Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Демаркационные вопросы независимого Казахстана: исторический анализ

cool_lady 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2021
Цельюданной работыявляется рассмотрение процесса размежевания, как основопологающего процесса в становлении суверенитета Казахстана. Задачи: - установитьразличные международно-правовые нормы (различные по времени принятия, кругу участников, объекту регулирования и т.д.); - рассмотреть ход исторического сложения границ и документально – правовую основу документов, первично описывавших прохождение границ; - рассмотреть ход процесса делимитации и демаркации границ; - исследовать позиции сторон, их аргументацию, а также факторы, влияющие на принятие решения сторонами (среди них: политический имидж, экономическая заинтересованность, стратегическая и этническая составляющие, степень напряженности отношений между участниками размежевания). Объект исследования: международные договора и правовая база для делимитации. Предмет исследования: делимитация и демаркация границ Республики Казахстан. Методы исследования:в работе были применены такие общенаучные методы как: исторический, раскрывающий движение объекта исследования во времени; логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений; системный метод, заключающийся в рассмотрении объекта как системы, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Историография: в работе были использованы следующие источники: Муканова Г. Центрально-Азиатское национально-территориальное размежевание 20-х гг. 20 века и манифест СмагулаСадвокасова; Ауанасова А.М., Сулейменов А.М. Из истории делимитации государственных границ Республики Казахстан;Медеубаева Ж. М. Процесс делимитации и демаркации государственной границы РК; Голунов С. В. Российско-казахстанская граница: история формирования; Мекебаев Т. К. Исторические аспекты проблемы делимитации и демаркации границы между Казахстаном и Китаем;Чеботарев А. Проблема обеспечения суверенитета Казахстана над отдельными земельно-водными территориями; Турарбеков Б. Делимитация границы как она есть; Бартольд В.В. О национальном размежевании в Средней Азии; Абдуллин Б. Размежевание в Центральной Азии; Сейдин Н.Б . Делимитация казахстанско-узбекистанской границы: проблемы и решения.
Введение

Актуальность работы: Территориальные проблемы на протяжении всей истории человеческой цивилизации относились к числу наиболее острых. Именно они, в подавляющем большинстве случаев, являлись причиной всевозможных международных конфликтов, напряженности, недоверия. Территория любого государства — важный элемент его суверенитета. Она включает земельное и водное пространство, отделенное от других стран установленной границей. Утрата хотя бы части этого пространства, особенно под давлением внутренних (сепаратизм типа отделения Абхазии от Грузии, Нагорного Карабаха от Азербайджана, непродолжительной независимости Чечни от России) и внешних (дипломатическое давление, военная агрессия) факторов может привести к серьезной политической дестабилизации страны, вплоть до ее распада. Таким образом, одна из главных задач любого государства — обеспечение суверенитета собственной территории. Актуальность исследования любой территориальной проблемы в современных условиях становится все очевиднее. Территориальная целостность и нерушимость границ защищаются Уставом ООН (ст. 2). Неслучайно и то, что одним из условий вступления в ЕС является отсутствие неурегулированных территориальных споров у стран претендентов. Страны СНГ также стремятся к решению вопроса о разграничении своих территорий, что продолжает оставаться одним из самых уязвимых аспектов внешней политики этих государств и зачастую мешает их международному сотрудничеству. Очевидно, что политику обеспечения суверенитета своей территории проводит и Республика Казахстан. Как следует из п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 91 Основного закона страны, суверенитет республики распространяется на всю ее территорию, государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, установленная Конституцией территориальная целостность Казахстана не может быть изменена. В то же время следует отметить, что с обретением государственной независимости и выходом на мировой уровень в качестве самостоятельного участника международных отношений Казахстан столкнулся с проблемой сохранения суверенитета некоторой части своего земельного и водного пространства. В истории Казахстана такая проблема довольно часто возникала и до его окончательного присоединения к России (вторая половина XIX в.), когда казахские земли захватывали и присоединяли к себе Джунгария, Китай, Хивинское и Кокандское ханства, та же Россия и т.д. В период пребывания в составе Российской империи, да и в СССР — на правах союзной республики, — Казахстан также потерял часть своей территории, на которой исторически проживали казахи. Это земли, переданные по указанию царского, а затем советского правительства. Ныне они входят главным образом в состав России и Узбекистана. Последствия командно-административного подхода сказались после распада СССР, когда новые независимые государства, в том числе и Казахстан, потребовали пересмотреть существующие границы бывших союзных республик. Особенно это коснулось двух важных проблем: делимитации и охраны наземных и водных государственных границ стран СНГ, а также пользования водными, биологическими, коммуникационными и иными ресурсами трансграничных морей, озер, рек и других водоемов.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3 1. Процесс размежевания с Китайской Народной Республикой. 1.1. Исторические проблемы делимитации и демаркации границы между Казахстаном и Китаем.................................................................................................5 1.2. Процесс делимитации и демаркации казахстанско-китайской государственной границы………………………………………….………………12 2. Процесс размежевания со странами Центральной Азии и проблемы размежевания Каспийского моря. 2.1. Основы для размежевания со Среднеазиатскими республиками…..………16 2.2. Делимитация и демаркация с республиками Центральной Азии……..……22 2.3. Проблемы размежевания Каспийского моря…………………..……….……27 3. Процесс делимитации и демаркации с Российской Федерацией. 3.1. Формирование российско-казахстанской границы и основы для ее делимитации.……………………………………………….……………………….33 3.2. Делимитация и пути решения спорных моментов…………..………………40 Заключение……………………………………………………...……….………….46 Список использованной литературы…………………………..………………….4
Список литературы

1. www.strategy2050.kz 2. Абдуллин Б. Размежевание в Центральной Азии // Континент. – 2000. – № 21. –С. 30–31. 3. Адилов М. На юге снова не будет воды // Деловое обозрение "Республика", 22 февраля 2001, № 7. С. 5. 4. Алиев И. Двусторонний договоры должны лечь в основу всеобъемлющих соглашений по разграничению Каспия // РИАНовости 28.04.10. 5. Аманжолов Ж. СНГ и международно-правовые проблемы статуса государственных границ // Саясат, 2000, № 1. С. 11—12. 6. Ауанасова А.М., Сулейменов А.М. Из истории делимитации государственных границ Республики Казахстан; ЕврАзЮж № 4 (23) 2010 7. Бартольд В.В. О национальном размежевании в Средней Азии // Центральная Азия и Кавказ //ca_c.kz. 8. Бекяшев К.А. Международное публичное право, М.: Прогресс, 2010.-680. 9. Боков М. Курмангазы де-факто и де-юре. Россия и Казахстан делят Каспийский шельф.;http://www.caspinfo.ru/data/2001/ CS006215.TXT. 10. В Ташкенте идут переговоры по делимитации и демаркации кыргызско-узбекской границы // uzland.uz/2003/march/13.09.htm. 11. В Ташкенте проходят казахстанско-узбекские переговоры по демаркации госграницы // diasp.ru/news/kazakhstan/arc 1 -2004. shtml. 12. Возобновит работу кыргызско-таджикская комиссия по делимитации и демаркации границ между двумя странами 14 декабря 2000 //www.cdf.gov.kg/ru/news/default.ru 13. Выписка из протокола заседания Аптгубис-полкома по вопросу об установлении границмежду Алтайской и Семипалатинской губерниями. 10 августа 1920 г. № 74 //Там же. С. 139. 14. Габиева З. Правовой статус Каспия /http://www.rau.su/observer/N8_2004/8_12.H 15. Галиев В.В. Баратолинский протокол 1882 г. как источник по формированию казахско-китайской границы // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия общественных наук. - 1995. - №2. - С. 59-65. 16. Голунов С. В. Российско-казахстанская граница: история формирования. 2005 17. Гончаров А. На юге Казахстана произошел очередной конфликт местных жителей с узбекскими таможенниками // Панорама, 13 октября 2000, № 40. 18. Госархив Северо-Казахстанской области. Фонд печатных изданий 20 - 30-х гг. - Газеты «Бостандыктуы», «Енбекши казак» и др. с публикациями С.Садвокасова. 19. Грозин А. Грядет война кетменей // Деловое обозрение "Республика", 13 июля 2000, № 9. С. 6 20. Диалог будет сложным? Таджикистан и Кыргызстан начали переговоры о делимитации госграницы // centr-asia.ru/news. 21. Дилемма: вода или свет // Деловое обозрение "Республика", 29 июня 2000, № 7. С. 7. 22. Дипломатический словарь в 3-х томах / Под ред. А.А. Громыко, А. Г. Ковалева, П. П. Севостьянова, С. Л. Тихвинского в 3-х томах. - М., «Наука», 1985-1986. - Т.III. 23. Дипломатический словарь в 3-х томах / Под ред. А.А. Громыко, А. Г. Ковалева, П. П. Севостьянова, С. Л. Тихвинского в 3-х томах. - М., «Наука», 1985-1986. - Т.II. 24. Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе от 15 декабря 2001 года // Юрист — справочно-правовая система. – 2004. 5 апр. – С. 3–13. 25. Договор между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. /Сост. А.С. Орлов и др. М., 2000. 26. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 8 июня 1993 года // Юрист — справочно-правовая система. – 2004. 5 апр. – С. 1. 27. Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 г. // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. X. М., 1955. 28. Думское обозрение. 2003. 15 марта. № 34(1343). 29. Ерекешева Л.Р. Безопасность в Центральной Азии // cvi.kz. 30. Ершова М. Хрустальные границы.; http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=9792. 31. Завершен процесс делимитации государственной границы между Россией и Казахстаном // Газета СНГ. 2003. 26 авг.;http://gazetasng.ru/article.cgi?id=45893. 32. Закон о государственной границе СССР 1982 г.//Сб. законов СССР.М., 1993 33. Заседание делегаций России и Казахстана // Рика ТВ. 2001. 28 июня.; http:// www.rikatv.kz/article, php?sid=685 34. И.И. Лукашук. Международное право. Особенная часть: учеб.для студентов юрид. фак. и вузов; ИГПРАН – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ВолтерсКлувер, 2005.- 544 с. 35. Иванников Ю. Экономическое чудо. ГРЭС, которую мы теряем.;http:// www.infoural.ru/infoural/aif/r2/l24.htmL 36. Идрисов Е. Пограничные проблемы: нужны не эмоции, а объективность // Казахстанская правда, 29 октября 2001, № 252. С. 3. 37. Идрисов Е.А. Казахстан-Узбекистан: пограничные проблемы будут решены цивилизованно // Казахстанская правда. – 2000. – 20 апр. 38. Исупова Т. Челябинская область и Казахстан поменяются территориями // Новый регион.; http://region.uxfo.org/eveiyday/ art/51151.asp. 39. Калюжный В. Медлить с определением статуса Каспия опасно. // Независимая газета.-2001.- вып. 10-02. 40. Капля камень точит // Деловое обозрение "Республика", 13 июля 2000, № 9. С. 3. 41. Карин Е. Анализ состояния и прогнозная оценка политической стабильности в странах Центральной Азии // Материалы международной конференции «10 лет независимости стран Центральной Азии: итоги и тенденции политического развития» // caarp.kz. 42. Кенжебаева С.Е. Представители Алашской интеллигенции и Советская власть. // «Вестник Атырауского ГТУ». - 2011 год. - № 2 (52). - Гуманитарные науки, сс. 144- 153. 43. Кенжегалиева Г., Кулик Я. Казахстан и Россия делят приграничные земли на приграничной полосе // Караван. 2002. 12 апр. 44. Кенжеев Н. Тройка с минусом или двойка с плюсом // Деловое обозрение "Республика", 17 августа 2000, № 13. С. 5. 45. Киргизия-Узбекистан: камень преткновения — делимитация границы. 25.08.2003 // rambler.ru. 46. Киринициянов Ю. Место встречи — "континентальный мост" (интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в Китае К. Султановым) // Деловое обозрение "Республика", 11 января 2001, № 1. С. 9. 47. Кожихов А. Очаги межэтнического напряжения в Центральной Азии // cvi.kz/text/safety/etnic.html. 48. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана: (Учеб.для учащихся 10 класса русских школ). Алма-Ата, 1992. С. 92—93. 49. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. Указ.соч. С. 93; Хлюпин В. Средняя Азия: Геополитика "южной угрозы" безопасности России. М., 1998. С. 61. 50. Коломбос Д. Международное морское право - М.: Прогресс, 1975.-158. 51. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.) // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. 52. Конвенция ООН об открытом море 1958 г//Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997 Список литературы 53. Конвенция ООН по морскому праву, 10 декабря 1982 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс 54. Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 1997 г. http://azerbaijan.az/portal/arj_opener.html 55. Крах Тюркской республики. - alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61137 56. Кримбетова Н. К вопросу о национальной безопасности Кыргызстана и ЦАР в условиях суверенной государственности // caapr.kz. 57. Кусов О. Почему не удается поделить Каспийское море? Итоги саммита в Актау 15.09.2009// 58. Кыдыралина Ж. Ценности независимости, интеллигенция и идеалы общества // Атырауская областная газета «Прикаспийская коммуна» от 20 декабря 2011 года. 59. Макушина О., Кашкеева Ж. Течение трансграничных проблем на фоне казахстанских степей // Деловое обозрение "Республика", 8 марта 2001, № 9. С. 5. 60. Мамбеталиев. Проблемы узбекско-кыргызской границы в освещении СМИ Кыргызии // Многомерные границы Центральной Азии / Под.ред. М.Олкотт и А.Малашенко. – М., 2000. – С. 29–30. 61. Мамедов Р. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра (вопросы теории и практики). // Центральная Азия и Кавказ. Общественно-аналитический журнал. 2000.- №2 (8). 62. Медеубаева Ж. М. Процесс делимитации и демаркации государственной границы РК. 63. Мекебаев Т. К. Исторические аспекты проблемы делимитации и демаркации границы между Казахстаном и Китаем. 64. Меморандум о делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой // Юрист — справочно-правовая система. – 2004. 5 апр. – С. 2. 65. Многомерные границы Центральной Азии / Под ред. М.Б.Олкотт и А.Малашенко. – М.: Гендальф, 2000. – С. 23. 66. Муканова Г. Центрально-Азиатское национально-территориальное размежевание 20-х гг. 20 века и манифест СмагулаСадвокасова., Вестник КазНУ, Алматы, 2012. 67. Муканова Г.К. «СадвокасовСмагул» // Энциклопедия Северо-Казахстанской области. А., «Арыс», 2005. 68. Мусаев Б. Узбекистан: региональная безопасность и социально опасные тенденции развития общества //ca_c.org/journal/cac-09_2000/13. musaev.shtml. 69. Мухамедьярова А. Казахстанско-узбекская граница: становится границей дружбы и братства // caarp.kz/show/rnr? caa27_l 1–01.htm. 70. Мухамедьярова А. Поселок Багыс — горячая точка в казахско-узбекском приграничье // caapr.kz. 71. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Ата-м?ра, 1999. – С. 268–269. 72. Народное слово. – 1994. 17 янв. 73. Независимая газета. – 1992. 15 мая. 74. Новое поколение. – 1999. – 27 авг. 75. Нуржанова С М Вестник КарГУ Караганда 2005 76. Нурпеис К. Пограничный вопрос // Континент. Алма-Ата, 2000. № 21. 77. Осипов В. Ты живешь на одном, ну, а я на другом — на высоком берегу на крутом // Саратовскиеаесга. 2000.12 дек. 78. Панорама, 7 сентября 2001, № 34. С. 5. 79. Письмо Административной комиссии при Президиуме ВЦИК РСФСР Центральному исполнительному комитету Автономной Киргизской республики и Алтайскому губисполкому о принадлежности Коростелевской степи с лесными дачами. 13 июля 1923 г. № 123 // Там же. С. 221. 80. Политов Ю. Казахстан уступил России зимовку чабанов // Известия. 2005.18 янв. 81. Постановление ВЦИК о передаче Бухтар-минского уезда и волостей Змеиногорского уезда Казахской републике. № 97 //Там же. С. 182. 82. Постановление ВЦИК РСФСР о передаче поселков Рубцовского уезда Алтайской губернии в Казахстан. 27 октября 1924 г. № 138 //Там же. С. 239. 83. Проблемы межэтнических отношений в Центральной Азии // cvi.kz. 84. Протокол Межведомственной комиссии по установлению границ между Семипалатинской и Аттайской губерниями. 2 июня 1920 г. № 61, п. 2 //Алтайская губерния — Казахстан... С. 117. 85. Прохоров А. К вопросу о советско-китайской границе. – М.: Издательство «Международные отношения», 1975. - 289 с. 86. Правительство РК представило мажилису для рассмотрения и ратификации законопроект «Договор о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы» // centralan.ru/cgi_bin/index.pl? cal=::2003_02_07. 87. Разгон Н. Предисловие // Алтайская губерния — Казахстан. 1917—1925. История администратавно-территориального разграничения: (Сб. документов). Барнаул, 2001. С. 8—10. 88. РазумовЯ. Вопрос о делимитации казахско-кыргызской границы может быть решен уже в текущем году // Панорама, 27 апреля 2001, № 16. С. 5. 89. Сейдин Н.Б . Делимитация казахстанско-узбекистанской границы: проблемы и решения // kisi.kz/parts/extpol/04_09_02seidin.html. 90. Семедов С.А. Международно-правовой статус Каспийского моря // Обозреватель - Observer. 2009.- № 4. 91. Сергиенко В. На границе тучи ходят хмуро // Континент, 23 февраля — 7 марта 2000, № 4. С. 5. 92. Серенко А. Еще одна зона риска. На российско-казахстанской границе Волгоградской области сложилась чрезвычайная ситуация // Регионы НГ, 11 апреля 2000. 93. Серикова А. Международно-правовые аспекты разграничения Каспия и добрососедство прикаспийских государств 94. Словарь международного морского права М., 1985. С. 235. 95. Соглашение между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. 96. Султанов Б. Государственные границы и проблемы безопасности в Центральной Азии. В кн.: "Болевые" точки Центральной Азии и пути их нейтрализации / Под общей редакцией Д. Сатпаева. Алматы, 2001. С. 15. 97. Султанов Б.К .Территориально-пограничные проблемы стран Центральной Азии // caapr.kz. 98. Султанов Б.К. Спорные территории как фактор нестабильности в Центральной Азии // kisi.kz. 99. Сыроежкин К. Мы обречены на соседство // Континент, 1—24 ноября 2000, № 21. С. 24—25. 100. Темирболат Б. Между Казахстаном и Китаем может начаться конфликт из-за воды // Центральная Азия: политика и экономика, октябрь 2000, № 1. С. 41. 101. Трофимов Д. К вопросу об этнотерриториальных и пограничных проблемах в ЦА // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. – № 1. – С. 60–73. 102. Турарбеков Б. Делимитация границы как она есть // Континент, 15—29 ноября 2000, № 22. С.16. 103. Турарбеков Б. Делимитация границы как она есть // Континент. – 2000. – № 22. – С. 23–25. 104. Формирование советско-китайской границы 1689 - 1973 гг. Документы и материалы: В 3 т. Т. 1. 1689 - 1915 гг. М.: МИД СССР, ИДУ, 1974. - 438 с. 105. Хлюпин В. Геополитический треугольник. Казахстан — Китай — Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы. Вашингтон: Международный евразийский институт экономических и политических исследований, 1999. С. 205—209. 106. Хлюпин В.Н. Тихая экспансия: Проблемы казахстанско-китайских отношений на современном этапе // Имперский сборник. - М., 1997. - № 1.- С. 67-80. 107. Чеботарев А. Проблема обеспечения суверенитета Казахстана над отдельными земельно-водными территориями. 108. Чернявский Е.Б. Что есть Каспий и как его поделить? // Природа. 2007. №1.
Отрывок из работы

1. Процесс размежевания с Китайской Народной Республикой. 1.1. Исторические проблемы делимитации и демаркации границы между Казахстаном и Китаем. После падения монгольской династии во второй половине ХIV в. и вплоть до второй половины ХVII в., т. е. в течение почти 300 лет, Китай не имел общих границ с казахскими ханствами, а также с другими владениями на территории современного Казахстана. Вне поля зрения Китая осталось также важное событие в политической жизни казахов - образование казахского ханства с центром в Семиречье и долголетний процесс формирования его территории и границ. Между казахским ханством и Срединной равниной находилось Джунгарское ханство (1635-1757 гг.), блокировавшее доступ из Китая в Казахстан и не допускавшее установления между ними связей. Лишь после установления в Китае господства маньчжурской династии Цин и завоевания ею Джунгарского и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского государства подступили к территориям Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Почти одновременно с Цинской империей начала проникать в Центральную Азию с запада, севера и востока Российская империя. В результате встречной экспансии двух держав и заключения между ними ряда договоров к концу ХIХ в. перекраивание политической карты Центральной Азии завершилось. Однако на этом процесс формирования русско-китайской границы на "западном участке" не закончился. Он имеет продолжение и сегодня, после распада СССР - правопреемника царской России, а также образования пяти суверенных государств на месте среднеазиатских советских республик. Три из них - Казахстан, Киргизия и Таджикистан - непосредственно граничат с территорией китайского государства, точнее, с его Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Объединившись с Российской Федерацией, они по инициативе Китая пересмотрели свои южные границы и заключили новые договоры. Таким образом, история формирования казахско-китайской границы восходит к середине ХVIII в. и завершается в конце ХХ в. на наших глазах. Хронологические рамки этого сложного процесса составляют два с половиной столетия. Историю формирования казахско-китайской границы с точки зрения международного права можно разделить на преддоговорный (1755-1863 гг.) и договорный (1864-1999 гг.) периоды. В политическом аспекте она делится на три неравных этапа, которые условно можно назвать суверенным (он, в свою очередь, состоит из двух периодов: 1755-1822 и 1991-1999 гг.), царским (1822-1916 гг.) и советским (1917-1991 гг.). История формирования границы имеет свои периоды с присущей им спецификой. Период до включения в состав России территории племен Среднего и Старшего жузов в Центральном, Южном и Юго-Восточном Казахстане (1755-1821 гг.) характеризуется усилиями казахского ханства легитимно возвратить земли, завоеванные на какое-то время Джунгарским ханством, часть которых к периоду его падения уже была занята казахскими племенами. Задача решалась путем переговоров с новым завоевателем - Цинской империей, претендовавшей на все джунгарское наследство, а также явочным порядком - самовольной перекочевкой казахов вглубь Северного Притяньшанья, Тарбагатая и Монгольского Алтая. После завершения присоединения Казахстана к Российской империи (1822-1882 гг.) вопрос о границах стал прерогативой Российской и Цинской империй. Цинская империя поддерживала протест казахов против строительства на кочевьях Семиречья русских и кокандских крепостей, но, ослабленная "опиумными войнами" и восстаниями мусульман на окраинах страны, оказалась перед угрозой потери Синьцзяна. Так как процесс развития пограничной проблемы между Казахстаном и Китаем уходит корнями в историю отношений Китая с царской Россией, а затем - с СССР, то в этой связи следует рассмотреть договорно-правовую базу данной проблемы. К началу ХХ века России и Китаю удалось подвести юридическую основу под линию, разделяющую их границы, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, то есть посредством проведения переговоров и подписания в их итоге договоров, соглашений и других соответствующих документов. Таким образом, весь периметр российско-китайской границы был оформленсоответствующими юридическими документами с приложенными к ним протоколами, картами и описанием прохождения границы. Одна группа документов была посвящена разграничению российско-китайскойгосударственной границы на Дальнем Востоке: Нерчинский договорот 27 августа 1689 г., Кяхтинский трактат от 21 октября 1727 г.Айгунъский договорот 16 мая 1858 г. [1]. Кашгарский договорной актот 7 декабря 1911 г. [2]. Другая группа оформила границу в Центральной Азии. Поскольку нас интересует пограничный вопрос между Казахстаном и Китаем, необходимо рассмотреть договорно-правовую базу относительно Центральной Азии. После падения монгольской династии во второй половине XIV в. и вплоть до второй половины XVIII в., т. е. в течение почти 400 лет, Китай не имел общих границ с казахскими ханствами, а также с другими владениями на территории современного Казахстана. Вне поля зрения Китая осталось также важное событие в политической жизни казахов -образование казахского ханства с центром в Семиречье и долголетний процесс формирования его территории и границ. Между казахским ханством и Срединной равниной находилось Джунгарское ханство (1635-1757 гг.), блокировавшее доступ из Китая в Казахстан и не допускавшее установления между ними связей, тем самым явившееся геополитическим буфером. Поэтому до середины XVIII века говорить о границе между Россией и Китаем в Центральной Азии вообще и в Казахстане в частности не представляется возможным. Россия за всю свою историю не имела с Джунгарией не только договора о границах, но и какого-либо полноценного международного соглашения. Китай же отказывал джунгарам в полноправном сотрудничестве по причинам «варварства» и «дикости» последних. Хотя Буринский трактато российско-китайской границе от 20 августа 1727 г. обозначал линию прохождения границы применительно к крайнему северо-востоку современного Казахстана - Восточно-Казахстанской области, но эти земли фактически находились под контролем джунгар. При этом, прохождение границы фиксировалось более чем приблизительно: «По вершинам тех хребтов держаться и по середине разделить и за границу причесть; между ими поперечь какие хребты и реки прилегли, хребты и реки пополам пересечь и равномерно разделить» [1, с.12]. Как «пересечь пополам» реки и хребты, если по состоянию тогдашней географии часть их еще не была открыта, а все остальные не измерены и описаны, в договоре не говорилось. Тем не менее, Буринский трактатцеликом вошел в Кяхтшский трактатот 21 октября 1727 г., на основе которого была сделана демаркация границы и сооружено около сотни пограничных столбов. Вплоть до начала завоевания Джунгарии Китаем (1756 г.) «буринская» граница изменениям не подвергалась. Лишь после установления в Китае господства маньчжурской династии Цин и завоевания ею Джунгарского и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского государства подступили к территориям Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В эпоху правления династии Цин были подписаны три главных документа, относящихся к казахстанско-китайской границе: Пекинский дополнительный договорот 2 ноября 1860 г., Чугучакский протоколот 25 сентября 1864 г. и Cанкт-Петеpбургский договор от12 февраля 1881 г. B то время делимитация границы Центpальной Азии по каpтам не могла быть произведена, поскольку достоверных и точных карт этого района еще не существовало. Детально подойти к разграничению предполагалось на месте, так как географические представления того времени были веcьмаcмутны. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что «догадочная» география порождала «догадочную» границу. Граница была установлена поэтому иным способoм - в 3 этапа. На 1-м этапе Пекинский договорот 2 ноября 1860 г. наметил лишь общее направление будущей границы от Монголии до Коканда относительно озер Зайсан и Иссык-Куль и принципы ее предстоящего установления - «следуя направлению гор, течению больших рек и линии ныне существующих китайских пикетов» (ст.2-я) [1, с.35]. Для границы на этом участке не была приложена договорная карта, так как для этой части границы тогда еще не было надежной картографической основы и достоверных сведений о местности. Договор предусматривал, что разграничительные работы продолжат специальные комиссары, а заключенные ими протоколы и приложения к ним будут «считаться дополнительной статьей сего договора» (ст.3-я),[1, с.35-36], каким стал Чугучакский протокол1864 года. Пекинский договорзавершил длительные усилия российского правительства по размежеванию земель Дальнего Востока, оставшихся фактически неразграниченными с конца XVII в., и начал установление русско-китайской границы в Центральной Азии. Земли, о которых шла речь в договоре, никогда не являлись частью китайского государства, не имели китайского населения даже в прошлом, не были связаны с Китаем какими-либо особыми экономическими, политическими и этническими интересами. На 2-м этапе был заключен Чугучакский протоколот 25 сентября 1864 г. с проектом границы и схематической картой границы в масштабе 25 верст в дюйме (1:1 050 000) и правилами реализации проекта границы, изложенными в протоколе. Чугучакский протоколбыл заключен во исполнение Пекинского договораи определял прохождение границы по основным общеизвестным географическим ориентирам «... между двумя государствами, начиная от Шабин-Дабага до хребта Цун-Лин. находящегося на кокандских пределах» и подлежал внесению «в Пекинский трактаткак дополнение к оному» (ст. X) [1, с.49]. Граница устанавливалась па 3-м этапе, когда проводилась ускоренная топографическая съемка, определялось в соответствии с правилами Чугучакского протоколапрохождение границы с теми или иными уточнениями намеченной линии, ставились пограничные знаки. Делимитация границы завершалась одновременно с демаркацией, поэтому прохождение ее линии точно зафиксировано только в протоколах 3-го этапа разграничения, которые вначале именовались описаниями границы. Установление границы на основе Чугучакского протоколазатянулось в связи со вспыхнувшим в 1864 восстанием некитайских народов Джунгарии и Восточного Туркестана против маньчжуро-китайских колонизаторов. Поэтому, по мнению китайской стороны, Чугучакский протоколне соответствовал реальному положению дел. Тем более, что «под шумок» Россия действительно продвинулась за пределы всяких прежних договоренностей - введя весной 1871 года войска в Илийскую долину, захватив, тем самым, территорию самопровозглашенного Таранчинского (Уйгурского, другое название - Кульджинского) ханства.Так, в 1964-69 годах, по утверждению В.М.Флоринского, Россия присоединила «некоторые степные участки земли» около озера Зайсан на Алтае, в результате чего китайская сторона вообще лишилась доступа к побережью этого крупного высокогорного водоема [3]. В 1869-70 граница была установлена от перевала Шабин-Дабага (хребет Западные Саяны) до перевала Хабар-асу (хребет Тарбагатай) тремя протоколами: [4, с.580]. 1) «Описание государственной границы между империями Российской в Дацинской от перевала Богосук в Сайлюгемском пограничном хребте до горы Ак-Тюбе...» от 1.VIII 1869 (сокращенное название по месту подписания – Актюбейский протокол1869). 2) «Описание государственной границы между империями Российской и Дацинской от перевала Богосук в Сайлюгемском пограничном хребте до перевала Шабин-Дабага...» от 23.VIII 1869 (сокращенное название – Чингистайский протокол 1869). 3) «Описание государственной границы между империями Российской и Дацинской от горы Ак-Тюбе... до прохода Хабар-асу... в Тарбагатайском хребте...» от 31.VII 1870 (сокращенное название –Хабарасуйский протокол 1870). Граница к югу от перевала Хабар-асу установлена после заключения Петербургского договора 1881. Цинское правительство вовремя и после подавления восстания настойчиво требовало вывести русские войска из Кульджи и пересмотреть договоренности Чугучака. Переговоры по этому поводу в Сергиополе (1872 г.) ничего не дали. Ливадийский договорот 1879 г., по которому к России отходили значительный «западный участок» долины р.Или и вся долина р.Текес китайское правительство не ратифицировало как несправедливый. Создавалась угроза крупной войны. Однако конфликт удалось решить мирным путем. Россия пошла на уступки. Санкт-Петербургский договорот 12 февраля 1881 г. предусматривал возвращение Россией Китаю занятого русскими войсками в 1871 Илийского края, за исключением небольшой его западной части «для поселения в оной тех жителей... края, которые примут российское подданство и, вследствие этого, должны будут покинуть земли, которыми владели там» (ст. 7) [5, с.263]..Новая русско-китайская граница в районе Илийского края устанавливалась по горам Беджинтау, по течению р. Хоргос до ее впадения в р. Или и далее на юг, где она смыкалась с пограничной линией, намеченной Чугучакским протоколом 1864. Предусматривались также исправление пограничной линии в районе оз. Зайсан и р. Черный Иртыш в пользу России, постановка пограничных знаков вдоль новой границы и на тех участках, где они еще не были поставлены, проведение комиссарами сторон «осмотра границы и постановки граничных знаков» между Ферганской областью России и западной частью Кашгарской области Китая. «В основание работ комиссаров» на этом участке должна была быть «принята существующая граница» (ст. 9) [5, с.264]. В 1882 в соответствии с Чугучакским протоколом 1864возобновилось установление границы к югу от перевала Хабар-асу (хребет Тарбагатай), прерванное восстанием народов Синьцзяна против китайско-маньчжурского гнета. Одновременно во исполнение Петербургского договора 1881производились исправление границы, определенной в 1869–70 на северном участке, и установление новой границы на Илийском и подтверждение существующей границы на Ферганском участках. Работы были завершены в 1884 с оформлением их результатов на каждом из участков специальными протоколами [6, с.376-378]. Протокол, подписанный на р. Баратоле в урочище Гулимту 16.Х 1882 (сокращенное название по месту его подписания – Баратолинский протокол1882)[7] определил границу на участке от верховья р. Нарынкол до перевала Карадабан (восточная оконечность хребта Джунгарский Алатау). На этом участке было поставлено 33 пограничных знака, отметивших линию границы в долинах Текес, Или и на горных перевалах. К протоколу была приложена договорная карта, составленная комиссарами сторон и утвержденная ими в качестве документа о границе. Протокол, подписанный в г. Кашгаре 25.XI 1882 (Кашгарский протокол 1882),определил границу от верховья р. Нарынкол до перевала Бедель (хребет Кокшаал-Тау), обозначенную из-за трудной проходимости гор одним пограничным знаком (на перевале Бедель). К протоколу были приложены составленные каждым комиссаром русская и китайская карты границы, которые стороны передали друг другу при обмене экземплярами протокола. Новая граница была установлена к северу от р. Черный Иртыш Ал-кабекским, а к югу от этой реки - Майкапчагайским протоколами 1883. В целом она соответствовала линии, намеченной Кабинским протоколом,с небольшим отступлением от нее на участке р. Куутал(Майкапчагайский протокол).Всего на новой границе было установлено семь пограничных знаков: четыре к северу от р. Черный Иртыш и три к югу от нее. Договорные карты к этим протоколам не прилагались. В последующем в течение 1882-1893 годов была проведена работа по обозначениям границы пограничными столбами, и к началу 1894 года многолетняя работа российского и цинского правительств завершилась установлением российско-китайской государственной границы в пределах Центральной Азии. Необходимо отметить, что практическая работа по демаркации границы не всегда соответствовала положениям Чугучакского протокола и Петербургского договора. Других уступок земель больше не производилось, хотя Китай периодически предлагал России вернуться к обсуждению территориальных вопросов. Последний дополнительный протокол - Курэский протокол от 30 мая 1915 г., который уточнил границы на реке Хоргос - притоке реки Или в связи с очередным изменением русла реки, привел к окончательному размежеванию российской и китайской территорий. После 1917 г. ни о каких претензиях не было и речи: Китай сотрясали бесконечные междоусобные войны и внутренние конфликты. С момента установления советской власти в Казахстане и вплоть до образования Китайской Народной Республики (1917-1949 гг.) Синьцзян фактически не подчинялся центральному правительству, имел тесные экономические связи со среднеазиатскими республиками и оказывал поддержку коммунистам в их борьбе против Белого движения. После свержения маньчжурского владычества и образования Китайской Республики в 1911 г. Гоминьдан разработал концепцию "неравноправных договоров" и "утраченных территорий" и ныне придерживается ее даже более яростно, чем континентальный Китай. В первые годы образования КНР (1949-1959 гг.) идея "утраченных территорий" продолжала подспудно жить и крепнуть. В период советско-китайского конфликта (1969-1979 гг.) правительство КНР реанимировало эту идею, спровоцировало серию вооруженных пограничных инцидентов на советско-китайской границе, затем практически ограничило сферу своих притязаний, введя понятие "спорных участков". КНР разработала более компромиссную концепцию о нескольких "спорных участках". Это большей частью земли на границе, которые отошли к царской России в нарушение неравноправных договоров, навязанных ею Китаю, ослабленному "опиумными войнами" и восстаниями на окраинах империи. В период горбачевской "перестройки" совершился поворот к нормализации советско-китайских отношений (1989-1990 гг.), и обе стороны выразили готовность решить "территориальную проблему" путем консультаций, переговоров и взаимных уступок.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 93 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 61 страница
750 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 54 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg