Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А это невозможно без комплексного изучения каждого модального главгола английского зыка.
Актуальность. Изучение модальности в лингвистике невозможно без освещения проблемы модальных глаголов. Рассмотрение употребления модальных глаголов является важным аспектом программы по грамматике на школьном курсу иностранных языков. Модальные глаголы являются одним из сложнейших разделов практической грамматики английского языка по причине наличия большого количества исключений.
Грамматика английского языка предполагает овладение модальными глаголами. Этот раздел является одним из важнейших аспектов изучения иностранного языка, которое невозможно представить без знания грамматических правил, что позволяют нам успешно применять язык, а формирование грамматических навыков является неотъемлемой частью обучения языку. В процессе устного или письменного общения нам часто приходится использовать модальные глаголы, и именно этой теме посвящена данная выпускная квалификационная работа, поскольку эта группа глаголов вызывает множество трудностей у изучающих английский язык, ей следует уделять достаточно внимания на занятиях иностранного языка.
Формирование взглядов на то, что именно является составной частью содержания обучения модальным глаголам в английском языке, показывает, что точки зрения на эту проблему существенно менялись в ходе развития теории и методики преподавания иностранных языков.
Можно рассмотреть весь период преобразования теорий на преподавание грамматики и заметить, что в нем выделяются несколько подходов. Если вначале модальные глаголы рассматривались с точки зрения ограниченного набора правил, показывающих их «дефектность» или отличительные особенности структурного употребления, то постепенно внимание все больше обращалось на структурно-семантические особенности использования модальных глаголов в речи. Это, в свою очередь, вызвало необходимость более тонко различать грамматические и стилистические особенности функционирования модальных глаголов и модальности в английском языке.
Рассмотрение употребления модальных глаголов является важным аспектом программы по грамматике на школьном курсу иностранных языков. Модальные глаголы являются одним из сложнейших разделов практической грамматики английского языка по причине наличия большого количества исключений.
Таким образом, становится актуальным исследование, обусловленное методикой обучения модальным глаголам, необходимостью всестороннего теоретического рассмотрения категории модальности обучающимися.
Степень научной разработанности темы. Категории модальности, времени и вида получили весьма широкое освещение в отечественной и зарубежной лингвистике: количество монографий, диссертаций и отдельных статей, посвященных изучению этих категорий, не поддается исчислению и, тем более, краткому перечислению, адекватно отражающему степень неугасаемого интереса к ним исследователей. Теоретическую основу данной работы составили, прежде всего, исследования языковой модальности A.B. Бондарко, A.B. Зеленщикова, П. Коллинза, Дж. Коутс, А. Кратцер, Дж. Лайонза, С.Т. Нефёдова, Ф. Палмера, В.З. Панфилова, П. Портнера . В методике преподавания иностранных языков обучение модальным глаголам рассматривалось в трудах Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Е.Н. Солововой, С.Ф. Шатилова, И.Л. Бим, И.А. Зимней, Р.П. Мильруда.
Объектом исследования являются английские модальные глаголы. Предметом исследования послужили изучение модальных глаголов на разных этапах обучения в средней общеобразовательной школе.
Цель работы – всесторонне проанализировать методику обучения модальным глаголам в английском языке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– выделить сущности и особенности модальных глаголов; - описать стилистические возможности глагольных категорий;
– показать методы обучения модальным глаголам в начальной ступени обучения;
– рассмотреть усвоение модальных глаголов на среднем этапе обучения как средства формирования языковой компетенции;
– раскрыть обучение модальным глаголам на английском языке в русле лингвостилистического подхода в старших классах;
– систематизировать методы и приемы обучения модальным глаголам в средней общеобразовательной школе.
Методы исследования:
– обобщение литературы,
– анализ литературы,
– синтез,
– эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации методов обучения модальным глаголам на английском языке на разных этапах обучения, в разработке комплексных приемов формирования грамматического и коммуникативного навыка обучающихся на основе категории модальности.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловливается возможностью рассматривать результаты исследования как базу для дальнейшего изучения характеристик и особенностей модальных глаголов в средней общеобразовательной школе. Методические разработки могут быть использованы в процессе изучения английского языка на всех этапах обучения.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.