Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Преодоление подростковых страхов посредством арт-терапии

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2021
В жизни человека подростковый возраст - это возраст формирования самостоятельной личности, перехода во взрослую психологически зрелую фазу жизни. Подростковый возраст, который приходится на промежуток 11-17 лет, является самым бурным в развитии человека. В возрасте с 15 до 17 лет подростки стремятся к общению со сверстниками и вступлению в социальные группы, а также из-за смены социального статуса чувствуют себя неполноценными и приобретают неуверенность в собственных силах.
Введение

В последние годы арт-терапия набрала особенную популярность и это не удивительно, она является одной из самых востребованных техник психотерапии. Элементы данного вида терапии применяют психиатры, психотерапевты, психологи, а также те, кто не имеет психологического образования учителя, врачи, художники, фотографы и д.р. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной психологии проблема изучения детского страха затрагивает все возрастные группы. Уже ни одно десятилетие ученые - психологи всего мира изучают страх, начиная со страхов детей дошкольного возраста и заканчивая страхами людей пожилого возраста. Хотя в современной психологии понятие “страх” является достаточно обширным, большинство психологов сходятся во мнении, что страхи оказывают огромное влияние на жизнь человека. На данный момент уровень страхов у старших подростков достаточно высок и связан как с возросшими требованиями в области образования, социальной обстановкой в мире и в стране, угрозой множества заболеваний, так и с активно порицаемой в современной массовой культуре неуспешностью среди сверстников. К сожалению, в большинстве учебных заведений страхи подростков либо остаются без внимания, либо их изучение остается на уровне диагностики. Ввиду этого становится очевидной необходимость разработки коррекционной программы, которая была бы эффективна в работе с подростками. В вопросе коррекции страхов, в том числе и подростковых, стоит обратить внимание на коррекционные и развивающие качества искусства и огромные возможности набирающей популярность арт-терапии. Исследованиями в области арт-терапии занимались А. И. Копытин, В. Н. Никитин, Л.С. Выготский, Е. А. Потемкина и многие другие, эффективность воздействия арт-терапии на детей дошкольного возраста, младших школьников широко рассмотрена в работах современных психологов, чего не скажешь о подростках и, в особенности, старших подростках. Воздействие арт-терапии на подростковые страхи также исследовано достаточно узко. Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании потенциала арт-терапии для преодоления подростковых страхов. Задачи данной работы: - Исследовать феномен страха в современной психологии; - Рассмотреть особенности применения арт-терапии у подростков; - Провести практическое исследование изучения потенциала арт-терапии для преодоления подростковых страхов. - Проанализировать результаты исследования. Методы исследования: - теоретические: методологический и критический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: наблюдение, тестирование, анализ результатов творчества участников; - математические: статистическое сравнение, визуализация результатов исследования. Объект исследования - подростковые страхи. Предмет исследования - возможности использования арт-терапии для преодоления детских страхов. Гипотеза исследования - арт-терапия позволяет подросткам преодолеть свои страхи при условии: -проведения серии арт-терапевтических занятий нацеленных на преодоление страха и гармонизацию личности; -проведение терапии в группе сверстников. Методологической основой исследования являются учебные пособия, монографии, научные статьи и электронные ресурсы в области психологии, социологии и педагогики, в том числе работы А.И. Копытина, Е.П. Ильина, Б.С. Волкова. Исследование проводилось на базе театральной студии «Термит», созданой на базе Инновационного культурного центра. В исследовании приняли участие 40 респондентов возрасте от 13 до 16 лет, из них 18 мальчиков и 22 девочки. Данная выпускная квалификационная работа представлена в виде двух глав и заключения. Первая глава представлена в виде теоретической части, в которой описан феномен страха, история его изучения и возможные способы его преодоления, а так же арт-терапия как психолого-педагогичееский метод и особенности ее применения к подросткам. Вторая глава содержит в себе практическую часть исследования, включающую в себя отбор экспериментальной и контрольной групп, описание методики отбора, краткое описание серии арт-терапевтических занятий и анализ результатов исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………........................................…3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ СТРАХОВ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ…………………………...……………………….5 1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СТРАХА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………..……………………………………………....5 1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ СТРАХАМИ….……………………………………….......15 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ- ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……………………………...….……………….38 2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …...........................….....38 2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………..63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....………………….……….74
Список литературы

1. Акимова М. К. Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / М. К. Акимова [и др.] ; под редакцией М. К. Акимовой, М. К. Акимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 301 с. 2. Арт-терапия - новые горизонты [Электронный ресурс]/ Хеуш Николь [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Когито-Центр, 2019.—336c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/88316.html — ЭБС «IPRbooks» 3. Астапов В. М. Клиническая психология. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. М. Астапов, А. Н. Гасилина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. 4. Астапов В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Малкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. 5. Баринов Д.Н. — Тревога и страх: историко-философский очерк // Психолог. – 2013. – № 3. – С. 1 - 39. 6. Бедрединова С. В. Профилактика и коррекция страхов : учебноепосоие для вузов / С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. 7. Василенко А.А., Плотникова Е.С. Возрастное изменение актуальных страхов человека // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч.3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/43015 8. Волков Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости: логические схемы и таблицы: учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 511 с.; 9. Володина К. А. Применение арт-терапии в деятельности практического. психолога в организации/ К. А. Володина // Организационная психология. — 2017. — т. 7, № 2. — с. 86–101. 10. Гуревич П. С. Психоанализ. Т. 2. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 564 с. 11. Гуружапов В. А. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с. 12. Джудит А.Рубин Искусство арт-терапии [Электронный ресурс]/ Джудит А.Рубин— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2016.— 301 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/89726.html.— ЭБС «IPRbooks» 13. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2018. — 367 с. 14. Жегурова О. А, Арт-терапия в профилактической и лечебной работе: учебно-методическое пособие / О. А, Жегурова, Е, А. Потемкина. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019.— 100 с. 15. Ильин Е. П. Психология страха./Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2017. — 352 с. 16. Ичетовкина Н.М. Психолого-педагогические практики: организация, методические указания, диагностические средства / Н.М. Ичетовкина, Т.Д. Лукъянова ; Министерство образования и науки РФ. – Глазов : Глазовский государственный педагогический институт (ГГПИ), 2014. – 112 с. 17. Карбанович О.В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / Карбанович О.В // Вестник Брянского государственного университета - 2015. - №2 - 74-79. 18. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 208 c. 19. Копытин А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А. И. Копытин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 208 c. 20. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / А. И. Копытин, О. И. Постальчук, Н. О. Сучкова [и др.] ; под редакцией А. И. Копытина. — 2-е изд. — Москва: Когито-Центр, 2019. — 288 c. 21. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 528 c. 22. Крайг Г. Психология развития / Крайг Грейс; Под общ.науч.ред. А.А.Алексеева; Пер.с англ. Н.Мальгиной и др. - 7-е изд.,междунар. - СПб.: Питер, 2019. - 992 с. 23. Липский И.А., Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Липский Л.Е. Сикорская. - М. : Дашков и Ко, - 2014. - 280 с. 24. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2016, - 583 с. 25. Мандель Б.Р. Психология развития: полный курс / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 743 с. 26. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. 27. МолчановС. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 351 с. 28. Морозюк С. Н. Психология личности. Психология характера : учебное пособие для академического бакалавриата/ С. Н. Морозюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с. 29. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. 30. Новикова К.В., Бабушкина В. Возможности арт-техники коллажа в оказании психологической помощи // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2017. – 524 с. – С.103-109. 31. Нуриахметова А.И. Коллажи (фотоколлажи) и коллективные творческие работы на логопедических занятиях /Нуриахметова, А.И.// Педагогический опыт: теория, методика, практика - 2015 - №1 - С.277-279 32. Ноговицына Н.М., Исследование уровня тревожности у подростков/ Ноговицына, Н.М., Лис Я.О // Проблемы современного педагогического образования - 2019 - №64-3 – С.338-341. 33. Обухов А. С. Введение в профессию: психолог образования + доп. материалы на сайте : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов, А. М. Федосеева, Э. Байфорд ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 391 с. 34. Обухов А. С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 422 с. 35. Обухов А. С. Психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. 36. Пидкасистый П. И. Психология и педагогика : учебник для вузов / П. И. Пидкасистый. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2011. — 714 с. 37. Поливанова, К. Н. Практики развития: взросление в современном мире // Материалы научно-экспертного семинара "Новое детство". М.: МГПУ, 2012. 38. ПросековаЕ.Н. Страхи детей в подростковом возрасте /Просекова Е.Н. // Вестник шадринского государственного педагогического института - 2013. - 4(20) - С.81-89. 39. Разнадежина Н. А., Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания: практикум/ сост. : Н. А. Разнадежина, А. И. Шишкина. – Сургут: Изд -во бюджетного учреждения Ханты -Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» - 2016. – 40с. 40. Разумова Е. Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арт-терапии./Разумова Е. Ю. // М.: "Труды МЭЛИ: электронный журнал" - 2010 - С.9. 41. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт - 2014. — 412 с. 42. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2 т. Т. 2 : учебник для студ. высш. учеб. заведений/А.И.Савенков.—М.: Издательский центр «Акаемия» - 2014. — 240с. 43. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен /Сидоров, К.Р. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» - 2013. - №2 - С.42-52. 44. Сластенин В.А. Каширин В.П. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с. 45. СусанинаИ. В. Введение в арт-терапию / И. В. Сусанина. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 95 c. 46. Тихомирова Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 251 с. 47. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. 48. Фототерапия: использование фотографии в психологической практике [Электронный ресурс]/ А.И. Копытин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Когито-Центр, 2019.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88277.html.— ЭБС «IPRbooks» 49. Филиппова Е.В. Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 430 с. 50. Чащина О.В. Арт-терапия и ее применение в психологии / Чащина О. В. // The Newman In Foreign Policy - 2016. - 34(78) - С. 40-41.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ СТРАХОВ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ 1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СТРАХА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Практически ни одному человеку в мире не нужно объяснять что такое страх. Он сопровождал человечество на пути из каменного века в век цифровой, и будет сопровождать до скончания времен. Диоген дал такое определение страху: мучение. Ужас есть страх, наводящий оцепенение. Стыд – страх бесчестия. Робость – страх совершить действие. Потрясение – страх от непривычного представления. Испуг – страх, от которого отнимается язык. Мучение – страх перед неясным». Томас Гоббс называл страх неотъемлемой частью естественного состояния, где присутствует «постоянная опасность насильственной смерти». По его мнению страх или «беспокойство о будущем» играет неоднозначную роль. С одной стороны, это беспокойство стимулирует человека к познанию, благодаря которому человек получает практическое знание, позволяющее ему устроить свою жизнь. Но одновременно , боязнь “невидимых вещей”, в сочетании с неведением, есть основной источник иллюзорных представлений и религии. Доктор психологических наук профессор А. Г. Маклаков считает, что страх - это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 91 страница
2275 руб.
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 59 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg