Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банковская система России текущие тенденции и перспективы развития

cool_lady 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2021
Актуальность темы данной работы заключается в том, что от эффек-тивно функционирующей банковской системы зависит состояние всей де-нежно-кредитной системы в стране и стабильность экономики страны в це-лом. Предмет исследования – тенденции развития банковской системы Рос-сии. Объект исследования – банковская система Российской Федерации. Цель работы – комплексное исследование современного состояния банковской системы России на текущий момент и выявление тенденций ее развития. Задачи работы: ? изучить сущность, виды и роль банковской системы государства; ? изучить структуру банковской системы государства; ? изучить правовое регулирование банковской системы государства ? исследовать краткую характеристику современной банковской системы России; ? исследовать основные экономические показатели банковской системы России в 2018-2019 гг.; ? исследовать проблемы функционирования развития банковской системы России; ? исследовать меры, предлагаемые по разрешению проблем функционирования банковской системы России; ? исследовать перспективы развития банковской системы России. пермской Теоретической и присущую методологической основой этом данной петербурге работы являются: моноприбыль графии, замедляющаяся научные статьи из получение юридических российское журналов, научные и банка практические комоднако ментарии к действующему деленной законодательству, ответствующей учебники и учебные закону пособия по возрастают курсу «Финансового время права»,« средства Банковского права». Методы исследования: анализ, обобщение, экспертные оценки. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список ли-тературы. Во введении обозначена актуальность, поставлены цель и задачи исследования. В первой главе представлены теоретические аспекты понятия банковской системы государства. Во второй главе представлен анализ современной банковской системы России. В третьей главе исследованы тенденции и перспективы развития банковской системы России. В заключении подведены итоги по всей работе в целом.
Введение

Банковская система является важнейшим элементом экономической инфраструктуры любого государства. Ключевыми задачами банковской си-стемы традиционно является осуществление расчетов между экономически-ми субъектами внутри страны и с внешним миром, а также аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции. В период банковского кризиса, как правило, происходят сбои в работе банковской системы, и она вся или существенная ее часть оказывается неспособной к осуществлению своих функций. Очевидно, что приостановка выполнения банковской системой присущих ей функций может привести к разрушительным последствиям для всей экономики. Именно поэтому государства повсеместно проводят активную политику с целью восстановления работоспособности банковской системы, затрачивая порой на это существенные средства. Банковская система является одной из основных структур в экономике любого развитого государства. Она призвана удовлетворить возрастающие потребности современного общества в банковских услугах и продуктах. Роль банковской системы в России велика, с ее помощью регулируются денежные расчеты, проходит опосредование всех потоков денежных средств. Формирование новой денежно-кредитной системы и создание условий для эффективного осуществления банковской деятельности в Российской Федерации являются важнейшей составляющей единой экономической политики государства. Для России на первый план выдвинулись проблемы финансирования структурной перестройки национальной экономики, обеспечения живучести и устойчивости, повышения ее глобальной конкурентоспособности. Как ни-когда актуальны проблемы эффективности функционирования отечественной банковской системы.
Содержание

Ввeдeниe…………………………………………………………………………6 Глaвa 1. Теоретические аспекты понятия банковской системы государ-ства………………………………………………………………...….…………….9 1.1 Сущность, виды и роль банковской системы государства …………….…9 1.2 Структура банковской системы государства ..…….………………………14 1.3 Правовое регулирование банковской системы государства …………......18 Глaвa 2. Анализ современной банковской системы России..……….………22 2.1 Краткая характеристика современной банковской системы России…....22 2.2 Основные экономические показатели банковской системы России в 2018-2019гг…………………………………………………………………….………35 Глaвa 3. Тенденции и перспективы развития банковской системы Рос-сии..……………………………………………………………………….………55 3.1 Современные проблемы функционирования развития банковской системы России………………………………………………………………..……….55 3.2 Меры, предлагаемые по разрешению проблем функционирования бан-ковской системы России……………………..……………………………….....59 3.3 . Перспективы развития банковской системы России…………………....61 Зaключeниe………………………………………………………………….…...72 Список использованных источников...................................................................74
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 2. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. ст. 492. 3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418. 4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 5. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190. 6. О страховании вкладов в банках Российской Федерации: федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029. 7. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3435. 8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4333. 9. О потребительском кредите (займе): федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. ст. 6673. 10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федеральный закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ. 2014. № 52 (часть I). Ст. 7543. 11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 18. Ст. 2669. 12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций: федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть II). Ст. 4830. 13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4816. 14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций (вступил в силу с 28.01.2018): федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть II). Ст. 4830. 15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (вступил в силу в части изменений, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ, с 30.03.2018): федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (Часть I). Ст. 54. 16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (вступает в силу в части изменений, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ, с 30.06.2018): федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (Часть I). Ст. 66. 17. О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов: Положение Банка России от 20.09.2017 № 600-П // Вестник Банка России. 2017. № 107. 18. О признании утратившим силу Указания Банка России от 16 января 2014 года № 3174-У «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций»: указание Банка России от 25.08.2015 N 3759-У // Вестник Банка России. 2015. N 71 19. Голикова, Ю. С. Организация деятельности Центрального банка. Учебник / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 111 c. 20. Банковское дело. Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 163 c 21. Государственная политика противодействия коррупции в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития / Коллектив авторов. - М.: Бибком, 2018. - 382 c. 22. Борисов, О. С. Практика внедрения Базель-ского комитета по банковскому надзору (Базель III) в Российской Федерации / О. С. Борисов, Е. Н. Кондрат // Правовое поле современной экономики. -2016. №3. С. 122-134. 23. Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (Владивосток). 2015. С. 21-22. 24. Гонтарева А.А. Проблемы банковского надзора и регулирования деятельности коммерческих банков в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №1. С. 37-40. 25. Гришина Т.В. Основные показатели кредитных организаций российской Федерации: векторы изменений // Статистика и экономика. 2017.№2. С. 14 – 20. 26. Гончарова, М. В. Международное соглашение Базель II: содержание и цели надзорного процесса / М. В. Гончарова // Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 1.- С. 158-164. 27. Гончарова, М. В. Международное соглашение Базель II: четыре принципа надзорного процесса / М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. 2016. Т. 15. № 4 (33). С. 155-161. 28. Годовой отчёт Банка России за 2017 год: утвержден Советом директоров Банка России 27.04.2018 / Банк России. М., 2018. 327 с. 29. Исинский К. А. Провинциальная банковская система Российской империи середины XIX – начала XX вв. В трудах дореволюционных российских историков // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №27. С. 678 – 680. 30. Киреев, В.Л. Банковское дело: Учебник / В.Л. Киреев, О.Л. Козлова. - М.: КноРус, 2018. - 240 c. 31. Кох Л.В. Пропорциональное регулирование: «за» и «против // Ученые-экономисты Санкт-Петербурга - Петербургскому международному экономическому форуму : сб. науч. ст. -СПб. : Изд-во СПбГЭУ 2017. С. 28- 37. 32. Агеева, Н. А. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / Н.А. Агеева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2018. - 160 c. 33. Лаутс Е.Б. Микрофинансовые организации vs небанковские депозитно- кредитные организации как субъекты финансового рынка и рынка банковских услуг: правовые средства развития // Банковское право. 2016. № 5. С. 19 – 26. 34. Миронова С.М. Пропорциональное регулирование банковской системы России: правовые основы и перспективы развития // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2017. №4. С. 105 – 110. 35. Лаврушин, Олег Иванович Банковские риски / Лаврушин Олег Иванович. - М.: КноРус, 2019. - 71 c. 36. Рейхерт Н.В. Ликвидация кредитных организаций: причины и основания // Инновационная наука. 2015. №10-2. С. 121 – 124. 37. Спартак, А.Н. Мировой и российский экспорт. Тенденции и перспективы развития, системы поддержки, 2018. - 396 c. 38. Тавасиев, А. М. Банковское дело : учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. — М. : Издательство Юрайт, 2016. 647 с. 39. Такшаитова Н.Р. Практика применения законодательства о банкротстве, ликвидации кредитных организаций // Царскосельские чтения. 2017. №. 7. С. 152 – 155. 40. Топорнин Н.Б. Особенности институционального развития и правового регулирования банковской системы Российской империи // Журнал российского права. 2018. №6 (258). С. 136 – 146. 41. Узденов Ш.Ш. К вопросу о перспективах развития организационно-правовых основ банковской системы Российской Федерации// Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №10 (50). С. 134 – 139. 42. Шагунова, М.А., Кривошапова, С.В. Роль внутрибанковского контроля в деятельности коммерческого банка // Издательский Дом«Академия Естествознания» (Пенза). 2018. С. 1-2. 43. «Экономические исследования и разработки». URL.: http://edrj.ru/article/01- 06-2018 (дата обращения – 16.04.2020) 44. Банкротства бьют рекорды: в 2018 г. будет еще хуже URL: https://ktovkurse.com/rossiya/bankrotstva-byut-rekordy-v-2018-g-budet-eshhe- huzhe (дата обращения – 16.04.2020) 45. Граждане распробовали банкротство. Итоги 2018 года. URL: https://fedresurs.ru/news/74ebca6e-4270-4217-8819-653e76d021a8 (дата обращения – 16.04.2020) 46. Есина Д.В, Хамитова И.А Проблемы функционирования банковской системы//VII Международная студенческая электронная научная конференция. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1238/13104 (дата обращения - 16.04.2020) 47. Нестеров А.К. Развитие кредитной системы // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru/ URL ://odiplom.ru/lab/razvitie-kreditnoi-sistemy.html (дата обращения – 16.04.2020) 48. Пасько А.В., Корень А.В. Проблемы банковского надзора в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. URL: еЬ.snauka.ru/issues/2014/05/33790 (дата обращения – 16.04.2020) 49. Число корпоративных банкротств в РФ в 2018 году снизилось до естественного уровня. URL: https://fedresurs.ru/news/5e75d843-000b-4ce1- 9925-9e02d89fa0e7 (дата обращения – 16.04.2020) 50. Сайт Банка России http://www.cbr.ru/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия банковской системы госу-дарства 1.1. бюджета Сущность, виды и роль банковской системы государства Банковская система – это включенная в экономику страны совокупность всех кредитных организаций, каждой из которых отведена своя особая функция. Они проводят свой перечень операций, удовлетворяя потребность общества в банковских услугах и продуктах. Банки занимаются разнообразными видами операций. В их функции входит не только организация денежного оборота и налаживание кредитных отношений. Они финансируют народное хозяйство, операции по продаже ценных бумаг, организуют страховые операции, проводят посреднические сделки, управляют имуществом и т.д. Как известно, банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет триединую роль. Во-первых, обеспечивает функционирование системы денежных платежей. Во-вторых, способствует трансформированию сбережений хозяйственных субъектов в инвестиции. В-третьих, банки, действующие в соответствии с денежно-кредитной политикой Центрального банка, влияют на количество денег, находящихся в обращении. Рост денежной массы, адекватный потребностям хозяйственной системы страны, – это залог обеспечения денежной стабильности, исключения сильных инфляционных или дефляционных процессов, создания таких условий, при которых рыночные рычаги и стимулы воздействуют на экономику эффективным образом. То есть, банковская система в полной мере должна удовлетворять потребностям национальной экономики и способствовать её нормальному функционированию, росту и развитию. Далее, любая национальная банковская система выступает как глобальный финансовый институт, неизбежно интегрируется в мировую финансовую систему и испытывает на себе экспансию зарубежных коммерческих банков, иных финансово-кредитных организаций. Анализ состояния рынка банковских услуг в России показывает, что, несмотря на положительную динамику отрасли в последние годы, принятые на всех уровнях меры явно недостаточны для решения задачи вывода российского банковского сектора на международный уровень конкуренции. Большинство мировых держав стремятся сохранить контроль над собственной банковской отраслью и сконцентрированными в ней ресурсами. В то же время наиболее экономически развитые страны заинтересованы в непосредственном и полном включении ресурсов национальных банковских систем в орбиту мировых финансов. Более сильные конкурентные позиции иностранных банков обеспечивают им преимущества на российском финансовом рынке. Это таит угрозу декапитализации отечественной экономики вследствие преимущественного инвестирования привлечённых на российский кредитный рынок средств из-за рубежа; а также возможность контроля со стороны иностранных банков над внутренней платёжной системой, что в случае недружественных акций может парализовать финансовые потоки в стране. Доминирование иностранных банков даже на отдельных сегментах банковского рынка ограничивает возможности национальной банковской системы по перераспределению средств в пользу приоритетных отраслей и направлений. Это чревато повышением чувствительности национального банковского сектора к колебаниям на мировых финансовых рынках и к международным финансовым спекуляциям. Поэтому процесс глобализации, в который втянуты национальные банковские системы, является основанием для государственного вмешательства в отрасль и оказания поддержки отечественным банкам. Банковская система — один из важнейших организационных механизмов финансовой системы страны, оказывающих огромное влияние на функционирование всех процессов экономики и развитие общества. Банковская система, представляя собой относительно автономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами и выполняет собственные, присущие только ей функции. По мнению О.И. Лаврушина, банковская система - это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Ряд авторов выделяют в банковской системе функциональные элементы. Так, по мнению С. В. Кугаева, А. В. Калтырина, «банковская система представляет собой совокупность банковских институтов, банковскую инфраструктуру, банковское законодательство, действующее в отношении как национальных банков, банковскую корпоративную культуру». Вопрос включения банковской инфраструктуры в банковскую систему также является спорным. В современной литературе принято подразделять банковскую инфраструктуру на два блока: внутренний и внешний. Внутренний блок определяет стабильность банка изнутри и включает: внутренние правила совершения операций, построение учета, отчетности, аналитической базы, управление деятельностью банка, структуру аппарата управления банком. Эти элементы относятся к характеристике непосредственно банка, а не банковской системы. Внешний блок — обеспечивает взаимодействие банковской системы с внешней средой и поэтому уже по определению не может сам включаться в региональную банковскую систему. Кроме того, исходя из вышеприведенного определения, можно заметить, что не всякая совокупность может быть названа системой, а только взаимодействующая и взаимообусловленная. Система — нечто большее, чем сумма входящих в нее элементов. По мнению многих авторов (Кнут Виксель, Хартли Уизерс, Игвинг Фишер), совокупность банков делает нечто, способное привести к созданию реального капитала, который не мог быть создан без этих действий. С точки зрения организационного подхода банковская система представляет собой системное двухуровневое образование, целостность которого имеет ту же природу, что и национальная система, а упорядоченность связей обеспечивается вертикалью центрального банка. Формирование банковской системы обусловлено вертикальной структурой управления с выделением территориального звена управления банковской системой и взаимосвязью банков с субъектами региональной экономики. С институциональной точки зрения довольно широким толкованием банковской системы, представляется определение А. М. Полянцева, который понимает данную категорию как «совокупность субъектов банковской деятельности, функционирующих под воздействием факторов внешней и внутренней организации банковской системы, выполняющих, каждый в отдельности, особые функции, вследствие чего реализуются все функции системы, и тесно взаимодействующих друг с другом и с внешней средой». С позиций теории институционализма банковскую систему рассматривают также авторы А. М. Галимова, Х. У. Астамиров, Г. В. Чичерин, М. А. Алленых. В данных исследованиях заслуживает внимания понимание банковской системы как института рыночной экономики, которое позволяет отойти от традиционного рассмотрения ее посреднических функций в кредитно-денежных отношениях, выделить системные качества совокупности банков как органической целостности, направить внимание на качественную определенность банковской системы. В этом аспекте банковская система является основной составляющей рынка ссудных капиталов и выступает как экономическая категория, которая определяется законами рыночного хозяйствования, формирующая сущность самого рынка. Как важнейшая часть инфраструктуры рыночной экономики региона, она направлена на обслуживание процессов становления новых рынков, демонополизацию, приватизацию, техническую и технологическую перестройку национальной экономики. Современная рыночная инфраструктура, будучи неотъемлемой и составной частью рынка, определяет результативность функционирования всех его элементов. Все банковские системы принято делить на виды. По степени централизации управления и характеру взаимодействия банковских организаций они бывают централизованными (административными) и рыночными. Централизованные банковские системы существуют в условиях командно-административной экономики и характеризуются государственной монополией на банковское дело. По сути, в такой ситуации в стране функционирует один или несколько государственных банков с множеством отделений на местах. Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Она предполагает функционирование множества банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, ее регулирование происходит преимущественно экономическими методами. Кроме того, в зависимости от соподчиненности элементов, банковские системы делят на одноуровневые и двухуровневые. Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступени, и между ними не существует разделений функций и отношений соподчинения. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах еще не существовало центральных банков и действовали только коммерческие, которые выполняли все банковские функции, в том числе и эмиссионную. Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень. Некоторые специалисты выделяют трехуровневую банковскую систему. По типу взаимосвязей трехуровневая банковская система схожа с двухуровневой, то есть предполагает существование вертикальной и горизонтальных связей. На первом уровне находятся центральные банки, на втором банки (коммерческие, сберегательные и др.). Кроме того, в данную систему включаются также кредитные институты небанковского типа (например, страховые компании, пенсионные и благотворительные фонды и др.). На сегодняшний день самыми распространенными и своевременными являются двухуровневая и трехуровневая банковские системы. Таким образом, стоит отметить, что в условиях современного общества банковская система постоянно развивается и изменяется, усложняется ее структура. Это обусловлено развитием финансовых и товарных рынков, появлением новых инструментов и методов обслуживания клиентов, новых видов финансово-кредитных учреждений. 1.2. Структура банковской системы государства Банковская система – это совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, включенная в экономику государства. Главной функцией банковской системы в целом является посредничество в перемещении денежных средств и кредитов между продавцами и покупателями, кредиторами и заемщиками. Элементами банковской системы являются: • центральный банк, который осуществляет эмиссионную и валютную политику государства; • коммерческие банки, производящие различные операции и услуги; • различные кредитно-расчетные центры. Структура банковской системы начинается с определения самого понятия «банк». Банк – это самостоятельное коммерческое предприятие. Главным его продуктом является формирование и управление платежными средствами или массой денег, а также оказание услуг в виде предоставления гарантий, кредитов, консультаций, поручительств и пр. Банки торгуют деньгами и анализируют рынок. Они находятся очень близко к бизнесу и его потребностям. Поэтому банки являются ключевым элементом регулирования экономики. Сегодня банк определяют как финансовое предприятие, сосредотачивающее свободные средства в виде вкладов, предоставляющее их в пользование в виде кредитов, выступающее посредником в расчетах между субъектами хозяйствования и отдельными лицами, регулирующее обращение денег и осуществляющее эмиссию недостающих денежных средств. Банковская система, следовательно, является совокупностью разных видов национальных банков, а также всех кредитных учреждений. Она включает в себя такие элементы как Центральный банк, банки коммерческого характера и прочие кредитно-расчетные центры. В этом заключается структура банковской системы. Центробанк проводит эмиссионную политику и осуществляет валютное регулирование, контролирует экономику и, по сути, выступает основным ядром резервной системы экономики. Коммерческие банки проводят различные виды банковских услуг и операций. Главная функция банковской системы сводится к посредничеству в перемещении кредитов и денежных средств от продавцов к покупателям и от кредиторов к заемщикам. В центральном банке хранятся государственные золотые и валютные резервы, он осуществляет обслуживание госбюджета и принимает участие в управлении государственным долгом. Центральный банк является главным инструментом в политике государства в области регулирования кредитно-денежной сферы и валютных отношений. В силу особой роли центрального банка, правительство заинтересовано в его надежности. Стоит отметить, что центральный банк, вне зависимости от принадлежности капитала, является юридически самостоятельным. Управляющий банка не входит в состав правительства. Такая независимость центрального банка необходима, чтобы выполнять все необходимые функции. К примеру, она весьма важна, когда необходимо ограничить возможности правительства использовать ресурсы банка для покрытия дефицита бюджета. Но независимость центрального банка является все же относительной: экономическая политика государства требует четкого согласования всех ее элементов, поэтому долгосрочная политика центрального банка определяется приоритетами правительственного курса в экономике. Как правило, именно через центральный банк производится основная доля всех расчетов, причем центральный банк устанавливает правила этих расчетов, являющиеся обязательными для всех организаций, предприятий и населения. По отношению к другим элементам системы, центральный банк является «банком банков»: хранит свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, а так же других структур, выдает им ссуды, стоит во главе национальной системы взаимозачетов денежных обязательств. Центральный банк устанавливает лимиты и нормативы деятельности других банков, определяет официальную ставку по кредитам. Коммерческие банки являются основным звеном кредитной системы. Они относятся к категории финансовых посредников. Через них проводится большинство банковских операций. Коммерческие банки занимаются кредитованием предприятий торговли и промышленности, осуществляют их взаиморасчеты, принимают вклады. Банки привлекают свободные денежные средства, сбережения частных лиц и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, и, тем самым, способствуют существенному повышению эффективности производства. Кроме банков, элементами нижнего уровня банковской системы являются специализированные кредитно-финансовые учреждения, уже перечисленные выше (инвестиционные фонды, страховые компании и др.). В отличие от банков, такие учреждения не предоставляют полный спектр банковских услуг, их деятельность ограничивается определенными функциями. Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских и кредитных учреждений в иерархическом порядке. Как и все прочие отрасли народного хозяйства, банковская система нуждается в иерархичной структуре ее составляющих. В ней выделяется центральное звено и низовые функциональные органы. Структура банковской системы имеет также подразделение по секторам. Для повышения оперативности и действенности регулирующих мероприятий Центробанка банковская система делится на сектора, которые включают аналогичные по функциям институты. К примеру, банки потребительского кредита, земельные банки, сектор лизинговых институтов и другие. Главной целью такого деления является установление регулирующих процедур в зависимости от особенностей операций институтов определенного сектора. 1.3. Правовое регулирование банковской системы государства Государственное регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность, направленную на упорядочение банковской системы в целом, создание условий для функционирования кредитных организаций. Оно направлено на формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности. Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. При этом надзорные и регулятивные полномочия органов государственного управления банковской деятельности выражаются в правовом регулировании, в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций, предъявлении квалификационных требований к руководителям кредитной организации, надзоре за исполнением всех нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю. Формы воздействия на банковскую деятельность в Российской Федерации осуществляются в виде: а) нормотворчества, в процессе которого федеральные органы законодательной власти и Банк России устанавливают порядок регистрации кредитных организаций, порядок лицензирования и осуществления банковской деятельности, порядок банковского надзора и контроля; б) регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций, открытия филиалов и представительств иностранных банков; в) осуществления денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных экономических нормативов; г) осуществления контроля и надзора за банковской деятельностью; д) принятия судами решений по банковской деятельности. Одним из главных недостатков в финансово-правовом регулировании банковской деятельности является отсутствие до настоящего времени нормативного закрепления ряда основополагающих категорий, имеющих теоретическую и практическую значимость. Поэтому задача разработки основных юридических понятий и категорий в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности необходима и актуальна. Регулирующее государственное воздействие на банковские отношения в пределах своей компетенции оказывают: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Банк России. Не случайно в Законе о банках установлено, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о банках, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Банковское законодательство — это специфическое структурное образование в системе российского законодательства, в которое входят нормы различных отраслей права, регулирующих разнообразные аспекты деятельности кредитно-банковской системы. Такое структурное образование одни авторы называют комплексной отраслью законодательства, другие — комплексной отраслью права. Комплексный характер банковского законодательства позволяет относить к нему наряду со специальными банковскими законами другие федеральные законы, которые содержат нормы, в той или иной мере затрагивающие банковскую деятельность. К ним, в частности, относятся нормы, содержащиеся в Гражданском, Уголовном, Трудовом кодексах РФ, Законе о валютном контроле и некоторых других. Специальное банковское законодательство включает Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Закон о банках и банковской деятельности, Закон о банкротстве кредитных организаций и др. Они занимают ведущее место среди источников правового регулирования банковской деятельности, а центральное место среди них занимают Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Закон о банках и банковской деятельности. Банковское законодательство России, динамично развивающееся уже почти полтора десятилетия, не стоит на месте. Хотя надо сказать, что процесс принятия новых правовых документов становится все сложнее. Нередко даже на внесение, казалось бы, незначительных изменений в ту или иную статью действующего закона уходят многие месяцы согласований. Тем не менее, российские парламентарии продолжают принимать серьезные законодательные решения, совершенствуя правовую базу в интересах эффективной деятельности финансовых институтов. В своей работе по совершенствованию банковского законодательства ЦБ РФ руководствуются, прежде всего, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на определенный срок. В то же время, поскольку жизнь не стоит на месте, возникает необходимость внесения в действующие законы изменений, не предусмотренных стратегией. Касаясь возможностей дальнейшего совершенствования совместных действий Государственной Думы и Банка России в процессе законотворчества, нужно обратить внимание на следующее обстоятельство. В соответствии с Конституцией РФ ЦБ РФ не наделен правом законодательной инициативы. В то же время согласно статье 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. И ЦБ РФ очень заинтересован в регулярном направлении Государственной Думой указанных проектов на заключение ему. Это необходимо для того, чтобы позиция Банка России по тем или иным вопросам могла быть своевременно выработана и сообщена Государственной Думе. Оптимальным вариантом взаимодействия Государственной Думы с Банком России в рамках законодательной процедуры является официальное направление проектов федеральных законов, касающихся выполнения Банком России своих функций, в Банк России на заключение при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой в первом и во втором чтениях. Это может быть достигнуто путем внесения соответствующих положений в решение Совета Государственной Думы при подготовке проекта к рассмотрению в первом чтении и в постановление Государственной Думы о принятии проекта в первом чтении. Итак, необходимо отметить, что с 1 июля 2018 года вступает в силу Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», в соответствии с которым полная стоимость потребительского кредита или займа будет привязана к определяемому Центральным банком РФ среднерыночному значению и не сможет превышать этот показатель больше, чем на одну треть. Закон распространяется на банки, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды. Также закон предоставляет заёмщикам право досрочно возвращать кредиты в течение 14 дней, не ставя кредитора в известность и выплачивая только проценты; для целевых кредитов срок возврата может составлять 30 дней. По закону кредиторы должны указывать в договоре полную стоимость займа на первой, титульной странице, чтобы эту информацию сразу было видно. У самого заёмщика также появляется право бесплатно получать информацию обо всех условиях кредита. Глава 2. Анализ современной банковской системы России 2.1. Краткая характеристика современной банковской системы России В соответствии с официальными статистическими данными, опубликованными на Интернет-ресурсах Центрального банка РФ, наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количестве кредитно- финансовых учреждений (как банковских, так и не банковских). Так, по состоянию на 01.03.2020 года таких учреждений 915 (из них 534 – банковские), в то врем, как в аналогичном периоде 2019 их было 967, 2016- 1 013, 2015 – 1046 . Вместе с тем, даже за период с декабря 2019 года по февраль 2018 года основные показатели банковской деятельности увеличились, так, возросло количество выданных кредитов и привлечённых средств от юридических и физических лиц . Данное обстоятельство указывает, что в сферу банковской деятельности, в правоотношения между банками и их клиентами (гражданами, индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями и т.п.) вовлечено большое количество участников и значительные финансовые ресурсы, что обуславливает значимость соответствующих общественных отношений, а, значит и их правового регулирования. Данное обстоятельство, а именно, необходимость доверия контрагентов и общества в целом, обуславливают необходимость надёжного, стабильного и качественного правового регулирования возникающих отношений, в том числе вопросов юридической ответственности . По мнению представителе Центробанка, вышеобозначенная тенденция к значительному сокращению количества кредитных организаций (как банковских, так и небанковских), необходима для проведения оздоровления банковского сектора в целом за счёт ухода с рынка ненадёжных или сомнительных банков. В свою очередь. Данная тенденция в конечном итоге должна привести к росту доверия потребителя банковских услуг к банкам в целом, поскольку на рынке останутся только те из них. Которые способны в полной мере выполнять свои Подавляющая часть кредитных организаций вслед за этапом консолидации в столичных регионах в девяностые годы прошлого столетия постепенно переориентирует свой экономический круг интересов на более отдаленные регионы. Региональное присутствие российские банки увеличивают либо усиливают свои позиции в районах, где они уже имели собственные филиалы, либо открытием новых офисов в целевых регионах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 87 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 75 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg