Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

cool_lady 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Цель исследования: изучить уровень формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников. Предмет исследования: дети старшего дошкольного возраста. Исходя, из цели поставлены, следующие задачи исследования: 1.Раскрыть теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. 2.Провести исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. 3.Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста по средством игровой деятельности. 4.Повторное проведение уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если: -определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику; -использовать игровую деятельность. Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида» г. Нурлат Республики Татарстан. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе научно обоснована и практически апробирована программа психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста может быть использована на практике в школе, родителями, педагогами?
Введение

Актуальность исследования. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности. Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа; структура и соотношение компонентов самостоятельности; этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника; взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами. Все выше изложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях 5 1.2. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста 12 1.3 Педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 21 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 30 2.1. Организация исследования уровня становление самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 30 2.2. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста к ДОУ 40 2.3. Результаты экспериментальной работы 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Зеньковский, В.В. Психология детства[Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Школа - Пресс, 2008.- 76с. 2. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А.К. Осницкий[Текст] // Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2017.- №12. - С.173- 178. 3. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада[Текст] / О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2018. -С. 101- 107. 4. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учебник /В. В. Абраменкова. - Воронеж.: МОДЭК. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 416 с. 5. Агеев В.В., Файзуллина А.К. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе [Текст]. Казахский Национальный университет им. аль-Фараби,Алматы 6. Айсина, Р.К., Дедкова, В.В. Социализация и адаптация детей дошкольного возраста / Е. Л. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 5. - С. 49-53. № 6. – С. 46-51. 7. Акимова, Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2012. - 245 с. 8. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.[Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9 - с. 5258. 9. Анахина, Т. А., Васильева, С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности [Текст] / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 14-19. 10. Архипова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: дис. ... канд. пед. наук / А. А. Архипова ; – СПб, 2015. – 25 с. 11. Ахмерова Д.Ф., Гурдуй Н.Е. Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-23. 12. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - 82 13. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 2019. 14. Белая, К. Ю. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам: учебник / К.Ю. Белая, П.И Третьяков,. – М.: Издат. - ТЦ «Сфера», 2017. – 240 с. 15. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: учебник / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель. – 2006, - 236 с. 16. Болонский П.П. Дошкольный возраст. [Текст] // Блонский П.П. Педология. - М., 2010. - с. 89-119. 17. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника.[Текст] // Детский сад от А до Я. - 2018. - №1 - с. 124-132. 18. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. [Текст] / Н. Букина// Дошкольное воспитание. - 2017. - №12 - с. 28-33. 19. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. 20. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 419-421. 21. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 571-572. 22. Веракса, Н. Е. Веракса, А. Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Издат. Мозаика-Синтез, 2014. – 560 с. 23. ВолженинаТ. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. [Текст] // Журнал «Виноград». - 2010. - №37.- 20-23 с. 24. ВолковБ.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В.- СПб.: Питер, 2009.- 160с. 25. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада / А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и др. / Под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 2009. 26. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. – М., 2006. 27. Галанов А. С. Мой ребенок день за днем от 0 до года. - М.: Дом педагогики, 2001. 28. Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 2015. - №4. - С.80-84. 29. Гозман,Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 2005. - №4. - С.80-84. 30. Горюнова С. И., Сорокина И.Р. Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 677-679. 31. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №5.- С.60-64. 32. Гуськова,Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2007. - №5.- С.60-64. 33. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2018.- 253с. 34. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2008.- 253с. 35. Зуева А. Д. Особенности детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 48-50. 36. ИвошинаТ. Г. Психологические условия становления форм субъектости в учебной деятельности подростков [Текст] / Автореферат дисс. на соискание уч. степени докт. пс. наук., М., 2006. 37. Ильин Е. П. Психология для педагогов[Текст]. — ПИТЕР, 2012. — 638 с. 38. Казначеев В. П. Адаптация человека и среда. – М., 2013. 39. КозловаС.А.; Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-213с. 40. Кон И.С. Психология самостоятельность/ И.С. Кон // Педагогика здоровья. -2009.- №7. - С.96- 100. 41. КонИ.С. Психология самостоятельность[Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. -2009.- №7. - С.96- 100. 42. Корнилова Т.Г., Кострыкина Л.Ю., Удалова Р.Т. Ранний возраст – особая забота детского сада. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. – М.:Аркти, 2014. 43. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2016. – №1 – С. 34-37. 44. КосяковаО.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие[Текст]. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 405 с. 45. Кузнецова Г.Н. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. 46. Логинова В.И. Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика[Текст]. - М.: «Просвещение», 1988. - 365 с. 47. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская.- М.: «Просвещение», 2008.- 156с. 48. Люблинская А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская.- М.: «Просвещение», 2008.- 156с. 49. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. //Вестник МГУ, серия 14, Психология. 2003, № 1, с.63. 50. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду – 2004. – №1. – С. 24-49. 51. Малахова Н.Е. Игры раннего возраста. // Управление ДОУ. 2006, № 4, с. 103-108. 52. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду / Н. Мельникова, А.И. Захаров //Дошкольное образование. - № 5 (77). - 2002. – С 31-45. 53. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 54. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. -№ 17. - С.23-30. 55. МикляеваН.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н.В. Микляева[Текст] // Детский сад от А до Я. - 2008. -№ 17. - С.23-30. 56. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 85с. 57. Н.В. Бурим. - Белгород: - 2014. 58. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А.К. Осницкий // Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2017.- №12. - С.173- 178. 59. ПетровскийА.В.Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин- тов[Текст] / 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с. 60. Платохина Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края/ Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2018. - №6. - С.108- 115. 61. РубинштейнС. Л. Основы общей психологии[Текст]. — СПб, 2001. — 720 с. 62. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] /Е.О. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2005. 63. Смирнова,Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Дрофа, 2008.- 253с. 64. Смирнова,Е.О. Дошкольник в современном мире[Текст] / Е.О. Смирнова - М.: Дрофа, 2006.- 157с. 65. Солодянкина,О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста[Текст] /О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006.-182с. 66. ТеплюкС. Истоки самостоятельности[Текст] / С. Теплюк //Дошкольное воспитание. 2005. -№32. - С.67-70. 67. ТрубайчукЛ.В. Социальная компетентность дошкольника[Текст] / Л.В. 68. Трубайчук// Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск:Изд-воИИУМЦ 69. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей[Текст] / Г. Юсупова //Дошкольное воспитание.- 2006. - №21. - С.28-29.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. С.Теплюк отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность - это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства [33]. А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка - от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты...) - это шаг ребенка к независимости от взрослых. По мнению, Е.О.Смирновой, самостоятельность - не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями [29]. В работах К.П.Кузовковой, Т.Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности [14]. Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью. Самое важное, что происходит с вашим малышом в период от года до трех — это начало становления личности. Первые, почти невидимые, шаги в этом направлении происходят уже в год. Но с начала второго года жизни процессы в развитии личности становятся более интенсивными: ребенок, как мы уже говорили, начинает отделять себя от взрослого. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить собственное "Я", и она ищет повод, чтобы противопоставить себя взрослому. «Я САМ» или кризис трех лет Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса. 1. Негативизм. «Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых». Надо заметить, что качество это, приобретаясь в три года вполне пригодиться нам в дальнейшем, чтобы просто уметь сказать «НЕТ». 2. Упрямство. «Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении». Благодаря этому навыку ребенок учит себя и других считаться со своей личностью, прислушиваться к своему мнению. Настойчивостью это качество станет в более стершем возрасте. 3. Строптивость. «Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер — это протест против порядков, которые существуют дома». 4. Своеволие. «Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла». Я сам придумал это, я сам это и сделаю. 5. Обесценивание взрослых. В этом возрасте любимые мамочка и папочка впервые могут услышать из уст своего крохи слова «дура», «плохой» и т.д. Важно понимать, что малыш на самом деле так не считает. А если и считает маму «плохой», то в данный конкретный момент времени, и именно такую маму, потому что он твердо уверен, что мама есть и «хорошая». 6. Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»—писал знаменитый русский психолог Л.С.Выготский. 7. «В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов». Будьте готовы, уважаемы родители принять маленького «деспота» и спокойно, но уверенно ставить его в рамки, не позволяя усугублять эту черту. В этот период самая главная задача, которую решает маленький человек, это необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. «Я сам»—такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. И это не прихоть, а жизненная необходимость. Таким образом, кризис трех лет—это период в жизни малыша, когда он любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, его окружающих. Причем, если ребенку не удается убедить в этом, в первую очередь, самого себя, то в дальнейшей жизни ему будет очень трудно. В этот период происходит полная перестройка отношений ребенка со взрослыми, которые его окружают. Кризис трех лет — это ломка устоявшихся взаимоотношений для того, чтобы построить новые формы отношений между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста у малыша возникает тенденция к самостоятельности, что знаменует собой не только появление этой самостоятельности, заметного внешне, но и одновременное отделения ребенка от мамы. До этого малыш воспринимал маму как часть себя. Теперь он почувствовал себя самостоятельным отдельным человеком. Опять родители с удивлением наблюдают проявления упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. И если в возрасте одного года ребенок просто делала, или по крайней мере пыталась делать все по-своему, то теперь такое поведение сопровождается словами «Я сам». И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает не «хочу», когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т.п. А имеет место то, что ребенок впервые осознал себя как лицо, отделила себя от родителей. Малыш раньше не мог ни попить, ни поесть, ни пойти куда без мамы. Теперь его руки и ноги стали ловкие и послушные - он получил физическую самостоятельность. Он может пойти на кухню и съесть печенья, которое лежит на столе. Может получить с полочки то, что ему нужно. Может сказать, чего хочет и вообще - выразить собственное мнение. А с физической самостоятельностью постепенно приходит и психологическая, когда ребенок осознает свои новые умения и возможности. Рывок физического развития, сделал ребенок, провоцирует рывок психологического развития. Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Обычно это ему не всегда удается, поэтому и вызывает протест и негативизм. Ребенок отказывается подчиняться требованиям, предъявляемым взрослые, настаивает на собственной мысли, на своем решении, иногда это бывает похоже на то, что ребенок объявила войну родителям и протестует против всех постоянных правил и обычаев, которые существовали ранее. Проявить максимум терпения, предоставить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Таким образом, малышу нужно больше свободы действий. Конечно же, сейчас все по- другому, малыш уже достаточно взрослый, чтобы его можно было просто отвлечь от немедленного осуществления какого-то конкретного желания. Теперь, когда у ребенка уже есть восприятие себя как личности, реальное видение своих «хочу», его намерения становятся сознательными. Такое маленького человека уже невозможно «переключить» на другое. Управлять поведением трехлетнего малыша становится гораздо труднее. Отныне нельзя просто навязывать ему свою волю, конечно, речь не идет о крайних случаях, например, когда проявление самостоятельности может навредить ребенку. Предоставить сыну или дочери право выбора, можно заранее предупреждать малыша, например, о том, что "скоро мы пойдем гулять, ты завершай игру и начинай собираться. Увидите, что скоро ваш ребенок действительно будет готова отправляться на прогулку. Установлено, что если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя ответственно, а значит и создает родителям меньше тревог относительно личной безопасности. Малыш сам может решить, будет кушать «добавку» каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или пойдет вместе с мамой в магазин. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Но умение ребенка предусматривать опасность — это навык, который требует целенаправленного обучения и формирования. Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что игла —острая, огонь — жжет и т.п. Пусть малыш попробует пальчиком прикоснуться к кончику иглы и почувствует, что ему больно, в следующий раз осторожно обращаться с этим предметом. Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что она не будет подвергаться лишний раз опасности. Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша чувство уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем, если он пойдет в садик. Через некоторое время после проявлений "кризисной" поведения, испытав терпение родителей, узнав о определенные границы дозволенного в своем поведении, ваш малыш, уже гораздо самостоятельнее и взрослее, продолжает развиваться и меняться, но происходит это на высшем уровне. Ведь теперь эта маленькая особа уже много знает и может, она научилась важным вещам, которые нужны для жизни в мире людей: умеет говорить, достаточно уверенно ходит и делает столько всего, что год назад ей было недоступно. В этом возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая, вместе с тем, похожа на деятельность старших, — ведь родители выступают для малыша образцом, и он хочет действовать, как они. Осознав себя, свои желания, ребенок впервые начинает осмысленно хотеть их реализовать. А это — первый шаг к формированию субъектности. Таким образом, взаимоотношения со взрослыми поднимаются на качественно новый уровень. Ребенок, отделяя себя от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения. Самостоятельность, как одно из центральных качеств личности, начинает закладываться уже в 2-3 года, когда ребенок начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька, начальный этап формирования самостоятельности и желания все сделать.В раннем возрасте трудовая деятельность, в том числе и самообслуживание, не развивается изолированно, в ней сплетаются линии умственного, нравственного, физического развития. Основным приемом руководства процессом формирования самостоятельности является: показ действия взрослым, взрослый выполняет действие руками ребенка, ребенок самостоятельно выполняет действия. Воспитание самостоятельности и формирование навыков самообслуживания предполагает систему организованных внешних воздействий на сознание, чувство и волю детей, но при этом организуется такая деятельность, в которой они могут и приобрести навыки, и проявить себя.В общей системе воспитания самостоятельности педагогу-психологу совместно с родителями следует выделить группу методов, направленных на формирование навыков самообслуживания детей раннего возраста. Анализ научной и методической литературы, проведенный в первой главе исследования, позволяет сделать следующие выводы, среди многочисленных условий способствующих развитию самостоятельной деятельности детей, выбранные нами условия: внедрения активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию; создания предметно-развивающей среды способствующей развитию самостоятельности; включения родителей в воспитательный процесс развития самостоятельности детей. 1.2. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. пишется о том, что самостоятельность это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не прекращалось [22, с.12]. Психологи Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает кризис трех лет. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли важный момент в развитии самопостижения. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком [24,с.18]. Психофизиологические особенности ребёнка 5-6 лет позволяют активно включать его в разнообразные виды трудовой деятельности в семье и дошкольном учреждении. Как отмечает Т.А. Маркова в своих исследованиях, у детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов - восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения [40, с.9]. Внимание становится более устойчивым (ребёнок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать, мобилизируя волю, ребёнок сознательно старается запомнить правила, например, по уходу за комнатными растениями, последовательность действий при конструировании поделок и т.п.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 68 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg