Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Изучение образа народного героя на уроках литературы в контексте патриотического воспитания

cool_lady 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Объект исследования - патриотическое воспитание на уроках литературы. Предмет исследования - изучение образов народного героя на уроках литературы. Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и практически подтвердить возможность развития у детей патриотических чувств через изучение художественных произведений родной и русской литературы, которые содержат в себе образ народного героя. В процессе работы над выпускной квалифицированной работой была выдвинута гипотеза: формирование патриотического воспитания на уроках литературы будет эффективным, если используется комплекс методических приемов, включающий изучение обучающимися образа народного героя во взаимодействии с родной литературой. Цель, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования: - проанализировать воспитательные возможности ключевых произведений учебной литературы в развитии патриотических чувств; - сопоставить образы народных героев в родной и русской литературе, рассмотреть их влияние на формирование чувств патриотизма; - выявить исходный уровень патриотического воспитания обучающихся, обобщить результаты исследования и разработать интегрированные уроки по данной теме. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: - теоретические: анализ литературоведческой, художественной и методической литературы; - теоретико-эмпирические: сравнительный анализ образов народного героя в родной и русской литературе, разработка комплекса методических приемов; - эмпирические: анкетирование учащихся, разработка интегрированного урока, методический эксперимент. Методическую основу исследования составили труды отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев) и писателей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Радищев и др.), а также исследования современных педагогов, которые посвящены воспитанию патриотизма как в школе (А.А. Леонтьев, В.Е. Мусина, В.Я. Бабенко, Т.А. Касимова, Н.П. Овчинникова, И.А. Пашкович и др.), так и на уроках русской литературы (Е.Л. Райхлина, С.А. Фролова, Н.В. Черникова, Г.Д. Казанцева, С. Алмурзаева, Г.Р. Галина и др.). Новизна выпускной квалификационной работы заключается в недостаточной изученности проблемы изучения и сопоставления образов народных героев двух этносов на уроках литературы в 7-8 классах билингвальной школы. Теоретическая значимость исследования: изучены и предложены теоретико-литературные материалы по изучению образов народных героев двух этносов на уроках литературы с использованием сравнительно-сопоставительного метода; разработаны интегрированные уроки по изучению образов народных героев в 7-8 классах в контексте патриотического воспитания. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предлагаемых методических рекомендаций при изучении образов народных героев в процессе патриотического воспитания обучающихся 7-8 классов на уроках литературы. Экспериментальной базой исследования послужило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Саха политехнический лицей» города Якутска. В методическом эксперименте были задействованы учащиеся 7 и 8 «б» классов. Апробация результатов исследования состоялась на Международной научно-практической конференции «Филологические науки в XXI веке» (апрель, 2019); на II Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в пространстве современной коммуникации» (май, 2020). Структура работы включает введение, основную часть из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

На сегодняшний день патриотическое воспитание обучающихся является одним из приоритетных и актуальных задач, которые поставлены перед системой образования государством. Так, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» были определены основные направления и пути совершенствования системы патриотического воспитания, поскольку именно оно является движущей силой развития общества и всей страны. Под патриотическим воспитанием в данной программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на формирование «гражданской ответственности за судьбу страны, сопричастности к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». (сноска) Роль литературы в этом, конечно же, неоспорима, поскольку она оказывает непосредственное воспитательное влияние на духовно-нравственное становление личности, формирование ее моральных качеств, развитие патриотических ценностей и идеалов. В ней заложен богатый материал для патриотического воспитания обучающихся начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями о Великой Отечественной войне. Они включает в себя изображения родной природы во всей ее красе, исторических событий и достижений нашей страны, а также образа народного героя, которое, по нашему мнению, является наиболее влиятельным для формирования у школьников чувства патриотизма, поскольку они представляют идеалы русского народа, наделенные лучшими нравственными и физическими качествами. Поэтому очень важно, чтобы молодое поколение воспитывалось на их примерах. В произведениях многих писателей того или иного народа можно найти такие образы народных героев. Изучая их, дети размышляют о смысле существования человека в обществе, его ответственности за свое поведение, знакомятся с историей своего народа, т.е происходит процесс самовоспитания на их примере. Важно отметить, что в билингвальной школе задачи патриотического воспитания усложняются еще тем, что надо формировать гордость не только за свою страну, но и за малую Родину. И одним из решений данной проблемы может стать проведение интегрированных уроков русской литературы с родной. Именно таким путем школьники поймут значение подвигов своих народных героев через сопоставление с героями русской литературы. Таким образом, актуальность данной работы связана с проблемами и недостатками духовно-нравственного воспитания молодежи, в сознании которых все еще устойчивы такие негативные явления, как низкий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед Отечеством. Поэтому в этой ситуации особый характер приобретает работа, направленная на воспитание подрастающего поколения в духе преемственности поколений, национальной гордости, патриотизма и дружбы народов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА НАРОДНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.1. Патриотическое воспитание на уроках русской литературы……………. 1.2.Образы народных героев в литературоведении……………………… Выводы………………………………………………………………… ГЛАВА 2. 2.1. Диагностика исходного уровня патриотического воспитания у обучающихся 8 класса………………………………………………………………… 2.2. Методы, приемы и результаты изучения образов народных героев на экспериментальных уроках………………………………………………………. Выводы………………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА НАРОДНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.1. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках русской литературы Вот уже на протяжении нескольких веков патриотизм является главной идеей и движущей силой развития общества и государства. Его появление обусловлено необходимостью древнейших государств в самосохранении, стремлении защитить свои территории, которые формировались долгим историческим опытом, от различных завоевателей. Несмотря на это, однозначного толкования понятия «патриотизм» нет до сих пор. В словаре русского языка С.И. Ожегова оно трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины» (сноска). В Советской исторической энциклопедии - как «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбу отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (сноска). Интересным для сравнения является определение патриотизма в Кембриджском словаре, которое представлено как «чувство любви к своей стране больше, чем к другим, и гордость ею». (сноска). Будучи ключевым фактором развития государства, патриотизм неразрывно связан с системой образования. Так, многие педагоги прошлого большое внимание уделяли проблемам патриотического воспитания (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и говорили о важности формирования у россиян патриотизма как средства для сохранения культурных традиций и исторического наследия России. (сноска) К.Д. Ушинский писал: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины». (сноска) В.Г. Белинский был убежден, что главной задачей нравственного воспитания должно быть развитие в детях чувства патриотизма, гуманизма, человеческого достоинства и любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». В.А. Сухомлинский в своих работах подчеркивал, что приоритетной задачей школы должна быть работа над патриотическим воспитанием. Он утверждал: «Дороже всего должно быть Отечество - его свобода, независимость, честь, достоинство. Наша великая миссия в том, чтобы каждой клеточкой своего сердца и мозга он впитал в себя великое и святое - интересы Отечества, чтобы в его личном человеческом мире выше всякого стояло общественное, гражданское». (сноска) На сегодняшний день вопрос о необходимости патриотического воспитания молодежи актуализируется такими проблемами современного российского общества, как потеря духовности и нравственности, уход от традиционных семейных ценностей, утрата осознанного смысла жизни. Все это, без сомнения, представляет угрозу для сохранения гражданской идентичности россиян. В виду этого в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» были определены основные направления и пути совершенствования системы патриотического воспитания, поскольку именно оно является движущей силой развития общества и всей страны. Под патриотическим воспитанием в данной программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на формирование «гражданской ответственности за судьбу страны, сопричастности к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». (сноска) Также и в «Стратегии развития граждан Российской Федерации на период до 2025 года» указана приоритетная задача государства - это формирование новых поколений, обладающих актуальными для XXI в. знаниями и умениями, ориентированных на традиционные нравственные ценности и готовых к мирному созиданию и защите Родины. (сноска) Очевидно, что ключевым инструментом для решения этих задач служит система образования. Так, в ФГОС основного общего образования одним из важных личностных результатов является «воспитание российской гражданской идентичности», которое включает в себя «патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». (сноска) Анализируя литературу по теме нашего исследования, мы пришли к такому выводу, что проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения рассматривается как одна из важных проблем развития и существования государства, общества и, конечно, личности на протяжении всей истории человечества. Вопросам патриотического воспитания посвящены труды многих отечественных философов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Г.В. Плеханов), педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев) и писателей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, М.А. Шолохов, Л.Н. Толстой, А.Н. Радищев, Н.А. Островский, Н.М. Карамзин и др.). Большое значение для теоретического аспекта данной работы имеют последние педагогические исследования, посвященные воспитанию патриотизма как в школе (А.А. Леонтьев, В.Е. Мусина, В.Я. Бабенко, Т.А. Касимова, Н.П. Овчинникова, И.А. Пашкович, З.Т. Гасанов и др.), так и конкретно на уроках русской литературы (Е.Л. Райхлина, С.А. Фролова, Н.В. Черникова, Г.Д. Казанцева, С. Алмурзаева, Г.Р. Галина и др.). Но, несмотря на приоритетность задачи формирования патриотических чувств, у современных школьников и потенциальными возможностями образовательных организаций в патриотическом воспитании школьников, нами были выявлены такие противоречия: - недостаточное внимание образовательных организаций к данной проблеме; - недостаточная реализация воспитательных возможностей средств русской и родной литератур; - отсутствие целенаправленного и систематического диалога русской и родной культур. Важно отметить, что само по себе патриотическое воспитание является сложным и многоаспектным процессом. Поэтому неудивительно, работа по достижению его результатов, как на государственном уровне, так и на уровне образовательных организаций в большинстве случаев направлена на развитие военно-патриотических чувств. Особенно прискорбно, что в современных школах на уроках гуманитарного цикла работа по воспитанию патриотов проводится поверхностно и обычно является второстепенной задачей на уроках. А между тем, наиболее мощным потенциалом для патриотического воспитания обладают уроки русской и родной литературы, поскольку именно в них содержится весь опыт предыдущих поколений, с помощью которого возможно «проникнуть в глубины народного сознания, национального менталитета и традиций». (Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-shkolnikov/viewer ). Стало быть, содержание патриотического воспитания в билингвальной школе усложняется еще тем, что ее задачей является воспроизводство двух культур и формирование в этих условиях равного чувства любви, гордости и сопричастности и к своей стране, и к малой Родине. На это даже указывает тот факт, что исследований на тему патриотического воспитания на уроках литературы именно в билингвальной школе, кроме работ педагогов Казахстанской, Башкирской, Биробиджанской, Дагестанской школ (С.В. Цветкова, Л.Р. Иванова, О.В. Захарова, З.С. Закарьяева и М.М. Алиева) практически отсутствуют. Из всего вышесказанного, возникает мысль о необходимости целенаправленной системно-деятельностной работы по воспитанию у молодежи чувств истинного и традиционного патриотизма с обязательной ориентацией на национальные, этнокультурные и общечеловеческие ценности. А наиболее эффективных результатов в этом можно достичь при более детальном изучении произведений, ориентированных на патриотическое воспитание. Рассмотрим в этом отношении те ключевые произведения, которые включены в учебно-методический комплекс по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение» и определим их воспитательные возможности для развития патриотических чувств у учащихся. Так, многие знаменитые отечественные педагоги (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский) полагали, что именно народная педагогика, отразившаяся в устном народном творчестве, является основой для воспитания подрастающего поколения. Например, важную роль в воспитании играют сказки. Изучая их, обучающиеся постигают народную мораль через характеры и поступки героев («Царевна-лягушка», знакомятся с народными представлениями о добре и зле, справедливости («Журавль и цапля», «Солдатская шинель») и темой мирного труда и защиты родной земли («Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»). Особую ценность для патриотического воспитания имеют былины, сюжет которых сосредоточен на героическом подвиге богатырей, поединке с врагами родной земли («Илья Муромец и Соловей-разбойник») или выражающих нравственные свойства русского народа и прославление мирного труда («Вольга и Микула Селянинович»). Герои былин воплощают идеал мужественного, преданного Родине и народу человека, каждый из них является носителем лучших качеств русского народа. В исторических песнях русского народа так же дается его историческая летопись, но в отличие от былин, в них поется о реальных исторических событиях и лицах. Например, они отражают такие события, как эпоха монголо-татарского ига, Смутное время, правление Петра I, Ивана Грозного, Отечественную войну 1812 года, крестьянские восстания Емельяна Пугачева и т.д. Главной темой исторических песен русского народа является тема патриотизма. Как видим, устное народное творчество является хранилищем народной педагогической мысли. Оно выражает жизненные устремления и социальные взгляды народа, знакомит обучающихся с его историей, трудом и бытом, а также с мировоззрением. А герои воплощают собой нравственный идеал и образец истинного патриота своей Родины, близкого к своему народу, к родной земле. Отражение народных идеалов можно увидеть и в древнерусской литературе, большинство произведений которых объединены одной главной идеей - идеей единения Руси перед угрозой извне. Самыми яркими из них являются «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Особую ценность для нравственно-патриотического воспитания представляет «Поучение детям» Владимира Мономаха, который всю свою жизнь посвятил единению Руси и призывал к верности родной земле, ее защите. Данное произведение изучается в 6 классе. А в 8 классе учащиеся знакомятся с «Житием Александра Невского», в котором говорится о подвигах Александра Невского, о его самопожертвовании и о защите русской земли от нашествий врагов. Из произведений русской литературы 18 века, можно отметить произведения М.В. Ломоносова, в которых он стремился выразить идею русского национального самосознания. Также, важно при изучении его биографии, помочь учащимся осознать все наследие Ломоносова и стремление к познанию мира. Таким образом, будет проведена воспитательная работа по повышению мотивации к обучению и саморазвитии на примере великого русского человека. К наиболее выдающимся произведениям этой эпохи, безусловно, относятся «Недоросль» Фонвизина и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. В них ярко отразились проблемы российского общества, которые актуальны и в наше время. Это проблема семьи и воспитания, образования и социального неравенства. Так и произведения русских писателей классической литературы, которые содержат в себе философскую и общественно-политическую проблематику, всегда направлены на духовно-нравственное развитие личности и помогают в формировании гражданского мировоззрения. При изучении произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, С.А. Есенина и др., у обучающихся формируются чувство долга, справедливости, любви к Родине и интерес к ее историческим ценностям. Например, в 5 классе происходит знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», темой которого является мужество и подвиг русского народа во время русско-французской войны. Размышляя над идейным смыслом произведения, учащиеся знакомятся с героическими страницами истории своей страны, с размышлениями автора о роли простого народа в судьбе страны. В 6 классе идеей патриотизма и стремлением к социальному равенству, размышлениями о судьбе народа пронизан роман А.С. Пушкина «Дубровский», которое учит тому, что надо всегда оставаться человеком чести, быть справедливым и милосердным, стремиться к взаимопониманию в обществе, избегая эгоизма. Программа 7 класса богата произведениями с патриотической направленностью: «Полтава» и «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Песня про купца Ивана Васильевича» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького и др. Но в особенности велика роль повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в котором автор изобразил безграничную любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Очень важно при изучении данного произведения провести подробный анализ двух братьев, выбор жизненных путей которых характерен для каждого человека - это служение и верность своему народу или предательство и выбор личного счастья в ущерб интересам Родины. Спецификой программы 8 класса является взаимосвязь литературы с историей. Так, роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был создан на основе исторических материалов о Пугачевском восстании и призывает «беречь честь смолоду», дает понять, что правильный нравственный выбор можно сделать только при помощи силы воли и твердых убеждений. В 9 классе учащиеся знакомятся с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека», в котором показана вся сила духа русского человека, сумевшего сохранить в себе человечность даже после жестокой и кровавой войны. Это рассказ о мужестве и героизме целого народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войне и не потерявшего веру в светлое будущее своей страны. Исходя из вышеперечисленного следует, что классическая литература настраивает обучающихся на размышления о смысле существования и месте человека в обществе, его ответственности за свои поступки. Но самое главное, вовлекает в процесс самовоспитания на примере положительных героев произведений. Большое воспитательное воздействия на учеников имеют произведения о Великой Отечественной войне. Героизмом, патриотизмом и самоотверженностью наполнены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Д.И. Самойлова и др., в которых повествуется о буднях простых солдат, о любви к Родине и готовности защитить ее в годы жестокой войны. В 5 классе поднимается тема войны и детей, их патриотических подвигов. Так, при знакомстве со стихотворением Твардовского «Рассказ танкиста», учащиеся осознают, что возраст не является преградой для проявления отваги. Схожей тематикой обладает стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». В 6-7 классах продолжается изучение стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне, например: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К.М. Симонова, «Бой шел всю ночь» Н.И. Рыленкова, «Сороковые» Д.С. Самойлова, которые направлены на пробуждение чувства скорбной памяти о павших на поле боя и стихотворение «Клятва» А.А. Ахматовой, посвященное тем, кто ждет своих родных и близких с войны. Особую ценность для патриотического воспитания школьников 8 класса имеет поэма «Василий Теркин» Твардовского, «книга про бойца», написанная в годы Великой отечественной войны и публиковавшаяся на страницах фронтовых газет. В образе главного героя Теркина воплощены все живые и яркие качества русского народа, его сила духа. Таким образом, на уроках русской литературы для всех звеньев общего образования собран обильный объем материала, которое нацелено на формирование чувства патриотизма и гражданской идентичности. Остановимся на подробном анализе учебника для 8 классов, которое относится к данному учебно-методическому комплексу, поскольку в нашем исследовании мы в основном рассматриваем патриотическое воспитание восьмиклассников. Очевидно, что взаимосвязь литературы и истории, которая подчеркивается в учебнике, является еще одной отличной основой для развития патриотических чувств учащихся. Так, в разделе «Из древнерусской литературы» представлен яркий пример патриота и защитника своей родины в образе князя Александра Невского. Военный историк А.В. Шишов писал, «святым делом русских воинов считал великий князь Александр Ярославич Невский бережение родной земли. Он вошел в народную историческую память человеком исключительного чувства воинского долга перед Русью». (http://a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy1.html ). Поэтому важно при изучении данного произведения, на уроках создать у учащихся целостный образ А. Невского как великого князя, выдающегося полководца и дипломата, дать представление о его героических подвигах, показать отношение народа к нему сквозь века, а также познакомить детей с теми произведениями искусства, которые помогают в раскрытии его образа. Например, О.Н. Петрова в своей статье «Воспитание патриотизма на примере подвига святых средствами музыкальных образов» предлагает использовать на уроке эпическую кантату композитора Сергея Прокофьева. «В песне поется о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит»… Ритм марша подчеркивает героический характер музыки. И здесь наблюдается сочетание народных песенных традиций и композиторской музыки. Это формирует в детях на подсознательном уровне качества, всегда отличавшие русский характер: доброта, достоинство, благородство». (https://elibrary.ru/download/elibrary_30677732_29538857.pdf). Также и А.Ю. Стрижова предлагает использовать на уроке фрагменты из советского фильма «Александр Невский», картину П.Д. Корина и иконы для создания зрительного образа (https://elibrary.ru/download/elibrary_29239410_74107644.pdf). Из литературы XVIII века в 8 классе предлагается изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая охватывает проблемы воспитания истинного гражданина, образования, отцов и детей, а также роли семьи в становлении личности. Поэтому очень важно на уроках провести анализ воспитания Митрофана, способствовать формированию истинных жизненных ценностей на примере положительных героев, познакомить детей с просветительскими идеями самого Фонвизина и, наконец, развивать представления детей об истинном гражданине своего Отечества. В.И. Моряков в своей статье «Проблемы воспитания истинного сына Отечества в XVIII веке» пишет, что большинство дворян забыли о чести, благородстве и видели в служении Отечеству лишь выгоду, а не гражданский долг. Решением этого Фонвизин видел в воспитании, в первую очередь, нравственности, благонравии, в духе «истинных сынов Отечества», а затем уже только обучать человека. Далее в разделе «Из литературы XIX века» идет изучение романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Примечательно то, что между образами Митрофана и Петра Гринева можно провести параллели: оба сверстники, представители одного сословия, недоросли, обучались у наемных учителей, беспечно проводили время и оба определены в военную службу, но судьба их сложилась по-разному. Близки и образы Стародума и Гринева-старшего как персонажей чести и долга, верности и доблести. Точно так же и проблема дворянского воспитания у Пушкина стала одной из важных в романе и даже рассматривалась им на уровне государственной проблемы еще до создания «Капитанской дочки», когда по наставлению Николая I, он написал заметки-размышления «О народном воспитании» (1826). Там он утверждал, что «...воспитание, или лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла». О.В. Богданова подчеркивает схожие убеждения Пушкина и Фонвизина в том, что «одно просвещение в состоянии удержать новые безумства и позволит избежать страшных потрясений, избавить многих людей от преступных заблуждений». (Источник: https://elibrary.ru/download/elibrary_37384815_99291055.pdf). Для самого романа характерен назидательный тон, где автор призывает «беречь честь смолоду» и делать правильные нравственные выборы, что тоже является прекрасной основой для формирования у учащихся нравственно-патриотических чувств. Далее из раздела «Литература XX века» интересным с точки зрения нашего исследования представляется цикл стихотворений А. Блока «На поле Куликовом». Вообще, тема России является ключевой в лирике поэта, а ее образ является у него воплощением женственности, материнской любви, и в то же время огромной силы духа, мужества и готовности к «вечному бою». В этом особенно проявляется патриотическое мировоззрение Блока. Изучая данный цикл стихотворений, важно раскрыть образ русских воинов, готовых отдать жизнь за святое дело, за защиту своей Родины, осознающих себя частичкой общерусской души, и конечно образ самой России, русского народа. Так, многие ученые считают, что Куликовская битва сплотила русский народ. Например, Л.Н. Гумилёв отмечает, туда шли представители различных княжеств (москвичи, нижегородцы и т.д.), а вернулся с битвы единый русский народ. (Источник: Образ России в лирике Блока http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/27.pdf) Продолжая тему героизма русского народа, важно провести патриотическое воспитание учащихся при изучении поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», которая является «памятником Великой победы» и самой популярной книгой во время Великой Отечественной войны. Так, Г.М. Звягинцев в своей статье рассматривает необходимость изучения данного произведения в историко-культурологическом контексте «для того чтобы ученики поняли чувства и мысли, которыми жил народ» в военное время и предлагает некоторые способы подобного изучения. Он пишет, что «в центр наблюдения над текстом стоит поставить нравственно-философскую проблематику, тогда через судьбу Теркина учащиеся смогут прочувствовать судьбу народа в тот нелегкий период, в их сознании оживут такие понятия, как дом, семья, родина, Отечество, труд, война, подвиг». (Источник: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36939282_51418130.pdf). И, конечно, следует использовать разного рода материалы к уроку: аудиозапись чтения поэмы Семеном Янишевским, иллюстрации В. Гальдяева, О. Верейского, песни М. Исаковского, фильм-спектакль театра им. Моссовета «Василий Тёркин» (1973). В данном учебнике также есть целый раздел «Стихи и песни о Великой Отечественной войне». Наиболее эффективными для патриотического воспитания учащихся нам представляются знакомство с советскими лирическими массовыми песнями «Соловьи» В. Соловьева-А. Фатьянова и «Катюша» М. Блантера - М. Исаковского. Мы согласны с утверждением Е.А. Капичиной в статье «Семиозис советской песни» о том, что именно песня способна сплачивать людей, выражать на образно-эмоциональном уровне преобладающие настроения и важные для общества идеи (Источник: ). Поэтому справедливо утверждать, что в этих бессмертных песнях отразилась душа, переживания русского народа, ставшего на защиту своей Родины. Вообще, поэзия военного времени показывает, как стала отчетливой связь с родной землей, со всей страной и всем народом. Поэтому очень важно использовать в полной мере их воспитательный потенциал на развитие патриотических чувств школьников. Тема связи с Родиной можно также раскрыть при изучении творчества поэтов русского зарубежья. Их творчество было наполнено темой покинутой родины, куда продолжали стремиться их души, несмотря на обиды, горечь и предательство. (Источник: http://ecsocman.hse.ru/data/339/921/1217/018Moiseev.pdf). Они не мыслят своей жизни без России и понимают, что в чужой стране им не выжить без этой связи. Особенно актуально стихотворение З. Гиппиус «Знайте!», наполненное верой в светлое будущее России, что она не погибнет, и русский народ вскоре встанет на ее защиту: Она не погибнет, - знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколосятся, - верьте! Поля ее золотые. Таким образом, весь материал данного учебника для 8 классов способствуют воспитанию у учащихся интереса к прошлому своего народа и своей страны, развивать патриотические чувства детей с помощью творчества русских писателей и поэтов, которое связано с самыми значительными страницами русской истории, и отразивших в своих произведениях жизнь, чувства и мысли своего народа. Все это, конечно, невозможно без историко-культурологического подхода. Воспитание патриотизма – это сложная работа по развитию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его историческому наследию и героическим страницам прошлого, формированию гражданской идентичности. В этом важном процессе роль литературы как учебной дисциплины переоценить невозможно (Источник: Черникова Н.В. «Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы»).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Литература, 94 страницы
2222 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg