На современном этапе развития образования в центре обучения находится учащийся. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления систематического воспитания и формирования мировоззрения школьников.
Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.
Внеклассная деятельность предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению педагогов, значительно облегчает достижение этих целей.Но возникают и трудности в организации, проведении таких мероприятий.
Актуальность и имеющиеся противоречия определили цельмоего исследования – изучить эффективность внеклассных занятий в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объектом исследования стали внеклассные занятия.
Предметом исследования – внеклассные занятий по ОБЖ.
Гипотеза исследования:организация и проведение внеклассных занятий по ОБЖ будут эффективны, если:
? определены условия, средства, методыорганизации работы, способствующие формированию навыков в курсе БЖД.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику внеклассной работы в психолого-педагогической литературе;
2. Определить формы внеклассных занятий по ОБЖ;
3. Рассмотреть методику организации внеклассных занятий по ОБЖ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования;
• Теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
• Социологические: анкетирование, наблюдения, проведение проверочных работ;
• Практический: организация и проведение констатирующего, формирующего экспериментов;
• Статистический: анализ результатов педагогического эксперимента мето-дами математической статистики.
Опытно-экспериментальнаябаза исследования – средняя общеобразовательная школа с.Кривандино Шатурского муниципального района Московской области.
Исследования проводились в два этапа.
На первом этапе было изучено состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической и методической литературе; определены цели и задачи исследования; был проанализирован и обобщен опыт организации и проведения внеклассных занятий по ОБЖ.
На втором этапе проведен пилотирующий, констатирующий и формирующий эксперименты, проводился поиск эффективной методики организации и проведения внеклассных занятий по ОБЖ, обобщены полученные результаты, экспериментально апробировалась эффективность реализации предложенной методики в школе.
Структура работы:работа состоит из 2 глав, заключения, библиографии, приложения. Содержит 1 схему, 4 таблицы.
На защиту выносятся:
1. Методика организации и проведения внеклассныхзанятийучащихся в области БЖД;
2. Результаты экспериментального исследования.