Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Особенности методики проведения занятий физической культуры в ВУЗе в зависимости от его профиля.

cool_lady 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Объект исследования – физическое воспитание студентов в процессе формирования здорового образа жизни. Предмет исследования – изменение физической подготовленности под влиянием физической культуры на формирование здорового образа жизни студентов. Цель физического воспитания студентов — формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; овладение целостной системой знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей физическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в быту, семье и на производстве для достижения жизненных и профессиональных целей. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: 1.Объяснить влияние средств физической культуры на здоровье студентов. 2.Рассмотреть физическую культуру и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов профессиональной подготовке. Физическая культура и спорт — средства созидания постепенного развития личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма для достижений поставленных целей, повышают работоспособность, позволяют влиться в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни,кроме того, она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Основой физической культуры является двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать необходимые умения и навыки, физические способности, сохранить состояние здоровья и работоспособность. Физическую культуру можно рассматривать как особую культуру, результаты деятельности которой полезны для общества и личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха. Физическая культура показывает свои воспитательные, образовательные, оздоровительные, экономические и общекультурные значения, которые способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение - совместная деятельность людей по использованию и распространению ценностей физической культуры. Физическая культура является важной дисциплиной, направленной на развитие целостной личности, взаимосвязи ее духовных и физических сил. Она охватывает те свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, труда и отдыха. Достигнув такой гармонии, личность обеспечивает себе социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, а так же создает ей психический комфорт. Результат деятельности физической культуры - физическая подготовленность, определенное совершенство двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты, один из эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Её особенным фактором являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и её сущностных сил во внешний результат. Общий характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности. Таким образом, физическая культура - вид культуры общества, продукт деятельности общества, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения социальных обязанностей и потебностей в обществе. В процессе физического воспитания в ВУЗе студент должен получить высокие моральные и физические качества, сохранить и укрепить свое здоровье. Как итог, должен выйти высококвалифицированный и гармонично развитый специалист. Основные понятия Физическая культура- сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Она является частью культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития Физическое воспитание- органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое развитие- комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. Физическая и функциональная подготовленность -результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками. В развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др. Профессиональная направленность физического воспитания- это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста. Физическое развитие- закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания. Физическая культура личности- вид культуры личности, результат реализации социальной программы физического развития, выступающей как средство и способ выполнения человеком социальных обязанностей. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. ЗОЖ (здоровый образ жизни)- образ жизни, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума. ЛФК (лечебная физическая культура)- метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания. Физическая культура имеет 4 основные формы: 1. физическое воспитание и физическая подготовка в конкретной деятельности (ППФП) – профессионально-прикладная физическая подготовка. 2. восстановление здоровья и утраченных сил средствами ФК – реабилитация. 3. занятия физическими упражнениями с целью отдыха – рекреация. 4. спорт высших достижений В сфере физической культуры формируются группы ценностей – явления, предметы, процессы, результаты деятельности – ориентация на которые формирует поведение и проявления физкультурной активности. В формировании определённых ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности. Ценности: 1.Материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества). 2.Физические (здоровье, телосложение, двигательные умения, физические качества, физическая подготовленность). 3. Социально-психологические (отдых, развлечения, рекорды, победы). 4. Психические (эмоциональные переживания, черты характера). 5.Культурные (познание, самоутверждение, чувство собственного достоинства). Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности - в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды. Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека. Цель и задачи физического воспитания Целью физического воспитания - оптимизация физического развития человека, всестороннего развития физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических). К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи. Задачи физического воспитания: -оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; -укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; -совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций; -многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Введение

Актуальность. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Физическое воспитание осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий, занятий в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах по видам спорта, а также спортивно-массовых мероприятий во внеучебное время и самостоятельных занятий студентов. Важнейшее значение имеет теоретический раздел учебной программы, в котором предусмотрено освоение студентами знаний по использованию средств физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне умственной работоспособности, профилактики заболеваний, приобретения навыков самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями. Тенденция ухудшения здоровья учащихся стремительно берет свои обороты. Причин может быть несколько: плохое материальное положение, а значит невозможность питаться правильно, плохая экологическая ситуация в стране, ухудшение инфраструктуры и пропаганды здорового образа жизни, а также слабая культура здоровья. Студенты знают, что значит здоровье и не берегут его, связываясь с ухудшающими здоровье вещами, что приводит к дисфункциям или отклонениям. Гипотеза: предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни учащихся ВУЗах с учетом их сферы деятельности и индивидуальных параметров посредством развития мотивации и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать обеспечению профессионально-прикладной подготовленности, сохранению и укреплению их здоровья.
Содержание

Введение 3 Глава I. Основные принципы направления системы физического воспитания. 11 1.1. Основные направления физического воспитания в ВУЗе 11 1.2. Программное построение курса физического воспитания 18 1.3.Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебном отделении 19 Заключение по I главе 25 Глава II.Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 27 2.1. Методика проведения занятий по физическому воспитанию 27 2.2. Спортивные клубы и спортивные секции 30 Выводы 36 Список литературы 37 Приложения 39
Список литературы

1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М., 2003. С. 352. 2. Барчуков И., Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. М., 2007. С. 432. 3. Барчуков И. С., Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М., 2006. С. 528. 4. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Academia, 2015. - 480 c. 5. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: Спутник +, 2016. – 104 c 6.Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c. 7. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: Юнити, 2016. - 431 c. 8. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: Учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 480 c 9.Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь:Учебное пособие, 1995г 10.Матяжова, В.С.Массовая физическая культура в высшем учебном заведении/Под ред.В.А.Маслякова,1991г 11 Крывелёв И.А. Теория физического воспитания. М.: Мысль, 1988. 411 c. 12. Мчедлов М.П. Социальные функции физкультуры среди учащихся в ВУЗах. М.: Институт социологии РАН, 2008. 415 с. 13. Бауэр, В.Г. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Бауэр, М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 2. – С. 14–16. 14. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2018. - 424 с. 15. Сысоев С.П. Уровень физического развития студентов при различных двигательных режимах // Альманах мировой науки. - 2016. - № 2-2. - С. 85-87. 16. Физическая культура / Под ред. М.Я. Вилянского. - М.: Кнорус, 2018. - 424 с. 17.Приказ Министерства образования России « Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» от 26.07.1994 №777 18. Приказ Министерства образования России « Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 №1025 19. Приказ Министерства образования России « Об утверждении государственных образовательных стандартов ВПО» от 02.03.2000 №686 20. Положение о порядке реализации дисциплин по физической культуре и спорту в ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ» 21.Ванюшин Ю.С., Ванюшин М.Ю., Хайруллин Р.Р. «Физическая культура» учебное пособие для студентов аграрных вузов»./ Казань: Изд-во КГАУ, 2011.-96 с. 22.Миннибаев Э.Ш., Ванюшин Ю.С. «Возрастная физиология и психофизиология» методические рекомендации для студентов педагогических специальностей»./Казань: Изд-во КГАУ, 2011.-41 с.
Отрывок из работы

Глава I. Основные принципы направления системы физического воспитания. 1.1 Основные направления работы физического воспитания в ВУЗе. Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени. В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципы физического воспитания. К ним относятся: 1.Принцип всестороннего и гармоничного развития личности; Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. 2.Принцип связи физического воспитания с практикой жизни; Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение. Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. 3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания. Показателями состояния физической культуры в обществе являются: - массовость - степень использования средств ФК в сфере образования и воспитания - уровень здоровья, всестороннее развитие физических способностей людей - уровень спортивных достижений - уровень квалификации кадров - пропаганда ФК и спорта - состояние науки и наличие развитой системы физ. воспитания. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время. Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах: ·Учебные занятия Предусматриваются учебным планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические занятия. Теоретические: лекции, методические практикумы, консультации, собеседования. Практические: практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта. ·Факультативные занятия Являются продолжением и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности. ·Физические упражнения в режиме учебного дня Они включают в себя утреннюю гимнастику, вводную гимнастику, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность - 8-10 минут. Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха. ·Организованные занятия студентов во внеучебное время В спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. такие занятия проводятся под руководством педагога по физической культуре и спорту. ·Самостоятельные занятия Студенты занимаются физическими упражнениями в свободное от учебы время на основе полной добровольности и инициативы (по желанию) или по заданию преподавателя (домашние задания). ·Массовые физкультурно-спортивные мероприятия Проводятся в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. К ним относятся турпоходы, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий. Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения. Физическая культура личности и признаки, её определяющие. Термин «физическая культура личности» - понятие, отражающее достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретённых качеств, навыков, специальных знаний в повседневной жизни. Основные качества: - систематические занятия физическими упражнениями для совершенствования - специальные физические знания, позволяющие с пользой применить их на практике - владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач - владение организационно-методическими умениями, построение своих самостоятельных оздоровительных физических занятий. Уровни проявления физической культуры личности: 1. Предноминальный – на учебных занятиях студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. 2. Номинальный – знания ограничены. Смысл занятий лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. 3. Потенциальный – созданное отношение студентов к ФК в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. 4. Творческий – присущ студентам, убежденным в ценностной значимости физической культуры. Они творчески внедряют её в профессиональную деятельность и личную жизнь. Данный вид физической культуры в ВУЗе выполняет оздоровительные, воспитательные задачи, формирует мотивационно-практическое отношение к физической культуры. Приобретается опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. На основе государственных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах ВУЗов по всем направлениям и специальностям ВО предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации. В каждом семестре планируется выполнение студентом зачетных тестов, нормативов. Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное медицинское либо отделение освобожденных студентов. Также есть спортивное отделение, в которое входят члены сборных команд института. Распределение производится в начале учебного года после медицинского обследования, с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную мед. группы. В специальную, соответственно, отнесённые к специальной мед. группе с учетом их функционального состояния, пола. В спортивную группу зачисляются студенты, отнесенные к основной либо подготовительной группе здоровья и показавшие хорошую спортивную подготовленность. Разделы физической культуры: - теоретический - практический Форма занятий – способ организации построения и управления процессом занятия. Занятия бывают: - урочные, проводимые преподавателем с относительно-постоянным составом учебной группы в течение строго установленного времени с соблюдением частоты и продолжительности занятий; - неурочные, занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися в целях самосовершенствования и укрепления здоровья. Формы физического воспитания студентов: - учебная (учебные занятия, факультативные занятия); - внеучебная. 1.Учебные занятия - основная форма занятий по физическому воспитанию студентов, предусмотрены учебным планом вуза (по 4 ч в неделю). Факультативные занятияявляются продолжением учебных занятий и включаются в учебное расписание по согласованию с кафедрой физического воспитания. На факультативных занятиях (по 2-4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка и т.п.;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 39 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 30 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg