов, и т. п. Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребенок учится, получает свое первое персонифицированное образование, формируется и проявляется его индивидуаль¬ный стиль деятельности, в целом вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реа¬лизованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребенка свои. Вместе они составляют сущ¬ность индивидуализации образования. Горизонты образовательных возможностей постоянно рас¬ширяются, появляются новые источники и способы полу¬чения знаний, растет объем информации, что вызывает не¬обходимость выбора-отбора, осмысления, движения вперед. Так что современный человек в большей степени ассоцииру¬ет себя не с событиями в прошлом, а с изменениями в настоящем и рисками в будущем. Для самоосуществления себя, своего «проекта настоящего и будущего» важны такие качества личности, как конструктивизм, уверенность в своих возможностях (а для дошкольников даже некоторая доля са¬моуверенности, основанная на завышенной самооценке), целеустремленность и целенаправленность, рефлексивность, ответственность за себя, близких, за то, что происходит во¬круг. Так как человек существо общественное в принципе, ребенок общественен «по определению» (взаимодействие: другими, прежде всего с близкими взрослыми, позволяет ему выживать и развиваться), то для его самоосуществления, значит, развития важно, например, умение налаживать поддерживать разноуровневые и разнонаправленные социальные контакты, планировать и осуществлять деятельность в кооперации с другими. Подрастая, ребе¬нок самоопределится и поставит себе цель стать «тем-то» и «таким-то», и многие обстоятельства как внутренние, так и внешние, будут преодолены, трансформированы и использо¬ваны как возможности. Но для этого должно быть сделано самое главное. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверен¬ности в том, что его индивидуальные особенности прини¬маются и уважаются другими, что его инициатива и актив¬ность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуальной «здесь и сейчас» информацией. Вместе с тем в постоянно изменяющемся мире каждому человеку важно оставаться самим собой. Самосохранение, самоопределение, самоосуществление позволяют ощущать устойчивость «своего мира» и себя в нем, преодолевать и ис¬пользовать его вызовы, а не просто «адаптироваться» к новым условиям. 1.2. Социализация личности ребенка младшего дошкольного возраста Содержание образовательной области «Социализация» в дошкольном образовании направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей младшего дошкольного возраста в систему социальных отношений через решение следующих задач: ? развитие игровой деятельности; ? приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); ? формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями: ? оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт. ? овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение. ? социальный опыт складывается спонтанно. Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Интегрированный характер развития ребенка предполагает одновременное развитие всей совокупности умений во всех видах деятельности (игровой, поисково-исследовательской, коммуникативной и т.д.) В свою очередь понимание того, что компетентность характеристика всегда личностная, индивидуальная (не может быть двух людей, у которых бы она проявилась одинаково), позволяет говорить о том, что образование и воспитание ребенка всегда индивидуализировано. В современном понимании дошкольное образование является условием и средством целостного непрерывного становления личности человека, обретения им себя, своей человеческой сущности. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития — в детстве — она имеет особое значение. Игра человека — продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей. Согласно С.А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции: 1.Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. 2.Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны». 3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта. 4.Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. 5.Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя. 6.Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. 7.Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. 8.Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса. Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка. Традиционно различают игры подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные. 1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой. 2. Сюжетно-ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль и изображает соответствующую деятельность. В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а, также, идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые способствуют усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта. 3. Дидактические игры: полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. Дидактическая игра — это активная деятельность, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить любой материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. Дидактические игры помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности. 4.Театрализованные игры: формируют умение детей имитировать характерные действия персонажей, учат понимать эмоциональное состояние, вступать в ролевые взаимодействия с другими персонажами, развивают игровые умения и навыки (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей), вырабатывают у детей исполнительские навыки (ролевые воплощения, умения действовать в воображаемом плане), предоставляют детям возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 27 страниц
324 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg