Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

МОТИВ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ ОТ «ПРОЩАНИЯ С МАТЕРОЙ» К «ЗОНЕ ЗАТОПЛЕНИЯ» Р. СЕНЧИНА

vika_glad 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 139 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2021
В настоящей работе рассмотрена специфика эсхатологического сюжета – история возникновения понятия, мотивный состав и поэтика. Эсхатологические мотивы в русской литературе встречаются довольно часто. Писатели стараются осмыслить окружающую действительность в духе Священного писания. Представление о «конце света» динамично меняется на протяжении времени. В ходе исследования выявлены три этапа развития апокалиптического жанра, встречающиеся в культурной традиции мира: мифологическая, религиозная и «новая» эсхатология.
Введение

Работа посвящена проблеме трансформации эсхатологического мотива «Всемирный потоп» на материале знаковых текстов: повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и романа Р. Сенчина «Зона затопления». Актуальность темы. Эсхатологическая проблематика была актуальной на всем протяжении развития христианской культуры. В каждую историческую эпоху пророчества о конце света воспринимались по-разному. Весь путь человеческой цивилизации окрашен постоянным, нетерпеливым ожиданием катастрофы, которая приведет к гибели цивилизации. Во времена социальных и политических кризисов, экономической нестабильности и душевных смятений, люди подвержены апокалиптическим настроениям. В реалиях нашего мира эсхатологическое пророчество является насущным в свете острых и противоречивых событий современности. Все страхи, сомнения, отчаяния и надежды на будущую справедливость, которые тревожили человечество на разных этапах развития всемирной истории, обнаружили свое отражение в теологии, философии и беллетристике. В гуманитарной науке востребовано междисциплинарное рассмотрение эсхатологического сюжета как явления культуры, отражающий результат кризиса веры под воздействием внешних факторов и событий. Исследование мотива Всемирного потопа на материале художественных произведений В. Распутина и Р. Сенчина позволит по-новому взглянуть на литературное наследие писателей, осмыслить их произведения в контексте новейшей мировой литературы, проследить перспективность их авторского диалога и современного традиционализма в целом. Степень разработанности проблемы: В художественной литературе традиция апокалиптических текстов определяется эсхатологической ориентацией в культурном сознании, берущей свое начало в древних мифах и средневековой схоластической литературе. В дальнейшем приобретает новый оттенок во времена церковного раскола, петровских преобразований и достигает наибольшего развития в литературной и философской мысли рубежа XIX-XX веков. В это время чаще прослеживается связь с библейским сюжетом. По мнению современных специалистов, происходит подмена исследования литературной эсхатологии литературной же апокалиптикой. В литературоведении интерес к текстам такого типа проявился в исследовании А.Н. Варламова «Апокалиптические мотивы в русской прозе конца ХХ века» (1995), С.Н. Сморжко «Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского» (2007), И.А. Ткаченко «Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX – первой половине XX века» (2007), Н. Цветовой «Русская литературная эсхатология Век ХХ Эсхатологические идеи писателей-традиционалистов», в статьях, посвященных анализу литературной эсхатологии Л.М. Леонова. Наиболее яркое воплощение данной тенденции – работа Л. Кациса «Русская эсхатология и русская литература». Это образец литературоведческого исследования, базирующегося, по утверждению самого автора, на «новом – открыто апокалиптическом», иудео-христианстве» [Карцис Л., 2000; С. 14], выросшем, опять же согласно авторскому определению, на рубеже веков из «Повести об Антихристе» Владимира Соловьева. Яркие писатели того времени, в текстах которых прослеживаются эсхатологические мотивы: Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, К. Леонтьев, В. Соловьев, Н. Федоров и др. Чаще всего в их произведениях можно обнаружить отсылки к Евангелию (притчи, заповеди Христа, сцены из Откровения Иоанна Богослова). Со второй половины XX века в русской литературе эсхатологическая тематика в художественных произведениях трансформируется, происходит перетолкование традиционных эсхатологических мотивов в реалистическом ключе. Однако, изменение, профанация традиционных сюжетов все больше затемняют глубинные архетипические значения. В это время затрагиваются темы апокалиптического жанра, однако в своих произведениях писатели дают им своеобразную авторскую трактовку, дополняя новым содержанием, связанным с переживаниями кризиса христианской цивилизации и чаяниями новой формы религиозного сознания, которые не теряют свою актуальность на сегодняшний день. На рубеж XX веков мотив Всемирного потопа становится более конкретным: сила прозрения, художественная мощь писателей, поэтов, мыслителей в том, что они предвосхищают, предугадывают кризис человека XXI века, видя истоки этого кризиса в наступлении эсхатологического конца. Трансформация мифа о всемирном потопе актуализируется в русской литературе конца 1960-х годов, что объясняется назревшей потребностью общества в решении нравственных проблем. В это время пишет повесть «Прощание с Матерой» В. Распутин, где образ воды становится одним из центральных, основная тема произведения – затопление острова Матёры. В наши дни, на рубеже XX и XXI веков, тот духовный кризис, который встревожил В. Распутина, имеет свои особенности и последствия. Он стал всепоглощающим, захватив не только умы, но и сердца людей. Интерес к эсхатологическим мотивам, изучение поведения человека значительно активизировались именно в начале XXI века, когда совокупность событий и обстоятельств во многом повторяют ситуацию до и пореволюционной эпохи, обладая, конечно, специфическими чертами. Вопросы, волновавшие не одно поколение людей и ставшие основными для распутинского поколения, для самого писателя, в той же степени занимают наших современников, что прекрасно отразилось в творчестве Р. Сенчина как представителя «нового реализма», направления, сформировавшегося в литературе на исходе 1990-х гг. Он пишет роман «Зона затопления», полемически развернутый в сторону текста предшественника. «Зона затопления» – роман об ушедшей эпохе, где прочерчены новые грани в жизни деревенских людей. Автор отказывается от мифопоэтики как структурообразующего принципа, уходит в сторону публицистики. Если у В. Распутина погружение острова под воду подсвечено народными легендами, библейскими мотивами, то у Р. Сенчина затопление деревни характеризует конец очередной эпохи, которая лишена всякой перспективы. Специфика проводимого магистерского исследования заключается в изучении образов и мотивов, которые встречаются в произведениях В. Распутина и Р. Сенчина, в контексте апокалиптической катастрофы. Таким образом, проблема нашего исследования определяется необходимостью провести целостный анализ эсхатологического сюжета в русской культуре, литературе рубежа XIX-XX вв., когда возникали своеобразные авторские концепции, связанные с переживанием всемирного кризиса, краха современной христианской цивилизации. Мы стремимся показать, как яркие явления индивидуально-авторского сознания нашли свое проявление в русской эсхатологической традиции конца XX - начала XXI вв., раскрыть основные особенности литературы данного периода на материале произведений В. Распутина и Р. Сенчина. Объектом исследования являются повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» и роман Р. Сенчина «Зона затопления». Предмет изучения – мотив Всемирного потопа и эсхатологическая картина мира, развернутая в творчестве В. Распутина, Р. Сенчина, а также исследование используемых ими апокалиптических образов, символов как синтеза религиозных и художественных представлений. Цель исследования – изучение апокалиптического сюжета как литературного феномена, характеризующегося определенной системой мотивов; анализ трансформации эсхатологического мотива «Всемирный потоп» на материале произведений В. Распутина «Прощание с Матерой» и Р. Сенчина «Зона затопления». С этой целью соотносятся конкретные задачи: 1. Выявить смысловое наполнение и дифференциальные признаки термина мотив; 2. Изучить понятия «эсхатология» и определить основные эсхатологические мотивы, которые возникали в литературной и философской мысли на протяжении истории; 3. Определитель структуру и содержания эсхатологического мифа о Всемирном потопе на материале сказаний разных народов и культур, религиозных учений и художественных произведений; 4. Рассмотреть вопрос о присутствии эсхатологических мотивов в знаковых текстах В. Распутина и Р. Сенчина, проследить трансформацию мотива «Всемирный потоп» как сюжетообразующего элемента в произведениях данных писателей; 5. Дать сравнительный анализ, описать ключевые апокалиптические образы и символы в текстах В. Распутина «Прощание с Матерой» и Р. Сенчина «Зона затопления», отражающих эсхатологизм эпохи XX и XXI века. Методы исследования. Особое значение для достижения поставленной цели и решения научных задач имеет мотивный анализ, который позволил прочитать изучаемые произведения современной литературы как тексты, посвященные эсхатологической проблеме. Задействован и сравнительно-сопоставительный метод, а также принципы исторической поэтики, позволяющие отделить становление «эсхатологической темы» от мифологических сюжетов. Теоретическую основу исследования составляют труды, в которых представлены различные подходы к пониманию трактовки термина литературный мотив (К.М. Баранова, А.И. Белецкий, А.Л. Бем, А.Н.Веселовский, Б.М. Гаспаров, Е.М. Мелетинский, А.А. Плисс, В.Я. Пропп, И.В. Силантьев, Б.В. Томашевский, В.Б. Шкловский, О.М. Фрейденберг, Б.И. Ярхо, А.П. Скафтымов, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, и др.). Попытка осмысления эсхатологического мотива предопределила обращение к изысканиям А.Н. Варламова, И.А. Ткаченко, С.Н. Сморжко, Н.С. Цветовой, И.А Бессонова, Л. Кациса, Т. Рудомазиной и др. Кроме того, в нашей работе учтены результаты посвященных В.Г. Распутину фундаментальных исследований Н.В. Ковтун, С. Семеновой, Н.Н. Котенко, Н.С. Тендитник, И.И. Плехановой, О.А. Барышевой, А.Н. Кузиной и др. Рассмотрены работы, посвященные художественному творчеству Р. Сенчина (Е.М. Ротай, В.В. Огрызко, A.B. Татаринова, Н.В. Ковтун). Теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые предпринята попытка рассмотреть мотив Всемирного потопа в современной русской прозе, сконцентрировав внимание на знаковых текстах В. Распутина и Р. Сенчина, проследить как трансформировался эсхатологический сюжет в реалиях современного мира. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов в вузовских академических и специальных курсах, при подготовке спецсеминаров и школьных факультативов по истории современной литературы, литературоведению, философии, культурологии. Первая глава посвящена историографическому анализу теории мотива в русском литературоведении и фольклористике: от основополагающих трудов А.Н. Веселовского до исследований последних лет. Значительное внимание уделено «эсхатологическому мотиву». Исследованы его истоки и художественное воплощение в истории русской литературы и культуры. Показано содержание эсхатологического мифа о Всемирном потопе, рассмотрены различные варианты его интерпретации. Вторая глава повествует о мотиве Всемирного потопа в русской прозе рубежа XX – XXI вв. Проанализирована повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина, показано, что она выступает претекстом романа «Зона затопления» Р. Сенчина. Последний посвящает книгу именно Валентину Григорьевичу Распутину, используя эксплицитную форму отсылки к другому тексту. Читатель романа в свою очередь должен обратиться к тексту-первоисточнику, так как Р. Сенчин подчеркивает актуальность поднятой им темы – затопление русских деревень из-за запуска гидроэлектростанции, когда культура разрушается наступлением цивилизации. В текстах обоих писателей прослеживается мотив Всемирного потопа, об этом свидетельствуют архетипические образы и символы. На материале художественных текстов названных писателей проанализирован мотив Всемирного потопа как сюжетообразующий элемент, который в процессе истории культуры подвергся трансформации. В Заключении приводятся основные выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы. По теме диссертации опубликованы следующие работы: • Новикова Е.О. Преодоление мифа «крестьянской Атлантиды» в романе «Зона затопления» Р. Сенчина. Актуальные проблемы современной филологии: материалы IX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 25 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] /отв. ред. Т.А. Полуэктова; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2019. С. 37- 39; • Новикова Е.О. «Новый реализм» — его авторы и герои. Сибирский филологический форум / Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2019. № 2 (6). С. 45-55; • Новикова Е.О. Постапокалиптический мир Романа Сенчина. XIX Красноярские Краевые Рождественские образовательные чтения. «Молодежь: свобода и ответственность» – Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2019. С. 359-370; • Новикова Е.О. Апокалиптические темы и мотивы в истории русской литературы. Современная филология: состояния, проблемы, перспективы. Материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Ответственный редактор Т.А. Полуэктова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 17 – 22; • Новикова Е.О. Мортальные мотивы в произведениях Р. Сенчина. Сибирский филологический форум / Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2020. № 2(10). С. 53-66.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...8 Глава ?. Мотив. Генезис и границы понятия 1.1.Художественный мотив и его интерпретации………………………17 1.2.Эсхатологический мотив: истоки и художественное воплощение...33 1.3.Миф о Всемирном потопе: варианты интерпретации……………...46 Выводы по главе ?.......................................................................................59 Глава ??. Мотив Всемирного потопа в русской прозе рубежа XX–XXI вв. 2.1.«Прощание с Матерой» В. Распутина как претекст «Зоны затопления» Р. Сенчина…………………………………………..61 2.2.Эсхатологические мотивы повести В. Распутина «Прощание с Матерой»…………………………………………………..74 2.3.Трансформация мотива о Всемирном потопе в романе Р. Сенчина «Зона затопления»………………………………………………………..90 Выводы по главе ??....................................................................................103 Заключение……………………………………………………………...105 Список используемой литературы…………………………………...109 Приложение. Методическая разработка интегрированного занятия в рамках элективного курса по литературе…………………………….126
Список литературы

1. Аверинцев С.С. Эсхатология // Философская энциклопедия: В 5-ти т. - Т. 5. - М., 1970. С. 580. 2. Асов А.И. Антлантида и древняя Русь // Лит Мир [сайт]. – URL: http://https://www.litmir.me/br/?b=1994&p=1 (дата обращения: 04.04.2020) 3. Апостол Иоанн Богослов. Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова. Спб.: Белый город, 2012. - 168 с. 4. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — стр. 219 — 262. 5. Ахметова М.В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца XX - начала XXI вв. Дисс... канд. филол. Наук: 10.01.09 / Ахметова Мария Вячеславовна; Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2004 – 260 с. Текст (визуальный) : непосредственный. 6. Ахметова М.В. Город в современных эсхатологических предсказаниях. – URL: http://ruthenia.ru/folklore/alimetova3.htm (дата обращения: 02.04.2020) 7. Баранова К.М. Основные сюжетные и идейно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII – XVIII веков. Становление традиции в литературе США [Текст]: дис. … докт. филол. наук: 10.01.03 / К.М. Баранова. – Москва, 2011. – 490 с. Текст (визуальный): непосредственный. 8. Барышева О.А. Христианские и народно-поэтические мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01 / Барышева Ольга Александровна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2010 - 217 с. Текст (визуальный): непосредственный. 9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Худож. Лит., 1979. – 751 с. 10. Бессонов И.А. Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика: дис... д. филол. наук: 10.01.09 / Бессонов Игорь Александрович; МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2010 – 179 с. Текст (визуальный): непосредственный. 11. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире / Н. Бердяев. – М.: T8RUGRAM, 2018. - 112 с. 12. Бердяев Н.А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). – М.: Канон+, 2004. – 408 с. 13. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 гг.) / Составление и комментарии В.В. Сапова. – М.: Канон+, 2002. – 656 с. 14. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание о общественность / Составление и комментарии В.В. Сапова. – М.: Канон+, 1999. – 464 с. 15. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2003. 16. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии. М.: Рос. библ. общество, 1998. 17. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) — Екатеринбург: УГППУ, 2000 г. — 937 с. 18. Белецкий А.И. В мастерской художника слова [Текст] / А.И. Белецкий // Сост., вступ. ст., коммент. А.Б. Есина. – М.: Высш. шк., 1989. – 160 с. 19. Бем А. К уяснению историко-литературных понятий [Текст] / А. Бем // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. – 1918. – Т. 23. – Кн. 1. – СПб.: Изв. Отд. русск. яз. и лит-ры АН, 1919. – С. 225 – 245 20. Большакова А. Ю. Духовная география России: поэтика В. Г. Распутина // Писатели русской традиционной школы второй половины XX века в контексте современности: Сб. Статей. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - С. 89-94. 21. Бондаренко В. Новый реализм // Завтра. 2003. № 34 (509) 22. Борисова Л.В. Концепт «дерево» как лингвокультурный код // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. 2014. №1 С. 34–45. 23. Бражников И.Л. Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике XX века: дис... д. филол. н. - Москва, 2011. 24. Бражников И. Я. Живые и мертвые. Эсхатологические мотивы и мифопоэтика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» //Преподаватель ХХI век. - М., 2009. - №4, ч. 2. - С. 317 — 322. 25. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Прогресс, 2001. 485 с. 26. Ветхозаветные апокрифы 2001 - Ветхозаветные апокрифы / Сост., вступ. ст. и прим. П. Берсенева. СПб., 2001. 27. Глянц В.М. Гоголь и Апокалипсис. М.: ЭЛЕКС-КМ, 2004. 284 с. 28. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt (дата обращения: 05.10.2019) 29. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743–784. 30. Гуга В. С открытым забралом // Журнальный зал: Урал 2013, URL:http://magazines.russ.ru/ural/2013/4/g17.html (дата обращения: 05.10.2019) 31. Данилкин Л.А. Клудж // Новый мир. 2010. №1. С.135–154. 32. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: в 2 т. / вступ. ст. И. Волгина, коммент. В. Рака, А. Архиповой, Г. Галаган. М.: Книжный Клуб 36.6, 2011. Т. 1. 800 с. 33. Варламов А.Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века: Автореф. дис. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1997. - 16 с. 34. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов [Текст] / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М.: Высш. шк., 1989. – 648 с. 35. Веселовский, 1940 - А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. Л.,1940. 408 с. 36. Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику [Текст] / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М.: Высш. шк., 1989. – 648 с. 37. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX века [Текст] / Б.М. Гаспаров. – М.: Наука, 1994. – 304 с. 38. Горбовский А.А. Какой была Цивилизация до Катастрофы? М.: Алгоритм, 2012. 240 с. 39. Гроссман Л.П. Творчество Достоевского. – Собр. соч.: В 5 тт. – Т.2. – М.: Современные проблемы, 1928 – Т.2. – 334 с. 40. Ермолин Е. Случай одного реализма // Журнальный зал: Континент 2006, №128. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2006/128/ee27.html 41. Кассирер Э. Миф как форма созерцания // Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб, 2002. Т. 2, ч. 2. С. 87-164. 42. Кацис Л.Ф. Русская эсхатология и русская литература, М.: ОГИ, 2000. 665 с. 43. Ковтун Н. В. Деревенская проза в зеркале утопии. М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Сиб. Федер. Ун-т. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. - 494 с. 44. Ковтун Н. Актуальная литература в зеркале манифестов («Мой манифест» В. Распутина, «Учение ЕПС» В. Ерофеева и «Отрицание траура» С. Шаргунова) // LITERATURA, 2016, № 58 (2), p. 52-65. 45. Ковтун Н.В. Деревенская проза в зеркале утопии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 494 с. 5. Ковтун Н.В. Русская традиционалистская проза ХХ–ХХI веков: генезис, мифопоэтика, контексты: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 600 с. 46. Ковтун Н. В. Валентин Распутин. Правда памяти: материалы Всерос. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения писателя. Иркутск, 28 сент. – 2 окт. 2017 г. / [отв. ред. В. Я. Иванова]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. С. 151-168. 47. Ковтун Н. В. Интуиция смерти и опыт ее переживания в позднем творчестве В. Распутина // Нарративные традиции славянских литератур: от Средневековья к новому времени. Ответственный редактор Силантьев И.В., Изд-во: Омега Принт. 2014. С. 267-277 48. Ковтун Н.В. Историоризация мифа: от «благословенной» Матеры к Пылево (об авторском диалоге В. Распутина и Р. Сенчина) // Вестник ОмГПУ. 2017. № 4 (17). С. 81–87. 49. Ковтун Н.В. Патриархальный миф в традиционалистской прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв. // Сибирский филологический журнал. № 1, 2013. С. 77-87. 50. Ковтун Н.В. Трансформация утопии в малой прозе рубежа ХХ–ХХI веков (на материале повести В. Маканина «Лаз») // Русская литература. 2010. № 3. С. 185–193. 51. Ковтун Н.В., Степанова В.А. Трансформация погребального обряда в поздних рассказах В. Распутина // Вестник КемГУ. Вып. 2 (62). Т. 4, 2015. С. 144-152. 52. Ковтун Н.В. On the Ruins of the “Crystal Palace” or the Fate of Russian Utopia in the Classical Era (N.G. Chernyshevsky, F.M. Dostoevsky, M.E. Saltykov-Shchedrin) // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. 2011. № 7 (4). Р. 1045–1057. 53. Козина Т.Н. Духовная основа русской ментальности в литературно-художественном творчестве: дис... д. филол. н. - Тамбов, 2008. 54. Козина Т.Н. Библейские мотивы в русской прозе 1960–1980-х годов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 23. С. 169–174. 55. Кобко В.В. Община старообрядцев-токаревцев в Приморье // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: история и современность, местные традиции. Русские и зарубежные / Мат. 4-ой межд. науч. конф. 14-17 сентября 2004, г. Владивосток, 2004. 56. Кодирование - подобие апокалиптической печати. Киев: Союз ПравославныхБратств Украинской Православной Церкви. 1998. 57. Королева С.Ю. Мифологическая универсалия «мирового древа»: функционирование знака/образа/символа в пространстве традиционной культуры и художественного текста. — Пермский ун-т., 2004. 58. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. – М.: Современник, 1988. – 188 с. 59. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. [Вып. 4].– Горький: Изд-во ГГУ, 1980 – С. 69-81. 60. Красильников Р.Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. – Вологда: ГУК ИАЦК, 2007 – 140 с. 61. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Пер. с франц. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 656с. 62. Кун Н. Легенды и мифы древней Греции. Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017, - 544 с. 63. Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составление, последование и комментарии В.В. Сапова. – М.: Канон, 1995. – 512 с. 64. Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня) // Журнальный зал: «Знамя» 2002, №5. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2002/5/lipov.html 65. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. – 959 с. 66. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность/сост. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. – М.: Мысль, 1994. – С. 5-216 67. ЛЭС – Литературный энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 751 с. 68. ЛЭТП – Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 799 с. 69. Лысов А. Г. «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина в контексте произведений о «втором всемирном потопе» в русской литературе ХХ века в контексте современности: Сб. Статей. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - С. 122 — 131. 70. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: исследование идеологии развитого индустриального общества Одномерный человек / Перев. А. Юдина; Сост. предисл. Примеч., В.Ю Кузнецова. – М. ООО «Издательство АСТ», 2002. – 526, [2] с. 71. Мень А., протоиерей. Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. М, Фонд имени Александра Меня. 2005. С. 228 72. Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема мотивов и сюжетов // Записки Тартуского ун-та. – Вып. 635 – Тарту, 1983 – С. 115 – 125. 73. Мелетинский Е.М. О литературных архитипах / Российский государственный гуманитарный университет. — М., 1994. — 136 с 74. Михайленко И. А. К вопросу о религиозно-этических проблемах производства эксгумации // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 149-152. 75. Мифы народов мира 1992 - Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / Под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. Энциклопедия, 1992. 76. Молданов Е. Злокачественная биопсия семьи Елтышевых / Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. – 512 с. 77. Морозов С. Хроники «потопа». Критика. Молоко. 2014. №6. 78. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: философия древности и средневековья) 3-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. – 480 с. 2000 79. Музыкальная энциклопедия / под ред. В.А. Сапожникова. М., 1971. 233 с.
Отрывок из работы

Глава ?. Мотив. Генезис и границы понятия 1.1. Художественный мотив и его интерпретация Мотив представляет собой значимый компонент литературного текста, при помощи которого осуществляется создание произведения. Мотив – термин, перенесенный в литературоведение из музыки, впервые был зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703), где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную [ЛЭС 1987]. В литературный же обиход введен И.В. Гёте («Годы учения Вильгельма Мейстера», «Об эпической и драматической поэзии»). Термин мотив восходит к латинскому moveo – двигаю, или позднелатинскому motions, что значит движение [Баранова 2011: С. 50]. Как литературоведческая категория исследуется с начала XX века — в трудах А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов», рассматривающих мотив как неразложимый элемент текста — предмет, образ, минимальная единица фольклорного сюжета. Историк литературы был заинтересован повторяемостью мотивов в повествовательных жанрах разных народов в качестве основы «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого. На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Являясь базовой структурной единицей литературного повествования, мотив занял прочные позиции в качестве предмета изучения в области как отечественного, так и зарубежного литературоведения. В отечественной науке значимый вклад в исследование мотивной составляющей произведений внесли такие ученые, как А.Л. Бем, Б.М. Гаспаров, Е.М. Мелетинский, Т.И. Печерская, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, И.В. Силантьев, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг и др. Посвятили серьезные исследования рассмотрению этого феномена: Н.А. Краснова, А.А. Плисс. В работах перечисленных авторов рассматривается природа мотива, особенности его функционирования в тексте, даются различные определения этого феномена.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Литература, 50 страниц
3400 руб.
Дипломная работа, Литература, 3 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg