Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Формирование инновационной политики Германии

cool_lady 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2021
Реферат на тему: "Формирование инновационной политики Германии"
Введение

Основу устойчивого экономического роста формирует степень развития национальной инновационной сферы, что в свою очередь является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. С середины 80-х годов в большинстве государств мирового сообщества начали формироваться национальные инновационные системы, выступающие основой развития инновационной экономики. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Особую актуальность приобретает формирование концептуальных основ функционирования национальной инновационной системы Германии в целях реализации концепции устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. В связи с этим приобретают значимость и актуальность исследования на предмет формирования адекватного представления об основных характеристиках инновационных процессов, их движущих силах и закономерностях. Существенное значение для Германии также имеет анализ мирового опыта развития инновационных систем, возможностей использования сложившихся моделей инновационных систем в белорусских условиях.
Содержание

Введение 3 1.1 Теоретические основы формирования инновационной системы 4 1.2 Национальная инновационная система Германии 9 1.3 Государственная инновационная политика Германии 10 1.4 Организационная структура НИС в сфере образования и инноваций 12 1.5 Финансирование науки и образования 17 Список литературы 21
Список литературы

1. Теребова, С.В. Активизация инновационного процесса в регионе [Текст]: моно графия / С.В. Теребова, Е.С. Губанова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009 – 179 с. 2. Основы инновационной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Б.И. Бедного. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2018. – 303 с. 3. Астахова М. Результаты интеллектуальной деятельности: понятие и признаки // Интеллектуальная собственность: промышленная собственность. – 2015. – № 8. –С. 38-41. 4. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров. – М.: Изд-во Дашков и К, 2017. 5. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 76 с. 6. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В. Я. Горфинскеля и В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Отрывок из работы

1.1 Теоретические основы формирования инновационной системы Человеческая цивилизация стоит на пороге нового научно-технологического прорыва. Скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. В этой связи значительно возросла роль, которую играет национальная инновационная система (НИС) каждого развитого и развивающегося государства. Впервые понятие НИС было использовано в 1987 году Крисом Фриманом (Science Policy Research Unit, Sussex) в его исследовании технологическойполитики в Японии (Freeman, 1987). В рамках данного исследования были описаны важнейшие элементы японской НИС, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. А уже с начала 1990-х годов понятие НИС оказалось в центре внимания ученых, занимающихся проблемами технологического развития. Первоначальная трактовка понятия «национальная инновационная система» предполагала концентрацию внимания на науке и технологиях, как основных факторах, которые определяют среду действия фирм. Затем, к концу 1990 годов, концепция НИС обрела более широкий контекст, утверждая, что НИС включает в себя все элементы социально-экономической системы, а уровень развития технологий и инноваций определяется национальными особенностями исторического развития страны [1]. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что НИС представляет собой, по своей сути, институциональную основу инновационного развития национальной экономики, создающую необходимые условия и ресурсы для эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране. Она охватывает всю совокупность субъектов и объектов научно-инновационной деятельности в базисных сферах экономики: науке, образовании, производстве, рынке и комплекс институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы [2]. Основная статусная роль НИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции). Базовые функции НИС – генерация знаний, их распространение и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов. Осуществляя базовые (творческие) функции, НИС выполняет также регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции. Высший критерий выполнения этих функций – получение нового знания на уровне открытий и изобретений; результатов ИР – на уровне патентов, в том числе за рубежом; инновационной продукции – на уровне мировых аналогов и стандартов. Основная, стратегическая, цель построения и функционирования НИС – обеспечение перевода экономики на инновационный путь динамичного конкурентоспособного развития с главным акцентом на инновационное развитие предприятий и отраслей реального сектора, обеспечивающее повышение эффективности всего народного хозяйства и уровня жизни людей. Важными методологическими принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие: • приверженность эволюционному развитию страны в рамках белорусской модели развития; • ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций; • перестройка действующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров по региональным союзам и анализа позитивных и негативных сторон отечественной инновационной практики; • построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной "достройки" и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и рынка и НИС как инструмента их интеграции [4]. Системообразующими принципами построения НИС являются научность, системность, целостность. Принцип научности требует объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций. Принцип системности обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах. Принцип целостности обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные "разрывы", снижает потери времени, информации об инновациях, их не востребованность потребителем, устраняет дублирование функций и средств. Следуя этим принципам, НИС должна стать эффективным инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, "новой экономики" в рамках модели развития и формирования социально ориентированного рыночного хозяйства [4]. Основными признаками, указывающими на достижение национальной инновационной системой определенной стадии зрелости, можно считать следующие: • формирование рынка научно-технической продукции; • превращение интеллектуальной собственности в один из наиболее значимых элементов экономических активов; • развитие интеграционных процессов инновационной направленности; • становление инновационного менеджмента как новой концепции управления; • превращение инноваций в основной катализатор инвестиций; • усиление инновационной конкуренции; • активизация государственной научно-технической и инновационной политики. Для достижения этих ориентиров в части регулирования развития НИС государство должно обеспечить: • разработку стратегии инновационного развития экономики; • проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов; • формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, правовое, ресурсное и кадровое обеспечение; • установление рамочных условий и разработку нормативно-правовой базы, способствующих развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых игроков инновационной системы; • координацию и мониторинг национальной инновационной политики [4]. Базовая модель НИС, отображает связи между основными участниками НИС. Взаимодействия с предприятиями, системы науки и образования обеспечивают разработку и передачу технологий. Важную роль в процессе передачи технологий выполняют посредники и элементы инфраструктуры знаний. Деятельность компаний направлена на удовлетворение рыночного спроса. Присутствии каких-либо элементов или связей эффективность НИС снижается, и она медленнее адаптируется к изменяющимся условиям. Соответственно, деятельность НИС во многом зависит от государственной политики, направленной на укрепление всех ее подсистем, а также на установление, усиление и придание сбалансированного характера взаимосвязям между ними. Системный подход позволяет определить оптимальные точки воздействия для совершенствования мер государственной политики и улучшения показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности [5]. Рисунок 1.1 – Элементарная модель Национальной инновационной системы Важным условием успешной инновационной деятельности является доступ к финансированию, и наличие механизмов финансирования является ключевым элементом инновационной среды. Научные исследования и инновации предполагают неопределенность и риск. Вмешательство государства носит корректирующий характер и осуществляется при неэффективной работе рыночных механизмов. Поведение банков изначально направлено на снижение рисков, а средства частных инвесторов, готовых нести риски (венчурные фонды, неформальные инвесторы) часто недостаточны. Как показывают многочисленные исследования, целенаправленное выделение государственной поддержки может положительно повлиять на развитие предприятий, их интенсивное расширение, развитие взаимодействия и сотрудничества с другими участниками инновационной деятельности [5]. Реальный вклад НИС в инновационное развитие национальной экономики определяется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями. 1.2 Национальная инновационная система Германии По большинству инновационных показателей Германия находится среди самых экономически и инновационно-эффективных стран мира. Ее традиционная технологическая эффективность проявляется в широком распространении инноваций в производственных отраслях, прежде всего в малом и среднем бизнесе. Однако за последние годы, и особенно в период глобального кризиса, инновационная деятельность этого сектора несколько сократилась. Германия занимает третье место в мире по объему ВВП и экспорта в ЕС. Ее рынок один из самых крупных в Европе. Главными торговыми партнерами Германии являются Франция (10,3%), США (8,8%), Великобритания (8,3%) и Италия (7,1%). Важнейшие отрасли: автомобиле-, машиностроение, электротехника, химия, экологически чистые технологии, точная механика, оптика, медицинская техника, биотехнологии и генные технологии, нано технологии, авиация, космонавтика, логистика. Привлекательность страны для иностранных инвесторов очевидна: в 22 тыс. иностранных компаний на территории страны работают 2,7 млн человек. Постоянно растут прямые иностранные инвестиции. Доля инновационных предприятий Германии сохраняется довольно высокой вбольшинстве отраслей экономики. По докризисным оценкам, около 48% производственных фирм и 56% фирм в сфере услуг вывели на рынок соответственно 37% новых инновационных продуктов и 41% инновационных производственных процессов. В программном обеспечении для ЭВМ, текстильной и химической промышленности более 15% немецких фирм (от общего количества в отрасли) является мировыми лидерами, в машиностроении, электронной и автомобильной промышленности - более 20, в приборостроении - 28%. О научно-технологическом лидерстве фирм Германии свидетельствует и тот факт, что доля наукоемкой продукции довольно высока в общем объеме промежуточных товаров, используемых в промышленном производстве. Более высокий удельный вес инновационных продуктов отмечен только в Швейцарии (промышленное производство) и Австрии (сектор услуг). 1.3 Государственная инновационная политика Германии Инновационная политика Германии включает в себя четыре стратегических направления: • увеличение государственного финансирования ИР с акцентом на ключевые области науки и технологий (здравоохранение, ИКТ, нано технологии, экологически чистые технологии); • улучшение условий для внедрения инноваций в частном секторе, стимулирование использования и совершенствования механизма трансфера технологий государственной формы собственности; • проведение институциональной реформы научных организаций; • осуществление административной реформы с целью улучшения координации ИР государственными органами. Стратегия высокотехнологичного развития. Федеральное правительство Германии приняло единую для всех федеральных ведомств стратегию с целью к 2020 г. сделать страну мировым лидером на важнейших глобальных рынках инновационной продукции и услуг. Этот подход характерен для многих промышленно развитых стран ОЭСР. Общий объем финансирования в рамках стратегии (включая инвестиции федеральных земель и предпринимательского сектора) превысит 15 млрд евро, что позволит к 2010 г. довести долю финансирования ИР в ВВП до 3%. Одна из основных целей стратегии - создание условий для максимальной свободы развития науки и устранение бюрократическихпрепятствий при реализации ИР, переход к свободному и конкурентному обществу знаний. В этом контексте намечено: • развитие внутренних рынков передовых, наукоемких технологий, стимулирующих разработку и внедрение инновационных продуктов и услуг (в стратегии определено 17 областей инновационного развития); • укрепление связей между наукой и промышленностью на основе государственной поддержки ИР, осуществляемых совместно с частным наукоемким сектором; • ускорение процесса коммерциализации технологий государственной формы собственности, раскрытие талантов нации, в особенности в рамках малого и среднего инновационного бизнеса, создающего наибольшее число рабочих мест в Германии. В соответствии с целями стратегии в стране будет усилена междисциплинарная и межведомственная координация, учтены позитивные стороны глобальной конкуренции в сфере инноваций, построен «мировой инкубатор талантов». 1.4 Организационная структура НИС в сфере образования и инноваций Научно-образовательная и инновационная политика Германии разрабатывается Федеральным министерством образования и научных исследований (Bundesministerium fur Bildung und Forschung - BMBF), в функции которого входят следующие сферы1: • стратегия и общие вопросы; • европейское и международное сотрудничество в образовании и науке; • профессиональное образование и непрерывное обучение; • научные системы; • ключевые технологии и инновационные исследования; • биологические науки и исследования в области здравоохранения; • обеспечение будущих поколений (исследования в области культуры, фундаментальных проблем и устойчивого развития). При BMBF действует Международное бюро Германского центра авиации и космонавтики в Бонне, которое поддерживает и координирует международное сотрудничество в области науки и образования в данной области. Согласно национальной политике по перспективному развитию науки, технологий и инноваций правительством Германии определена генеральная цель - формирование «новой культуры инноваций», которая должна охватывать все сферы жизни общества, а развитие инновационной экономики -стать критерием эффективности государственной политики. На уровне правительства признано, что только инновационные технологии и услуги обеспечат Германии глобальную конкурентоспособность. В этой связи первоочередными направлениями работы правительства по разработке и реализации были признаны: • Стратегия высоких технологий Германии (High-Tech-Strategie fur Deutschland); • Европейская программа исследований и разработок (Euro-Programm fUr Forschung und Entwicklung), стоимость которой оценивается в 6 млрд евро на период 2006-2009 гг.; • Стратегия разработки и применения технологий будущего - Zukunftstechnologien (биотехнологии, нанотехнологии, ИКТ и др.)2. В стремлении усилить позиции Германии за счет науки мирового класса BMBF увеличивает как сами инвестиции, так и эффективность их использования вузами и научно- исследовательскими учреждениями посредством повышения качества исследований и обучения, а также кооперации с предпринимательским сектором. Следует также отметить следующие направления действий BMBF, которые будут прямо или косвенно содействовать целям и задачам инновационного развития Германии: • подготовка нового варианта соглашения по исследованиям и инновациям (Pakt fUr Forschung und Innovation)3; • разработка соглашения о высшей школе 2020 г. с федеральными землями (привлечение последних к финансированию проектов научных исследований); • строительство установки рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL и ускорительного центра FAIR; • подготовка на регулярной основе, начиная с 2008 г., доклада «Исследования, инновации и технологическая эффективность» с целью совершенствования системы оценок деятельности в этой области; Важнейшая приоритетная задача инновационного развития - выявление и поддержка талантов. В инновационном обществе, как это определяется в инновационной политике страны, «талантам должны быть открыты все пути, поэтому общей целью экономики, науки и политики должно быть создание достойной смены, наряду с привлечением выдающихся иностранных специалистов». В этой связи проводятся следующие мероприятия: • продолжение выполнения Национального соглашения по обучению и подготовке профессиональной смены; • структурная перестройка системы профессионального образования; • создание новых, стартовых учебных мест в рамках программы «Jobstarter»; • проведение постоянного диалога в рамках «Форума смены» (Forum Nachwuchs); • создание механизмов мотивации для талантливой научной смены на основе реализации Соглашения по исследованиям и инновациям (Pakt fUr Forschung und Innovation)4. Важный элемент инновационной политики Германии - интенсификация диалога науки и общества, обсуждение социальных, морально-этических, культурных и религиозных аспектов развития научных исследований и разработки инновационных высоких технологий XXI в. Германское научно-исследовательское сообщество (Deutsche Forschungsgemeinschaft - DFG) - центральная самоуправляемая научная организация, которая получает ассигнования из федерального и земельных бюджетов. DFG содействует сотрудничеству между исследователями, консультирует органы законодательной и исполнительной власти. Общество содействия германской науке Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft zur Forderung der Wissenschaften e.V. - MPG) - крупнейшая научно-исследовательская организация вне высшей школы. Общество финансируется большей частью за счет ассигнований федерального и земельных бюджетов. MPG состоит из 80 институтов, занимающихся преимущественно фундаментальными исследованиями в области естественных, биологических, гуманитарных и общественных наук. MPG поддерживает фундаментальные исследования, проводимые в вузах. Общество Фраунгофера (Fraunhofer- Gesellschaft - FhG) занимается прикладными ИР и имеет более 80 НИИ по всей Германии (около 12,5 тыс. научных сотрудников), а также филиалы в Европе, США и Азии. Ежегодный объем затрат на ИР превышает 1 млрд евро. Заказчиками выступают промышленные компании, сфера услуг, а также государственные органы. Сообщество германских научно- исследовательских центров им. Гельмголь- ца (Hermann von Helmholtz-Gemeinschaft Deutscher Forschungszentren) - крупнейшая научная организация Германии. Имеет 15 научно-исследовательских центров (около 25 тыс. сотрудников). Годовой бюджет - более 2,3 млрд евро. Порядка 90% финансирования получает через BMBF, 10% - из бюджетов земель. Основные направления ИР - энергетика, науки о Земле, экология, здравоохранение, транспорт и космос. В рамках системы научных организаций можно также отметить: Научное сообщество «Синий список» (Einrichtungen der Blauen Liste - BLE), Германскую академию естествоиспытателей Леопольдина (Deutsche Akademie der Naturforscher Leopoldina), которая не имеет собственных НИИ, научные фонды Фрица Тиссена и Фольксвагена, Объединение учредителей фондов германской науки (Stifterverband fUr die deutsche Wissenschaft), Фонд Александра Гумбольдта и др. Система образования и подготовки кадров для инновационной деятельности. Система образования Германии базируется на соответствующей организации начального и среднего образования с последующей профессиональной подготовкой. Фактически она является составной частью НИС. В стране существует обязательное 9-летнее образование (10-й класс - по желанию). Обучение в гимназии продолжается до 12-го или 13-го класса. Полученный аттестат дает право на поступление в вуз. Особенность Германии - уникальная система параллельного профессионального обучения: 60% выпускников школ в течение двух-трех лет приобретает одну из 350 официально утвержденных профессий, сочетая практику (3-4 дня в неделю) на одном из 643 тыс. предприятий, 80% из которых - малые и средние фирмы. В Германии существует 372 высших учебных заведения, из них 152 высшего профессионального обучения общего профиля, 102 университета, 6 педагогических, 18 теологических институтов, 46 институтов искусств и 31 институт подготовки специалистов по менеджменту. В настоящее время в таких учебных заведениях учатся около 2 млн студентов, из них 30% - выпускники средних школ, 97% студентов учатся в государственных вузах. Почти 246 тыс. иностранных студентов и аспирантов5 вывели Германию на третье место в мире по привлекательности системы образования после США и Великобритании. Реформа высшего образования. Германским университетам, несмотря на высокое качество преподавания, пока не удается занять ведущее место в мире, поэтому с 2005 г., исходя, в частности, из целей подготовки исследователей и специалистов для НИС, государственные органы управления вузами начали реформу системы образования. В том же году Федеральный конституционный суд отменил запрет на взимание платы за обучение. Реформа подразумевает переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), введение платы за обучение, отборочные вступительные тесты, расширение частных предложений в сфере образования и укрепление партнерских отношений между вузами и внеуниверситетскими учреждениями. К 2010 г. все вузы страны должны перейти на новую систему в соответствии с Болонской декларацией, предполагающей двухступенчатое обучение и получение выпускниками степеней бакалавра и магистра. Это облегчит обмен студентами между Германией и другими странами, повысит привлекательность немецких вузов для иностранцев. Предполагается стимулировать и самостоятельное реформирование деятельности университетов в зависимости от успешности в научных исследованиях - в отличие от принципов равенства, традиционно присущих системе немецкого высшего образования. В рамках так называемой «Инициативы качества» Германского научно- исследовательского общества (DFG)за пять лет, начиная с 2005 г., десять ведущих университетов получат почти 2 млрд евро на формирование научно-исследовательского профиля, финансирование аспирантов, а также поддержку некоторых исследований. Цель проводимой реформы - укрепить взаимосвязь научных исследований и преподавания в условиях обостряющейся международной конкуренции, глобализации инновационной деятельности. Изменения в законодательстве Германии предоставляют университетам большую свободу действий. Так, например, оплата труда профессоров будет определяться не только стажем, но и результатами их работы. В соответствии с проводимой реформой вузы должны будут более четко декларировать свой профиль, а их конкурентные позиции будут подтверждаться рейтингами качества и популярности. Безусловно, что все эти векторы реформы образования окажут прямое или косвенное влияние на формирование кадров исследователей и инженеров, которые будут заняты в инновационной сфере экономики. 1.5 Финансирование науки и образования Высокий уровень научно-технологической и инновационной деятельности в стране во многом является следствием ее финансовой политики в этой области. Согласно положениям Лиссабонской стратегии ЕС страны должны достигнуть к 2010 г. расходов на ИР в размере 3% от ВВП. В 2006 г. Германия достигла 2,53% валовых расходов на ИР от ВВП (показатель GERD - gross expenditures on R&D в соответствии с классификацией ОЭСР). Около 70% в рамках этого показателя приходится на бизнес, 16,3% - на сектор высшего образования, остальные ассигнования - на государственный сектор. По имеющимся данным в 2002-2004 гг. 4,4% малых и средних и 22,4% крупных фирм осуществляли совместное сотрудничество в инновационной сфере с исследовательским сектором системы высшего образования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Инновационный менеджмент, 13 страниц
150 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 12 страниц
150 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 29 страниц
200 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 15 страниц
150 руб.
Реферат, Инновационный менеджмент, 20 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg