1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА РУБЦОВСК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Анализ социально – экономического состояния предполагает выявление «слабых» мест муниципального образования, тормозящих его развитие, для того, чтобы в дальнейшем предложить пути их устранения.
Чтобы найти эти «слабые места» необходимо представить данные по социально – экономическому развитию Рубцовска. Обратимся к таблице 1.1
Обобщив работы исследователей по проблемам обеспечения социально – экономического развития отдельных территорий, таких как Д.В. Третьяков, Н.В Дюженкова, Ж.А. Мингалева, Н.С. Обухова, Х.М. Хаджалова, а также учитывая особенности методологии статистического мониторинга уровня социально - экономического развития муниципального образования, в ходе исследования сформулирован подход к определению показателей социально – экономического развития, который, должен учитывать следующие направления, охватывающие наиболее важные сферы экономики муниципального образования:
– способность экономики муниципального образования к устойчивому росту;
– устойчивость финансовой системы;
– уровень и качество жизни населения;
– демография.
В таблице 1.2 приведем систему индикаторов социально – экономического развития муниципального образования и их пороговых значений по направлениям.
Алгоритм оценки социально – экономического развития муниципального образования:
Расчет интегрального показателя количественной оценки социально – экономического развития муниципального образования методом «свертки» частных показателей в интегральный, Д.В. Третьяков, Х.М. Хаджалова. Метод базируется на сравнении социально - экономических показателей с их пороговыми значениями.
Критерием оценки социально – экономического развития предложен интегральный показатель, формируемый на основе частных показателей, сгруппированных по стратегическим направлениям. Уровень значимости для каждого частного показателя в отдельности предлагается определить как соотношение фактических и пороговых значений показателей. Данный прием позволяет перейти к единой безразмерной величине, что очень важно для системы предлагаемых показателей, имеющих разные единицы измерения и провести нормирование относительно порогового значения, которое принимается за единицу. Коэффициент соотношения рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя социально – экономического развития и, наоборот, если желательно его снижение (формулы 1.1 и 1.2):
Применение средней арифметической обосновано с математической точки зрения, поскольку рассматриваемая система показателей, не находящихся в функциональной зависимости и имеющих одинаковый вес, что определяется условием подбора показателей.
Для оценки социально – экономического развития МО в таблице 1.3 предлагаются следующие уровни оценки социально – экономического развития и соответствующие им значения интегрального показателя. Данная шкала поможет четко определить уровень социально – экономического развития муниципального образования в настоящее время.
2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА
Оценивая социально - экономическую безопасность муниципального образования, были установлены пороговые значения индикаторов состояния бюджета, по результатам расчета интервалов вариации полученных максимальных и минимальных значений каждого показателя. Неустойчивый уровень состояния бюджета МО Рубцовск, предполагает недостаточность собственных доходов для устойчивого развития и низко эластичный рост социальных расходов, что вероятнее всего указывает на их недостаточность.
Уровень бюджетной безопасности муниципального образования «Рубцовск» низкий, необходимо:
- уделять больше внимания обеспечению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- улучшать качество оказания муниципальными учреждениями услуг (работ);
- повышать эффективность бюджетных расходов муниципальных учреждений; формировать эффективную систему управления бюджетными инвестициями.
Далее приведем SWOT – анализ социально – экономического развития города Рубцовск в таблице 2.1.