Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние ближайшего окружения на профессиональную ориентацию молодежи

cool_lady 828 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Актуальность: Работа с молодежью, представляет собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Взросление человека неизбежно сопровождается решением вопроса о выборе профессии. Именно в молодом возрасте происходит дифференциация интересов, закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности. Формируются нравственные представления и социальные установки. Для младших подростков (12-14 лет) выбор профессии – это главным образом воплощение мечты о своем необыкновенном будущем. Многие психологи свидетельствуют, что подростки не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их активность. Отсюда частая смена профессиональных намерений. Старшие подростки (14-16 лет) уже вступают в расширяющиеся общественные отношения, пытаются найти свое место в обществе, решают вопрос о профессиональном самоопределении.Безусловно это является острой социальной , а так же экономической проблемой нашей страны. Проблемная ситуация: Что бы обозначить проблемы данного социального явления , стоит выделить два ключевых противоречия . Первое , это то , что изменения рынка труда поставило кардинально новые требования к молодежи. Рыночная конкуренция требует от российского общества высокую социальную гибкость , интерес к самосовершенствованию и саморазвитию и т.д. Однако , людям , особенно тем , кто вырос с коммунистическим мировозрением , очень сложно подстроиться под такие резкие изменения требований со стороны общества. Второе , это то , что социальные институты не успевают за изменениями в обществе , из за чего происходит разрыв между планируемым результатом и реальным. Это обьясняется тем , что государство не ставит себе приоритетной целью изменение данных социальных институтов. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена: важностью выбора профессии в жизни каждого человека, негативным влиянием неосознанного выбора профессии, как на самого человека, так и на общество, динамичностью рынка труда. Эмпирический объект: студенты российских вузов на примере студентов Финансового университета. Теоретический объект: профессиональная ориентация Предмет: условия, влияющие на профессиональную ориентацию студентов Цель исследования: Определить особенности профессиональной ориентации и занятости современной молодежи в условиях рыночной экономики Задачи исследования: 1. Изучение социально-демографических характеристик; 2. Выявить специфику влияние окружения на профессиональную ориентацию индивида 3. Обозначить влияние рабочей среды в системе профессиональной ориентации студента 4. Выявить влияние ближайшего окружения на социальный статус профессии 5. Обозначение методов влияние ближайшего окружения на профессиональную ориентацию студента 6. Обозначить роли социальных институтов в системе профессиональной ориентации студента Определение теоретических подходов к исследованию: Основной для данной работы является теория структурного функционализма Т. Парсонса. Данная теория является основополагающей , так как рассматривает общество как систему, имеющую структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, которыми являются устойчивые образцы деятельности людей. Пониманию сущности процесса социализации способствует теория социального действия М. Вебера, который придает особое значение в развитии общества действиям индивида.Так же не менее важной для данной работы является теория рационального выбора. Так как мы сможем обозначить ценностные ориентиры молодежи в сфере профессиональной ориентации. Эмпирическую базу курсовой работы составляют данные социологических исследований по проблеме профессиональной ориентации студентов российских вузов Методы исследования: Данное исследование использует теоретические методы , такие как: моделирование , синтез , классификация , сравнения , обобщение и систематизация . Так же , в данном исследование использованы практические социологические методы: вторичный анализ данных социологических исследований, анкетный опрос. И практические статистические методы : анализ анкетных данных. Практическая значимость: Практическая значимость данной работы заключается в анализе причин упадка качества подготовки студентов ВУЗов к профессиональной деятельности, а так же разработки способов решения данной проблемы.
Введение

Выбор профессии - безусловно является важным вопросом в жизни каждого человека . Данное явление затрагивает процесс самоопределения , а так же процесс самоидентификации индивида в обществе. Адекватная оценка способностей , талантов и интересов являются ключевыми процессами ориентации человека в трудовой среде . Переход от плановой экономика к рыночной сильно изменил социальную и экономическую сферу жизни общества. На современном этапе развития общества происходит трансформация многих социальных институтов , включая образование , а так же рынок труда . Государство , как социальный институт , так же преодолел изменения . Сильно снижены социальные функция государства , что проявляется в введение платных образовательных услуг, ростом социальной дифференциации в молодежной среде, отсутствием необходимых социальных гарантий, обеспечивающих полноценную социализацию, профессиональное, личностное и жизненное самоопределение индивида. Проблема социализации молодежи заключается в неэффективной политики проведения социальных мероприятий , которые должны помогать молодежи с профессиональной ориентации. Школа напрямую должна выполняет задачи связанные с профессиональной ориентации молодежи . Тем не менее , в связи с недостатком государственного финансирования , а так же отсутствием специализированных кадров , процесс организации практико-ориентированной деятельности по формированию профессиональных интересов юношества, качественной подготовки учащихся к профессиональному самоопределению практически отсутствует.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретико-методологические подходы изучения профессиональной ориентации студентов российских вузов на рынке труда 7 1.1Ключевые категории и их анализ 7 1.2 Научная разработанность профессиональной ориентации 15 Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной ориентации студентов Финансового университета на рынок труда 19 2.1 Замысел и методика проведения исследования 19 2.2 Анализ эмпирический данных, выявленных в ходе исследования профессиональной ориентации 20 2.3 Оценка опыта применения разработанного инструментария в ходе пилотажа 25 Заключение 26 Список используемой литературы 27 Приложение 1. Программа социологического исследования 29 Приложение 2. «Говорящая анкета» 54 Приложение 3. Инструментарий фокус-группы 60 Приложение 5. Инструментарий глубинного интервью 67 Приложение 6. Инструментарий формализованного интервью 68
Список литературы

1. Дунаевский Ф.Р. Профотбор и его социальный смысл , 1923 с 4-6 2. Дюркгейм Э. Социология образования , Пер. с фр. М.: ИНТОР, 1996. c 70-77 3. Загвязанский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Педагогика, 1995 , с 85-89 4. Зборовский Т.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. 2000. - № 6. - С. 21-29. 5. ЗюзинД.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. - 165 с. 6. История теоретической социологии: В 5 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов; Рос. АН, Ин-т социол.. М.: Наука, 1995. - Т. 1. - 269 е.; Т. 2. - Магистр, 1997. - 447 с. 7. Каптерев А.И. Модель управления профессионализацией // Сов. педагогика. 1990. -№ 3. - С. 15-21. 8. Качество подготовки специалистов в негосударственных вузах. -М.: Социум, 2000. 143 с. 9. Климов Е.А. Профориентация и психология // Вестник Московского университета. Психология. 1981. - №14. 10. Климов Е.А. Путь в профессию. JL: Лениздат, 1974. 11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996. 12. Парсонс Т. Современная западная теоретическая социология. Вып. II.-М., 1994. 13. Петров В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М.: МО СССР, 1988. - 326 с. 14. Работа вуза: социологический анализ. М.: Союз, 1996. - 56 с. 15. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988 c 15-24 16. Сидоров H.H., Маханькова М.Т. Эффективное использование труда молодежи. М., 1974 c 2-3
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические подходы изучения профессиональной ориентации студентов российских вузов на рынке труда 1.1Ключевые категории и их анализ Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном. История профориентации уходит своими корнями в далекое прошлое, где накапливался, сохранялся и передавался жизненный опыт из поколения в поколение. Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из центральных мест занимает идея совершенства человеческой личности, понимание которой стало возможным только с возникновением воспитания к труду. Основополагающей теорией для моего социологического исследования является теория структурного функционализма Т.Парсонса. Так же стоит отметить огромный вклад Парсонса в саму методику профессиональной ориентации. Парсонс сделал огромный вклад в создание и развитие профориентации, разработав основной принцип помощи выбора профессии. Он состоит из трёх частей: 1. Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах. 2. Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности. 3. В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Принцип Парсонса впоследствии стал основой современной теории черт и факторов в профориентации. В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами: Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору. Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай. Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта. Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу. Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий. Так же стоит отметить теорию социального действия М.Вебера , так как данная теория придает особое значение развитию общества и действиям индивида , акцентируя внимание на его поведение с той исходной позиции , что человек – культурное существо. Даже не смотря на то что данная теория напрямую не связанна с профессиональной ориентацией , они играет одну из ключевых ролей в понимание методики анализа профориентации. Одним из ключевых понятий является термин – целерациональное действие. Целерациональное действие, занимающее у Вебера центральное место, не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие – это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение. Именно целерациональное действие есть наиболее «рабочий» социологический идеальный тип, с помощью которого производятся основные исследования веберовской социологии. Выбирая целерациональное действие в качестве методологической основы для социологии, Вебер тем самым отмежевывается от социологических теорий, которые в качестве исходной реальности берут социальные «тотальности»: «народ», «общество», «государство», «экономика». В качестве необходимой предпосылки в социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного рационально (осмысленно) действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т.д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отвергал идею, согласно которой общество «первичнее» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действия отдельных людей. Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» - считал он, - в социологическом понимании означают, - если выразить это в общей форме, - категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению, а такое сведение всегда означает только одно – сведение к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей». Все это говорит о методологическом индивидуализме Вебера. Неотъемлемым моментом социального действия выступает у него «ориентация» действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов. Без этого введения, т.е. ориентации на другое действующее лицо или социальные институты общества, его теория осталась бы классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации» на другого. В этой «ориентации на другого получает свое «признание» и «социально общее», как то: «государство», «право», «союз». Поэтому «признание» - «ориентация на другого» - становится одним из центральных методологических принципов построения социологии Вебера. Подводя итог, можно сказать, что наличие субъективного смысла и ориентация на других – являются двумя необходимыми признаками «социального действия». Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает на четыре: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1. Целерациональным, если в основе его лежат ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использовании этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной цели; 2. Ценностно-рациональным, или основанным на вере в безусловную этическую, религиозную ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему это приведет; 3. Аффективным (прежде всего эмоциональным), т.е. обусловленным аффективным или эмоциональным состоянием индивида; 4. Традиционным, т.е. основанным на длительной привычке. Социальное действие, являясь исходной клеточкой «социальности» вообще, может воплощаться в «социальные отношения», получающим следующую дефиницию: «Социальными отношениями мы будем называть поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это». Если ориентированные друг на друга социальные действия индивидов (или групп) совершаются регулярно, то эта связь должна быть чем-то обусловлена. Одним из факторов, способствующих регулярности социального действия, являются у Вебера нравы. Они объясняются просто привычкой поступать в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Нравы, укореняющиеся на длительное время, рассматриваются как обычаи. Обычаи обусловлены целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания. Одним из вариантов объединения людей в общество выступает у Вебера «целевой союз» (рациональный идеальный тип). Этот тип объединения он характеризует «как общественные действия с установлениями о содержании и средствах общественных действий, целерациональное принятыми всеми участниками на основе согласия». Каждый индивид, участвующий в общественных действиях, входящих в союз, в известной степени полагается на то, что другие участники союза будут действовать в соответствии с установленным соглашением и исходить из этого при рациональной ориентации собственного поведения. От «целевого союза», основанного на согласии (договоренности о средствах, целях и порядке), Вебер отличает объединение, где добровольное вступление заменяется зачислением на основании чисто объективных данных независимо от желания и согласия зачисленных лиц и где одним из определяющих факторов поведения выступает аппарат принуждения. Такой тип объединений он называет «институтами». Подход Вебера к пониманию социальной структуры не ограничивается только выделением классов. Наряду и в противоположность классам он выделяет статусные группы, которые, по его мнению, являются нормальными сообществами. С содержательными точки зрения статусную почесть Вебер рассматривает как определенный стиль жизни, который ожидается от тех, кто выказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания выступает в качестве определенных ограничений «социального» общения, т.е. статус представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закрытого типа. «Класс» как определенная группа людей делится Вебером на три основных типа: 1. Класс как «класс собственников»; 2. Класс как «стяжательный класс», суть которого состоит в возможности эксплуатировать услуги на рынке; 3. «социальный класс», состоящий из разнообразного множества классовых статусов, между которыми наблюдается изменения, происходящие как на персональной основе, так и рамках нескольких поколений. В анализе классового расслоения общества, он постоянно подчеркивает, что понятия класса и классового статуса, как таковые обозначают только факт тождественности или похожести в типичной ситуации, в которой данный индивид и многие другие люди определились в своих интересах. Индивиды могут входить и покидать данный класс. Большое внимание в социально-экономическом плане он уделяет «среднему классу». Этим термином он описывает тех, кто владеет всеми видами собственности и обладает конкурентоспособностью на рынке труда благодаря соответствующей подготовке. Сюда он относит независимых крестьян, ремесленников, чиновников, занятых в общественном и частном секторе, лиц свободных профессий, а также рабочих, занимающих исключительно монополистическую позицию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 54 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 47 страниц
564 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg