Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2021
Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме формирования мотивации у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Более успешное освоение тех или иных сфер деятельности, поведения и т. п., будет характеризоваться более сильной мотивацией достижения в этих сферах. Наиболее точным, полным и признанным в науке является понимание мотивации как системы внутренних детерминант поведения человека (потребностей, интересов, мотивов, эмоций) связанных со структурой личности. В соответствии с этой точкой зрения в деятельности человека выделяется особый компонент – мотивационный, определяющий возникновение, направление; способы осуществления и результат конкретных форм деятельности. Иными словами, мотивация определяется в психологии как блок управления деятельностью, она изменяет ее в зависимости от своего содержания.
Введение

У ребенка на жизненном пути закономерный этап – начало школьного обучения ребенок – дошкольник, идет в школу достигая определенного возраста, что требует определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Особенно острой эта проблема становится в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс. Вопросом подготовки детей к школе занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н.И.Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Н. В. Нижегородцева, Е. О. Смирнова, Г. Гетцер, А. Керн, Г. Штребели, И. Йирасек, др. Многоаспектность и многофункциональность проблемы преемственности подтверждается рядом исследований, где она рассматривается как дидактический принцип (Б. П. Есипов, Т. А. Плотникова, М. X. Хайбулаев), как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М.А.Данилов, М. Н. Скаткин), как условие научности (Г. И. Щукина) и как компонент принципа доступности обучения (И. Т. Огородников). Которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяли значимость мотивационного компонента, а так же утверждали, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания, поскольку образовательные нововведения позволяют реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его психологические особенности, желания, уровень знаний, умений и навыков, что необходимо для дальнейшего обучения дошкольника, но уже в рамках школьного образования. Мотивационная готовность рассматривается с позиции одной из составляющих школьного готовности дошкольника. Ее формирование необходимо для того, чтобы ребенок осознавал значимость и важность дальнейшего обучения не с позиции общепринятых норм, а с позиции личного желания и интереса. Сформированность учебно – познавательной мотивации влияет не только на готовность к школьному обучению, но и в дальнейшем способствует развитию у дошкольника способность постигать определенные цели и задачи. Проблема готовности развития мотивации у детей старшего возраста к школе – одна из основных в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у обучающихся в начальных классах. Формирование мотивации у детей дошкольного возраста к обучению к школе становится актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивация, по утверждению ученых является побудительной силой к обучению в школе, приобретению знаний, умений и навыков. Именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для формирования познавательной мотивации, но в сложившейся практике дошкольных образовательных учреждений не в полной мере проработаны эффективные условия, направленные на ее формирование. Актуальность проблемы формирования мотивации у детей старшего возраста к обучению в школе повлекла за собой выявление противоречия – между объективной необходимостью формирования положительной мотивации учебной готовности детей и между недостаточной разработанностью методических аспектов решения данной проблемы. Вышеизложенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: «Каким должно быть содержание работы, направленное на формирование положительной мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению?». Это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе». Целью исследования – способствовать формированию положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Объект исследования – процесс формирования положительной мотивации в ходе образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что формирование мотивации старших дошкольников к обучению в школе будет иметь положительную динамику при соблюдении следующих условий: 1. Изучить теоретические аспекты формирования мотивации у детей старшего дошкольного возраста; 2. Определить по диагностическим методикам уровень развития мотивационной сферы к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста; 3. Разработать и внедрить в практику комплекс занятий, направленных на развитие мотивации к обучению в школе у детей старшего возраста. В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи исследования: 1. Изучить основные понятия о мотивационной сфере личности детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий формирования мотивации у детей к обучению в школе; 2. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста; 3. Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования мотивационной готовности старших дошкольников; 4. Разработать программу развития мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы; – эмпирические: в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных; – математические: статистическая обработка полученных данных. В исследовании использовались следующие методики для диагностики интеллектуальной готовности к школе: - педагогические: метод беседы; метод наблюдения; метод педагогического эксперимента; - психологические: методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» (Керна-Йирасека); методика «Разговор о школе» (Т. А. Нежнова) [44]; социометрический опросник реализации потребности в общении, социологическая проба «День Рождение» (М. А. Панфиловой); – математический: метод Стьюдента (t - критерий). Практическая база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 95 «Снежинка» город Норильск. Выборку составили 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Практическая значимость. Разработанный комплекс мероприятий по формированию мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста, а также выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 62 наименования и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….10 Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста………………..15 1.1 Общее понятие о мотивационной сфере личности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...15 1.2 Психолога–педагогические условия формирования мотивации у детей к обучению в школе………………………………………………………………..19 1.3 Мотивационная готовность к обучению в школе……………………..26 Выводы по первой главе…………………………………………………….29 Глава 2 Эмпирическое исследование развития формирования мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста………………..31 2.1 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования на констатирующем этапе.............................................................................................31 2.2 Разработка и апробация комплекса занятий, направленных на развитие мотивации у старших дошкольников к обучению в школе …………………….46 2.3 Методическое обеспечение программы………………………………..56 2.4 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования на констатирующем этапе………………………………………….…………………58 Выводы по второй главе…………………………………………………….67 Заключение………………………………………………………………….............69 Список используемой литературы………………………………………………...71 Приложение…………………………………………………………………………78
Список литературы

1. Акатова Н. С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Акатова Наталья Сергеевна. – М., 2016. – 24 с. 2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 4-е изд. – СПб.: Речь, 2018. – 283 с. 3. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М:ТЦ Сфера, 2015.272с. 4. Бабунова Т. М Дошкольная педагогика – педагогика развития – Магнитогорск: МаГУ, 2017. – 239 с. 5. Батюта М. Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М. Б. Батюта Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2016. – 306 c. 6. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, – 2015. – №8, с. 80-83. 7. Белова Ю. В. Педагогика: учебн – методическое пособие/Ю. В. Белова – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 83 с. – ISBN 978–5–4487–0140–5. – Текст: электронный // Электронно–библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/72353. html (дата обращения: 09.06.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей 8. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод материалом/М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2017. – 112с. 9. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – Изд-во: Феникс, 2018. – 304 с. 10. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагенство, 2015. – 68. 11. Богоявленский Д. Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. – 2015. -№ 2. – с. 25-38. 12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович; под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2015. 13. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. М: ИДГУВШЭ, 2017. 526c. 14. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г. М. Бреслов. – М.: Педагогика, 2015. 15. Бурменская Г. В. Возростно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская и др. М.: 2016. – 416с. 16. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б. Г., -СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. -672 с. 17. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. -СПб.: Питер, 2015.208 с. 18. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. - Дошкольное воспитание №9, 2015 – с. 3-5. 19. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет//Вопросы психологии: науч. жур.М: 2015. №4. с.46. 20. Виноградова М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291). – С. 125-130. – URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/ (дата обращения: 12.05.2020). 21. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Эксмо, 2015 -245 с. 22. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр Академия, 2016. – 320 с. 23. Волков, Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие длявузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — Изд. 5е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект,2017.— 287с.— (Gaudeamus) 24. Волкова М. В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М. В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества - 2016. - С. 334-337. 25. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб.ст /Под. Ред.А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М:Психологический Колледж, 2016. 144с. 26. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского, 2-е изд., испр. и доп . -М.: 2015. -255с. 27. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 2015. -143 с. 28. Гордиец А.В. Готовность ребёнка к школе.Р-на-Д:Феникс,2015.243 29. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2015. -208с. 30. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О. Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c. 31. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания обучения: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с. 32. ГлобалЛаб [Электронный ресурс]. — URL: https://globallab.org/ru/ (дата обращения: 11.06.2016). 33. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учебно-методическое пособие / М. В. Ермолаева. -М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. -167с. 34. Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / Т. В. Ермолаева, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко // Вопросы психологии: науч. жур. -2015.-№ 1. -С. 50-60. 35. Журова Л. Е., Кочурова Е. Э., Кузнецова, М. И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школ. -Тула: Родничок, 2017. -327 с. 36. Захарова Л. Е. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО // Дополнительное образование и воспитание: Науч. жур. -М.: «Витязь-М», 2017. №9. -С. 24-27. 37. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. / Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. – 304 с. 38. Кузнецова В. Г. Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе: [Электронный ресурс]. URL: http:// https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/16/povyshenie-motivatsii-doshkolnikov-k-obucheniyu-v (дата обращения: 17.05.2020). 39. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий– М.: Просвещение, 2015. – 352 с. 40. Кырчикова Д. А. Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство [Электронный ресурс] / Д.А. Кырчикова, Н.С. Смольникова. // Человек в мире культуры: электронный журнал УГЛУ. - 2013. - № 3. - С. 65-70. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/personalnyy-web-sayt-uchitelya-kak-sovremennoe- didakticheskoe-sredstvo (дата обращения: 03.05.2020). 41. Лаврентьева, М. В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М. В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015. - С 24-32 42. Леонтьев А. Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. – Новосибирск: НГУ, 2015 – 218 с. 43. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 176с. 44. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с. 45. Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л. В. Коломийченко [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.- 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075.html.— ЭБС «IPRbooks» 46. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет / Н. Н. Поддьяков. – М.: Сфера, 2017. – 143 с. 47. Прохоров А. О., Образ психического состояния: феноменологические особенности и личностные корреляты, [Электронный ресурс] // Психологические исследования., Электронный журнал. 2011. № 3. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/494-prokhorov17.html (дата обращения: 08.02.2020). 48. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2016. – 176 с. 49. Самыгин, С. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С. И. Самыгин. Под общ. ред. Л. И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c. 50. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками Учебное пособие/Е.О. Смирнова. М: Мозаика-Синтез, 2016.192 с. 51. Стародубова Н. Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. /Н. Г. Стародубова //Система воспитания и дополнительного образования детей: от детей до внедрения. Матер, науч.- практ. конф. -Бийск, НИЦ БПГУ, 2015, -С.76-78. 52. Стригунова, А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1290-1293. 53. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр Академия, 2016. – 288 с. 54. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – /Г. А Урунтаува, Ю. А. Афонькина. -М.: Издательский центр Академия. 2015 – 47с. 55. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка ситуации его развития/Д.И. Фельдштейн//Педагогика:Науч. жур. 2016.№7. с.11 56. Хилько, М. Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c. 57. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 2017. - 75с. 58. Чабыев И. П. Возрастная психология. Якутск, 2015. -385с. 59. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия. 2015. – 144 с. 60. Cropley A.J. Creativity in education & learning: a guide for teachers and educators. - London: Kogan Page; Sterling, VA: Stylus, 2016; 61. Ornstein, A. C. Foundations of education / A. C. Ornstein, D. U. Levine, G. L. Gutek; with D. E. Vocke. – 13th ed. – Belmont: Wadsworth: Cengage Learning, 2013. – 524 с. – На англ. яз. - ISBN 978-0-495-81043-8. 62. https://ped-aksioma.ru/[Интернет ресурс]index.php/publikatsiya-statej-dlya-pedagogov-s-vydachej-sertifikata/471-programma-formirovaniya-motivatsii-ucheniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-poroge-shkoly
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Общее понятие о мотивационной сфере личности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой – обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовительным этапом перед поступлением ребенка в школу. Очевидно, что степень сформированности различных мотивов поведения, сложившихся на этот момент, будет обуславливать не только успешность обучения, но и специфику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенно отразиться на успешности человека в будущей жизни. Ввиду этого представляется важным обращение внимания на особенности развития мотивации в дошкольном возрасте. Ведь если расширить понятие учения либо обучения, то под него будет подпадать все то, чему человек научается в процессе своей жизни с момента рождения. К настоящему времени проведено большое количество психологических исследований, посвященных выявлению особенностей мотивации и способов формирования мотивации детей в разные возрастные периоды. Однако до сих пор в науке есть немало разногласий и противоречий в характеристике мотивации, что может быть объяснено сложностью самого явления. Исследователи вкладывают в содержание понятия «мотивация» различные психологические смыслы и содержание: побуждение, осознаваемые потребности (С. Л. Рубинштейн) [17, с.65], намерения (Л. И. Божович) [17, с.65], предметы удовлетворения потребностей (А. Н. Леонтьев) [17, с.65], процесс образования и возникновения мотива (Е. П. Ильин) [17, с.65]. На наш взгляд, наиболее точным, полным и признанным в науке является понимание мотивации как системы внутренних детерминант поведения человека (потребностей, интересов, мотивов, эмоций) связанных со структурой личности. В соответствии с этой точкой зрения в деятельности человека выделяется особый компонент – мотивационный, определяющий возникновение, направление; способы осуществления и результат конкретных форм деятельности. Иными словами, мотивация определяется в психологии как блок управления деятельностью, она изменяет ее в зависимости от своего содержания. Важнейшая функция мотивационного компонента – побуждение к деятельности и смыслообразование, т. е. обеспечение «принятия» цели деятельности, наделение ее личностным смыслом [17, с.65].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg