Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации (на материалах АО «Рузхиммаш»)

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Целью работы является проведение теоретического исследования и разработка методических рекомендаций по инновационным механизмам обеспечению устойчивого развития организации, поддержке и развитию системы управления инновационными механизмами АО «Рузхиммаш» в условиях цифровой экономики. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за ? рассмотрение инноваций как необходимого инструмента поступательного развития машиностроительной отрасли; ? исследование зарубежного опыта в развитии инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации; ? раскрытие методики оценки финансовой устойчивости развития организации; ? изучение организационно-экономической характеристики и исследование организации инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш»; ? проведение комплексной оценки инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш»; ? определение путей совершенствования механизма инновационных механизмов развития организации; ? разработка рекомендаций по развитию инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития региональных организаций. Объектом исследования являются инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации машиностроительной отрасли Республики Мордовия АО «Рузхиммаш». Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации. При выполнении исследования в качестве комплексных методов были применены диалектические методы исследования, системный и логический анализ и синтез, экспертные оценки, сбор и обработка статистических параметров, планирование, прогнозирование и концептуальное моделирование, процессный и ситуационный подходы и другие. Научная новизна исследования заключается в разработке методологических положений, методических и практических рекомендаций по совершенствованию инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации. В процессе проведения исследования получены следующие результаты, которые отвечают требованиям научной новизны и выносятся на защиту: ? уточнено определение понятий инноваций и инновационных механизмов отличающихся от известных и используемых в практической деятельности; ? рассмотрены современные тенденции инновационных механизмов и предложены перспективные направления развития АО «Рузхиммаш»; ? разработаны рекомендации по оптимизации инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш»; ? предложена система реорганизации структуры инновационных механизмов: создание Отдела инноваций и введение в штат АО «Рузхиммаш» специалиста по маркетингу с обоснованием ее экономической эффективности; ? разработаны конкретные мероприятия по инновационной системе планирования на основе маркетинговой стратегии объекта исследования. В качестве теоретической и методологической основы исследования использовались отечественные и зарубежные монографии, статьи ученых и специалистов в области региональной экономики, классической экономической теории, системного управления, инновационного менеджмента организации, экономической безопасности национальных моделей экономики и других научных направлений. В исследовании использовались статистические отчеты государственных и региональных органов управления, а также публикации и материалы, представленные на сайтах публичных компаний, которые были проанализированы и обобщены в ходе исследований. В качестве информационной и эмпирической базы исследования были использованы и обобщены статистические материалы и показатели, взятые из открытых отчетов Федеральных и региональных служб статистики, научно-исследовательские отчеты ведущих институтов по направлениям инновационного развития организации, а также комплексные обобщенные материалы, полученные нами. Теоретическое значение проведенного научного исследования заключается в том, что нами были сформулированы и обоснованы на основе комплексного анализа теоретические положения по формированию и развитию нового производства на примере отдельного предприятия и системы управления инновационными механизмами с учетом распределения организационных структур и зон ответственности административных управленческих структур. В исследовании были определены условия и факторы, влияющие на результативность инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации и рекомендации по разработке мероприятий с целью развития современных технологий и производств в геополитических условиях для России. В ходе научного исследования на основе обобщения зарубежного и отечественного опыта были обоснованы подходы к формированию и реализации концептуальных подходов к развитию инновационных механизмов организаций на региональном уровне управления социально-экономическими системами, что представляет авторские разработки по развитию ряда положений теории экономики и управления инновациями. Практическая значимость исследования состоит в обосновании и применении на практике авторских подходов и методических рекомендаций, направленных на развитие системы инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации. Развитие концептуальных подходов к поступательному осуществлению структурных преобразований в коммерческой организации может быть использовано при проведении практических занятий по организации научно-исследовательской деятельности и стратегическом и инновационному менеджменту для магистрантов. Апробация и реализация результатов. Результаты исследования приняты для внедрения в АО «Рузхиммаш». Концептуальные идеи, основные положения, выводы и рекомендации выпускной квалификационной работы были представлены автором и получили положительную оценку на различных научно-практических конференциях: ? научно-практической конференции «Инновации в образовательном процессе» (Саранск, 15 ноября .); 2017 г ? XI Межрегиональная научно-практическая конференция "Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики" (Саранск 30 ноября .); 2017 г ? XII Межрегиональная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования» (Саранск, 30 ноября .);2018 г ? Студенческий научный форум – 2019: Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (Саранск,20 мая 2019). Публикации. Основное содержание и результаты исследования изложены в 3 научных работах общим объемом 0,9 п.л. 1) Калишкина М.Ю. Инновации как необходимый инструмент поступательного развития промышленности. / М.Ю. Калишкина, С.М. Имяреков, Ю.И. Каргин // XII Межрегиональная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования» / [редкол.: Г.Г. Ненашева, О.А. Вельматкина] / Саранск: ГБПОУ РМ СГПЭК, 2018. – С. 205–209. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgpek.ru/mop/; 2) Калишкина М.Ю. Сущность инновационного проекта и возможные риски при его осуществлении / М.Ю. Калишкина, С.М. Имяреков, Ю.И. Каргин // XII Межрегиональная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования» / [редкол.: Г.Г. Ненашева, О.А. Вельматкина] / Саранск: ГБПОУ РМ СГПЭК, 2018. – С. 215–218. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgpek.ru/mop/; 3) Калишкина М.Ю. Оптимизация развития управления инвестиционным потенциалом региональных хозяйствующих субъектов / М.Ю. Калишкина, С.М. Имяреков // XIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в профессиональном образовании» / [редкол.: Г.Г. Ненашева, О.А. Вельматкина] / Саранск: ГБПОУ РМ СГПЭК, 2019. – С. 454–459. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgpek.ru/mop/.
Введение

Актуальность темы исследования. Повышение конкурентоспособности российской экономики возможно только на основе поддержки инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации на внутренних и внешних рынках производимых товаров и предоставляемых услуг. В этих условиях для России чрезвычайно актуальным становится разработка модели экономического роста с учетом изменений внешней среды, стратегической целью которой является реализация имеющихся конкурентных преимуществ с использованием модернизации технологических процессов. Одной из главных проблем для формирования инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации является недостаточное государственное финансирование, отсутствие зарубежных заимствований в условиях санкций. Интегральный показатель уровня развития инновационных механизмов организации отражает условия и факторы формирования системы поддержки инновационной деятельности за счет оптимизации распределения финансовых ресурсов. На государственном и региональном уровнях управления стратегической целью является развитие реального сектора экономики на основе комплексного подхода к оценке и развитию инновационных механизмов. При этом на региональном уровне управления нечетко сформулированы мероприятия по решению данной проблемы, не определены приоритеты в формировании и реализации инструментов и механизмов поддержки данной деятельности. Отсутствие комплексной государственной программы инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации со стратегической целью замещения импортных технологий приводит к принятию неэффективных управленческих решений. Для России возникла острая необходимость адаптации экономического механизма, инструментов регулирования деятельности организации, направленных на развитие ее инновационных механизмов. Оценка и формирование инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации на региональном уровне управления должны осуществляться на основе мониторинга и создания единой информационной базы, которые обеспечат четкую координацию деятельности всех участников программы по структурной перестройке производственных цепочек с целью повышения ее конкурентоспособности. Достижения научно-технической революции, информационно-коммуникационные технологии, формирующие электронное правительство являются фундаментальными предпосылками для повышения результативности инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации. Поддержка региональных инновационных механизмов должна быть направлена на развитие национальной модели российской экономики, формирование внутреннего рынка, рост качества предоставляемых товаров и услуг, что определяет актуальность проведенного исследования. Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях проводится широкая дискуссия по проблемам инновационного развития организации. Системное представление о развитии инновационных механизмов организации представлено в работах Абалкина Л.И., Асаула А.Н., Батрак А.В., Балтакся П.Н., Кливец П.Г., Фатхутдинова Р.А., Шумпетера Й. и других. Недостаточная степень разработанности данной проблематики ставит тему нашего исследования в разряд актуальных, и позволяет сформулировать цель и задачи работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации 9 1.1. Инновации как инструмент обеспечения устойчивого развития организации 9 1.2. Зарубежный опыт в формировании системы инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации 13 1.3. Методика оценки финансовой устойчивости развития организации 18 Глава 2. Анализ инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш» 24 2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Рузхиммаш» 24 2.2. Исследование системы инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития о АО «Рузхиммаш» 35 2.3. Комплексная оценка инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш» 41 Глава 3. Оптимизация инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш» 54 3.1. Прогноз эффективности и совершенствование механизма инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития АО «Рузхиммаш» 54 3.2. Рекомендации по оптимизации инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития региональных организаций 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78 ГЛОССАРИЙ 86 ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Список литературы

1 Об утверждении Плана мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Инновации в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Мордовия [от 29 мая . № 502-р.]. – Режим доступа: http://www.2015 гe.mordovia.ru. 2 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2015–2025 годы [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия [от 08 декабря . № 62-З]. – Режим доступа: 2015 гhttp://www.e.mordovia.ru. 3 Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Мордовия [от 23 сентября 2015 года N 417 (ред. от 06 сентября .)]. – Режим доступа2017 г: http://www.e.mordovia.ru. 4 Об утверждении инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Мордовия [от 16 июня . № 275 (ред. от 13 января .) ]. – Режим доступа: 2014 г2017 гhttp://docs.cntd.ru/document/430622826. 5 Подведение итогов . [Электронный ресурс] : послание Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова [от 12 февраля 2017 года]. –2018 г Режим доступа: http://www.e.mordovia.ru. 6 Абалкин, Л.И. Российская экономическая мысль: история и современность / Л.И. Абалкин. – М.: Институт экономики РАН, 2018. – 263 с. 7 Абрамов, Р.А. Региональные особенности инновационной деятельности в России / Р.А. Абрамов. – М.: Маска, 2017. – 413 с. 8 Аньшин, В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе / В.М. Аньшин, С.А. Филин. – М.: Анкил, 2017. – 360 с. 9 Асаул, А.Н. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе / А.Н. Асаул, А.В. Батрак. – СПб.: СПбГАСУ, 2017. – 168 с. 10 Ассоциация инновационных регионов России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.i-regions.org/association/about/. 11 Балтакся, П.Н. Слагаемые эффективности: из опыта коммерческого предприятия / П. Н. Балтакся, П. Г. Кливец. – М.: Экономика, 2017. – 492 с. 12 Васильев, Ю.П. Инновационное управление развитием производства в США / Ю.П. Васильев. – М.: Экономика, 2016. – 446 с. 13 Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум [Электронный ресурс]: учебник / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. – Москва: КноРус, 2018. – 326 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/915878 14 Гасанов, Э.А. Экономическая трансформация в современном мире и ее особенности в структуре российской экономики / Э.А. Гасанов, М.А. Гасанов. – Томск: ТПУ, 2017. – 170 с. 15 Гневко, В.А. Региональные проблемы инновационного развития экономики / В.А.Гневко. – СПб.: Ин-т управления и экономики, 2017. – 480 с. 16 Голиченко, О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г. Голиченко. – М.: Наука, 2016. – 396 с. 17 Гончаренко, Л.П. Инновационная политика / Л.П. Гончаренко. – М.: КноРус, 2017. – 352 с. 18 Государственные инициативы в области инноваций. – М.: Эксперт РА, 2018. – 147 с. 19 Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. – М.: Дашков и К, 2017. – 368 с. 20 Грибов В.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 311 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/413866 21 Давыдов, А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] / А.А. Давыдов. – М.: ИС РАН, 2016. – Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html. 22 Долгосрочный прогноз научно- технологического развития Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. – НИУ Высшая школа экономики. – Режим доступа: http://prognoz2030.hse.ru/shem. 23 Зарубежные практики стимулирования спроса на инновации в рамках государственных закупок и закупок в компаниях с государственным участием. – М.: РВК, 2017. – 170 с. 24 Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Жданкин. – Москва: КноРус, 2017. – 315 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/920199 25 Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы. – М.: РВК., 2016. – 240 с. 26 Инновационное развитие предприятий. Проблемы управления / под ред. А.Д.Чистякова. – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2017. – 231 с. 27 Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы / К.К. Вальтух / монография. – М.: Макс Пресс, 2017. – 592 с. 28 Инновационные технологии управления развитием территории / под ред. Н.С. Шашина. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2018. – 228 с. 29 Инновационный менеджмент / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов, А.С. Воробьев. – М.: Академия, 2016. – 362 с. 30 Инновационный тип развития экономики / монография / под ред. А.Н.Фоломьев. – М.: РАГС, 2015. – 712 с. 31 Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Балдин [и др.]. – М.: Дашков и К, 2017. – 383 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35273.html 32 Калишкина М.Ю. Инновации как необходимый инструмент поступательного развития промышленности. / М.Ю. Калишкина, С.М. Имяреков, Ю.И. Каргин // XII Межрегиональная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования» / [редкол.: Г.Г. Ненашева, О.А. Вельматкина] / Саранск: ГБПОУ РМ СГПЭК, 2018. – С. 205–209. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgpek.ru/mop/. 33 Калишкина М.Ю. Сущность инновационного проекта и возможные риски при его осуществлении / М.Ю. Калишкина, С.М. Имяреков, Ю.И. Каргин // XII Межрегиональная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования» / [редкол.: Г.Г. Ненашева, О.А. Вельматкина] / Саранск: ГБПОУ РМ СГПЭК, 2018. – С. 215–218. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgpek.ru/mop/; 34 Калишкина М.Ю. Оптимизация развития управления инвестиционным потенциалом региональных хозяйствующих субъектов. / М.Ю. Калишкина, С.М. Имяреков // XIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в профессиональном образовании» / [редкол.: Г.Г. Ненашева, О.А. Вельматкина] / Саранск: ГБПОУ РМ СГПЭК, 2019. – С. 454–459. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgpek.ru/mop/ 35 Капитонов, А.В. Научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства / Капитонов А.В.. – М.: Лаборатория книги, 2017. – 120 с. 36 Киселев, В.Н. Инновационный контракт как инструмент частно-государственного партнерства в сфере инноваций / В.Н. Киселев, М.В. Яковлева // Инновации. – 2017. – № 12. – С. 20–24. 37 Кожухар В.М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: практикум / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2017. – 198 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5089.html 38 Колношенко В.И. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: практикум / В.И. Колношенко, О.В. Колношенко, Ю.Н. Царегородцев. – М.: Московский гуманитарный университет, 2016. – 292 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74721.html 39 Костылева, Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов в регионе / Н.Е. Костылева; науч.ред. Б.М. Гринчель. – СПб.: ИРЭ РАН, 2018. – 234 с. 40 Кочетков, С.В. Комплексное использование инновационного потенциала – базис развития российских промышленных предприятий / С.В. Кочетков, О.В. Кочеткова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2017. – №27 (45). – С. 47–51. 41 Кузык, Б.Н. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2018. – 624 с. 42 Медведев, В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / монография / В.П. Медведев. – М.: Магистр, 2016. – 159 с. 43 Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития / под ред. И.С. Иванова. – М.: Спецкнига, 2016. – 160 с. 44 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 191 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/405632. 45 Мордовия: Стат. Ежегодник. – Саранск: Мордовиястат, 2018. – 376 с. 46 Наука. Инновации. Информационное общество. – М.: Высшая школа экономики, 2018. – 345 с.. 47 Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». – М: Ассоциация Менеджеров, 2016. – 376 с. 48 Новая парадигма развития России / Л.И. Абалкин, В.В. Аксенов, Ю.П.Алтухов; под ред. В.А. Коптюга. – М.: МГУК Academia, 2017. – 459 с. 49 Опыт формирования зон инновационного роста: достижения и ошибки. – М.: Эксперт РА. 2018. – 46 с. 50 Открытые инновации для крупных компаний. – М.: Сколково, 2016. – 170 с. 51 Открытое инновационное сообщество. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.inno-expert.ru/user/vuz_vote/vuz_rus_2017/#tab1. 52 Питилимов Ф.В. Инновационная деятельность предприятия / Ф.В. Питилимов, А.С. Шарышов // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 392–395. 53 Приоритеты и модернизация экономики России / под ред. И.Р. Курнышевой. – СПб.: Алетейя, 2016. – 207 с. 54 Прогноз научно-технического развития Российской Федерации. – М: Министерство образования и науки, 2016. – 172 с. 55 Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты / под ред. Л.М. Гохберг, А.Н. Клепач, П.Б. Рудник. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 128 с. 56 Проектирование региональных инновационных систем в субъектах Российской Федерации: региональный и национальный уровни. – СПБ: Институт региональных систем. – 2015. – 130 с. 57 Прокин, В.В. Стратегия управления развитием инновационного спроса в регионе: методологический подход / В.В. Прокин // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2017. – № 1 (22). – С. 96–107. 58 Путеводитель по инновационной экосистеме Великобритании. - М.: РВК, 2016. – 105 с. 59 Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / под ред. О.П. Литова. – СПб.: Нева, 2016. – 618 с. 60 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. – М.: Росстат, 2018 . – 982 с. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ 61 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналитический доклад / под ред. Л.М. Гохберга. – М.: Высшая школа экономики, 2017. – 104 с. 62 Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. – М.: Высшая школа экономики, 2016. – 384 с. 63 Россия: Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Выпуск II. – М.: РВК, Министерство экономического развития РФ, 2017. – 151 с. 64 Рыкова, И.Н., Котляров, М.А. Потенциал инновационного развития крупнейших организаций России / И.Н. Рыкова, М.А. Котляров // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2019. – № 4. – С. 87–109. 65 Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / Бортник И.М, Сенченя Г.И. // Инновации. – 2018. – № 9. – С. 48–60. 66 Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие / под ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаева. – М.: Либроком, 2016. – 296 с. 67 Скворцова М.А. Многомерный факторный анализ финансовой безопасности регионов ПФО [Текст] / М.А. Скворцова // Проблемы современного состояния социально-экономической системы России: Межвуз. сборник науч. трудов.- Саранск: Ковыпк. тип., 2006. - 0,27 печл. 68 Стратегия модернизации российской экономики / под ред. В.М. Полтеровича. – СПб: Алетейя, 2017. – 419 с. 69 Сухарев, О.С. Инновации в экономике и промышленности / О.С. Сухарев, С.О. Сухарева. – М.: Высшая школа, 2017. – 317 с. 70 Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий. – М.: РВК, EY, 2017. – 380 с. 71 Трофимова, Л.А. Особенности формирования технологических платформ в инновационной сфере России/ Л.А. Трофимова // Экономика и управление. – СПб., 2018 – № 3. – С. 61–64. 72 Управление инновациями: Материалы международной научно- практической конференции 15-17 ноября 2016 / ред. Р.М. Нижегородцев. – М.: Ленанд, 2016. – 488 с. 73 Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – СПб: Питер, 2016. – 442 с. 74 Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития; Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер. – М.: Эксмо, 2016. – 861 с. 75 «ЭКСПЕРТ» – ИННОВАЦИИ. – М.: Эксперт РА, 2016. – 47 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Инновации как инструмент обеспечения устойчивого развития организации Важным фактором, который определяет необходимость инновационного развития Российской Федерации, является крупномасштабные изменения в мировой экономической системе. В настоящий момент наблюдается переход экономик США, Европейского Союза, Японии, Сингапура и др. к модели постиндустриального развития. Китай, Индия, Бразилия и др., обладающие дешевой рабочей силой и гибкостью перестройки технологических цепочек становятся центрами массового промышленного производства и поставщиками на мировой рынок товаров и услуг. При этом в ряде государств Центральной Америки, Южной Азии и Африки будет наблюдаться тенденция сохранения слаборазвитых экономик, которые не будут конкурентоспособными в ведущих сегментах мировой экономики (приложение А) [38, с. 47]. Оценка и прогноз тенденций развития стран на ближайшие десять лет свидетельствует о том, что в промышленном блоке будут происходить следующие процессы: ? повышение объемов спроса и цен на энергетические ресурсы; ? изменение потребностей регионов в энергетических ресурсах в пользу стран осуществляющих индустриальные преобразования таких, как, например, Китай и Индия и развивающихся стран; ? снижение темпов роста экономики и энергоемкости производства развитых стран приведет к снижению их доли в энергопотреблении; ? усиление роли национальных программ энергетической безопасности за счет обострения конкуренции в блоке энергетических активов и их транспортировки на территории региона; ? поступательное развитие программ использования альтернативных источников энергии и новых видов энергоресурсов. В промышленном блоке наблюдаются глобальные проблемы, решение которых возможно лишь за счет инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации. Эволюционно на основе сформировавшихся транснациональных корпораций возникли новые организационно-правовые формы доступа к потенциальным источникам энергоресурсов производителей и потребителей сырья и энергии. За последние десять лет произошла существенная модернизация организации и транспортной инфраструктуры. Борьба за потребительские рынки требует разработки новых подходов к взаимодействию центров поступательного экономического развития и лидеров с мощным энергетическим потенциалом для возможного роста. В большинстве регионов энергетическая безопасность напрямую связана со слабостью генерирующих мощностей и несбалансированностью энергетических сетей распределяющих энергию [41, с. 92]. Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития связаны с созданием новых потребительских стандартов и экологических параметров, модернизацией технологических цепочек и производств, влияющих на энергоемкость производства и тарифы. Основными задачами инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации машиностроительной отрасли являются: ? сохранение и развитие потенциала органического вида топлива, альтернативных источников энергоресурсов; ? поддержка и развитие в производственной цепочке перехода от органических видов топлива к неисчерпаемым возобновляемым источникам и ядерной энергии; ? обеспечение условий снижения рисков при создании капиталоемкой энергетической инфраструктуры в условиях роста потребления энергии; ? усиление процесса переноса энергоемких технологических производственных цепочек; ? рост конкуренции между транснациональными корпоративными структурами за контроль за энергоресурсы с низкой себестоимостью; ? формирование и развитие новых центров по производству энергетических ресурсов, например, природного газа, что будет осуществляться за счет крупных инфраструктурных проектов гибкости поставок, трубопроводных сетей сжижения газа. ? использование энергетического потенциала для роста производительности труда организации и поддержки социального блока; ? децентрализация деятельности организации с целью оптимизации потребительских сетей и повышения эффективности логистических цепочек; ? осуществление крупных инновационных проектов с учетом требования международных стандартов качества и экологической безопасности; ? интенсивное использование технологических цепочек направленных на повышение результативности применения сырья, энергии и материалов [43, с. 17]. Концептуальная модель развития коммерческой организации должна учитывать имеющий потенциал ее поставщиков на мировой рынок товаров и услуг, которые заключаются в следующем: ? сохранение конкурентоспособных позиций с учетом оптимально выверенных цен и тарифов; ? диверсификация деятельности и рынков экспорта с целью снижения экономических и политических рисков; ? развитие инфраструктуры и поддержка энергетического потенциала на основе привлечения зарубежных инвестиций. Организация, которая заинтересована в получении энергетических ресурсов, выбирает сценарии, которые дали бы ей возможность решения проблемы энергетической безопасности в целом. В частности, это такие задачи: 1) надежность поставщиков и цен на энергоресурсы на долгосрочную перспективу; 2) осуществление оптимальной системы транзита и низкая степень рисков при его осуществлении через сопредельные территории; 3) освоение новых видов и источников деятельности; 4) прозрачность и возможность доступа к финансовым показателям деятельности коммерческой организации ? производителя ресурсов; 5) оптимизация схемы использования энергетических ресурсов на основе использования ресурсосберегающих технологий и производств; 6) соблюдение требования экологической безопасности на всех этапах взаимодействия. По нашему мнению, инновационная продукция – это товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту. Инновации, по существу, являются результатом преобразования новых знаний и умений, конечным итогом которых становятся передовые организационно-экономические структуры, технологические цепочки, информационно-коммуникационные связи, повышение качества товаров и услуг. Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации представляют процесс по достижению конечного результата разработки и внедрения прогрессивных технологий и методов, конечной целью которых является повышение конкурентоспособности на долгосрочную перспективу и обеспечение решения задач социально-экономического направления для организации. Инновационные механизмы являются конечным результатом развития приоритетных направлений научно-технического прогресса проведения комплексных теоретических и прикладных исследований, которые направлены на оптимизацию и повышение эффективности технологических процессов, функционирования организационных структур и систем управления персонала. В ряде научных исследований инновации рассматриваются в качестве имеющего патент, товарный знак или авторские права результата проведенного фундаментального, экспериментального, конструкторского, технологического или прикладного научного исследования, обеспечивающего модернизацию видов деятельности коммерческой организации. Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации определяют направления повышения эффективности реализации управленческих решений в деятельности предприятий, стимулировании и мотивации персонала. Таким образом, на наш взгляд, главная проблема организации в современных геополитических условиях, заключается в том, что существует диспропорция в развитии научно-исследовательского потенциала, инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития и результативностью его использования в национальной модели экономики. 1.2. Зарубежный опыт в формировании системы инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации В реальном секторе мировой экономики происходит развитие новых региональных центров промышленности Латинской Америке, Индии, Китае, конкуренция за сферы влияния которых, привела к кризису перепроизводства в данном виде хозяйственной деятельности [72, с. 59]. Практически это ведет к сценарию смещения центра производственной цепочки в динамично развивающиеся страны: ? наблюдается повышение уровня осуществления протекционистской позиции в развитых регионах с целью защиты собственных производителей и рынков от стран конкурентов, которое приводит к снижению эффективности институтов мирового рынка и международной торговли; ? рост зависимости развитых стран от экономических и политических рисков связанных с внешними поставками готовой продукции; ? возникает необходимость привлечения дополнительного объема финансирования социального блока, которое своей целью имеет перепрофилирование трудовых ресурсов в связи с массовым закрытием коммерческих организаций; ? возрастание рисков экспортно-ориентированных компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке; ? ускорение цикличности развития мировой экономики и кризиса перепроизводства. Для развитых стран характерным является стагнация спроса на внутреннем рынке поиск мер и мероприятий по санкциям с целью поддержки собственных производителей [12, с. 109]. В последние годы резко возросло количество барьеров для производителей для входа на мировой и национальные рынки. Глобальные структурные изменения в мировом реальном секторе экономики формируют предпосылки изменения организационных структур и систем управления в организации: ? динамичный спрос на материалы и минерально-сырьевую продукцию в период подъема в развитии, который обеспечит рост цен и изменение баланса производства и потребления; ? оптимизация цен на товары, что приведет к снижению объемов прибыли и доходов производителей и в конечном итоге создаст предпосылки для возникновения убыточных компаний и производств; ? рост конкуренции между мелкими и средними предпринимательскими структурами, крупными корпорациями за сегменты внутреннего и мирового рынка; ? изменение роли центров по производству и реализации готовой продукции, которое приведет к формированию развитию коммерческой организации; ? усиление инструментов и механизмов защиты организаций производителей; ? снижение ресурсоемкости производства и развитие технологий поддержки данного процесса в большинстве организаций. Развитие инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации на мировом рынке товаров и услуг напрямую связано с тенденциями научно-технического прогресса, последовательно осуществляемого на базе ведущих исследовательских центров. Основные направления перестройки технологических цепочек осуществляются в следующих сегментах [23, с. 19]: ? перестройка информационно-коммуникационных технологий к наноэлектронному уровню развития; ? развитие оптимальных способов мониторинга, сбора, комплексной обработки и передачи массивов информации в оптимальной системе инновационных цифровых технологий и стандартов; ? расширение организации по уровню проникновения интернета и доступа к массиву информационных ресурсов и технологий; ? внедрение новых стандартов в навигационном и топогеодезическом обеспечении на основе использования космических технологий и данных в реальном времени и с большой вероятностью точности; ? разработка и поддержка микросистемных технологий и техники в сборе, обработке и контроле информационных потоков; ? использование в качестве сырья и материалов новой по качественным показателям параметрам, обеспечивающим снижение ресурсоемкости производства, текущих затрат и повышение производительности труда в организации; ? развитие нового формата снижения объемов радиоактивных отходов за счет использования реакторов нового поколения; ? развитие генно-инженерных технологий, нанотехнологических открытий в здравоохранении, медицине, агропромышленном комплексе; ? внедрение технологий замкнутого и малоотходного производства в промышленном сегменте и на транспорте; ? осуществление технологической конвергенции за счет интеграции информационных технологий и достижений биологии с технологическими и техническими процессами в социально-экономических системах; ? разработка новых стандартов в отраслях и видах хозяйственной деятельности, базирующихся на инновационных продуктовых платформах и технологиях с учетом международных параметров качества и экологической безопасности. Одним из сценариев технологического развития на основе осуществления инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации является сохранение лидерства за странами экспортерами высокотехнологичных технологий и продукции. В качестве таких центров могут быть такие страны, как США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Сингапур, Китай. Для центров инновационных механизмов характерным является высокая доля расходов на научно-исследовательскую деятельность в ВВП, существенный уровень прибыли от распространения и использования прогрессивных экспортируемых технологий за рубежом, возрастающий уровень доходов от экспорта инновационной продукции. При этом Китай и Индия, являясь формирующимися центрами по сборке высокотехнологичной продукции, еще не смогут в ближайшей перспективе продолжать сценарий импорта передовых технологий и производств и их тиражирование в рамках национальной модели экономики [34, с. 82]. Распространение информационно-коммуникационных технологий приведет к повышению результативности производственных процессов в сфере услуг, который позволит осуществлять удаленный контроль и управление ими. Наукоемкие и технически инновационные отрасли и производства будут требовать повышения роли инструмента стандартизации в качестве важнейшего средства научно-технологического развития. Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации становятся приоритетом государственной политики ведущих в использовании достижений научно-технического прогресса стран. Для лидеров характерно активное привлечение частных инвестиций в сегменты, требующие гибкого использования достижений научно-технического прогресса и повышения роли исследований в результатах производственной деятельности. За последнее десятилетие показатель наукоемкости производства в росте ВВП за счет сохранения на своей территории научно-исследовательского потенциала неуклонно растет [42, с. 30]. Ведущие корпорации, которые участвуют в разработке и реализации наукоемких технологий, привлекают инновационные ресурсы за счет инструментов слияния и поглощения компаний. Наметилась тенденция роста числа международных заявок на патенты В целом наблюдается углубление кооперационных отношений и глобальных взаимодействий в научно-исследовательском блоке [42, с. 31]. В большинстве стран в инвестиционных механизмах наукоемкого сектора преобладает роль частного капитала и снижение объемов финансирования за счет государственного бюджета. При общей тенденции оптимизации финансовых потоков большинство наукоемких отраслей остаются в зоне приоритетов поддержки государством. Это фундаментальные исследования, электроника, приборостроение, аэрокосмическая промышленность и т.д. Для обеспечения экономической безопасности важно сформировать и последовательно реализовывать стратегию в области научно-исследовательской деятельности и технологического лидерства в системообразующих видах деятельности (таблица 1) [67, с. 21]. Таблица 1 Государственное финансирование исследований и разработок за 20132017 гг., млн долл. Страна 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Россия 23057 26754 30258 33762 33038 Великобритания 37031 38752 39397 39538 39138 Германия 70200 74056 81971 83297 86210 Канада 24077 24702 24218 24538 23970 Нидерланды 11723 12068 12468 12374 12822 США 350923 377594 403668 401576 - Финляндия 6066 8840 7488 7496 7589 Франция 41996 44036 46548 49144 49991 Япония 138498 147585 148719 137314 - В ряде исследований с учетом современных тенденций показано, что в перспективе будут формироваться новые лидеры в финансировании научных исследований и технических инноваций, которые обеспечат условия для повышения темпов экономического роста в регионах (таблица 2) [53, с. 18]. Таблица 2 Доля регионов, осуществляющих финансирование инновационных механизмов на основе научных исследований и разработок, % Регионы 2018 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. Германия 17,6 18,8 20,3 20.0 США 27,8 29.5 35,1 33,1 Китай 16,7 18,1 19.3 19,9 Индия 10,6 38,7 39,5 45,0 Канада 11,8 12,8 13,6 20,0 Сингапур, Малайзия, Япония 15,5 12,6 12,4 12,0 Мы считаем, что в развитых странах в качестве приоритетных направлений государственного финансирования определены промышленные коммерческие организации, которые позволят обеспечить поступательное развитие инновационных механизмов для осуществления прорывных технологических преобразований. 1.3. Методика оценки финансовой устойчивости развития организации Коэффициент финансовой устойчивости демонстрирует, насколько активы организации профинансированы за счет надежных и долгосрочных источников. Т. е. показывает долю источников для финансирования своей хоздеятельности, которые организация может привлечь на добровольной основе. Анализируя коэффициент финансовой устойчивости, формула которого будет приведена чуть ниже, можно сказать, что чем ближе его значение к 1, тем стабильнее положение организации, поскольку доля долговременных источников финансирования гораздо выше, чем краткосрочных. Идеальное значение, равное 1, говорит о том, что организация не привлекает краткосрочные источники финансирования, что, однако, не всегда экономически правильно. Коэффициент финансовой устойчивости ? формула по балансу (данные из формы 1) [72, с. 4]: Кфину = (стр. 1300 + стр. 1400) / стр. 1700, (1) Если расшифровать показатели строк, формула будет выглядеть так: Кфину = (Ксоб + Обдс) / Побщ,(2) где: Кфину ? коэффициент финансовой устойчивости; Ксоб ? собственный капитал, включающий имеющиеся резервы; Обдс ? долгосрочные займы и кредиты (обязательства), срок привлечения которых составляет более 1 года; Побщ ? итого по пассивам (иначе ? валюта баланса) [72, с. 5]. Поскольку значение строки 1700 баланса складывается из суммарных значений строк 1300, 1400 и 1500, а стр. 1500 ? это краткосрочные обязательства, можно говорить о том, что коэффициент, приближенный к 1, показывает, насколько мало привлечено организацией краткосрочных займов. Низкая доля краткосрочных заимствований как раз и называется финансовой устойчивостью. Приемлемое для стабильной хозяйственной деятельности значение коэффициента финансовой устойчивости? в пределах от 0,8 до 0,9. Это и есть нормативное значение. Значение коэффициента, превышающее 0,9, свидетельствует о финансовой независимости организации. Кроме того, это также говорит о том, что анализируемая организация будет оставаться платежеспособной в долгосрочной перспективе. Если значение коэффициента больше 0,95, это может свидетельствовать о том, что организация не использует все доступные возможности для расширения бизнеса, которые могут быть предоставлены за счет «быстрых» источников финансирования. Очень часто такая кредитная политика организации (не привлекать краткосрочные займы) свидетельствует о неэффективном управлении. Если коэффициент финансовой устойчивости опустился ниже 0,75, это должно послужить для организации очень тревожным сигналом. Такая ситуация может говорить о возникновении риска хронической неплатежеспособности организации, а также ее попадания в финансовую зависимость от кредиторов. Для оценки зависимости по каждой составляющей активов организации и имуществу в целом используются различные коэффициенты финансовой устойчивости. В зависимости от формул и аналитической составляющей выделяют простые и сложные коэффициенты. 1) К самым простым коэффициентам финансовой устойчивости относятся те, которые определяют степень автономии организации. Они не учитывают структуру активов и обязательств. Самую суть значения автономии (финансовой независимости) отражает коэффициент Кфн, показывающий концентрацию собственного капитала. Его рассчитывают по формуле: Кфн = стр. 1300 / стр. 1600,(3) Его нормативное значение находится в пределах 0,5–0,7. 2) К другой группе (учитывающей структуру капитала и вид ссуд) относится коэффициент, определяющий финансовую зависимость организации. Его рассчитывают по формуле [72, с. 5]: Кфинз = (Обдс + Обкс – Дуч + Дбуд + Рпр) / Побщ,(4) где: Обдс ? долгосрочные займы и кредиты (обязательства); Обкс ? краткосрочные ссуды и обязательства; Дуч ? долги перед участниками; Дбуд ? доходы, ожидаемые в будущем; Рпр ? резервы ожидаемых расходов; Побщ ? итого по пассивам. Формула по балансу будет иметь следующий вид (приведены номера строк из формы 1): Кфинз = (стр. 1400 + стр. 1500 – стр. 1450 – стр. 1530 – стр. 1540) / стр. 1700, (5) Нормативное значение для этого коэффициента составит 0,5, а рекомендуемым будет 0,8 [72, c.5]. 3) Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств (Ксзс) даст самую реальную оценку устойчивости компании в финансовом плане. Он укажет, сколько заимствованных у кредиторов рублей приходится на 1 руб. собственных средств. Его формула по балансу выглядит так: Ксзс = (стр. 1400 + стр. 1500) / стр. 1300, (6) Нормативным значением для данного коэффициента будет число меньше 0,7. Динамический рост показателя скажет о том, что усиливается зависимость компании от кредиторов. 4) Коэффициент маневренности своих активов (Кман) укажет на то, сколько собственных средств находится в обороте. Его нормативное значение находится в пределах 0,2–0,5. Он рассчитывается по такой формуле: Кман = (Ксоб – Вна) / Ксоб,(7) где: Ксоб ? собственный капитал, включающий и имеющиеся резервы; Вна ? суммарное значение внеоборотных активов. Или по балансу: Кман = (стр. 1300 – стр. 1100) / стр. 1300,(8) 5) Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов (Ксова) указывает количество рублей внеоборотных активов, приходящееся на 1 руб. оборотных. Ксова = стр. 1200 / стр. 1100,(9) Нормативного значения для этого показателя не установлено. 6) Коэффициент покрытия оборотного капитала (Кпокр) своими источниками финансирования. Его нормативное значение должно быть больше 0,1. Формула следующая: Кпокр = (Ксоб – Вна) / Оба,(10) где: Оба — оборотные активы. Или по балансу: Кпокр = (стр. 1300 – стр. 1100) / стр. 1200,(11) 7) Коэффициент обеспеченности запасов своими средствами (Кобзс) имеет нормативное значение, которое должно находиться в пределах 0,6–0,8. Определяется по формуле: Кобзс = (Ксоб + Обдс – Вна) / Запасы,(12) Или по балансу: Кобзс = (стр. 1300 + стр. 1400 – стр. 1100) / стр. 1210,(13) Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие обобщения. По нашему мнению, инновационная продукция – это товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту. Инновации, по существу, являются результатом преобразования новых знаний и умений, конечным итогом которых становятся передовые организационно-экономические структуры, технологические цепочки, информационно-коммуникационные связи, повышение качества товаров и услуг. Мы считаем, что инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации представляют процесс по достижению конечного результата разработки и внедрения прогрессивных технологий и методов, конечной целью которых является повышение конкурентоспособности на долгосрочную перспективу и обеспечение решения задач социально-экономического направления для организации. Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации являются конечным результатом развития приоритетных направлений научно-технического прогресса проведения комплексных теоретических и прикладных исследований, которые направлены на оптимизацию и повышение эффективности технологических процессов, функционирования организационных структур и систем управления персонала. В ряде научных исследований инновационные механизмы рассматриваются в качестве имеющего патент, товарный знак или авторские права результата проведенного фундаментального, экспериментального, конструкторского, технологического или прикладного научного исследования, обеспечивающего модернизацию видов деятельности организации. Инновационные механизмы обеспечения устойчивого развития организации определяют направления повышения эффективности реализации управленческих решений в деятельности организаций, стимулировании и мотивации персонала. Сущность коэффициента финансовой устойчивости состоит в том, что с его помощью организация может определить свою зависимость от кредиторов и узнать о своей платежеспособности. Данный показатель необходимо регулярно рассчитывать. Для этого берутся данные из баланса. Знание текущего состояния финансовой устойчивости организации поможет ей составить финансовый и бизнес-план на следующий год. Кроме того, организация сумеет грамотнее выстроить свою кредитную политику в соответствии с поставленными целями и нынешним финансовым положением. Таким образом, на наш взгляд, главная проблема организации в современных геополитических условиях, заключается в том, что существует диспропорция в развитии научно-исследовательского потенциала, инновационных механизмов обеспечения устойчивого развития организации и результативностью их использования в национальной модели экономики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg