Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей школьников

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2021
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей, умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Предметом данной работы является развитие творческих способностей школьников. Объект: обучение школьников. Целью работы является изучение процесса развития творческих способностей у школьников. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Проанализировать понятие творческие способности; 2. Изучить особенности творческого развития у школьников 3. Рассмотреть психолого-педагогические методы развития творчества у школьников; 4. Выделить основные подходы к диагностике творческих способностей; 5. Проанализировать формы и методы развития творческих способностей. База исследования: МБОУ СОШ №47, ученики пятого класса в количестве
Введение

Развитие творческих способностей личности школьники можно считать актуальной проблемой для изучения педагогам и психологам. Данная проблема крайне чувствуется в неблагоприятные периоды жизни социума, когда достаточно остро ощущается потребность в творческих личностях, которые способны самостоятельно, решать возникающие трудности. Творческая личность и ее становление не возможно без эффективного применения такого средства воспитания как художественное творчество. Важное место, в нем отводится живописи, которая способна приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к реальности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Художественное творчество вызывает на сегодняшний день активный интерес у исследователей. При развитии творческих способностей школьников можно изучать взаимодействие, развитие и обучение детей разного уровня развития, социального положения, т.е. одаренные и с огромной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малообеспеченных и малоимущих семей. Эта область исследования обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, определенным природой художественного искусства и необходимыми возможностями построения педагогического процесса. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”. Любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение. При формировании художественно-творческих навыков, прежде всего, воспитывается эстетический взгляд на предмет, культура речи, поведения, труда, эстетический вкус, творческое начало личности. Творческий подход значительно влияет на общую подготовку школьников, содействует лучшему усвоению новых знаний по другим дисциплинам и гармоничному развитию личности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5 1.1 Понятие о творчестве и творческих способностях 5 1.2 Особенности творческого развития у школьников 9 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 13 2.1 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников 13 2.2 Выявление уровня развития творческих способностей у школьников 17 2.3 Психолого-педагогические методы развития творчества у школьников 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней / Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. - Краснодарское книжное издательство, 2009. – 389 с. 2. Богоявлинская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявлинская. - М.: Педагогика, - 2005. - 285 с. 3. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушменский. - М.: Педагогика, - 2003. – 287 с. 4. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2015. - 304 c. 5. Заречная Л.П. Методика обучения учащихся 1-11 классов основам дизайна и декоративно-прикладного искусства в процессе внеклассной и внешкольной работы / Л.П. Заречная. – Славянское изд-во, - 2004. – 113 с. 6. Заречная Л.П. Особенности подготовки учителя обслуживающего труда в педагогическом институте / Л.П.Заречная. - Ростов-на-Дону, 2010. - 362 с. 7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 448 c. 8. Калошина, И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: Монография. / И.П. Калошина. - М.: Юнити, 2014. - 319 c. 9. Кемалова Г.Б., Кургамбеков М.С., Кобланов К.Р. Развитие творческих способностей личности // Архивариус. 2016. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-lichnosti (дата обращения: 10.04.2020). 10. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетова. – Минск, 2004. – 129 с. 11. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c. 12. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c. 13. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Психология мысли и чувства: Введение в ненаписанную книгу по психологии умственного творчества / Д.Н. Овсянико-Куликовский. - М.: КД Либроком, 2012. - 176 c 14. Онищук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2003. – 219 с. 15. Охотина Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охотина. - М.: Просвещение, 2007. – 312 с. 16. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. - М.: Академический проспект, 2008. - 490 c. 17. Поддьяков Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Н.Н. Поддьяков. – М.: Москва, - 2001. – 214 с. 18. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества: Учебное пособие / Е.Е. Пронина. - М.: КДУ , 2006. - 368 c. 19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Москва, 2006. – 214 с. 20. Салтыков А.Б. Творческие способности / А.Б. Салтыков. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2004. – 237 с. 21. Симоненко В.Д. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов / В.Д. Симоненко. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 219 с. 22. Смирнов С.А. Педагогика / Под редакцией С.А. Смирнова. - М.: Москва, 2008. - 512 с. 23. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.Высшая школа, 2001. – 312 с. 24. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 456 с. 25. Цирулин Н.А. Уроки творчества и творческие способности / Н.А. Цирулин. - Самара, 2002. – 280 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.1 Понятие о творчестве и творческих способностях Творчество-это сложный психологический акт, который проявляется в воплощении и воспроизведении данных в новой оригинальной форме в сознании человека. Это этап труда, бессознательной работы и вдохновения, поэтому данные передаются из бессознательного в сознание, а затем через различные способности и навыки, уже присущие человеку, в книгах, научных открытиях и любых новых продуктах деятельности термин «творчество» обозначает деятельность человека и ценности, которые он создает, из того, что его личная судьба становится фактом творчества и творчества психология культуры психология[4, с. 47]. Из-за отчуждения субъекта его поиска и мысли о жизни эти ценности так же ошибочны, как психология, как интерпретация категории нечеловеческой природы. Горные вершины могут вдохновлять на создание картин, поэзии или геологической работы. Но во всех случаях, когда они были созданы, эти работы перестали быть предметом психологии, а не самой вершиной. Наука и психоанализ раскрывают совершенно разные вещи: то, как она воспринимается, действует, мотивируется, как межличностные отношения, и те, которые воспроизводят ее через искусство или науку о земле. Влияние этих действий и связей запечатлено в художественных и научных работах, которые теперь относятся к области, независимой от психологической организации субъекта. Творчество можно расширить следующими средствами: 1. Разработка базы знаний. Сильный фон в науке, литературе, искусстве и математике дает творческому человеку больший запас информации, из которого развиваются его таланты. Все вышеперечисленные творческие люди много лет собирали информацию и совершенствовали свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энн Рой обнаружила, что единственной общей чертой среди группы людей, которых она изучала, было желание работать необычайно усердно. Когда яблочный фрукт падает на голову Ньютона и вдохновляет его на разработку общей теории гравитации, он попадает в объект, полный информации[2, с.14]. 2. Создайте правильную атмосферу для творчества. Некоторое время назад технология «мозгового штурма» стала модной. Суть в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не критикуя других членов. Данная методика позволяет не только генерировать большое количество идей или подходов к решению задач, но и может быть использована на индивидуальной основе для содействия развитию творческой идеи. Мы часто мешаем другим или нашим собственным ограничениям создавать необычные решения. 3. Поиск аналогий. Как показывают некоторые исследования, люди не признают ситуации, когда новая задача похожа на старую, решение которой они уже знают. При попытке сформулировать творческое решение проблемы важно помнить, что вы, возможно, уже сталкивались с подобными проблемами. Обучение может привести к повышению производительности в стандартных измерениях творчества, но неизвестно, помогает ли этот опыт генерировать типичные виды деятельности для людей, которые обычно считаются «творческими». Определение «Способности» - это психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности [7, c. 58]. Различные критерии используются для классификации способностей. Таким образом, можно различать чувства, восприятие, мнемонику, воображение, мышление и навыки общения. Другим критерием может быть конкретная предметная область, в соответствии с которой компетенция может быть квалифицирована как научно-языковая, гуманитарная, творческая музыка, литература, искусство, инженерия. Определены компоненты, составляющие структуру специальных компетенций, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования компетенций учеников. В «Педагогической энциклопедии» способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психофизиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре [7, c. 15]. Исполнительная способность включает в себя сложную структуру простых способностей. Они могут быть выражены в скорости усвоения и правильного применения соответствующих знаний, навыков и умений, а также оригинальности их использования. В процессе обучения легче найти первое проявление этих способностей, а творческая деятельность имеет решающее значение для второго. Общественные ценности проявляет способный человек, результат его работы, способный, талантливый и талантливый человек. В «философском словаре» компетенция определяется как характеристика личности и является субъективным условием успешной реализации тех или иных видов деятельности. Способность не сводится к личным знаниям, умениям, умениям. Они в первую очередь обнаруживают, что скорость, глубина и интенсивность освоения тех или иных методов и приемов деятельности являются внутренними психологическими регуляторами, определяющими возможность их приобретения. В истории философии способность долгое время интерпретировалась как атрибут души, который был унаследован и изначально присущ отдельным спецназам. Качество, уровень развития компетенций выражаются в понятиях таланта и гения. Их отличают, как правило, свойства продуктов производимой деятельности. Талант-это совокупность компетенций, которые позволяют получить активный продукт, характеризующийся новизной, высокой степенью совершенства и социальной значимости. Гений-это высшая ступень в развитии таланта, которая позволяет нам вносить радикальные изменения в ту или иную сферу творчества. Способность индивидуума к психологическим особенностям личности удовлетворять требования данной деятельности обусловлена ее успешной реализацией. Способность-это индивидуальная черта, которая отличает одного человека от другого. Длинные, гибкие пальцы пианиста или высокого баскетболиста не способны. Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (восприятие и восприятие, память, мышление, воображение), способность также усложняет индивидуальные психологические особенности. Они включают в себя эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности, а также определенные характеристики психических процессов, но не ограничиваются какими-либо конкретными психологическими проявлениями (математическая ориентация ума или эстетическая позиция в области литературного творчества). ? 1.2 Особенности творческого развития у школьников Универсальное определение творчества разработал Пономарёв Я.А. - это "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности [11, c.96]. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия со взрослым на разных этапах детства. Творческое мышление характеризуется самой познавательной деятельности, процесс создания субъективно новых продуктов и новой формации. Школьники имеют опыт разработки изменений, когда они приходят в школу-психологический процесс получения произвольных характеристик, то есть ребенок учится управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени, свои эмоции и воображение. В то же время его воля развивается и укрепляется, его воля регулируется на протяжении всей жизни. Это означает, что действия ребенка характеризуются сознательной и осмысленной инициативой. Интерес к обучению формируется за счет творческих упражнений. Эти упражнения преимущество, нет необходимости создавать специальные курсы развития, эти упражнения необходимо в каждый курс обучения появляются и методично с материального плана сплетенные вместе. Человека креативность как творческое отношение к жизни и своей личности-это духовные нужды стимулирования деятельности Фонда, создать тему-его санитарного состояния окружающей среды окружающее пространство, природа, социально-психологической среды. Способность создавать представление в фантазии и что-то пишет на постоянное желание. Фантазия является одним из творческих духовного источника. Это помогает понять поведение ребенка, понять, что происходит в его душе, понять скрытые страхи и мысли ребенка. Фантазии помогают пережить лишения. Это также один из самых важных способов узнать, как вести себя в реальном мире. В любой творческой работе, и как можно больше индивидуальности, чтобы показать. Расширяются сферы межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как к предмету и объекту культуры. В философском смысле творчество-это деятельность, которая порождает новые качества, которых раньше не было. Творчество возможно только на основе полной свободы, свободной от экзистенциальных связей и не выводимой из существования. В любом творчестве есть новизна, которая не определяется окружающей реальностью. Это элемент свободы, «входящий в каждое истинное творческое действие; это секрет творчества; в этом смысле творчество-это творчество ничего.» В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что творческие (креативные) люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества. В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них: • зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн; • способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними; • способность к видению (постановке) проблем; • оригинальность мышления; • диалектичность мышления; • гибкость мышления; • антиконформизм мышления; • критичность мышления; • легкость ассоциирования и воображения; • способность генерирования идей (умение развивать их); • способность к оценочным действиям и выбору; • готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности [10, c. 85]. На основе анализа школьных художественных программ, наличия методической литературы и исследования реального состояния проблемы доказано существование проблемы. Творческий процесс состоит из нескольких этапов, которые в зависимости от сферы деятельности могут быть более сложными или легкими. Для литературного творчества применимы следующие схемы: 1. Подготовка. Это конкретное состояние, предпосылка идеи, в этом случае мы должны выразить желание нашего отношения к нему. Для одних это прогулка по лесу, для других - несчастный опыт, кому-то достаточно просто посидеть за любимым столом и настроиться на творчество. 2. Зрелая идея. Бессознательная работа, которую вы не почувствуете или не опишете, если это не запоминающийся сон, вам просто нужно записать свои мечты. Это иногда бывает у увлеченных людей. 3. Вдохновение приходит к идее и порождает дальнейшую идеологическую работу. Это также часто происходит мгновенно между кранами, как если бы кто-то просто включил ваше сознание, и информация течет. 4. Развитие идей. Идея состоит в том, чтобы через труд сформировать конкретный результат, хотя иногда кажется, что все само по себе так. Независимо от того, рисуете ли вы в блокноте или печатаете на компьютере, проверяете правильность предложений или ищете необходимые данные в других источниках-все эти задания требуют навыков. Не зря популярны мастер-классы, консультации с профессионалами, а также правила написания хотя бы нескольких строк в день. ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 39 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg