Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы защиты конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность

cool_lady 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2021
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при реализации гражданами права на свободу и личную неприкосновенность. Предметом исследования является специфика и особенности и проблемы защиты гражданами своего конституционного права на личную свободу и неприкосновенность. Новизна исследования определяется тем, что нами были выявлены актуальные проблемы в области нормативного регулирования работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предложены пути решения посредством внесения дополнений в ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности». В частности путем введения отдельной статьи 1.1 «понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», а также дополнения статьи 8 закона «Об ОРД» отдельным пунктом, который будет регламентировать правила проведения процедуры опроса. Предложенные нами решения, как нам кажется, помогут исключить ряд вопросов возникающих в правоприменительной практике и дадут возможность обеспечить соблюдение конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Как следствие это значительно снизит количество обращений граждан в Конституционный Суд РФ.
Введение

Актуальность темы определяется тем, что права и свободы человека и гражданина, а также их защита должны являться приоритетом политики любого государства, цель создания которого обеспечение достойной жизни его граждан. Процветание общества, прежде всего, зависит от моральных правил и ценностей царящих внутри него. Формирование этих моральных постулатов происходит вследствие функционирования общества, то есть путем осуществления социальных и межличностных контактов. С течение времени общество, получая большой опыт в процессе своего существования, начинает устанавливать правила внутреннего поведения. С установлением государства появляются правила регламентирующие жизнедеятельность граждан. Эти правила, обычно получают закрепление в законах и складываются из взаимных прав и обязанностей между государством их учреждающим с одной стороны, и гражданами с другой. Закрепление основы и базовых принципов функционирования органов власти и общественных институтов, как правило, осуществляется в актах высшей юридической силы – конституциях. В разных cтранах Основной закон имеет различные названия, однако основное предназначение его состоит в закреплении основных гарантий и свобод, которые даются человеку и никем, в том числе и самим государством в лице различных его органов, не должны нарушаться. Одним из основополагающих принципов построения российского законодательства является закрепленный в ст. 2 Конституции принцип «признания прав и свобод человека высшей ценностью государства». Установлением этого принципа государство принимает на себя обязательство соблюдать права и претворять их в жизнь в отношении не только всего гражданского общества проживающего на его территории, но и каждого гражданина как отдельного субъекта правоотношений требующего не меньшего внимания. Такую мысль закрепили и в ч.1 ст. 17 Конституции согласно которой: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…» При дословном анализе приведенной цитаты выявляется признание законодателем равенства статусов «гражданина» и «человека». Под человеком, как представляется, понимается любое лицо, находящееся на территории РФ, в том числе и иностранные граждане и лица без гражданства, это значит, что Россия берет на себя ответственность за обеспечение гарантированных в соответствии с международными принципами и договорами иностранцам прав. Одним из прав, закрепленных в российской Конституции и требующих нашего особого внимания, выступает право на свободу и личную неприкосновенность. Особый интерес вызывает вопрос реализации и защиты этого права, так как именно при их осуществлении возникает множество проблем.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 Глава 1. Право на свободу и личную неприкосновенность – теоретико-правовой анализ…………………….……………………………………………………..5 Глава 2. Право на неприкосновенность частной жизни - проблемный аспект российского конституционализма……..…………………...…………...……………..…...9 2.1. Конституционные права и свободы человека, подвергающиеся ограничению при проведении оперативно-розыскных мероприятий…..……………………………………………………………...…9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...………………………………18 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…………………...…………..…20
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009. - № 2.- ст. 445 2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" //СПС Консультант Плюс, 2019 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// СЗ РФ.- 1996. - № 25.- ст. 2954 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 (ред. от 06.02.2020)., N 223-ФЗ // СЗ РФ.- 1995. - № 33.- ст. 334 5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ.- 2006. - № 31.- ст. 3451 6. «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 20.04.2017) //СПС Консультант Плюс, 2019 7. Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 1253-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации”//СПС Консультант Плюс, 2019 8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» ( в ред. от 6 февраля 2007 года) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1996. – № 1. Специальная литература 9. Гаврилова Ю.В. Право на свободу и личную неприкосновенность: Учебно-методическое пособие. – М.: Книгодел. - 2017. - 142 с. 10. Кабышев В.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий// Журнал российского права. 2008. № 12. С.45-51 11. Морозов А.П. Личная неприкосновенность в Российской Федерации: конституционный аспект// Вестник Саратовской гос. юрид. Академии.- 2014. - №4(99). - С. 138-142. 12. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н.И. Матузова. – Саратов., 1996. – С. 68-70 13. Колмакова Т.Н. Характеристика права каждого на свободу слова как основного права // Вестник экономической безопасности. 2015. №5 - 137 с. 14. Толкачев К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: автореф. Дис. … д-ра юрид. наук СПб., 1998. С. 189 15. Саратова О.В. Конституционные права и свободы человека, подвергающиеся ограничению при проведении оперативно-розыскных мероприятий/ /Вестник Воронежского института ФСИН России/ О.В. Саратова - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018, N 3. - с.231 16. Саратова О.В. Проблемные аспекты обеспечения конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность/ /Инновационные технологии и технические средства для АПК: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов/ О.В. Саратова - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2019. – 522 с.
Отрывок из работы

Глава 1.Право на свободу и личную неприкосновенность – теоретико-правовой анализ В современном мире основным богатством каждого человека являются его права. Большинство демократических государств, провозгласили защиту прав и свобод своих граждан в качестве первостепенной задачи. Россия также приняла эту тенденцию и закрепила в ст. 2 Конституции положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а государство обязуется соблюдать и защищать эти права и свободы. Включение данной гарантии в текст Основного закона объясняется тем что в современном обществе интересы отдельного человека ставятся на первое место и должны находиться в гармонии с государственными(публичными) правами. Одной из особоохраняемых государством конституционных гарантий выступает, закрепленное в ст.22 Конституции право свободы и личной неприкосновенности. Данное право играет важную роль, так как при его отсутствии не имело бы смысла говорить о свободе личности. Также оно является основой правового статуса личности. Тема свободы и личной неприкосновенности граждан является одной из центральных тем исследований ученых конституционалистов. Начать следует с определения понятия права на свободу. В правовой науке сложилось множество различных определений. Так Ю.В. Гаврилова считает: «право на свободу предполагает самостоятельность выбора образа мыслей, различных вариантов поведения, независимость, отсутствие принуждения, но не носит неограниченный характер.» Другое определение было дано А.П. Морозовым : «понимание права свободы должно основываться на идее невмешательства государства в жизнь человека, защиты личности, в первую очередь, от государства с его огромным аппаратом принуждения и со стороны государства.» По нашему мнению это понятие следует рассматривать как минимум в двух смыслах: в физическом и юридическом. В физическом смысле свобода есть неограниченность, отсутствие стеснений со стороны внешних физических объектов во время существования человеческого организма. В юридическом смысле свобода человека есть нерушимые обеспечиваемые государством гарантии осуществления прав в ограниченных свободами других людей пределах. Также необходимым является осознание ценности свободы, как критерия оценки общественных отношений, в связи с невозможностью для индивида использовать свою свободу не осознавая ее ценности. Как пишет Т.Н. Колмакова: «Человек, осознающий себя свободным, одновременно понимает собственную ограниченность, заданную как внутренними, так и внешними факторами субъективного и объективного характера. Иными словами, если свобода есть, то она всегда предполагает определенный масштаб, который одновременно ее ограничивает и гарантирует. В таком понимании свободного человека, свободы лишить нельзя, но можно изменить ее внешние рамки, т.е. переформатировать масштаб.» Свобода понятие не абсолютное и ограничивается, сложившимися в обществе социальными пределами. Складывание свободы как любого другого социального качества вырабатывается в процессе общественной жизнедеятельности. То есть, для того чтобы иметь право на свободу и быть свободным необходимо быть субъектом социума и участвовать в межличностных коммуникациях, основанных на формальном равенстве сторон и адекватной корреспонденции прав и обязанностей контрсубъектов. Другое понятие личная неприкосновенность. Оно предполагает запрет на любое вмешательство в личную жизнь человека и дела его семьи. Как определил А.С. Мордовец: «Личная неприкосновенность – эффективное средство защиты прав человека и гражданина. Она относится к числу элементов справедливости, жизненно необходимых для полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей». По мнению В.Т. Кабышева : «личная неприкосновенность есть право каждого гражданина на государственную охрану и защиту от преступных посягательств жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства» Также распространенной среди исследователей является точка зрения, согласно которой «личная неприкосновенность рассматривается с позиции права на совершение любых действий, не противоречащих закону не подвергаясь при этом какому-либо принуждению или ограничению в правах, со стороны кого бы то ни было». По нашему мнению, право на личную неприкосновенность конкретного человека предполагает требование для всех остальных лиц воздерживаться от активных действий, которые могут нарушить физическое или нравственное спокойствие. То есть, такое невмешательство должно обеспечиваться со стороны всех субъектов общественной жизни, в том числе отказ от активных действий желателен и для органов государства, осуществляющих общественное регулирование жизнедеятельности. В настоящее время исследователями принято разделять право «личной неприкосновенности» на: физическую и психологическую (духовную). Под первой понимается недопустимость какого-либо воздействия против воли человека. То есть, предоставление человеку правомочия определять место своего пребывания, способ передвижения, форму осуществления деятельности и тд. Под второй, отсутствие принудительного воздействия при оценке личностью своего поведения и поступков. В юридическом сообществе, считается, что правовая конструкция «неприкосновенность личности» базируется не на уважении прав человека, а на требованиях к законопослушному поведению по отношению к государству в лице его органов и должностных лиц. Здесь естественные и неотчуждаемые права человека – явление вторичное. Государством понятия «свобода» и «личная неприкосновенность» юридически трактуются как связанные между собой, что подтверждается в ст. 22 Конституции, которая указывает: «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Такое же, по своему содержанию положение содержит и ст. 3 Всеобщей декларации прав человека. Учитывая неотделимость личной жизни от человеческой личности, следует признавать любое нарушение без законных оснований неприкосновенности жилища или неприкосновенности частной жизни объектом причинения вреда является не помещение, где проживает гражданин и не сведения частного характера, а сама личность, право на неприкосновенность, которой нарушается фактом противоправного вторжения. В правовой науке ведутся дискуссии о соотношении понятий «свобода» и «личная неприкосновенность». Одни ученые считают необходимым рассматривать данные понятия во взаимосвязи, устанавливая, что свобода и неприкосновенность есть право, которое обеспечивает защиту от произвольного ареста, физическую свободу. Остальная часть авторов считают правильным рассматривать «личную неприкосновенность» как более широкое и многоаспектное право, которое для каждого предполагают право на государственную защиту и охрану от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство. Несмотря на разногласия ученых при определении подхода, с помощью которого будет осуществляться анализ права на свободу и личную неприкосновенность, нужно отметить единство мнений в вопросе необходимости защиты этого права. Практически все исследователи убеждены, что государство в лице компетентных органов обязано обеспечивать право на свободу и личную неприкосновенность, так как уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права является важным показателем демократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства. На наш взгляд, право на свободу и право на личную неприкосновенность образуют одну правовую конструкцию и поэтому должны рассматриваться вместе. Означает данное право обязанность государства использовать все меры для защиты не только физической, психической и духовной жизни человека, но и условий благодаря которым он сможет беспрепятственно пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей. Поэтому результат соблюдения или несоблюдения этой гарантии служит критерием для оценки демократичности государства. Однако при любых усилиях государства, приемлемая степень реализации этого права невозможна без участия его граждан. То есть право на неприкосновенность отчасти обеспечивается и самим гражданином путем отказа от совершения противоправный деяний. Таким образом, право на свободу и личную неприкосновенность является комплексным и состоит из ряда законодательно установленных норм права, которые являются принципиальной основной построения законодательства. Глава 2. Право на неприкосновенность частной жизни - проблемный аспект российского конституционализма 2.1. Конституционные права и свободы человека, подвергающиеся ограничению при проведении оперативно-розыскных мероприятий Международное сообщество, устанавливая общие стандарты закрепления прав свобод и обязанностей, задает вектор движения для развития законодательства отдельных государств. Россия, принимая во внимание зарубежный опыт и мировые тенденции, строит свою правовую систему на основе общепринятых принципов свободы и демократизма. В настоящее время уважение прав на свободу и личную неприкосновенность имеет значение не только для конкретного человека, но и для общества в целом, поскольку выступает в качестве необходимого составного элемента любого конституционного демократического государства. Так, например, в современных учредительных актах можно встретить разные положения, прямо или косвенно выходящие на те или иные аспекты достоинства личности. Так, Конституционный суд Словении признал в одном из дел, что с этой концепцией наиболее тесно связаны такие конституционные положения, как: «запрет дискриминации, неприкосновенность человеческой жизни, запрет пыток, защита личной свободы, защита человеческой личности и достоинства при осуществлении следственных действий и других юридических процедур, в момент лишения свободы и при исполнении наказания, правовые гарантии в уголовном процессе, право на личное достоинство и безопасность, свобода выражения мнения, свобода совести» Одним из особо охраняемых конституционных прав в РФ и представляющих для нас интерес – является закрепленное ст. 23 Конституции право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Целью закрепления данного права, как определил Конституционный Суд РФ является: «…предоставление государством человеку гарантированной возможности контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера..». Возможность ограничивать право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени в соответствии с. 2 ст. 23 Конституции допускается только по решению суда, уполномоченными на то органами. Правовая регламентация использования личных данных содержится в ч. 1 Ст. 24 Конституции. Так, в данной статье провозглашено, что собирать и применять данные о личной жизни человека запрещено, если он не давал на это разрешения. Также данная конституционная норма о запрете разглашения подобных сведений закреплена в части 8 статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» . В ч. 2 ст. 24 Конституции на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц возложена обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Детально это рассмотрено в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Целью данного нормативного правового акта, как установлено в части 2 статьи 2 является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в процессе обработки сведений о его личной жизни, а именно – защита личности на неприкосновенность частной жизни, его права на защиту личной и семейной тайны. Исходя из цели вышеуказанного закона, в п. 1 ч. 1 ст. 3 предполагается, что к содержанию понятия «персональные данные» можно отнести те сведения, которые отождествляются с конкретным лицом, в соответствии с имеющейся о нем информации. К такой информации относятся: фамилия, имя, отчество, место и дата рождения лица, а также сведения о его семейном, имущественном, социальном положении; уровень образования, профессиональные и личностные качества, вид деятельности и уровень получаемых от неё доходов и любая другая информация, которой лицо, по своему усмотрению, присвоит статус личной, как отождествляемой с его персоной. Конституция РФ и как ее продолжение Федеральный закон «О защите персональных данных», призваны защитить неприкосновенность личности от незаконного сбора ее персональных данных, в том числе в случаях различных злоупотреблений со стороны работников органов дознания в результате сбора, обработки и распространения сведений при проведении следственно-розыскных мероприятий. Также следует указать, что ч. 1 статьи 19 данного закона возлагает на операторов обязанность принимать всевозможные технические и организационные по защите персональных данных, исключая возможность неправомерного или случайного доступа к ним. Одной из основных причин частых обращений граждан за защитой права «неприкосновенности личной информации» в суд, является проведение правоохранительными органами оперативно розыскных мероприятий. Такие мероприятия представляют собой комплекс взаимосвязанных действий направленных на решение определенных тактических задач при проведении оперативно-розыскной деятельности, целью которой согласно ст. 1 ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности» являются обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В тоже время, в определенных условиях это может стать мощным оружием, которое способно причинить серьезный ущерб интересам личности. В свою очередь важно сказать о том, что является значительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лица во время проведения оперативно-розыскных действий установление уголовной ответственности. В соответствии со статьями особенной части УК РФ она предусмотрена за : нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), нарушение неприкосновенности жилища (ст.139). Сведения, относящиеся к понятиям личная и семейная тайна, подразумевают собой информацию об одном лице или членах его семьи соответственно, которая не может быть никому доверена. То есть, подразумевается обязанность сохранения сведений конкретными лицами, которым они были доверены в силу их общественного или профессионального долга. К таким сведениям относятся: адвокатская тайна, нотариальная тайна, медицинская тайна, тайна усыновления(удочерения) , тайна исповеди, тайна судебной защиты и представительства и пр. Следует подчеркнуть, что Федеральным законом об «ОРД» не устанавливается порядок сбора и выдачи подобных сведений. Следовательно, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а именно при определении основания и порядка ее собирания, следует руководствоваться отдельными нормативно-правовыми актами, устанавливающими и конкретизирующими порядок сохранения конкретной тайны. «При проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении верующих лиц или священнослужителей не будет нарушена тайна исповеди, при соблюдении таких факторов, как: проведение оперативно-розыскного мероприятия не во время осуществления этого таинства; полученная информация имеет отношение к криминальной деятельности лица, а не к его вероисповеданию. Хотелось бы констатировать и тот факт, что исповедовавшее лицо хранит подобную тайну, но в свою очередь, разглашение им тайны исповеди в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий не образует перед субъектами оперативно-розыскной деятельности нарушение тайны исповеди.» При анализе тайны усыновления (удочерения) хотелось бы отметить, что на основании статьи 139 Семейного кодекса РФ нарушение подобной тайны возможно, только с согласия усыновителей. Кроме этого, проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, связанных с усыновлением (удочерением), может осуществляться независимо от воли усыновителей. Такими исключениями, по праву, можно считать те обстоятельства, когда проведение оперативно-розыскных мероприятий напрямую связано с необходимостью выявления и раскрытия преступлений в связи с имеющейся информацией о фактах незаконного усыновления (удочерения), либо же когда речь идет об установлении всех обстоятельств и действий, которые были допущены в результате факта незаконного усыновления. В таком случае, субъекты оперативно-розыскных действий обязаны сохранять информацию от общественности об усыновлении именно конкретными лицами. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ч. 1 ст. 5 предусматривает обязанности сотрудников, участвующих в оперативно-розыскных процессах, не нарушать права людей на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну в ходе этих процессов. Выделяя характеристики названной нормы отметим, что в ходе проведения этих процедур, разглашение данных, относящихся к указанным выше конституционным правам, в случае, если о них каким-либо образом узнали сотрудники правоохранительных органов является противозаконным. Ст. 137 УК РФ учитывая противозаконный характер сбора той или иной информации о гражданине, которая возможно является его тайной, в части 2 предусматривает достаточно серьезное наказание. Таким образом, исходя из смысла данной нормы понятие «частная жизнь» включает в себя два компонента – личная и семейная тайна. Хотелось бы подчеркнуть отсутствие законодательного этого термина, в связи с чем, в правоприменительной практике нередко возникают коллизии при определении содержания права неприкосновенности частной жизни. Конституционное право граждан на защиту и представительство в судебном заседании, предполагает создание доверительных отношений между обратившимся за юридической помощью лицом и адвокатом. Детальную регламентацию этого права содержит "Кодекс профессиональной этики адвоката" . Так ст. 6 данного нормативного акта регламентируются правила сохранения профессиональной тайны, определены круг лиц и срок сохранения тайны. Данное право также предполагает возможность использования законодательно закрепленных процессуальных прав, которые могут служить поводом для смягчения уголовной ответственности лица, обратившегося к адвокату, или же для опровержения, предъявленного к нему обвинению. Реализуя данное право, адвокат в первую очередь обязан сохранять в тайне все полученные сведения, при этом к таким сведениям можно отнести его тактику и позицию, выдвинутую для защиты обвиняемого лица. Особый интерес представляет ситуация когда, правозащитник передает следственным органам информацию, которую он получил от своего клиента. Из этого следует: допрос адвоката в качестве свидетеля в рамках уголовного процесса невозможен. Такие обстоятельства нарушают конституционное право на судебную защиту и прямо противоречат правилам "Кодекса профессиональной этики адвоката", поэтому в целях избегания таких ситуаций ФЗ «Об ОРД» в ч.3 ст.17 запрещает заключение конфиденциальных контрактов с адвокатами. Как считают некоторые авторы, например О.В. Саратова: «не могут быть использованы в виде вещественных доказательств в рамках уголовного дела различные предметы, документы, сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Исключениями в таком случае являются только те доказательства, которые не являются материалами, полученными в результате выполнения адвокатом своих обязанностей, кроме орудий преступления и тех предметов, которые отнесены действующим российским законодательством к числу запрещенных, или их обращение ограничено в пределах нашей страны». Еще одной проблемой выявленной на практике является неурегулированность в Законе «Об ОРД» вопроса о возможности участия адвоката при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемого лица. Это как нам кажется, также лишает подозреваемого конституционного права на защиту своих интересов квалифицированным защитником, потому что при проведении таких мероприятий, как правило собираются часть доказательств, используемых государственным обвинителем в качестве указывающих на виновность лица, которые достаточно сложно и порой практически невозможно опровергнуть. Одним из самых распространенных процедур получения информации в процессе оперативно-розыскной деятельности является опрос. Он обычно проводится для выяснения частных вопросов. Но, несмотря на популярность опроса и разработанность методов его проведения, существуют проблемы. В частности в ФЗ «Об ОРД» отсутствует законодательное определение понятия «опрос», чем создаются предпосылки отсутствия единообразного его понимания. Также недостаток наблюдается в ст. 8 Закона «Об ОРД», которая устанавливает условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Этот недостаток заключается в отсутствии закрепленных условий для проведения процедуры «опроса», в частности формы его проведения: устной или письменной; гласной или негласной и необходимости истребования согласия опрашиваемого. Также, рассмотрим проведение оперативно розыскных мероприятий, которые, по своей сущности, ограничивают права, декларированные ст. 23, 24, 25 Конституции РФ. Среди них можно выделить прослушивание телефонных разговоров, перехват данных с технических каналов связи, контроль отправлений по почте. Отметим, что ограничение вышеуказанных конституционных прав человека и гражданина недопустимо, за исключением случаев предусмотренных в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. В ней указано право контролировать переговоры по телефону, по телеграфу и отправления по почте исключительно при наличии специального разрешения судебных органов. В ходе проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий, например, при прослушивании телефонных разговоров, зачастую могут быть затронуты конституционные права граждан, которые не совершали противоправных действий и не имеют никакого отношения (имеются в виду социальные связи) к нарушителям закона. Это может произойти в следующих ситуациях: – мобильное устройство, которое зарегистрировано на причастного к уголовному процессу человека, находится во временном пользовании постороннего гражданина; – по той причине, что сотовый телефон долгое время не использовал гражданин, имеющий отношение к правонарушениям, так как в таких случаях оператором сотовой связи в одностороннем порядке расторгается договор, а номер перепродается другому пользователю; – серийный номер абонентского оборудования зарегистрирован на объект оперативно-розыскной деятельности, а телефонный номер оформлен на иное лицо и т.д. Нарушение тайны телефонных переговоров является допустимым обстоятельством вынужденного причинения вреда. Однако вместе с этим нельзя не учитывать, что в данном случае имеет место несанкционированное судом ограничение конституционного права гражданина на тайну телефонных переговоров. При этом не следует обделять вниманием случаи, когда проведение оперативно-розыскных мероприятий носит характер экстренных, например, в связи с возможностью уничтожения или потери объекта оперативного преследования. Вместе с тем вне зависимости от полученных результатов, оперативными сотрудниками должны быть получены юридические основания проведения ОРМ. К подобному заключению в своем постановлении пришел и Верховный суд РФ: «результаты оперaтивно-розыскной деятельности, которые связаны с ограничением конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телегрaфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилое помещение против воли живущих в нем лиц (помимо случаев, установленных федеральным законодательством), можно использовать в качестве доказательств исключительно тогда, когда данные получены по судебному разрешению, и если оперaтивно-розыскные мероприятия были проведены следственными органами в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, в зависимости от важности полученных сведений и перспектив их применения в докaзывании по уголовному делу.»
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 10 страниц
100 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 19 страниц
190 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 13 страниц
250 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 13 страниц
130 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg