Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта

vika_glad 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
В соответствии с целью данного исследования - изучения средств формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в работе решены следующие задачи: 1. Проведен теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей в психолого-педагогических исследованиях. 2. Выявлены особенности развития социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Введение

Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. В Российской Федерации, по данным Государственного доклада о положении детей, наблюдается большой рост детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида. В 1992 году в этих учреждениях было 152 тыс. детей, в 2003 году - 382,5 тыс. детей. Таким образом, в современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями), в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства приобретают особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста. На качестве жизни и абилитации неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию ребенка с нарушением развития. У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям (Зарин А., 1990; Логинова Е.Т., 1990; Аунапауу Т., 1982). Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников. Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей. Другие авторы говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков. Целью данного исследования является изучение средств формирования социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта. Объектом исследования является социальная адаптация учащихся с нарушениями интеллекта. Предмет исследования - особенности социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей в психолого-педагогических исследованиях. 2. Выявить особенности развития социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 3. Изучить средства, влияющие на формирование социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 4. Провести практическое исследование средств, влияющих на формирование социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Теоретическая основа работы: исследования таких авторов, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щербакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А., Белопольская Н.Л., Сухарева Г.Е., Певзнер М.С., Лебединский К.С. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность, обозначается цель, задачи, область исследования, степень изученности данной проблемы. В первой главе дается анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Во второй главе рассматриваются пути и средства коррекции социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта. В заключении подводятся итоги исследования, кратко описываются результаты исследования.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3 Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта……………………………………………………………..6 1. Общая характеристика феномена социальной адаптации психолого-педагогических исследований…………………………………………………........6 2. Особенности социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………..12 Глава 2. Средства формирования социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………..22 1. Особенности коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта………………………………………...........22 2. Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта……………...........................35 Заключение………………………………………………………………………....46 Список литературы…………………………………………………………….......48
Список литературы

1. Абраменкова В.В., Асмолов А.Г. Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе // Личность и межличностные отношения в коллективе. - Ульяновск, 1988. 2. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология, 1999. - № 3. 3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования // Дефектология 1997, № 1. 4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 5. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М, 1995. 6. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей - сирот с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 1997, № 1. 7. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. - 1995г. - №5 - с.30. 8. Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994г. - №1 - с.11 9. Белопольская Н.Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции. - В кн.: Психологические исследования, вып 6.М., 1974. 10. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978. 11. Блейхер В.М., Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976. 12. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология, 1989. - № 3. 13. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. 14. Ветер А.А., Выготская Г.Л., Леощард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. 15. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. 16. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - Москва, Просвещение, 1967г. 17. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. Сб. научных трудов / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1981. 18. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В. В. Воронковой. - М., 1994. 19. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5. - М.: Просвещение, 1983. 20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997. Рубинштейн С.Я., Психология умственно отсталого школьника. - М.: Знание, 1979. 21. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, М.: Педагогика, 1985. 22. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагогики.М., 1961. 23. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. 24. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Под ред. Н.Д. Шматко. - М., 1997. 25. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова - М.: Новая школа, 1996г. 26. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993. 27. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе М.: Просвещение, 1981. 28. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Минск, 1998. 29. Егорова Т.Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973. 30. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1999г. - №6 - с.25. 31. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М., 1998. 32. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М., 1993. 33. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995. 34. Замский X.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995. 35. Зейгариик Б.В., Братусъ Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта § 1. Общая характеристика феномена социальной адаптации психолого-педагогических исследований Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному. Этот скачок совершается не в ходе онтогенеза, а в процессе филогенеза рода человеческого. В работах И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова можно найти соединение понятий социализация и адаптация, причем последней в качестве одной из составляющих первой. Они указывают: "Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности... Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, то есть социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей..." [13, с.88].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg