Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Динамика представлений о смысле жизни на различных этапах онтогенеза

cool_lady 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Объект исследования:смысловая сфера личности как динамическое образование. Предмет исследования:особенности смысла жизни личности на различных этапах онтогенеза. Цель исследования: изучить динамику смысла жизни личности на различных этапах онтогенеза Задачи исследования: - Изучить теоретические представления зарубежных и отечественных психологов и философов. - Выявить особенности психологического развития личности на разных этапах онтогенеза. - Определить динамику смысла жизни личности на разных этапах онтогенеза. - Выявить особенности смысла жизни личности в подростковом возрасте. - Разработать практические рекомендации по оптимизации формирования и развития смысла жизни личности в подростковом возрасте. Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ. Методологическую основу исследования, составляет: - Методика Рокича Ценностные ориентации. позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу философии жизни. - Идея А.Н. Леонтьева о понятии личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Практическая значимость исследования, заключается в разработке психологической модели развития личности в ситуации выбора. Результаты анализа смысловой сферы личности, а также ее характеристика, могут иметь значение в процессе изучения профессионального становления личности. Также, данные материалы исследования могут быть использованыв учебно-воспитательной, консультативной работе, психологами, учащимися школы в профориентационной деятельности.
Введение

Актуальность темы исследования. В современном обществе, для каждой личности, актуален вопрос смысла жизни. Каждому человеку необходимо обустраивать свою жизнь, развиваться, отстаивать и воплощать то, что действительно важно и правильно лично для него. В процессе психического развития, каждый человек на различных этапах онтогенеза, сталкивается с проблемой интеллектуальных и личностных изменений, которые позволяют перейти из одного возраста в другой. Рассматривая всю возрастную периодизацию, наиболее активный рост как в социальной, так и в эмоциональной сфере происходит в так называемом подростковом и юношеском возрасте. Это обусловлено тем, что в момент достижения данного возраста, у подростка формируется ценностно-смысловая сфера, которая задает определенное направление смысложизненных ориентаций личности, а также их смысловое содержание на разных возрастных этапах . Степень разработанности темы исследования. Вопрос смысла жизни важен на всех этапах онтогенеза. Так по мнению Д.А. Леонтьева, в последнее десятилетие, современная психология, акцентируется на разработке решения проблем ценностно-смысловой сферы личности . В свою очередь проблема смысловой сферы широко рассматривается в трудах Г. Л. Будинайте, Г. А. Вайзер, Е. К. Веселовой, М. Я. Дворецкой, Е. И. Исаева, Е. В. Корниловой, Н. Д. А. Медведева, М. С. Яницкого . Зарубежные психологи (Э. Лэнгле, А. Адлера, Дж. Келли, К. Левина, А. Маслоу и др.) изучают особенности смысла жизни с точки зрения экзистенциальной психологии. По мнению Л. Ф. Бурлачук2,под понятием «жизненная ситуация», лежит фрагмент среды, т.е. совокупность внешних объективных обстоятельств жизнедеятельности, с которыми непосредственно контактирует человек. Рассматривая развитие личности, необходимо учитывать принцип преломления внешних причин через внутренние условия. Так, в ситуации выбора перед человеком может возникнуть противоречие между собственными целями, интересами, ценностями и условиями конкретной жизненной ситуации, в которой он находится. Человек принимает решение в ситуации выбора, опираясь либо на собственный внутренний мир, либо подчиняясь внешним условиям, либо старается найти максимально компромиссное решение, учитывающее особенности жизненной ситуации и собственные интересы. В концепции В.С. Мухиной , основой является феномен развития и бытия личности, согласно которой, происходит индивидуальное развитие человека, как социальной точки зрения, так и с уникальности личности, которая представляет собой целостность социализации и индивидуальности. Существует идея Д.А. Леонтьева, о понятии личностного смысла жизни, которая отражается в индивидуальном развитии, а также отношении личности к тем объектам, ради которых раскрывается ее деятельность . По мнению Л. И. Анцыферовой, личность постоянно находится в ситуации выбора себя и своего способа жизни, и если это выбор сделан неверно, без учета внутренних и внешних обстоятельств, то она теряет свою идентичность, целостность, интегрированность. Ведущая роль смысловой сферы в ситуации жизненного выбора определяется тем, что именно смысловая сфера включает в себя образ желаемого будущего и ориентиры, от которых отталкивается человек при выборе1.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения смысла жизни на различных этапах онтогенеза………………………………....................................................7 1.1 Понятие смысл жизни в зарубежной и отечественной психологии...............................................................................................................7 1.2 Динамика развития смысла жизни личности в онтогенезе……...11 Глава 2. Исследование особенностей развития смысла жизни личности в подростковом возрасте………………………………………………………...16 2.1 Методы исследования особенностей динамики смысла жизни личности………………………………………………………………………….16 2.2 Анализ результатов исследования………………………………….18 Заключение………………………………………………………………25 Список использованных источников…...…………...…………………27 Приложение
Список литературы

Литература: 1. Адлер А. Наука жить. К.: Port-Royal, 1997. - 287с. 2. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. – 332 с 3. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. 1981. – №1. – С. 3-18. 4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Просвещение 2002. - 416 с. 5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2015. – 480 с 6. Карабанова О. А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2011. – № 2. – С. 36-47 7. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи. М.: Гардарики, 2012. – 261 с. 8. Коваленко С.В. Теоретический анализ подходов к понятию смысла жизни в психологической литературе // Вестник НГУ. Психология. – 2015. – № 4. – С. 24-28 9. Кузнецова Л. Э. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 281-284 10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2010. - 487 с. 11. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. М.: Прометей, 2010. – 1088 с. 12. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2014. - 608 с. 13. Ревушкина М. Б. Представление о ценностях в учении В. Франкла // Вестн. ТГУ. Философия. Социология. Политология. - 2015. - №2 - C. 137–144 14. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика. М.: МОДЕК, 2013. – 456 с. 15. Турсунов В.В. Взаимосвязь смысложиз-ненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте // Личность в мире. – 2016. - №3. – С.64-72 16. Франкл, В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. - 372 с. 17. Фрейд З. Введение в психоанализ. Белгород, 2015. - 480 с. 18. Фромм Э. Человек для себя. М.: Коллегиум, 1992.- 253 с. 19. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: МОДЭК, 2005. – 291 с. 20. Юнг К. Г. Аналитическая психология. – М.: Московский институт психоанализа, 2017. – 496 с. Интерен-источники: 21. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Электронный ресурс] URL: http://rubinstein-society.ru (дата обращения: 12.03.2020) 22. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Электронный ресурс] URL: http://hpsy.ru/public (дата обращения: 12.03.2020). 23. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности [Электронный ресурс] URL: http://royallib.com/read/leontev_dmitriy/ocherk _psihologii_lichnosti (дата обращения: 12.03.2020) 24. Методика М.Рокича «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii (дата обращения: 12.03.2020) 25. Рубинштейн С. Л. Личностный смысл жизни и ее историческое значение [Электронный ресурс] URL: https://psihologia.biz/razvitiya-akmeologiya-psihologiya (дата обращения: 12.03.2020) 26. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева [Электронный ресурс] URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh-oriyentatsiy-szho-d-a-leontyeva (дата обращения: 12.03.2020) 27. Чудновский В. Э. Проблема оптимального смысла жизни [Электронный ресурс] URL: http://akme31.narod.ru/1.html (дата обращения: 12.03.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1 Понятие смысл жизни в зарубежной и отечественной психологии На протяжении всего развития, человек затрагивает вопрос смысла жизни, и именно данный вопрос является самым трудным. Рассматривая данный вопрос с точки зрения философии и психологии, то он находится в центре вечных проблем, на протяжении всей истории человечества. В отечественной психологии понятие смысла возникло в позиции Л.С. Выготского в единстве эмоциональных и интеллектуальных процессов. Это единство формирует динамическую семантическую систему, которая является единицей исследования личности и неотделима от процесса психического развития . По мнению Л.С. Выготского, в процессе реорганизации мотивации, переоценки жизненных приоритетов, является ведущим фактором развития личности, от возраста к возрасту . В практической деятельности изучения области семантики человека, Д.А. Леонтьев, выдвинул предположение, что для осознанного развития личности, необходима мотивация различных видов деятельности . Личное осознание, относится к отражению реальности в личном сознании, а что касается личной осведомленности, то это психологический механизм поведенческой регуляции. Исходя из этого, по мнению Д.А.Леонтьева, смысл поведения определяется появлением человеческих жизненных планов в общей концепции развития9. По мнению С.Л. Рубинштейна, люди живут двумя способами, поэтому имеется два варианта связей с жизнью. Согласно главному способу человек находится внутри себя, и каждое его отношение соединено с личным явлением и не имеет ничто общегос обычной жизнью . Второй метод связан с развитием рефлексии. Человек духовно выходит за пределы своей жизненной позиции. К.А. Абульханова-Славскаявыявила, что смысл жизни - это «единый спасательный круг», установленный человечеством. Данная установка основывается в том, что жизнедеятельность человека начинает зависеть от его деятельности, его организаторских возможностей и направленности, необходимого для выполнениямероприятия2. По мнению Б.Г. Ананьева, главным жизненным направлением считается устройство жизненной концепции. Характеристики данной концепции находятся в зависимости не только с социальной средой, но и с значением существования . В.С. Мухина считает, что смысл человеческой жизни содержится в энергии, физиологической активности, психическом напряжении и духовном воспитании, и если данная нужда не станет удовлетворена, то патологическая форма, которая приспосабливается к жизни, будет компенсацией . Не менее важно в психологии мнение В. Е. Чудновского, где смысл жизни – это не точное понятие о обучении либо развитии человека, однако и специальное психологическое образование, что имеет свое специфичное основание и стадию развития. Данный вид психологического воспитания, который условно стабилен иосвобожден от условий, в которых он производится, может существенно повлиять на жизнь и судьбу человека . Среди зарубежных исследователей В. Франкл поднял вопрос о значении жизни. Желание находить и обдумывать то, что он думает ярким жизненным значением, присуще всем людям с рождения и считается преобладающей силой в личном развитии. Ценность не универсальна, она неповторима в любой период его жизни и объединена с реализацией его или ее личныхспособностей . По мнению В. Франкла, существует три основных способа приобретения смысла жизни, через набор ценностей, а именно: 1. Творчество (работа, любимое занятие); 2. Опыт (любовь, спорт, хобби); 3. Отношения (признание одним человеком, что он никогда не изменится) Способы приоьритения смыла жизни: 1) Обретение через творение, которое человек дает миру; 2) Значение, которое человек получает от мира в процессе переживаний, встреч 3) Позиция в которой находится человек, когда нахожится в трудной ситуации, или он не может изменить свою судьбу. В результате, смысл жизни неотделим от ответственности за свою жизнь. В. Франкл также утверждал, что отсутствие значения существования либо невозможность его осуществлении приводит к вакууму жизни человека - ощущению внутренней пустоты, переживанию потери смысла жизни. Он подчеркнул причину вакуума. Во-первых, у людей нет инстинктивных процедур для выполнения определенных действий, например, как у животных. Во-вторых, ценности и традиции не демонстрируют людям, что они обязаны работать. Из-за этого люди не понимают, что они хотят работать, отступать к послушанию, делать то, что делают остальные, либо тоталитаризм, отделяя то, что желают остальные. В-третьих, люди рассматриваются как ряд драйверов, а не лиц, принимающих решения, активных людей. По Э. Фромму, смысл жизни человека заключен в возможности человека к самореализации. Значение у каждого человека собственное, и главное его назначение – раскрыть собственную индивидуальную сущность и оправдать свое существование . У К.Г. Юнга смысл представляется в качестве задачи, которую человеку приходится решать в ходе индивидуации, то есть в течении развития личности, её становления, в ходе которого реализуются неповторимые индивидуальности и личные задатки . А. Адлер в смысле жизни понимает то, что у человека имеется собственная цель либо желание, что принуждает его преодолевать проблемы и недостатки во имя будущего успеха. С данной конкретной целью либо намерением можно справиться с любой проблемой, потому что его будущий успех находится в зависимости от него. В отсутствии чувства цели личная активность не имеет значения1. Приобретение значения существования человеком становится итогом его сознательной деятельности. В свою очередь, сама мысль о значении существования считается детерминантой, формирования смысложизненных ориентаций. Рассматривая термин смысложизненные ориентации не имеет цельного точного определения. В. Э. Чудновский под смысложизненными ориентациями понимает направление личности, в которой основное местозанимают мотивы поиска человеком смысла своего существования и построения своей судьбы13. В понимании Д.А. Леонтьева смысложизненные ориентации связаны с направленностью жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл . А.А. Грачев понятие жизненные ориентации определяет, как наиболее единые детерминанты жизнедеятельности человека, характеризующие его единую направленность и реализующиеся в определенных обстановках жизнедеятельности . По мнению Е. Ю. Коржовой, жизненная ориентация отображает возможную индивидуальность личности и жизненного контекста, воплощенную в настоящей и объектной ориентации . Н.Г. Каунова под смысложизненными ориентациями понимает целую систему осмысленных и селективных связей, отражающую ход личности, наличие жизненных целей, рациональность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, воздействуя на ее направленность . Таким образом, смысл жизни считается обязательной частью человеческого существования, создающей направленность личности при построении собственной судьбы. 1.2 Динамика развития смысла жизни личности в онтогенезе Отличительной чертой развития человека, является смысл жизни, который имеет направления. Придать смысл жизни - одна из главных духовных потребностей людей любого возраста. Он формируется в детстве и проходит через все этапы жизненного цикла. Смысл жизни человека следует из его расположения в мире, его увлечений и целей, его взглядов на возможности их осуществления. В структуре смысла жизни имеется непрерывно меняющиеся составляющие. Когда человек передвигается по возрастной шкале и решает трудности в предыдущем жизненном этапе, последний насыщен свежимсодержанием20. Значение каждого возраста жизни человека находится в зависимости не только с текущей ситуации, но и от формирования предшествующего этапа, анализа прошедших жизненных ситуаций. Смысл человеческой жизни в любом определенном возрасте содержит в себе очень много частей, некоторые из которых все ещё находятся в зачаточном состоянии, остальные достигают своей высочайшей точки, а остальные мертвы. В следствии этого задача складывается в том, чтоб отыскать то же новое значение, но оно станет употребляться в качестве предыдущейразработки13. Поиск новых значений, основанных на их изменяющейся идентичности, является постоянной задачей человека на протяжении всего жизненного цикла. Современные эксперты активно формируют эпоху развития жизни. Так по мнению В. Е. Чудновского, можно отметить следующие этапы: - Детство, как момент усиленной подготовки к «психологическим основам», в момент которого создается смысл жизни, в особенности посредством формирования у детей способностей и этики. -В подростковом возрасте, происходит отказ от бывших ценностей и стремлений. В этот возрастной момент ценности и смыслы ещё не иерархичны. Отбор рационального смысла жизни в подростковом возрасте проходит очень активно, но он в значимой степени осложняется отсутствием у ребенка необходимого жизненного опыта. На смысложизненные ориентации ребенка во многом оказывает воздействие учебная группа, в частности, положительный психологический климат учебной группы положительным образом взаимосвязан с осмысленностью жизни подростков, но с возрастом сила предоставленной взаимосвязи слабеет. При этом, чем больше рациональность жизни в подростковом возрасте, тем больше степень психологической готовности личности к профессиональномусамоопределению13. - Юношеский возраст связан с актуализацией проблемы личностного самоопределения. Понимание того, что в жизни человека есть определенное направление и цель, покажет потребность в смысле жизни. Зрелость, по мнению В. Е. Чудновского,это период устойчивой личности, момент накопления значимого жизненного опыта, и перспектива продолжительной жизни все ещё существует. Но характер данной устойчивости находится в зависимости главным образом от особенности актуальный ориентации предшествующего возраста. В определенных случаях зрелость имеет возможность существовать временем, чтоб «разбить» значение жизни и значение поиска новойжизни . В связи с этим, можно отметить разные разновидности изменений смысложизненных ориентации в течении жизни человека: - эволюционные, постепенные изменения, отчасти затрагивающие структуру смысложизненной иерархии, однако не соблюдающие её основы, основного компонента иерархии. При этом варьируется, но не пропадает «основная линия» жизни; - эволюционные изменения, равномерно погружающие к высококачественному преображению структурной иерархии смысла жизни; - революционные изменения, резкие повороты в жизни человека, погружающие к «ломке» бывшей структурной иерархии, который обладает двумя следствиями: а) создание иерархической структуры нового типа и появление новой «главной линии» жизни; б) исчезновение иерархической структуры смысла жизни, замена ее «конгломератом» смыслов, (то есть структурой, в которой отсутствуют доминирующие смыслы). Таким образом, зрелый возраст характеризуется реальным взглядом на вещи, твердостью нравственных установок, полной уверенностью в собственных целях и адекватностью самооценки. Смысложизненные ориентации зрелой личности, как правило, нацелены в семью и профессиональную сферу. Главной особенностью считается то, что жизненные смыслы взрослого человека представлены в форме имеющихся в настоящее момент жизненных ценностей. Преимущественно проявленной направленностью, по мнению Т. Н. Сахаровой, характеризующей смысложизненные ориентации на данном этапе онтогенеза, считается установка на результат жизни, на удовлетворенность уровнем самореализации . Проблема смысложизненных ориентаций особенно остро возникает в старости. Это связано с утратой профессии, любимой работы и, в связи с этим, невыполнимостью в полной мере принять участие во всех областях публичной жизни. В период старости, по мнению В. Э. Чудновского, понимание неотвратимости близящейся смерти вдохновляет человека подтянуть результат своей жизни и выработать на его основании новое отношение к себе и находящемуся вокруг миру, в совершенстве способствующее сохранению оптимального уровняактивности13. В то же время в старости отрицательные конфигурации обычно случаются в «смысловой конструкции»: усугубляется состояние здоровья, ослабляются отдельные психические функции, «укорачивается» и в том числе и пропадает жизненная перспектива, которая приводит к дезинтеграции смысловой структуры жизни у некоторых людей. Предоставленная перестройка структуры содержит в себе не только учет отрицательных причин, присущих данному периоду, но и корректировку его положительных возможностей. Человек в последующие годы имеет возможность взять «цельное» отношение к собственной жизни на базе накопленного опыта и знаний, чтоб в соответствии с этим совместным отношением к жизни принимать определенные ситуации, удачи и неудачи. Возможно именно потому, что приближается её конец: в детстве бодрость и ясность восприятия обусловлены тем фактом, что дети постигают лишь мир, потому в наиболее поздние годы особенность и духовность восприятия мира обусловлены способомразделения . Смысл жизни и смысложизненные ориентации отображают жизненную концепцию человека, осмысленный и обобщенный принцип его существования, его жизненную цель. Значение жизни еще считается эмоциональным методом переживания жизни в процессе её существования. Таким образом, любой возрастной период характеризуется своеобразием смысловой сферы личности, однако смысл жизни, наверное, не только будущие жизненные цели, это неизменная установка их исполнения. Потому, достигая определенных установленных целей, человек отнюдь не теряет смысл жизни, а увеличивает его. Выводы по первой главе. В данной главе был осуществлен теоретический анализ смысла жизни на различных этапах онтогенеза, в ходе которого: 1. Были подробно рассмотрены понятия смысла жизни и смысложизненных ориентаций в понимании отечественных и зарубежных авторов. В своей работе мы решили опираться на концепцию стремления к смыслу В. Франкла, согласно которой каждому человеку от рождения присуще стремление к поиску смысла своего бытия. Под смысложизненными ориентациями, как и В. Э. Чудновский, мы понимаем направленность личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования и построения своей судьбы. 2. Было выявлено, что для смысложизненных ориентаций личности в ходе онтогенеза характерна возрастная динамика: - в детстве происходит подготовка «психологической почвы» для становления осмысленности жизни; - для подросткового возраста характерен активный поиск оптимального смысла жизни, от которого в дальнейшем будет зависеть степень готовности личности к профессиональному самоопределению; - в юношеском возрасте впервые начинает выстраиваться иерархия жизненных смыслов; - зрелость является периодом стабилизации смысложизненных ориентаций, сформированных на предыдущих этапах, но в то же время в ряде случаев в этот период может происходит и «ломка» старого с последующим поиском нового смысла; - в старости проблема смысла жизни встает наиболее остро ввиду адаптации к процессам старения, а также смысложизненные ориентации выступают как рационализация пройденного жизненного пути. В результате чего, можно сделать вывод, что смысл жизни является неотъемлемой частью человеческого бытия, формирующей направленность личности при построении своей судьбы. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1 Методы исследования особенностей динамики смысла жизни личности Смысл жизни является уникальной для каждого человека целью, ведущая к реализации своих возможностей. Цель исследования: изучить особенности смысла жизни подростков. Объект исследования:смысловая сфера личности. Предмет исследования: особенности формирования смысла жизни личности в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 20 подростков, из них 10 юношей и 10 девушек, в возрасте от 16 до 17 лет. Для проведения исследования были использованы такие методы, как: - теоретические, а именно: изучение и анализ теоретических и методологических подходов в изучении смыла жизни в подростковом возрасте, в исслдеованиях как отечественных, так и зарубежных психологов, а также происхождение и значение основных понятий, рассматриваемых в работе; - эмпирические (количественные и качественные) методы. Для проведения эмпирического исследования смысложизненных ориентаций подростков был рассмотрен ряд психодиагностических методов, с помощью которых можно изучить особенности смысложизенных ориентаций в подростковом возрасте: 1. Анкетирование испытуемых. Анкета: 1.Ф.И.О. 2.Пол 3.Возраст 4.Состав семьи 5.Чем вы увлекаетесь? Что вам интересно? 6.С кем вы обычно проводите свободное время? 7.Поддерживают ли друзья ваши интересы? 8.Поддерживает ли семья ваши увлечения? 9.Что для вас значит слово «ценность»? 2. Тест Д.А. Леонтьева «Определение смысложизненных ориентаций». В основе методики лежит, выявление источника смысла жизни, который находит человек на протяжении жизни (в настоящем (процесс), будущем (цель), прошлом (результат) . Испытуемым предоставлялся бланк ответов и инструкция к нему (Приложение 1): «Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).» 3. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации». В основе методики находится выстраивание перечня ценностей. Результат методики зависит от адекватной самооценки испытуемого. Конкретно предоставленная методика дает возможность приобрести точные данные в совокупности с прочимиметодиками . В собственной методике, М. Рокич различает 2 класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что окончательная цель персонального существования стоит того, чтоб к ней стремиться; приборные – убеждения в том, что какой-то образ усилий или качество личности считается преимущественным в любой ситуации. Это разделение подходит классическому делению в ценности – цели и значения – средства. «Вам будет показан комплект из 18 карточек с указанием ценностей. Ваша задача – выложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы следуете в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, подобрав ту ценность, которая для Вас наиболее ценна, вместите её на первое место. Потом выберите вторую по значению ценность и поместите её вслед за 1. Потом сделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее принципиальная остается крайней и займет 18 место. Разработайте не торопясь, сосредоточенно. Конечный итог обязан отражать Вашу настоящую позицию». Предоставленная методика ориентирована на решение содержательной стороны направленности личности, ее взаимоотношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, миропонимания, мотивацию жизненной активности. Ее плюсами является разносторонность, комфорт и выгодность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – вероятность модифицировать как стимульный материал, так и инструкции (приложение 2). 2.2 Анализ результатов исследования Смысложизненные ориентации личности в подростковом возрасте имеют значимые половые различия. В результате проведения теста Д.А. Леонтьева «Определение смысложизненных ориентаций» (рис.1), было выявлено, то что, испытуемые в целом удовлетворены своей жизнью. Рис.1. Результаты методики Д.А. Леонтьева «Определение смысложизненных ориентаций» По данным проведения методикиД.А. Леонтьева, было выявлено, что: 1. По шкале цель в жизни, 65% опрошенных, имеют высокий уровень, и лишь 35% низкий, что свидетельствует о наличии в жизни подростков целей на будущее, а также имеется понятие о направлении развития в определенные промежутки времени. Также важно отметить, что у опрошенных имеющие высокий уровень имеются планы, которые не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. 2. По шкале процесс и жизни, интерес, эмоциональная насыщенность, было выявлено, что у 32% подростков низкий уровень, а у большинства высокий уровень, а именно у 68%. Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных живут сегодняшним днем. Что касается низкого уровня, то данные показатель, указывает на признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. 3. По результатам 3 шкалы, отвечающая за результат или удовлетворенность самореализацией, выявлено, то, что 76% испытуемых, прошлое позволяет придать смысл своему будущему, а именно, на приобретённом опыте, подростки могут реализовывать свое будущее. Низкий балл у 24% опрошенных, показывает неудовлетворенность прожитой частью жизни. 4. По результатам шкалы 4 (локус контроль – я), отвечающая за показатели представления о себе в жизни, выявлено, что у 61% опрошенных высокий показатель, то есть, они полностью соответствуют представлениям о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. 5. Шкала 5 (локус контроль – жизнь), показывает уровень контроля своей жизнью. По результатам опроса у 64% опрошенных, высокий уровень, что свидетельствует об их убеждении в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы, выявленные у 36%, могут говорить о фатализме, убежденности в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Таким образом, можно говорить о среднем уровне удовлетворенности учащимися своей жизнью, о восприятии своей жизни, как наполненной смыслом. Высокая осмысленность жизни подростков состоит, вероятно, в четком видении будущего, связанного с будущей профессией. Все же ряд подростков показали низкие показатели по шкалам методики, что может свидетельствовать о недостаточной осмысленности ими своего будущего. По результатам методики М. Рокича «Ценностные ориентации» наибольшее предпочтение термальных ценностей, подростки отдают продуктивности жизни (14 баллов), а именно стараются максимально использовать свои возможности, силы и способности. Также опрошенные подростки показали высокий результат по уровню уверенности в себе и творчеству (13 баллов). Рис.2. Показатели терминальных ценностей подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» Наименьший показатель (7 баллов) у подростков по физическому и психическому здоровью, сама по себе данная значимость имеет низкий уровень в данном возрасте у подростков. Это обусловлено тем, что каждый подросток обладает определенными физическими недостатками, так как в данном возрасте они относятся к здоровью легкомысленно. В связи с этим, современное поколение подростков имеет низкий уровень здоровья, и объективно больше хронических болезней. Немаловажным показателем для современных подростков является творчество, а именно, возможность реализации своей творческой деятельности. Для современных подростков, творчество имеет размытое понятие, так как в современном обществе оно утратило свое значение, а также оно имеет определенные не стереотипные образы, и резко упало среди наук, искусства и культуры. Но несмотря на этом, по результатам исследования, опрошенные подростки показали средний уровень (10 баллов) заинтересованности к творчеству, так как как для подростков, это является важной частью продуктивности жизни, где они максимально могут использовать свои возможности, силы и умения. Таким образом по результатам методики ценностных ориентаций, первое место занимает продуктивность жизни подростка, что говорит о возможности их реализации, а также возможности использовать весь запас своих сил, возможности, умений и навыков. Также на этой стадии развития может проявляться излишняя амбициозность подростков. Они стремятся быть самостоятельными, независимыми, хотят доказать, что всего смогут добиться сами, без чьей-либо поддержки. Рис.3. Показатели инструментальных ценностей подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» По данным инструментальных ценностей подростков (рис.3) видно, что наибольшее предпочтение инструментальных ценностей испытуемые девушки (12 баллов) подростки отдают аккуратности (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; высоким запросам (высокие требования к жизни и высокие притязания); эффективности в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Наименьшим значением выбора ценности юношей является воспитанность (7 баллов) (хорошие манеры). Исходя из данных предпочтений, а именно такой инструментальной ценности, как аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), и терминальной ценности уверенность в себе, говорит о том, что подростки озабоченны преподнесение самого себя в окружающее общество. Здесь большое значение имеет «поддержание своей марки, имиджа», то есть всегда выглядеть отлично в кругу своего общения. Так же есть взаимосвязь между инструментальной ценностью эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Философия, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Философия, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Философия, 20 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Философия, 17 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Философия, 30 страниц
330 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg