Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие речи детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях дома ребёнка

cool_lady 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
В данной выпускной квалификационной работе раскрывается потенциал народной педагогики как средства развития речи у детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития. Констатирующий эксперимент позволил сделать вывод о том, что для испытуемых с задержкой психоречевого развития необходимо подобрать и апробировать комплекс занятий с использованием средств народной педагогики по развитию речи у детей раннего возраста. Подобран и апробирован комплекс занятий с использованием средств народной педагогики по развитию речи детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития, описаны использованные приемы работы. Было выявлено, что реализованный комплекс занятий позволил незначительно повысить уровень развития речи у детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития.
Введение

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальной среды, пола ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить позже девочек), психологического контакта с матерью, физиологического развития, функционирования головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, так как именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевой активности [2, с 35]. Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы психического и речевого развития в возрасте до 4 лет [15, с 61]. Дети с задержкой психоречевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако этот процесс протекает медленнее и сопровождается порой значительными затруднениями. Логопеды, дефектологи, психологи неврологи (О.С. Ушакова, А.Н. Корнев, В.М. Акименко, А.Г. Арушанова и др.) выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, так как от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: памяти, мышления, воображения, внимания [17, с 22]. Большое внимание проблеме развития речи уделяли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие. Исследователи отмечают, что ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Согласно исследованиям Е.И. Негневицкой, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленской, В.И. Верещагина и др., дети младшего дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта. Также стоит отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему (Ш.Бюллер, Г.Гетцер, У.Голдфарб, Д.О. Хебб, Б.М. Фосс, Э.Л. Фрухт и др.). Младший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения активной речью, но развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка. Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Они призваны заменить семью детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в которых ребенок, лишенный материнской заботы и любви, развивался бы нормально, своевременно и всесторонне [22, с 65]. Важную проблему в домах ребенка представляет овладение воспитанниками коммуникативными умениями и навыками, в которые входит и речевое развитие. Не секрет, что у многих воспитанников дома ребенка отмечается низкий уровень развития речи. Эта проблема остается одной из актуальных и играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется, это влияет на речевое развитие детей. А низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей. У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Важным источником развития детской речи является народная педагогика (потешки, прибаутки, сказки, загадки, считалки, колыбельные и т.д.). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение народной педагогики огромно, так как она расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Некоторыми аспектами речевого развития детей средствами народного творчества занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко и другие. Они отмечают, что произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности [32, с 15]. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение средств народной педагогики. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. На сегодняшний день углубилось противоречие между потребностью повышения результативности работы по развитию речи у детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики и недостаточной научно-методической оснащенностью данного процесса. В поисках способа решения данного противоречия сформулирована проблема исследования, которая заключается в целесообразности определения содержания логопедической деятельности по коррекции и развитию речи у детей раннего возраста с ЗПРР на основе народной педагогики. Каково влияние средств народной педагогики на развитие речи детей раннего возраста с ЗПРР? Выпускная квалификационная работа посвящена логопедической деятельности по формированию речи средствами народной педагогики у детей раннего возраста с ЗПРР. Объект исследования: развитие речи у детей раннего возраста с ЗПРР. Предметом исследования является развитие речи детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях Дома ребенка. Цель исследования: подобрать и апробировать комплекс занятий по развитие речи детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях Дома ребенка. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования; 2. Выявить теоретические предпосылки исследования проблемы развития речи детей раннего возраста с ЗПРР в условиях дома ребёнка. 3. Подобрать группу детей раннего возраста с ЗПРР для проведения исследования и дальнейшей коррекционной работы; 4. Уточнить и дополнить известные методики по исследованию и коррекции речи у детей раннего возраста с ЗПРР. 5. Составить и апробировать цикл занятий по коррекции речи у детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях Дома ребенка. Нами была выдвинута следующая общая гипотеза исследования: процесс развития речи у детей раннего возраста с ЗПРР, возможно, будет более успешным, если: - выявлены возможности использования народной педагогики в процессе развития речи у детей раннего возраста с ЗПРР в условиях Дома ребенка; - определены критерии и уровни сформированности речи у детей раннего возраста с ЗПРР; - составлен и апробирован цикл занятий по развитию речи у детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях Дома ребенка. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области ГКУЗ ВО «Дом ребёнка специализированный». Работа была проведена в группе из 16 детей 2-3 лет, все они имеют ЗПРР. В экспериментальную группу входили 5 девочек и 3мальчика. В контрольную группу входили 4 девочки и 4 мальчика. Для анализа фиксировались все результаты исследования. Ход исследования: Констатирующий эксперимент. Выявления исходного уровня сформированности речи у детей раннего возраста с ЗПРР. Формирующий эксперимент. Реализация подобранного комплекса занятий по развитию речи у детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях Дома ребенка. Контрольный эксперимент. Повторный анализ уровня развития речи у детей раннего возраста с ЗПРР для показательного выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы. Констатирующий эксперимент был проведен в октябре 2019 г. В течение учебного года реализовывалась коррекционная работа (формирующий эксперимент) и в апреле 2020 г. был проведен контрольный эксперимент. Практическая значимость. Данная работа будет полезна практикующим логопедам, студентам дефектологических факультетов, а также родителям, имеющим ребенка с проблемами в речевом развитии. Квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА………………………………………………………………………12 1.1. Особенности психоречевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка…………………………………………………………..12 1.2. Теоретические подходы к проблеме развития речи детей раннего возраста с ЗПРР…………………………………………………………………18 1.3. Анализ практического опыта развития речи детей раннего возраста в условиях дома ребенка……………………………………………24 1.4.Потенциал народной педагогики как средства развития речи детей раннего возраста с ЗПРР………………………………………………………30 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА………………………………………………………………………...40 2.1 Цель, организация и методики констатирующего эксперимента….40 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………..44 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ………………….54 3.1. Комплекс занятий по развитию речи детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях дома ребенка………………….54 3.2. Оценка эффективности комплекса занятий по развитию речи детей раннего возраста с ЗПРР средствами народной педагогики в условиях дома ребенка……………………………………………………………………………58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...68 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...73
Список литературы

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку: учеб. для студ. выс. пед. учеб. завед.–М.: Академия, 2009.– 253 с. 2. Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. – М.: ПАРАДИГМА, 2013. – 128 c. – (ЭБС «IPRbooks»). – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13020. 3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб.для студентов вузов Т.Г. Визель. - М.: Просвещение, 2005. - 384 с. 4. Волкова Л.С. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью / Л.С. Волкова. Изд. 2-е, доп. – СПб: Образование, 2008. – 122 с. 5. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение; Учеб. лит., 2006. – 25 с. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. – 93 с. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – 640 с. 8. Гаркуша, Ю.Ф. Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: ПАРАДИГМА, 2013. – 160 c. – (ЭБС «IPRbooks»). – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13034. 9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / Под ред. А.Н. Гвоздева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2014. – 472 с. 10. Герасименко Ю. В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни / Ю. В. Герасименко. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 110 с. 11. Гладковская, Л.М. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста / Л.М. Гладковская // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 22. 12. Глухов В.П., Труханова Ю.В. Наши дети учатся сочинять и рассказывать – М.:АРКТИ, 2013. – 24 с. 13. Гренкова, Н.А. Консультирование родителей неговорящих детей раннего возраста / Н.А. Гренкова // Логопед. – 2011. – № 8. – С. 75-81. 14. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / Под ред. А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 168 с. 15. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 2008. – 18 – 100 с. 16. Елецкая, О.В. День за днем говорим и растем пособие по развитию детей раннего возраста./ О.В. Елецкая.– М.: Сфера, 2010.- 49 с. 17. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2015. – 96 с. 18. Зимняя И.А. Психология обучения народному языку. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с. 19. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. - М.: Книголюб, 2014. – 64с. 20. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. 21. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. 22. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс ] / О.Ю. Кравец [и др.]. – СПб.: КАРО, 2014. – 104 c. – (ЭБС «IPRbooks»). – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667. 23. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. /И.Ю. Кулагин. - М.: Академия, 2003. – 21 с. 24. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников. / Л.С. Куприна. - СПб: Детство-пресс, 2001. – 75 с. 25. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 2010. – 56 с. 26. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 128 c. (ЭБС«IPRbooks»). Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13025. 27. Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Г.А.Любина. – М.: Науч.-метод. Центр учеб. КН. и средств обучения, 2012. – 201 с. 28. Лялина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособ. для студ. пед. вузов.– М.: Академия, 2015.–133 с. 29. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста/ Г.М. Лямина. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.- 85 с. 30. Мельников, М.Н., Русский детский фольклор./ М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 2007. – 25 с. 31. Павлова, Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. / Л.Н. Павлова. – М., Просвещение, 2005. – 68 с. 32. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.- М.: Школьная Пресса, 2014.- 128 с. 33. Покровская, Ю.А. Дефиниция "задержка речевого развития" в современной логопедии / Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08-09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. – 14 с. 34. Попова, С.В., Воспитание и развитие детей раннего возраста. / С.В. Попова. - М.: Мозаика-синтез, 2007. – 56-85 с. 35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 2010. – 302 с. 36. Серебрякова, Ю.М. Сопровождение детей раннего возраста в Петрозаводске / Ю.М. Серебрякова // Логопед. – 2012. – № 7. – С. 35-38. 37. Сиротюк А.Л., Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. – М.: Сфера, 2009. – 47 с. 38. Сорокина, Н.А. Комплексная диагностика /?Электронный ресурс?развития детей с речевыми нарушениями: учебное пособие Н.А. Сорокина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 201 с. - Университетская библиотека онлайн). – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/. 39. Стародубова Н.А. Развитие речи ребенка: Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2015.- 48 с. 40. Титова, Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева и др. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 25 с. 41. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 2013. - 112 с. 42. Трофимова Н. М., Дуванова С. П. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с. 43. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие / Под ред. О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера. 2015. – 256 с. 44. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина. – М.: Сфера, 2011. – 56 с. 45. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 2013. – 64 с. 46. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 45 - 231 с. 47. Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 28 с. 48. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 2011. – 47 с. 49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2014.- 403 с. 50. Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет / Е. Янушко. – М.: Теревинф, 2014. – 100 -225 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА 1.1. Особенности психоречевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка Дом ребенка – это особое учреждение, где первые три года жизни воспитываются дети, по той или иной причине оставшиеся без попечительства родителей. Перед коллективом дома ребенка стоит важнейшая задача – создание развивающей среды и благоприятной атмосферы, способствующей своевременному физическому и психическому развитию детей. Специалисты, няни и воспитатели дома ребенка, уделяют большое значение индивидуальному эмоциональному общению с каждым ребенком, но к сожалению, не удается полностью удовлетворить эту потребность детей, что является характерной спецификой детских учреждений постоянного проживания. Частая смена персонала, перевод воспитанников из группы в группу, малое количество обращений взрослых к детям, значительно реже, чем в семье, их эмоциональная бедность и однообразие оставляют не реализованной в полной мере потребность у детей во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле и положительных эмоциональных контактах. Дети, растущие без опеки родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье, темпом психического и речевого развития, уровнем адаптивной способности. Темп формирования психических функций и речи у воспитанников дома ребенка замедлен в сравнении с возрастной нормой развития. Здоровье детей имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства, а в дальнейшем чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Дети позднее начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно брать в руки ложку, чашку. У них имеется недоразвитие как общей, так и мелкой моторики. Для многих характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, отмечены «стертые формы госпитализма», что проявляется в сосании пальцев, языка, раскачивании корпуса. Эмоциональный фон снижен. На первом году жизни у ребенка начинает страдать регулирующая функция речи [2, с 15-35]. Детям, воспитывающимся вне семейной среды, свойственна повышенная возбудимость, нервозность, быстрая утомляемость. Положительные поведенческие реакции на общение со взрослыми формируются медленно, на занятиях дети рассеянны, малоактивны. Замедлено развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения - в результате чего страдает развитие активной речи. Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени. Существуют различные гипотезы о причинах, вызывающих отставание в речевом развитии, но все они сходятся на том, что в основе задержки вербального (словесного) общения этих детей лежит дефицит внимания со стороны взрослого, и в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними. Речь – это сложный психофизиологический процесс использования языка и сопутствующих ему речевых компонентов. Проходя через призму личности конкретного человека, речь отражает многие внутренние психологические аспекты личности, приобретает индивидуальность и является важным диагностическим критерием при проведении психодиагностики, диагностики развития интеллектуальных способностей, других не менее важных показателей физического и психического состояния и здоровья человека. Главная задача речевой коммуникации – обмен информацией, в процессе которого человек удовлетворяет определенные эмоциональные, интеллектуальные и другие личностные потребности, такие как потребность в оценке или инициатива на проявление себя. Речевая деятельность определяется рядом сложных психологических механизмов. Психологические и физиологические механизмы речевой деятельности занимают важное место в исследованиях многих психологов, психолингвистов, физиологов, нейропсихологов. А.Н. Корнев отмечает, что «формирование языковой компетентности и речевых навыков в онтогенезе происходит в тесной зависимости от развития коммуникативной деятельности, так как и то и другое является средством реализации этой деятельности»[5, с. 18]. К такому же выводу пришли такие авторы, как А.Г. Рузская и М.И. Лисина, а также А.Н. Леонтьев. Задолго до того, как ребенок начинает говорить, в процессе ситуативно-личностного (эмоционального) общения ребенка со взрослым происходит формирование коммуникативной потребности. Для характеристики и диагностики потребности в коммуникации у младенца необходимо учитывать активность (реактивность) ответной реакции ребенка на общение с несколькими разными людьми. В младенческом возрасте диагностическим критерием служит улыбка и эмоциональные реакции ребенка. В норме инициативные коммуникативные реакции проявляются у всех детей и являются критерием для суждения о наличии деятельности общения. Непосредственно речевая деятельность возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым как результат сотрудничества между ними. Таким образом, можно предположить, что становление навыков речи у воспитанников дома ребенка зависит от качества общения со взрослыми, окружающими детей. Именно качественное своеобразие общения определяет своевременность формирования навыков речевой коммуникации, а главное, формирования мотивов, нацеленных на овладение необходимыми средствами языкового общения. Проверка этого предположения была приведена в исследованиях Т.А. Финашиной и А.Г. Рузской в 1982 г. Гипотеза вышеприведенных авторов состояла в том, что в закрытых детских учреждениях особенности развития речи воспитанников обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью эффективных компонентов общения. Эффективными компонентами общения являются все эмоциональные действия детей, которыми ребенок пользуется в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); к деловым можно отнести все контакты, опосредованные предметом. Проведенное в 1980 г. исследование М.И. Лисиной было направленно на сопоставление развития и становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях), и на определение характера общения ребенка со взрослыми. Автор утверждает, что дети, воспитывающиеся в семьях, как правило, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1–2 человека). Поведение и требования этих взрослых постоянны и становятся понятны ребенку. Дети быстро начинают вступать в качественно-однородные эмоциональные отношения с близкими взрослыми, которые подкрепляются предсказуемым ответным поведением как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, оно адресуется непосредственно ребенку. Дети, воспитывающиеся в семье, находятся в постоянном контакте со взрослыми, общаясь с ними по различным поводам: личностным, деловым, познавательным. Дети, растущие в закрытых детских учреждениях, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разным поведением. В такой ситуации общение взрослого с детьми менее эмоционально насыщено. Доверительность в общении со взрослыми у ребенка практически отсутствует. Количество и качество общения ребенка с персоналом даже в режимных моментах (кормление, переодевание) не всегда соответствует потребности ребенка. Общее количество обращений персонала к ребенку минимально, ограничивается минутами сухого взаимодействия в режимных моментах. Воздействия взрослого на ребенка носят, скорее, характер групповой отнесенности. Поведение и деятельность детей подчинены внутреннему распорядку дня и расписанию, четко регламентируются взрослыми: пойди, поставь, прекрати. В большей степени взаимодействие ребенка и взрослого приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка, а тематические занятия носят эмоционально бедный, стандартизированный характер. Анализ исследований авторов, разрабатывающих данную проблему, показал, что дети, воспитывающиеся в разных условиях, в неодинаковой степени овладевают речью. Так, дети, воспитывающиеся в семье, к 2 годам 6 месяцам в большинстве активно владеют речью (более 70% детей), в домах ребенка – только около 40% детей, то есть к активной речи дети, растущие в семье, переходят к концу второго полугодия жизни, а дети из дома ребенка – к концу третьего полугодия жизни. Жизнь детей в доме ребенка, подчиненная вербальным (словесным) распоряжениям взрослого, его «командам», требует от детей в основном контекстного или ситуативного понимания речи. По этой причине новые лексические единицы в вербальной речи детей появляются с запозданием по сравнению с детьми, воспитывающимися в семейной речевой среде, где мать или близкий взрослый отвечают на вопросы ребенка, поясняя смысл новых для него слов, высказываний, чутко и положительно эмоционально реагируют на успехи и достижения ребенка. У воспитанников дома ребенка отсутствие такого рода внимания приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею. По данным исследователей, существует как минимум три основные особенности, отличающие общение воспитанников дома ребенка со взрослыми от общения в семейной речевой среде: 1. Общение воспитанников дома ребенка с персоналом характеризуется пониженным эмоциональным фоном общения и делового взаимодействия. Взрослые менее заинтересованы в успехах ребенка, не так эмоционально живо радуются его успехам или огорчаются неприемлемым действиям, не всегда стремятся поддержать инициативу ребенка. Эмоциональность взрослого в значительной мере влияет на степень активности ребенка, что находит отражение и в речевой деятельности. 2. Общение слабо организует предметную деятельность детей и не взаимодействует с ней, что определяется сниженной регулятивной функцией речи у воспитанников дома ребенка и ослабленной мотивацией к познавательной деятельности. Совместная деятельность детей, растущих в доме ребенка, и окружающих, задающая малышу стимулы к подражанию и обучающая его приемам и способам целесообразных действий, ограничена по объему, бедна и по содержанию и состоит лишь из набора элементарных действий. 3. Смещение и смешение оценки предметно-дисциплинарных моментов в жизни ребенка, когда оценочное действие со стороны взрослого всегда носит специализированный, критериальный характер качественных и количественных показателей ребенка. Взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка, кроме того, среди оценок преобладают отрицательные, которые часто смещены в сферу дисциплинарных моментов жизни ребенка. Родителю свойственно иначе оценивать ребенка, оценка родителя всегда компенсируется безусловным принятием и любовью к собственному ребенку. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ранний возраст развития ребенка является сензитивным периодом для формирования речевой функции, которая играет важную роль в психическом развитии ребенка. Речь в этом возрасте включена во взаимодействие со взрослым, она формируется и развивается прежде всего как средство общения. Главной предпосылкой становления речевого общения в первые годы жизни ребенка является высокий уровень мотивации речевого общения. Пребывание малыша в доме ребенка противоречит основной потребности развития ребенка, а именно потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых, потребности пребывания в семейной речевой среде. У детей дома ребенка наблюдаются отклонения в эмоциональном, моторном, психическом, речевом развитии, что отрицательно влияет на адаптацию и социализацию ребенка, на формирование личности. При правильной организации коррекционной работы большинство недостатков и нарушений, диагностируемых у воспитанников дома ребенка, могут быть смягчены или вовсе устранены, что находит подтверждение в статье М. В. Шороховой [4, с. 41]. 1.2. Теоретические подходы к проблеме развития речи детей раннего возраста с ЗПРР Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др. У.В. Ульенкова отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка; овладение словарным запасом и правилами синтаксиса; активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается; овладение смысловой стороной речи[7, с.11-20]. Термин задержка психоречевого развития (ЗПРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg