Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕДИЦИНА

Особенности реализации дипломатических привилегии и иммунитетов

cool_lady 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2021
Представляемые дипломатам иммунитеты дают им возможность выполнять свою миссию без помех со стороны местных властей. В интересах своего государства глава дипломатического представительства должен иметь возможность действовать независимо. Поскольку он не обладает средствами принуждения, обычаи дали ему определенные привилегии и иммунитеты с целью гарантировать личную независимость, неприкосновенность его собственности и должное признание его достоинства и достоинства государства, которое он представляет. Эти привилегии и иммунитеты, признанные международным правом и взаимной практикой, были кодифицированы и обобщены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, которая придала законную силу и согласованный характер соответствующим обязательствам государств и дипломатов при выполнении ими своих обязанностей. Кроме упомянутого документа позже были приняты и другие соглашения, относящиеся к регулированию международных отношений: в 1963 году — Венская конвенция о консульских сношениях; в 1975 году — Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Важно отметить, что анализу дипломатических привилегий и иммунитетов в отечественной науке уделяется значительное внимание. Можно упомянуть, например, книга И. П. Блищенко и В. Н. Дурденевского «Дипломатическое и консульское право», которая является первым в советской литературе трудом, обобщающим теорию и практику в области дипломатического и консульского права . Здесь представляется оправданным выделение в специальный раздел вопросов, связанных с привилегиями и иммунитетами дипломатов, консулов и международных должностных лиц. Авторы выступили с новым взглядом, сводящимся к тому, что основания для представления привилегий и иммунитетов дипломатам, консулам и международным должностным лицам следует искать во внешней функции государства, субъекта международного права. Именно осуществление этой функции конкретными представителями субъекта международного права обусловливает необходимость обеспечения максимума благоприятных условий — привилегий и иммунитетов, который находит выражение в предоставлении конкретных прав тому или иному представителю субъекта международного права. Это в свою очередь является результатом согласия субъектов международного права на установление дипломатических или консульских отношений и поддержание их. Необходимость предоставления привилегий и иммунитетов обусловлена необходимостью беспрепятственного осуществления деятельности, направленной на поддержание и укрепление мира и мирного сосуществования. Большое внимание проблеме дипломатических иммунитетов и привилегий в своих работах уделяют Бекяшев К.А., Блишенко И.П., Демин Ю.Г., Лукашук И. И. и др. Рассмотрим особенности привилегий и иммунитетов для различных субъектов дипломатических отношений.
Введение

С усложнением дипломатических отношений между странами, с появлением новых подходов, отличных от общепризнанных и закрепленных международным правом, возрастает актуальность исследования природы и содержания дипломатических иммунитетов и привилегий. Для того, чтобы выявить последние, необходимо изучить упомянутые явления с позиции истории и утилитаризма, а также тех соображений, которыми руководствовались демиурги данных понятий. Актуальность такого исследования также продиктована необходимостью развенчания ряда международно-правовых мифов, сочиняемых с завидной частотой внешнеполитическими ведомствами ряда стран и выдаваемых ими за актуальную трактовку международно-правовых положений. Опасность такого рода диффамаций и несвоевременное реагирование мирового сообщества привела к началу «охоты» на дипломатических представителей некоторых стран, что несознательно приводит зачастую к грубейшим нарушениям дипломатического права. Под привилегиями следует понимать особые правовые преимущества дипломатического представительства и его персонала. Наиболее существенными из них являются: право на усиленную защиту от посягательств и оскорблений; право пользования в определенных случаях специальными знаками и эмблемами (флагом, гербом); право на специальные средства связи (дипломатические курьеры, радиопередатчики, шифропереписка); право на беспрепятственную связь со своим правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своего государства. В качестве так называемых почетных привилегий следует отметить право на приглашение на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в государстве пребывания. В залах законодательных органов дипломатическим представителям выделяется отдельная ложа. Предъявление дипломатической карточки обычно дает право внеочередного проезда, прохода к месту торжественного мероприятия, спортивного соревнования и т.д. Под иммунитетами понимают принцип изъятия главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала представительства и их имущества из-подюрисдикции страны пребывания. Важно разграничить понятия дипломатического иммунитета и дипломатической защиты. Так, по мнению профессора И.И. Лукащука, дипломатическая защита – «это процедура, при помощи которой государство защищает личные и имущественные права своих граждан в случае их нарушения в результате международно-противоправного поведения другого государства». Дипломатическая защита была известна международной практике задолго до появления самой идеи международного права. Ей уделили значительное внимание юристы, стоявшие у истоков этой идеи. «Ф. Суарец в начале XVII в. писал о допустимости даже войны в защиту прав своих подданных». Э. Де Ваттель в XVIII в. утверждал: «Суверен обиженного гражданина должен отомстить за нанесенную ему обиду и обязать, если это возможно, обидчика полностью возместить ущерб или наказать обидчика…» . Начиная с Фомы Аквинского в Европе получило распространение мнение о праве государства вмешиваться в дела других государств, если последние преследуют христиан. Институт дипломатической защиты является общепризнанным в современном международном праве. Постоянная палата международного правосудия в решении по делу Мавромматиса (1924 г.) определила право государства защищать своих граждан как основной принцип международного права. Право государства осуществлять дипломатическую защиту было подтверждено и Международным Судом ООН. Институт дипломатической защиты закреплен и такими универсальными конвенциями, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (ст.3) и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (ст.5). Так, в первой из них говорится, что функции дипломатического представительства состоят, в частности, в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Если говорить о дипломатическом иммунитете, то смотря по тому, кто пользуется иммунитетом, говорят об иммунитете дипломатическом, консульском, международных организаций и их должностных лиц. С юридической точки зрения особого различия между иммунитетами и привилегиями нет, то есть предоставление как дипломатического иммунитета, так и дипломатических привилегий является нормой международного права, обеспечиваемой как добровольным соблюдением, так и принуждением в целях поддержания и развития межгосударственных отношений. Хотя обоснование привилегий и иммунитетов едино, конкретный их объем в силу разницы субъектов и осуществляемых ими функций различен. Правда, в последнее время он становится все более и более одинаковым. Сравните, например, привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и главы консульского учреждения; членов представительств при международных организациях и членов представительств при главе государства; дипломатического агента и международного должностного лица.
Содержание

Введение……………………………………………………………………… ...3 ГЛАВА I. Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и дипломатических представительств………………………………………………………………….6 1.1. Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов……………….........6 1.2. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств...............11 ГЛАВА II. Особенности привилегий и иммунитетов международных организаций……………………………………………………………………….13 ГЛАВА III. Иммунитеты и привилегии специальных миссий………………...17 Заключение………………………………………………………………………...25 Литература………………………………………………………………………....27
Список литературы

1) Конституция Российской Федерации. М., 2013 2) Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года. 3) Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года. 4) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. 5) Конвенция о специальных миссиях ООН 1969 года. 6) Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года. Учебные пособия. 7) Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. М., 1980 8) Бекяшев К.А. Международное публичное право, «Проспект»,—М., 2001 9) Блишенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990 10) И. П. Блищенко , В. Н. Дурденевский. Дипломатическое и консульское право. М., 1962 11) Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972 Де Ваттель Э. Право народов. М., 1960. 12) Лукашук И.И. Международное право. М., 1998 13) Международное право. Учебник. Международные отношения, М., 2011. 14) Демин Ю.Г. Проблема иммунитетов дипломатических средств передвижения // Московский журнал международного права. 1994. № 4. 15) Демин Ю.Г. Современные тенденции в представлении убежища и укрытия в помещениях дипломатических представительств. МЖМЖ. 1992. № 4. Дипломатическое право, М., 2013 16) Демин ЮТ. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995 17) Костенко Н.И., Лекции по международному публичному праву. М., 2001 18) Кузьмин Э.Л., Дипломатическое и деловое общение: правила игры. М., 2013 19) Лукашук И. И., Дипломатическая защита // Право и политика
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ 1.1. Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов, административно-технического и обслуживающего персонала. Дипломатические агенты в стране пребывания обладают абсолютным иммунитетом. Важно отметить, что в современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций, административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств и др.) . Статьи 29 — 39 Венской конвенции 1961 года перечисляют привилегии и иммунитеты, распространяемые на членов дипломатических представительств. Прежде всего, следует отметить, что личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство .7 Статья 31 Венской конвенции гласит, что дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он также пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции. В ряде государств это изъятие из уголовной юрисдикции отражено в национальном законодательстве, в том числе и в законодательстве Российской Федерации. Что же касается изъятия дипломата из гражданской и административной юрисдикции, то здесь имеются исключения . Первое исключение относится к недвижимому имуществу. Согласно ему дипломату могут быть предъявлены вещные иски, относящиеся к его частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет этим имуществом в интересах своего правительства для целей дипломатического представительства. В отношении же процессов в связи с профессиональной или коммерческой деятельностью, осуществляемой дипломатическим агентом за пределами своих официальных функций, дело значительно сложнее. По существу, эти положения Венской конвенции находятся в противоречии со статьей 42, запрещающей дипломатическому агенту заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. Законодательства ряда стран прямо утверждают, что такая деятельность несовместима с положением и функциями дипломатического агента, и в этой связи единственным следствием такой деятельности может быть объявление соответствующего лица personanongrata. Положения статьи 31 Венской конвенции относятся и к членам семьи дипломатического агента. Следует сказать еще об одном исключении из иммунитета от гражданской юрисдикции — оно имеет место в том случае, когда возникает в суде встречный иск, непосредственно связанный с основным иском дипломатического агента. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (Венская конвенция, статья 31, пункт 4). На практике может иметь место следующее положение: юрисдикция по конкретному делу аккредитующего государства не распространяется на дипломатического агента, то есть дело не подпадает под общую компетенцию судов его страны или законы его страны не указывают такого местного судебного учреждения, в котором мог быть предъявлен иск. От иммунитета от юрисдикции своего дипломатического агента и других лиц, пользующихся иммунитетом, отказаться может только аккредитующее государство, причем отказ должен быть всегда определенно выражен (Венская конвенция, статья 32, пункты 1 и 2). Это объясняется тем, что целью иммунитета является обеспечение дипломатическому агенту возможности выполнять свои обязанности не в своих интересах, а в интересах государства. На основании статьи 34 Венской конвенции дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением: а) косвенных налогов, включаемых в цену товаров или обслуживания; b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства; c) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания; d) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в государстве пребывания в коммерческие предприятия; e) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в статье 23. Статья 35 Венской конвенции и обычная практика государств освобождают дипломатического агента от всех трудовых и государственных повинностей, таких, как реквизиции, контрибуции и военный постой. Это положение находит отражение и во внутригосударственном законодательстве. В соответствии с принятыми законами и постановлениями государство пребывания освобождает согласно статье 36, пункт 1 Венской конвенции от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с ними сборов, кроме сборов за складирование, перевозку и подобного рода услуги: a) предметы, предназначенные для официального пользования дипломатического представительства; b) предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Что касается освобождения от таможенных пошлин ввозимых и вывозимых предметов, предназначенных для дипломатического представительства, то оно является общепризнанной нормой международного права и закреплено во внутригосударственных законодательствах ряда государств. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если не имеется серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, или предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр может производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя (Венская конвенция, статья 36, пункт 2). Статья 38, пункт 1 Венской конвенции устанавливает, что дипломатическому агенту — гражданину государства пребывания или постоянно в нем проживающему — необходимо пользоваться, по крайней мере, известным минимумом иммунитетов, чтобы он мог удовлетворительно выполнять свои обязанности. Этим иммунитетом является неприкосновенность личности и иммунитет от юрисдикции в отношении официальных действий, совершаемых им при выполнении его функций. Что касается привилегий и иммунитетов сверх данного минимума, то это зависит от решения государства пребывания. В случае смерти сотрудника дипломатического представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания. В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти. Налог за наследство и пошлины на наследование не взимаются с движимого имущества, нахождение которого в государстве пребывания обусловлено исключительно пребыванием здесь умершего как сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства (Венская кон-венция, статья 39, пункты 3 и 4). Такие иммунитеты предоставляются дипломатам, чтобы дать им возможность успешно выполнять свои обязанности и предотвратить вмешательство местных властей в их действия. Со своей стороны, дипломаты имеют определенные обязанности в отношении государства пребывания. Статья 41 Венской конвенции содержит эти обязанности: уважать законы и постановления государства пребывания; не вмешиваться во внутренние дела этого государства; помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства. Государство пребывания должно предоставить посольствам все возможности для выполнения своих функций. В частности, оно должно обеспечить его сотрудникам полную свободу передвижения по его территории, за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности. Венская конвенция подробно определяет правила, касающиеся дипломатических привилегий и иммунитетов, а также проводит различие между отдельными категориями членов дипломатических представительств. Эти положения содержатся в статьях 24 — 41 указанной конвенции. Административно-техническому персоналу разрешен беспрепятственный ввоз личного багажа только при первом въезде в страну. Венская конвенция в статье 37, пункт 1 говорит о том, что члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами страны пребывания, пользуются такими же привилегиями и иммунитетами. Это означает, что на всех членов семьи дипломатического агента распространяется право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность резиденции и имущества. Члены семьи пользуются иммунитетом от местной юрисдикции с теми изъятиями, о которых говорилось выше, на освобождение от налогов с изъятиями, о которых упоминалось, на освобождение от личных повинностей, от таможенных пошлин и таможенного досмотра. Законодательство ряда государств предусматривает возможность распространения дипломатических иммунитетов и привилегий на административно-технический и обслуживающий персонал. По Венской конвенции статус административного и технического персонала приравнен к дипломатическому статусу с исключениями в отношении гражданской, административной и таможенной юрисдикции. В практике большинства государств признается, что работники представительства, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей, живущие вместе с ними, не приобретают, исключительно в порядке применения закона государства пребывания, гражданства этого государства. Считается признанным, что члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе (Венская конвенция, статья 37, пункт 3). В отношении обслуживающего персонала из числа граждан государства пребывания практика государств идет по следующему пути: в помещении представительства этих сотрудников не принято арестовывать, вручать им повестки о вызове в суд, совершать в отношении их исполнительные действия. Члены семьи этой категории лиц пользуются только такими привилегиями и иммунитетами, какие представлены им государством пребывания. Статья 34 Венской конвенции освобождает дипломатического агента от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, районных и муниципальных, за следующим исключением: a) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если только дипломатический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; c) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в пункте 4 статьи 39; d) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания; е) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; О регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных и гербовых сборов в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в пункте 1 статьи 23. Члены семей дипломатов, административно-технический и обслуживающий персонал и домашние работники, находящиеся исключительно на службе дипломатов, если они не являются гражданами государства пребывания, также пользуются фискальным изъятием на заработок, получаемый ими за выполняемую работу. Иммунитет от юрисдикции судебных органов государства пребывания не означает, что иностранный дипломат освобождается от ответственности за преступления или правонарушения, которые он может совершить. Дипломатический агент должен уважать законы страны своего пребывания и следить за тем, чтобы его сотрудники поступали таким же образом. Однако он ответственен только перед властями своей собственной страны. Правительство государства пребывания вправе требовать по дипломатическим каналам надлежащего наказания за совершенное преступление. Отказ от применения такого наказания может поставить аккредитующее государство в положение соучастника совершенного дипломатом правонарушения. 1.2. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Для эффективного осуществления функций дипломатическим представительством как органом субъекта международного права предоставляются привилегии и иммунитеты представительству и сотрудникам представительства. Венская конвенция (статья 22) зафиксировала принцип абсолютной неприкосновенности помещений представительства. Власти не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы дипломатического представительства. Даже в экстремальных случаях (пожар, наводнение, землетрясение) только глава представительства может разрешить вход на территорию посольства и в расположенные там помещения. Государство пребывания обязано принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Сами помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Помещения дипломатического представительства освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые входят в плату за конкретные виды обслуживания. Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Согласно международному праву и после разрыва дипломатических отношений архивы, документы и имущество дипломатического представительства продолжают оставаться неприкосновенными, а забота о них вверяется государством, разорвавшим дипломатические отношения, третьему государству. Даже при отсутствии третьего государства воюющие державы обязаны сохранять помещения дипломатического представительства неприятеля, их имущество и архивы. Эти положения распространяются и на консульские учреждения, их архивы и документы. Статья 30 Венской конвенции говорит о том, что частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция и его имущество, кроме ряда случаев, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, пользуются неприкосновенностью. Неприкосновенность резиденции и имущества дипломата вытекает из его личной неприкосновенности. Помещения посольства не могут быть использованы в целях, не совместимых с правилами и общими задачами дипломатической службы. Понятие «частная резиденция дипломатического агента» охватывает даже временную резиденцию дипломатического агента, например номер в отеле. Дипломатическая корреспонденция в широком смысле этого слова неприкосновенна. Официально признано право свободной перевозки дипломатических вализ, которые не могут быть вскрыты и задержаны. Подчеркивается, что вализы могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования. Дипломатические курьеры имеют право на иммунитет, так же как и документы, перевозимые ими. Государство, как и представительство, имеет право прибегать к услугам дипломатических курьеров, назначаемых в каждом отдельном случае (adhoc). Наконец, подтверждается также право государства вверять дипломатическую корреспонденцию капитанам морских судов или командирам экипажей гражданских самолетов и право посольства получать почту непосредственно и беспрепятственно от капитана корабля или командира экипажа самолета. Статья 23 данной конвенции освобождает от налогов помещения представительства, собственниками которых является аккредитующее государство или глава представительства, за исключением случаев, когда налоги взимаются за конкретные виды обслуживания. Это освобождение не применяется, если законодательство аккредитующего государства требует уплаты таких налогов. Такое изъятие не применяется, когда законодательство государства пребывания требует уплаты таких налогов лицами, заключающими контракты с аккредитующим государством или главой представительства. Статья 45 Венской конвенции обязывает государства пребывания уважать и охранять помещения посольства, его имущество и архивы. Оно разрешает аккредитующему государству вверить охрану помещений представительства, так же как и защиту интересов своих граждан, третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Разрыв дипломатических отношений, за которым не следует объявления войны, не обязательно должен вести к разрыву консульских отношений. Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что отъезд посольства ведет и к закрытию консульства. В нейтральных странах, особенно в тех, где дуайеном дипломатического корпуса не является папский нунций, местная протокольная служба обязана предупреждать возможности контактов между дипломатическими представительствами государств, находящихся в состоянии вооруженного конфликта, и в сложившейся обстановке уделять особое внимание организации протокольных церемоний. ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИВИЛЕГИЙ И ИММУНИТЕТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В соответствии со своими учредительными актами международные организации пользуются на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для выполнения их функций и достижения их целей. Иными словами, в основе привилегий и иммунитетов международных организаций лежит функциональная необходимость. Как предусмотрено в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, ООН пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно откажется от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Помещения Организации Объединенных Наций, архивы и вообще все документы неприкосновенны. Ее имущество и активы не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий. ООН, ее активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а предметы служебного пользования — от таможенных сборов. ООН имеет право пользоваться шифром, получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров и вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы. Генеральный секретарь, все его помощники, и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям. Привилегии и иммунитеты других должностных лиц уже дипломатических и носят функциональный характер. В частности, должностные лица ООН не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное или за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности. Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Организации, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, приближающимися по своему объему к дипломатическим иммунитетам и привилегиям. Рассмотрим основные международные конвенции о привилегиях и иммунитетах в области дипломатического права. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля 1946 года явилась результатом переговоров государств - первоначальных членов ООН. Как сказано в преамбуле конвенции, юридическим ее основанием являются статьи 104 и 105 Устава ООН, в которых говорится, что Организация Объединенных Наций на территории каждого из членов организации пользуется такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей. Кроме того, Устав ООН подчеркивает, что необходимостью достижения ее целей определяется и объем предоставления привилегий и иммунитетов самой организации, а необходимостью эффективного выполнения функций представителями членов организации и ее должностными лицами определяется объем их привилегий и иммунитетов. Конвенция состоит из 9 статей и 36 разделов. Статья 1 конвенции «Юридическое лицо» наделяет ООН как юридическое лицо правомочием заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде. В статье 2 об имуществе, фондах и активах Организации говорится, что они, где бы и в чьем бы распоряжении ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, если сама Организация не откажется от этого имущества в каждом отдельном случае, причем отказ от иммунитета не распространяется на судебные, исполнительные меры. Помещения, имущество и активы Организации неприкосновенны. Организация не ограничена какими-либо финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода, располагает широкими правами перевода своих фондов в золоте или любой валюте. ООН, ее активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а также от таможенных сборов, запрещений и ограничений при ввозе и вывозе. ООН освобождается от таможенных сборов, запрещений и ограничений при ввозе и вывозе предметов для служебного пользования и собственных изданий ООН. Статья 2 в разделе 4 специально подчеркивает, что архивы ООН и вообще все документы, принадлежащие Организации Объединенных Наций или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились. Организация имеет право в соответствии со статьей 3 для своих официальных целей пользоваться шифром, получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые обладают такими же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и визиры. ООН может пользоваться теми же льготами, что и дипломатическое представительство. Статья 4 посвящена вопросам правового положения представителей членов Организации, причем имеются в виду как представители государств-членов в главных и вспомогательных органах ООН, так и на конференциях, созываемых ООН. Представители государств-членов при исполнении своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: иммунитет от личного ареста или задержания; от наложения ареста на личный багаж; судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей ООН; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получение бумаг или корреспонденции посредством курьеров или вализ; изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции, регистрации иностранцев или государственных повинностей в стране пребывания; льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, которыми пользуются представители иностранных государств; иммунитеты и льготы в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители; другие иммунитеты и привилегии, которыми пользуются дипломатические представители. В статье 5 большое внимание уделено правовому положению должностных лиц ООН. Генеральный секретарь определяет категории должностных лиц, на которых распространяется режим данной конвенции. Генеральный секретарь, все его помощники, их жены и несо-вершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям. Генеральный секретарь, его помощники и директора департаментов, едущие с пропусками ООН, пользуются теми льготами, какие предоставляются дипломатическим представителям. Должностные лица ООН не подлежат ответственности за сказанное или написанное ими, за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg