Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Президент РФ и исполнительная власть

cool_lady 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Цель – раскрыть сущность, основные принципы и особенности организации системы исполнительной власти в Российской Федерации, исследование полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Данная цель предполагает решение следующих задач: – изучить теоретические аспекты основных принципов организации исполнительной власти в Российской Федерации; – определить роль и место Президента как одного из субъектов государственной власти Российской Федерации; – проанализировать закономерности и специфику взаимодействия Президента Российской Федерации и исполнительной власти. Методологической основой выполнения курсовой работы является комплексная система научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета исследования и сделать выводы по нему: общенаучные (аналитический и системный) и частнонаучные (формально-юридический и метод сравнительного правоведения). Теоретической базой курсовой явились труды, сочинения, монографии и учебная литература зарубежных и отечественных учёных. Нами были проанализированы работы представителей отечественной науки по общим вопросам государства, права и управления. В курсовой использованы монографии и иные публикации Т.Я. Хабриевой, А.А. Муравьева, М.А. Краснова и др. Помимо этого, в основе данной работы лежат научные статьи научно-методических и научно-правовых изданий. Огромный материал по основным проблемам рассматриваемой темы представлен в научно-практических журналах «Административное право и процесс», «Право и современные государства», «Юридическое образование и наука», «Общество и право» и др. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Главы разбиты на параграфы с целью более удобного и логически последовательного изложения материала.
Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что формирование практических механизмов реализации конституционного принципа единой системы исполнительной власти в Российской Федерации является одним из существенных условий повышения эффективности государства. Современная стратегия совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации с учетом географического положения страны, экономической и демографической ситуации основывается на задачах укрепления государственности и повышения управляемости, поиске оптимальных форм федеративных отношений. Совершенствование федеративных отношений является составной частью формирования общества и системы осуществления государственной власти. Объектом работы является институт президентства в РФ и система исполнительной власти в Российской Федерации. Предметом данной работы являются закономерности и специфика взаимоотношений исполнительной власти и Президента Российской Федерации.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Характеристика органов государственной власти в Российской Федерации 5 1.1 Понятие, основные принципы и полномочия исполнительной власти в РФ 5 1.2 Система федеральных органов исполнительной власти 9 Глава 2. Статус Президента РФ в системе органов государственной власти 16 2.1 Общая характеристика правового статуса Президента РФ 16 2.2. Полномочия главы государства в сфере исполнительной власти 20 2.3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти 26 Заключение 31 Библиографический список 33
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СЗ РФ. - 2014. - № 31.- Ст. 4398. 2. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 25.03.2020) // СЗ РФ. – 2020 г. - № 34. – ст. 346. 3. Постановление Правительства РФ № 30 от 19 января 2005 года в редакции от 11 ноября 2005 года «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». // Рос.газ. - 2005 г. - 25 января. 4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. – 2020г. - № 11. – С. 1416. (не вступил в силу) 5. Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. М.: Норма: Инфра – М., 2010. - 784 с. 6. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 820 с. - (Основы наук). 7. Административное право: Учебник / С.Н. Братановский. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 921 с. 8. Административное право: учебник для бакалавров / Ю.А. Копытов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 645 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс. 9. Борискова, И.В. Формирование и полномочия администрации Президента Российской Федерации / И.В. Борискова // Территория науки. – 2015. - №4. – С. 95-99. 10. Быстрянцев, А.Ф. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации / А.Ф. Быстрянцев, С.Д. Селиванов // Инновационная наука. – 2016. - №3-2(15). – С. 25-26. 11. Стахов, А.И. Административные регламенты органов исполнительной власти. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие / Стахов А.И. - Электрон. текстовые данные. - М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2011. - 111 с. 12. Тлеубаев, Ж.С. Скрытые полномочия Президента РФ / Ж.С. Тлеубаев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 27 (281). Право. Вып. 32. - С. 34–38.
Отрывок из работы

Глава 1. Характеристика органов государственной власти в Российской Федерации 1.1 Понятие, основные принципы и полномочия исполнительной власти в РФ Анализируя понятие исполнительной власти через призму государственного управления, можно утверждать, что исполнительная власть является в известном смысле производной от государственного управления, которое представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой и реализуется исполнительная власть. В данном контексте исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, обладающих совокупностью управленческих полномочий. Для характеристики деятельности органов исполнительной власти необходимо рассмотреть такие понятия, как полномочия, предметы ведения, компетенции, а также функции и услуги. Полномочия органа исполнительной власти представляют собой совокупность обязанностей и прав на совершение различного рода управленческих действий. В более широкой трактовке полномочия могут быть определены как совокупность правовых возможностей государства оказывать воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания и стимулирования развития . Развитие экономики и социума, принятие НПА приводят к возникновению у органов исполнительной власти новых полномочий. Таким образом, сфера влияния органов исполнительной власти на жизнь социума периодически меняется. Решающее слово в этих изменениях принадлежит политикам (законодателям). Однако и сами органы исполнительной власти, обладая нормотворческими полномочиями, активно влияют на изменения сферы своей деятельности и регулирования, зачастую, не только с учетом общественных, но и собственных интересов. Функции органов исполнительной власти конкретизируют их полномочия, определяют виды деятельности, которые направлены на определенный результат. Объем и характер полномочий определяет набор функций и услуг органа исполнительной власти. Полномочие может быть реализовано путем исполнения одной или нескольких функций и услуг. Функцией (услугой) органа исполнительной власти можно считать нормативно установленный вид властной деятельности, постоянно осуществляемый этим органом власти в определенной сфере деятельности . Ю.Н. Старилов выделяет такие общие функции исполнительной власти, как: • исполнительная – функция исполнения законов; • правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; • социально-экономическая – направленная на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов; • функция обеспечения законности и конституционного порядка в стране; регулирующая – в рамках которой осуществляются руководство, контроль, координация, учет, прогнозирование и т.д.; • нормотворческая; • охранительная . Эти функции можно отнести ко всем без исключения органам исполнительной власти. В тоже время К.С. Бельский приходит к выводу о наличии двух уровней функций исполнительной власти. Три основные, имеющие глобальное значение для жизни общества: функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности; регулятивно-управленческая функция, представляющая собой деятельность по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства; функция обеспечения прав и свобод граждан, по его мнению, составляют первый уровень, содержание функций которого вытекает из субстанциональной природы исполнительной власти . Функции второго уровня имеют вспомогательный характер, как считает К.С. Бельский, и направлены на обслуживание трех основных функций, к которым он относит: нормотворческую функцию, заключающуюся в издании органами исполнительной власти нормативных актов управления; оперативно-исполнительную, которая заключается в реализации органами исполнительной власти правовых норм, содержащихся в законах и иных нормативно-правовых актах; юрисдикционную, выражающуюся в применении административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к юридическим и физическим лицам . Э. Г. Липатов в качестве функций исполнительной власти выделяет следующие: – функцию осуществления государственного административного принуждения за нарушение правил управления; – разрешительную функцию, связанную с выдачей органами государственной власти, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическим лицам и гражданам; – регистрационную функцию, выражающуюся в регистрации актов, документов, прав, объектов; – функцию управления государственным имуществом, состоящую в осуществлении полномочий собственника в отношении имущества, в том числе и переданного государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям и государственным учреждениям, а также управления находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ; – функцию по оказанию государственных услуг, понимаемую как осуществление органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных законодательством условиях неопределенному кругу лиц . При реализации данных функций появляется необходимость постоянного взаимодействия органов исполнительной власти федерального и регионального уровня. 1.2 Система федеральных органов исполнительной власти В ст. 10 Конституции РФ, которая закрепляет одну из фундаментальных основ государственного строя страны, сказано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», связано с политической действительностью Российского государства. Конституционный принцип разделения властей включает в себя наличие определенных сфер государственной деятельности, в которых исключительной компетенцией обладают только органы публичной власти, указанные в ст. 11 и 12 Конституции РФ. Причем ст. 10 Конституции РФ закрепила важное положение о том, что «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Разделение властей также предполагает, что каждая из трех ветвей власти независима, не подотчетна другим, она самостоятельно реализует функции, которые ей переданы. Как верно отмечает М.И. Байтин: «Основное назначение такого разделения властей заключается, во-первых, в обеспечении эффективного, профессионального и независимого функционирования каждой ветви власти; во-вторых, в создании “сдержек и противовесов” во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не допустить любой узурпации власти, любой диктатуры». В современных демократических государствах принцип разделения властей предполагает действие механизма взаимосдерживания, взаимосогласования, взаимоконтроля различных ветвей власти, гарантируя при этом сохранение их самостоятельности и независимости. Таким образом, система разделения властей выступает одной из важнейших гарантий демократизма существующей в государстве формы правления. Исполнительная власть, являясь как бы промежуточным звеном между законодательной и судебной властью, занимает особое место в системе разделения властей. Однако назначение исполнительной власти проявляется в особом виде государственной правоприменительной деятельности, так как отличие от правоприменительной судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется главным образом в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований закона для обеспечения нормальной и результативной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, культуры и т.п. Сущность исполнительной власти является объектом научного анализа многих ученых, занимающихся проблемами конституционного и административного права. Так, в частности, К.С. Бельский утверждает, что с точки зрения административно-правовой логики исполнительная власть первична, поскольку она воплощает государство, с ней постоянно сталкивается человек, а законодательная власть является подсобной и призвана в основном корректировать деятельность исполнительной власти. Ю.Н. Старилов полагает, что «исполнительная власть – это деятельность по властному исполнению законов, включая возможность применения мер государственного принуждения». Другие правоведы утверждают, что исполнительная власть – ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера . Таким образом, в приведенных выше определениях прослеживаются две основных характеристики феномена «исполнительная власть» – это специфическая государственная деятельность, которая осуществляется органами власти, специально созданными для этого. Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, по мнению Ю.Н. Старилов, характеризуется следующими признаками: • обязательность существования ее в современном правовом государстве; • это самостоятельный вид государственной власти; • наличие системы органов исполнительной власти; • единство; • подзаконность; • планирование; • осуществление юрисдикционной деятельности; • ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты. В федеративных государствах, коим и является Российская Федерация, существует двухуровневая система государственных органов исполнительной власти, которая состоит из федеральных и региональных органов исполнительной власти. Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Органы исполнительной власти имеют свой собственный правовой статус, отличающий их от органов законодательной и судебной власти. Посредством деятельности собственных органов исполнительная власть приобретает динамические качества. В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется и осуществляется на началах федерализма, т.е. законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов Федерации. Однако, в отличие от законодательной власти, федеральные и региональные органы которой не образуют единую систему с соподчинением, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данное положение основывается на ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, в соответствии с которой федеративное устройство России базируется на единстве системы государственной власти. Такое единство и взаимодействие органов исполнительной власти, прежде всего, определены их общими направлениями деятельности, в которых выражается сущность и назначение данной ветви государственной власти. Верно отмечает А.С. Сахарова: «Необходимо учитывать, что функции исполнительной власти тесно взаимосвязаны с функциями государства, которые в свою очередь зависят от целей и задач, стоящих перед государством на современном этапе. Соответственно, в процессе исторического развития государства в функциях исполнительной власти происходят определенные изменения: возникают новые направления деятельности, в некоторых из функций отпадает необходимость, другие изменяют свое содержание, но неизменной является исполнительная функция, которая служит основой для всех других». Тем не менее, ученые-правоведы имеют различные представления о природе и составе функций исполнительной власти. Так, например, Ю. М. Козлов наиболее важными функциями исполнительной власти считает правоохранительную функцию, функцию координации, регулирования и функцию организации. Сложная структура организации федеральной исполнительной власти формирует не менее сложную структуру ее представительства на территории субъектов Федерации. Известная во многих странах деконцентрация центральной исполнительной власти в России трансформируется в систему «представительств» и «территориальных органов». Основной проблемой территориальных органов федеральных органов исполнительной власти является их крайне слабая вовлеченность в социально-экономическую проблематику регионов, составляющую предметное поле деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. А. А. Муравьев считает, что федеральные органы исполнительной власти, будучи систематизированы по способу взаимодействия с территориями, могут быть разделены на три группы: 1) федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные органы, наделенные правоприменительными функциями и полномочиями по управлению деятельностью нижестоящих территориальных структур этих органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и т.д.); 2) федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные органы межрегионального и иного уровня, которые размещаются во всех центрах или в части центров федеральных округов (например, Росгидромет); 3) федеральные органы исполнительной власти, не имеющие территориальных органов (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и т.д.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg