Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Использование художественной литературы в изучении повседневности периода Великой Отечественной войны в школьном курсе истории

vika_glad 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Я считаю, что главная задача истории как науки в школе - это воспитание гражданина, патриота. Наша страна богата на исторические события, большинство из них отражено в художественной литературе. Использование художественной литературы на уроке истории – эффективный метод. Художественный образ не только украшает речь учителя в ходе повествования, но и дает информацию об историческом прошлом.
Введение

Актуальность темы исследования. Методисты дореволюционной школы обращали большое внимание на чтение ученикам книг исторического содержания, говоря о том, что история как наука о прошлом способна лишь тогда представиться ученику в виде живой картины, когда сам ученик достаточно владеет ее присущими чертами и деталями. По их мнению, историческое чтение являлось источником этих характеристик исторической жизни. Современные критерии образования заставляют педагогов искать новые методы и приемы обучения. Важно правильно найти подход и качественно преподнести материал. Художественная литература, используемая на уроке, помогает более ярко сформировать у учеников какие-то образы прошлого, которые должны стать составной частью их исторических представлений. Может ли художественное произведение поддержать внимание учеников, способствовать развитию интереса к предмету? Безусловно. Грамотное использование межпредметных связей на уроке истории позволит добиться этого. Использование фрагментов произведений на уроке позволит окунуть учащихся в историческую обстановку, воссоздать индивидуальность определенной эпохи. Художественная литература, так же, как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют ее на уроках истории. В проблеме «история-литература» от учителя требуется по максимуму использовать возможности межпредметных связей, комплексного рассмотрения процесса обучения истории. Что касается темы моей курсовой работы, а в частности повседневности, то следует отметить, что в отечественной историографии долгое время данного понятия не существовало. Его заменяли на привычные нам слова «быт», «история жизни». Зачастую пренебрегали и ими и использовали такое широкое, немного грубое, по моему мнению, слово «рутина». Исходя из вышесказанных слов, термин «повседневность» является более предпочтительным, так как имеет определенные рамки, а не размытые исторические границы. На сегодняшний день повседневный мир советского человека вообще, в период Великой Отечественной войны в частности, оказывается точкой пересечения многих историков и практически ориентированных специалистов. Их усилиями открыты внушительные коллекции документальных свидетельств повседневной жизни. Но несмотря на это тема повседневности войны в школьном курсе истории остается заповедной территорией с плохо освещенным и недостаточно усвояемым материалом для полного изучения, поэтому тему моей курсовой работы считаю достаточно актуальной. Целью данной курсовой работы является выявление педагогического потенциала художественной литературы в изучении советской фронтовой и тыловой повседневности эпохи Великой Отечественной войны. Задачи исследования: 1) проанализировать в сопоставлении с иными историческими источниками репрезентацию в художественной литературе особенностей повседневной жизни советских людей в годы ВОВ; 2) разработать собственные методические рекомендации по изучению повседневной жизни советского общества в годы ВОВ на уроках истории в 10 классе. Объектом данной курсовой работы является процесс преподавания истории Великой Отечественной войны в старших классах общеобразовательной школы. Предметом курсовой работы являются содержательные и методические аспекты применения литературных художественных произведений в преподавании повседневности периода ВОВ. Степень изученности темы. Теоретическую основу курсовой работы является общая литература по методике преподавания истории; специальные исследования, посвященные методике применения художественной литературы на уроках истории. Большую работу в применении художественной литературы в преподавании истории проделал Вагин А.А . Он разработал различные методы и приемы. Об эффективности и результатах использования художественной литературы писала Л.М. Предтеченская . У М.В. Коротковой существует масса разработок уроков по истории с применением художественной литературы . Изучение повседневной жизни народа в условиях военного времени в результате общественно-политических перемен в стране, переосмысления теорий социального развития, начиная с 90-х годов, стало одной из наиболее активно изучаемых проблем в современной российской историографии. Это было связано с тем, что появились новые концептуальные подходы и направления, расширение источниковой базы в результате рассекречивания и публикации архивных документов по истории Великой Отечественной войны создали новые условия для исследования истории повседневности. Российские ученые в повседневность включают условия жизни, труда и отдыха, быта, условия проживания, питание, способы лечения и социальной адаптации, другие факторы, влияющие на сознание, нормы поведения и эмоциональные реакции на события людей разных социальных слоев. Несмотря на то, что советская историография не употребляла понятия «история повседневности», отдельные аспекты данной проблемы нашли освещение в трудах историков этого периода. Общие изменения уровня жизни населения, его материально-бытовое положение находили отражение в работах по экономике, коллективных трудах по истории ВОВ. В наибольшей степени многие аспекты повседневной жизни населения нашли отражение в работах, касающихся социальной политики периода Великой Отечественной войны. Среди российских историков, специализирующихся на разработке рассматриваемой проблемы, в первую очередь следует отметить Журавлева С.В. и А.К. Соколова , Е.А. Осокину , Е.Ю. Зубкову , Е.С. Сенявскую и других авторов. В новейшей российской историографии данная тема также глубоко изучена. Стоит отметить, что региональные исследования изучены более детально, чем обобщающие общероссийские. Отдельные аспекты повседневной жизни жителей оккупированной Калуги в период войны и оккупации нашли отражение в книге, написанной по дневниковым записям калужского врача М.В. Устрялова о защите и освобождении города, боях и бомбежках, отношениях между обывателями и оккупантами. Источниковая база состоит из нескольких групп. В первую входят нормативные документы: ФГОС второго поколения и историко-культурный стандарт . Для анализа учебников с целью выявления в них использования художественной литературы были взяты два учебника по истории России: под издательством «Просвещение» авторы М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и под издательством «Русское слово» авторы Никонов В.А. и Девятов С.В. В ходе разработки урока была использована повесть Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» . Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка источников и литературы.
Содержание

Введение……..……………………………………..…………….. ………………3 Глава 1. Место художественной литературы на уроках истории ……………..8 Глава 2. Повседневность военной поры в художественной литературе…………………………………………………….………………….16 Глава 3. Методическая разработка по использованию художественной литературы в изучении повседневности периода ВОВ……………………….24 Заключение ..……………………...……………………………………………...29 Список литературы………………………………………………………………31
Список литературы

Нормативные источники 1. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] // Российское историческое общество. URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogouchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyjstandart (дата обращения: 12.04.2020). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/ (дата обращения: 11.04.2020). Учебники 1.История России.10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2016. -176 с. 2.История России. 1914- начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Ч.1. 1914-1945 / В.А.Никонов, С.В. Девятов; - М.: ООО «Русское слово – учебник». 2019. – 312 с. Художественная литература 1. Астафьев В.П. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 10. — Красноярск: Офсет, 1997. 2.Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000. 600 с. 3. Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке / Борис Полевой. - М.: Правда, 1978. 261 с. 4. Твардовский А. Т. Василий Тёркин: книга про бойца. - М.: Художественная литература, 1976. - 219 с. 5. Симонов К.М. Живые и мертвые: Роман в трех книгах. Кн.1: Живые и мертвые. – М.: Худож.лит.,1989. – 477 с. Литература 1.Белинский В.Г. Собрание сочинений. Т.3. - М.,1948. – 798 с. 2.Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории./А.А.Вагин-М.:Просвещение,1966.-344с. 3. Вольтер. Кандид. — Пантеон, 1908. 4. Журавлев С.В., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы // Социальная история. Ежегодник, 1997. – М, 1998. 5.Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953.-М., 1999. 6. Короткова М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М. В. Короткова - М.: ВЛАДОС, 2000.-117 с. 7. Луков Г. Д. Психология (Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов). М., 1960. -201 с. 8. Момыш-Улы Б. Психология войны. Алма-Ата, 1990. – 104 с. 9. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927–1941. -М., 1997. 10. Повседневная жизнь калужан в годы войны. Дневник врача 1941-1944 гг. / М. В. Устрялов; [вступ. ст. В. Я. Филимонов]. - Калуга : Золотая аллея, 2010. – 152 с. 11. Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории / Л. М. Предтеченская – М.: Просвещение, 1978. – 167 с. 12.Сенявская Е.С. 1941–1945: Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. - М., 1995. 13. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История приложение к „Первому сентября” / Е. С. Сенявская – М.: 2001. - №44. – 6-13с.
Отрывок из работы

Глава 1. Использование художественной литературы на уроках истории Как известно, основную информацию на уроке ученики получают из повествования учителя. Основная его задача состоит в том, чтобы проложить в сознании детей нить с прошлым страны и народа. Успех обучения во многом состоит именно из речи учителя, его слово должно быть точным, полным стремительной мысли. Не всегда удается найти необходимую палитру изобразительных средств для точной и образной передачи знаний. В этом случае на помощь могут прийти художественные литературные произведения. Привлечение художественной литературы повышает доказательную силу изложения. Выбирая произведения художественной литературы для урока истории, необходимо учитывать две составляющих. Во-первых, произведение должно излагать правдивые исторические явления, события, допустим, фантастика точно не подойдет. Русский прозаик, автор исторических романов С.П. Бородин отмечал, что вымысел «должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности» . Во-вторых, произведение должно обладать высокой художественной ценностью.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 23 страницы
450 руб.
Курсовая работа, История, 22 страницы
260 руб.
Курсовая работа, История, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, История, 30 страниц
340 руб.
Курсовая работа, История, 23 страницы
340 руб.
Курсовая работа, История, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg