Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

lina_lad 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2018
Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Поэтому в этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети рассматривают картинку и вспоминают, видят необычный предмет и начинают рассуждать, припоминают что-то из своего жизненного опыта, только медленнее, чем обычные здоровые дети. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Дети запоминают всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание, запоминают непроизвольно, то есть, не желая того.
Введение

Раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения - тифлопсихология. Она также изучает формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения. Психология слепых впервые была рассмотрена основоположником материалистического направления во французской психологии Д.Дидро в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим». Формирование научной психологии незрячих связано с трудами Т.Геллера, М.Кунца, К.Бюрклена, П.Виллея, А.А.Крогиуса, В.С.Сверлова, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, А.Г.Литвака и других. В последнее время в употребление вошло новое понятие «тифлология», объединяющее педагогику, психологию и социологию, имеющие целью изучение жизни и деятельности слепых. Психология слепого принимает за исходное в психическом развитии дефект зрения, его функциональное значение и влияние на весь ход развития, что с неизбежностью приводит к недооценке возможностей компенсации дефекта за счёт других сенсорных систем. Наличие особенностей в познавательной деятельности слепых отмечали А.И.Скребицкий в 1903 г., А.М.Щербина в 1916 г. Но Ф.Цех в 1913 г. утверждал о необходимости создания нового особого «языка слепых», отличного от языка зрячих. К.Бюрклен в 1924 г. сделал вывод, что в результате изолированной жизни слепых возникает особый тип людей. Группа учёных: Т.Катсфорт, Гомулицкий, Максфильд, В.Уильямс, М.Тобин, В.М.Коган, А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, убеждали в том, что заметные различия между общим психическим статусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей с нарушениями зрения. М.Тобин в 1972 г. указывал, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушением зрения может опередить в своём психическом развитии зрячего. Позиция сближения развития детей с нарушением зрения и зрячих в настоящее время укрепилась, чему способствовали теория и практика компенсации и коррекции зрительного дефекта. Разработанные системы компенсации и коррекции зрительного дефекта способствуют формированию сенсорной, интеллектуальной сфер личности. В работе необходимо исходить из возможностей и потребностей детей с учётом их особенностей, связанных с дефектом зрения. Исследование Л.И.Кирилловой показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение до 90%. В школах для незрячих 3-4 % детей имеют тотальную слепоту, 7 % - светоощущение, у 10 % визус выше 0,06. Увеличилось количество сложных, комплексных зрительных заболеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функций. Возросло число детей, у которых нарушения зрительной функции сопровождаются рядом других дефектов, например нарушением деятельности центральной нервной системы. Тесная связь, которая существует между нарушениями ЦНС и развитием глаза плода в ранние периоды беременности, возможно, указывает на общие причины нарушений деятельности мозга и заболеваний глаз. Часто наблюдаются случаи, когда основные первичные изменения в зрительной системе сопровождаются вторичной глаукомой, дегенерацией сетчатки, микрокорниа, сочетаются с нарушениями деятельности ЦНС. Причинами таких нарушений может быть врождённая патология и действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве. Как показали исследования А.В.Хватовой, категория детей с нарушением зрения значительно увеличилась в России в последние годы: 88% соепых и 92% слабовидящих детей имеют врождённые формы патологии зрения. При исследовании детей и юношей с врождённой катарактой выявился высокий процент 72 ранней детской мозговой патологии. В тифлопсихологии процессы памяти изучены не столь полно и разносторонне, как в общей и педагогической психологии, несмотря на особую значимость памяти при зрительном дефекте. Детям с глубокой зрительной патологией приходится запоминать многое из того. Что не требует запоминания у зрячих. Научно-технический прогресс, усложнение содержания обучения, жизни и деятельности требуют от незрячих и слабовидящих совершенствования памяти: увеличения скорости запоминания, прочности удержания в памяти, впечатления большего объёма информации и на длительный срок. В первых работах по изучению памяти при недостатках зрения, появившихся в начале XX века, объектом были незрячие. Авторами исследований зачастую были также незрячие. Результаты их наблюдений и исследований неоднозначны. К.Бюрклен, К.Э.Кречмер, К.Штумпф, А.Крогиус и другие утверждали, что память незрячих превосходит память имеющих зрение. Другие авторы отмечали необоснованность утверждения об изощрённости памяти незрячих. Л.С.Выготский, анализируя исследования памяти незрячих, объяснял некоторые преимущества в развитии их памяти тем, что у них есть «тенденция к повышенному развитию памяти, развивается ли она на деле очень высоко – это зависит от многих и сложных обстоятельств». В 1950-1960-е гг. особое внимание уделяется изучению памяти слабовидящих детей в связи с открытием специальных учреждений для детей этой категории и задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса и мероприятий по охране и развитию слабого зрения. Впервые экспериментальное изучение памяти слабовидящих было проведено Т.Н.Головиной в 1954 году. Оно было посвящено процессу узнавания. Второе многоплановое и разностороннее сравнительное исследование осуществлено В.А.Лониной в 1962-1985 годах. В дальнейшем изучением процессов памяти занимались И.Земцова, А.И. и Л.А. Зотовы, Н.А.Глезденёва, Л.В.Егорова, В.Ф.Морева, Е.С.Нарышкина, О.Ю.Овчинникова, Л.И.Солнцева. Все они исследовали запоминание словесного материала. ЦЕЛЬ:Изучение особенностей развития памяти у незрячих детей младшего школьного возраста. ПРЕДМЕТ:Особенности развития памяти у слепых детей младшего школьного возраста. ОБЪЕКТ:Развитие памяти слепых детей младшего школьного возраста. ЗАДАЧИ: - Изучить тифлопсихологию как науку о закономерностях психического развития слепых детей. - Изучить развитие памяти слепых детей детей младшего школьного возраста. - Провести диагностику исследования памяти слепых детей младшего школьного возраста. Диагностическое исследование проводилось на базе СКОШ № 12 г. Шадринска. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1.Характеристика памяти 6 1.2. Особенности памяти у незрячих детей младшего школьного возраста 13 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21 2.1. Методы исследования 21 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 24 2.3. Рекомендации для родителей по развитию памяти для незрячих детей младшего школьного возраста 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36 ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Список литературы

1. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте.М.,1979г., стр. 161. 2. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях». (2 часть)/ сост. Н.В. Захарюта, Армавир,2004 г., стр. 208. 3. Л. Житникова Учите детей запоминать. М. Просвещение, 1978г. 4. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. Тесты для детей. «Дельта», 1997г., стр. 112. 5. З.М. Истомина. Развитие памяти. М., 1978г. 6. И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М., 1997г. 7. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1979 г., стр. 166,167. 8. Р.С. Немов. Психология. М.: «Просвещение», 1995г., стр. 184-216. 9. Психологическая диагностика развития детей. (1часть) / сост. Н.В. Захарюта, Армавир, 2002г., стр. 101. 10. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология, М., 1999г. 11. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 1998г. 12. Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997г. 13. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.. 2002. 14. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. Пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. --СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с. 15. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др./ Под ред. Л. В. Кузнецовой. —— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. 16. Геллер С. Способность слепых приспособляется к жизни. - Слепец. - 1911.- № 11-12.- С. 30- 35. 17. Дюфур М.О. О физиологии слепых. - Слепец. - 1894.- № 3-4.- С.44 – 51. 18. Крогиус А.А. Из душевного мира слепых. - СПб.: Сенатская типография, 1909.- 231 с. 19. Крогиус А.А. О некоторых особенностях душевной жизни слепых. – Вестник психологии. - 1904. – Вып 4. - С. 259–271. 20. Крогиус А.А. Экспериментальное исследование душевной жизни слепых/Труды первого Всероссийскогосъезда по педагогической психологии 31 мая – 4 июня 1906. - СПб.,1906.- С. 177 – 179. 21. Лейко К.К. К психологии слепых. - Слепец. - 1908.- № 4.- С. 23 – 30. 22. Лейко К.К. Привычка и её значение. - Слепец. - 1905.- №1. - С. 32 – 38. 23. Лейко К.К. Психическая энергия и психический темп у слепых. - Слепец. - 1908.- № 6. - С. 45 – 51. 24. Лейко К.К. Факты и мысли. - Слепец. - 1903.- № 7. - С. 80 – 82. 25. Мекер В. Эстетическое воспитание слепых. - Слепец. - 1903. - № 8. - С. 55 – 59. 26. Недлер Г.П. Первоначальное воспитание слепого ребёнка. - Слепец. - 1914. - № 5. - С. 45 – 52. 27. Недлер Г.П. Самые несчастные из слепцов. - Слепец. - 1889.- № 2 – 4. - С. 10 – 15. 28. Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых. - СПб.: Издание Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых,1901. – 127 с. 29. Руднев В.И. Психология слепого. - Казань: Типо-литогр. Императорского университета,1910. – 28 с. 30. Суров Г.И. Краткий очерк физиологических особенностей слепых. - Симбирск: Сибирская типография,1912. – 43 с. 31. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение,1981. – 168 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика памяти Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий. Физическая теория памяти.Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание. Химическая теория памяти.Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) — основой индивидуальной памяти. Биохимическая теория памяти.Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg