Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Внеурочная работа по обществознанию в школе

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2021
Объект исследования – внеурочная деятельность, как часть учебно-воспитательного процесса. Предмет исследования – организация внеурочной работы по обществознанию в школе. Целью исследования является оценить значимость внеурочной деятельности по обществознанию в воспитании современных школьников. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) Изучить понятие и сущность внеурочной деятельности; 2) Выявить воспитательные результаты внеурочной деятельности; 3) Выяснить формы внеклассной работы обществознанию; 4) Разработать сценарий внеурочной работы по обществознанию. Методологическую основу исследования составляют историко-сравнительный, историко-генетический, историко-типологический, историко-системные методы, методы наблюдения и анализа. Историко-сравнительный метод один из наиболее распространённых методов исторического исследования. Сравнивая многие события, происходившие в разное время и в разных масштабах, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. Историко-генетический метод позволяет последовательно раскрыть свойства и функции изучаемого объекта в процессе его изменения. Историко-типологический метод служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов на основе присущих им общих признаков и различий. Также присутствует историко-системный метод, метод который изучает единство событий, явлений и общественно-исторических явлений. Анализ средств и приемов, используемых в преподавании истории, позволили подобрать наиболее подходящие и продуктивные для обучения детей школьного возраста приемы, способствующих не только хорошему пониманию и усвоению исторических знаний, но и мотивирующих к изучению истории своих предков. В качестве дополнительных методов является анализ литературы и периодической печати, метод сбора информации в научных литературах, газетах, журналах. Важно учитывать, что эти и другие существующие методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другой. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлены актуальные вопросы внеурочной деятельности по обществознанию в методике обучения обществознания в современной школе. Практическая значимость работы. Работа может быть использована для подготовки лекций и семинаров, при изучении актуальных вопросов внеурочной деятельности по обществознанию в методике преподавания обществознания в современной школе. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» . В нашей стране в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения заметно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В задачи воспитательной деятельности входят привлечение школьников в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, учатся выражать собственные мысли, а также принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности. Поэтому, можно отметить возрастание роли внеклассной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития школьников. В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеурочная работа по обществознанию, которая является одной из составных частей деятельности преподавателя обществознания. Процесс воспитания обществознанием на уроках и во внеклассной работе предполагает, в первую очередь формирование личностных качеств учащихся. Выготский Л.С. отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим» . Степень изученности темы. В области внеурочной деятельности учащихся выделяются труды Ж. Н. Абдуловой , Д. В. Григорьева, П. В. Степанова , Ю. В. Гороховой , в которых говорится о том, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Содержание и особенности внеучебной деятельности учащихся раскрыто в работах М. Г. Казакиной , В. О. Кутьева , И. В. Колесниковой , С. А. Мартынова . Они утверждают, что именно сочетание всех воспитывающих сил и влияний при организации внеурочной деятельности школьников в их свободное время способствует всестороннему гармоничному развитию и сознательной дальнейшей регуляции познавательной, общественной и досуговой деятельности. О внеурочной деятельности школьников также пишут Е. В. Советова и Т. А. Ильина . В своих работах пишут о том, что внеурочная деятельность понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, а также внеклассной работой они, прежде всего, называют воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы. Выделяют внеурочную деятельность как деятельность, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В их работах также говорится о том, что правильно организованная система внеурочной деятельности представляет сферу, в которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности и считается, продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга . Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 8 1.1. Внеурочная работа, понятие и сущность 8 1.2. Роль и результативность внеурочной работы в школе 12 ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ 17 2.1. Связь внеурочной работы с уроками обществознания, формы их проведения 17 2.2. Разработка внеклассного мероприятия в школьном курсе обществознания 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы

1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Министерства образования и науки от 12 мая 2011 г. № 03-296 2. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. – 2013. – № 25-1. – С. 68–72. 3. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск, - 2014. – 416 с. 4. Горохова, Ю. В. Повышение мотивации школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 540–543. 5. Ефимова, Т. Ю. Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 687–690. 6. Кисляков, А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – 2014. – № 1 (18). – Челябинск, – С. 82–92. 7. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 2. – С. 99–104. 8. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития школьника // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 2. – С. 177–185. 9. Мартынова, С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 19–21. 10. Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. – 2016. – № 9-2. – С. 80–82. 11. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность школьников // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 24–25. 12. Писчаскина, М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения // Молодой ученый. – 2016. – №8.5. – С. 37–41. 13. Попова, И.Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 33. – С. 150–153. 14. Починок, О. А. Организация внеурочной деятельности школьников // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М., - 2014. – С. 90–93. 15. Проектирование и реализация программ воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования: учебно-методическое пособие – Челябинск, - 2014. – 108 с. 16. Рассказов, Ф.Д. Работа педагогов по соблюдению условий эффективной внеурочной деятельности младших школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12. – С. 106–115. 17. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 21–26. 18. Сарсембенова, Г. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 916–919.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1.1. Внеурочная работа, понятие и сущность Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения учащимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации. На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: 1. Спортивно-оздоровительное. 2. Духовно-нравственное. 3. Социальное. 4. Общеинтеллектуальное. 5. Общекультурное. Эти пути делаются основе определенной программы, который направлен на решение конкретных образовательных задач, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), который способствует проявлению активности обучающихся, и который реализуется разными категориями педагогических работников в разных формах работы вне урока . В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации. Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Т.А. Ильина говорит, что задача внеурочной работы заключается в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Таким образом, внеурочная воспитательная работа помогает обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса. Понятие «внеурочная деятельность» не выступает абсолютно новым в педагогической теории и практике. Еще В.А. Сухомлинский говорил о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» . Для учреждений образования внеурочная деятельность всегда была неотделимой частью выполняемых ими функций. Но научный смысл и содержание данного понятия менялся в разное время исходя от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь, создавались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества. В теории и практике отечественного образования первоначально доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые пояснялись в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Российской педагогической энциклопедии, которая была издана в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривалась, но раскрывалось понятие «внеурочная работа». Основными задачами внеурочной работы называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация конкретных дел, доступных для детей и которые имеют определенный результат, воплощение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа нацелена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении. В итоге анализа методико-педагогической литературы было определено, что термин «внеурочная деятельность» возник в 90-х годах 20 века. В Российской педагогической энциклопедии внеурочная деятельность представлена как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации сводного времени учащихся . Имеют место следующие виды внеурочной деятельности: научно-познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность или досуговое общение, художественно-эстетическая деятельность, социальное творчество или социально-преобразующая добровольческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, духовно-нравственная работа, общественно-полезный труд, проектная деятельность. Эти виды внеурочной деятельности осуществляются в различных формах. К примеру, научно-познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, различных научных сообществ обучающихся, литературных салонов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад и т.д. Формами проблемно - ценностного общения выступают дебаты, этические беседы, проблемно - ценностные дискуссии, тематические диспуты и т.д. Досуговое общение осуществляется в границах культпохода в музей, галерею, театр, концертный зал, на всевозможные выставки и т.д. Главной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества - форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта и т.д. Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, использование на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, участие в городских и районных соревнованиях выступают формами спортивно - оздоровительной деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области. Духовно-нравственная работа с обучающимися осуществляется во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов, оказании помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивалей патриотических песен, смотра песни и строя. Формами общественно-полезного труда выступают субботники, разведение цветов, трудовые десанты. Проектная деятельность осуществляется в участии в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках. Внеурочная деятельность имеет продолжение, к примеру, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений. 1.2. Роль и результативность внеурочной работы в школе Внеурочная деятельность для школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи организации внеурочной деятельности: 1) знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; 2) использовать активные и творческие формы воспитательной работы; 3) создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся; 4) демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности ; Учащиеся школы – это открытые и любознательные дети, и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение учеником такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования, и обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются незамеченными основным образованием. Во внеурочной деятельности учащийся сам выбирает содержание и форму занятий. Большинство занятий могут проходить в виде сказок с игровым действием. Учащиеся являются большими фантазерами. Они отождествляют себя с объектами живого мира, легко переходят грань реальности. Поэтому педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы учащихся, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность. Так же существуют формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, кинолектории. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность школьников, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность. Обучающимся, посещающим группы продленного дня, лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия). Принципы организации внеурочной деятельности: 1) выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; 2) учёт возрастных особенностей; 3) сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; 4) связь теории с практикой; 5) доступность и наглядность; 6) включение в активную жизненную позицию; 7) единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума ; При такой организации внеурочной деятельности школьников имеются следующие преимущества: 1) рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося; 2) организация совместной деятельности школы, родителей, социума; 3) учитывается вся внеурочная работа классного руководителя; 4) программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности учащегося, пожелания родителей. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде . Абдрахманова А.М провела лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников: Первый уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; Второй уровень - школьник ценит общественную жизнь; Третий уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет: 1) разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; 2) подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня; 3) выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; 4) диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; 5) оценивать качество программ внеурочной деятельности . В учебный план школы введены часы внеурочной деятельности, которые являются продолжением учебных занятий. Внеурочная деятельность имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащегося, т.е. прописывает ожидаемый результат, который на практике практически всегда оправдан. Таким образом, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана, в котором дети достигают и познают необходимый социальный, адаптационный, творческий, оздоровительный и трудовой опыт. Преодоление сложностей возникших на пути учащегося при решении всех этих задач помогает сформировать ответственность, самосознание, развитие личности и его адаптации в сложном мире. ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ 2.1. Связь внеурочной работы с уроками обществознания, формы их проведения Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования. В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» . Отличительной чертой урока является ограничение во времени, а также невозможности отойти от изучаемой темы, даже когда учащиеся особо интересуются каким-либо вопросом. Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Независимо от формы одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности. Однако с 80-х гг. прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столь к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с внедрением ФГОС и институализацией внеурочной деятельности. образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Изучение обществознания открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к человеческому опыту отражает такая категория как личностное сознание. Личностное сознание - это ценностное отношение человека к человеческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения обществознания, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени . Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому. Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности. Историческое сознание, как персональный способ ориентации, - это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов: 1.Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого); 2.Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого); 3.Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека). Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества. Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории. П. Г. Постников выделяет следующие уровни обществоведческой образованности как личностного качества: базовый, оптимальный и расширенный. При базовом уровне ученик просто воспроизводит систему ценностей, адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни и решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта, ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей. Оптимальный уровень предполагает, что ученик обладает развитой культурой социального мышления и речи. Таким образом, им освоена культура как базовая основа развития. Уровень расширенный означает, что школьник прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей, а также выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. То есть, на этом уровне уже сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества, развиты потребности и механизмы самообразования в области обществознания. Но главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому. 2.2. Разработка внеклассного мероприятия в школьном курсе обществознания Тема внеклассного мероприятия: Путешествие в мир правового общества. Класс: 6 Цели: 1. Знакомство с основными документами, в которых закреплены права детей. 2. Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. 3. Научить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания. Структура внеклассного мероприятия. 1. Вступительное слово учителя. 2. Станция «Конвенция о правах ребенка». 3. Станция «Конституция РФ». 4. Станция «Семейный кодекс РФ». 5. Беседа с элементами дискуссии. 7. Заключение. Предварительная подготовка. Учащиеся под руководством учителя изучают Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, главу 11 Семейного кодекса РФ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg