Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

cool_lady 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Тема исследования: формирование каллиграфических навыков у младших школьников. Проблема исследования: снижение качества каллиграфического навыка у младших школьников; слабо разработанная методика обучения каллиграфии леворуких детей. Актуальность проблемы исследования: мы живём в эпоху глобальной компьютеризации. На смену рукописным шрифтам пришли электронные, а навык красиво писать уступает место навыку быстро набирать текст на клавиатуре. Объект исследования: процесс формирования каллиграфического навыка у младшего школьника. Предмет исследования: система методических приёмов формирования каллиграфического навыка. Цель исследования: систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приёмов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков у младшего школьника. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме; • рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками; • выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфических навыков в методической науке; • рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик обучения письму; • проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления; • проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе. В связи с исследованием выдвигается гипотеза: процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог: - знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма; - осознает важность педагогических принципов обучения письму; - имеет представление об исторических методах обучения чистописанию; - знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков; - выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам; - анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления. То, добиться красивого почерка можно, используя принципы современного письма, с помощью традиционных методов и приёмов обучения. В работе используются следующие методыисследования: Теоретические: анализ исторической, психолого-педагогической и методической нормативной литературы по данной проблеме, анализ методов и приёмов обучения письму , обобщение результатов экспериментальной работы: Практические: наблюдение, формирующий эксперимент, контрольный срез.
Введение

школьного возраста актуальна. В трудах психологов Л.С. Выготского «Мышление и речь», П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования умственной деятельности», Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших школьников» можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями ещё до школы. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа. Значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко-буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения. Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка. Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать. Обучение письму является одной из главнейших задач в подготовительной к школе группе. Формирование письменной речи у старших дошкольников как особой формы речи не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обусловливает перевод психических процессов у детей на более высокий уровень – осознанности и произвольности. Овладение письмом будет эффективным только в том случае, если старший дошкольник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Можно сказать, что за основу обучения детей письму берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе. Тем низшим порогом, без которого овладение письмом становится практически невозможным. Является развитие двух качеств: осознание собственной речи и овладение ею. Недостаточным для овладения письмом развитием этих компонентов обладают дети, являющиеся предметом данного исследования. Это дети, имеющие фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое (или общее) недоразвитие речи с его разными уровнями (Левина Р.Е.). У детей с таким речевым нарушением наблюдаются стойкие расстройства письма. Низкий уровень готовности детей с ОНР к обучению письму не позволяет им осуществлять плодотворное обучение грамоте. Обучение такого контингента детей ведётся в ДДС в подготовительной к школе группе. Но, даже обучаясь в этой группе, дети, по данным литературы, сталкиваются со значительными трудностями. Анализ системных связей и зависимостей, существующих между компонентами языка и различными неречевыми процессами, выявил у таких детей нарушения в области пространственных представлений, моторики рук, оптических представлений. Психологическое изучение специфической недостаточности не только речевых, но и других психических процессов, выявило у детей с ОНР изменения речевого мышления, слухоречевой памяти, восприятии, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер. Встаёт вопрос о необходимости такого обучения, которое в полной мере учитывало бы все нарушения, которые препятствуют успешному овладению письмом детей с ОНР в условиях ДДС. В методической литературе достаточно полно освещены вопросы коррекции отдельных нарушений неречевой сферы. Хорошо разработанным является и вопрос предупреждения нарушений письма у детей с ОНР, связанных с особенностями их речевого развития. Однако специальная методика, предусматривающая проведение разнопланового коррекционно-развивающего обучения, которое включало бы развитие и исправление речевых и неречевых процессов, необходимых для успешного овладения письмом, мало разработана, что указывает на актуальность проблемы.
Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973. 2.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. 3 . Безруких М.М. Обучение письму. М.: Просвещение, 1997. 4. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. М.: Просвещение, 1974. 5. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. 6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991. 7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 9. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственной деятельности. М.: Просвещение. 10. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987. 11. Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания // Н.Ш. №3 за 1989. 17 с. 12. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961. 13. Лурия Л.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. 14. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990. 15. Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990. 16. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под.ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. М.: Педагогика, 1977. 17. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964 18. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников // Н.Ш. №4 за 1987. 20 с. 19.Щирова А.Н., Прохорова Г.С. Воспитание положительного отношения к письму у первоклассников-шестилеток // Н.Ш. №5 за 1989. 10 с. 20.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Просвещение. 21.Соколова Е.Н. Желтовская Л.Я., Формирование каллиграфических навыков у младших школьников 22. Щирова А.Н., Прохорова Г.С. Воспитание положительного отношения к письму у первоклассников - шестилеток // Н.Ш.№ 5 за 1989. 23. Писаревский Д.А. Обучение письму младших школьников / Начальная школа. -2000. - № 6. 24. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах 25.Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2006. с.36. 26.Гребнев А. И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников 27.Безбородова.М .А.Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников 28.Корашвили Нино Шалвовна, Адамова Асият Рабадановна Особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы 29.Коногорская Светлана Анатольевна Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников
Отрывок из работы

Глава 1. Формирование каллиграфического навыка письма Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш. Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка? Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков. Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ). На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных я строчных), научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений. Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности. Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля» (Краткий психологический словарь). В формировании навыка выделяются три основных этапа. Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие. Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость. Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать. Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении. Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов. Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении. Известный психолог Д.Б. Эльконин считал, «на основе экспериментальных исследований уже давно установлены определённые генетические связи между действием и операциями, показавшие, что ни одна сознательно контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса своего формирования как особого сознательногодействия». Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Однако овладеть письменной речью, по мнению Л.С. Выгодского, можно «только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи. 1.1СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЧИСТОПИСАНИЯ История письма - это, фактически, история человечества, есть даже специальная наука - грамматология, изучающая историю письма. Это интересно нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер - это были рисунки, передающие информацию. Очень давно люди, желая передать информацию, свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Самый древний и самый простой способ письма – пиктография - появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте. В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог. И последний этап – алфавитное письмо(звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно. Один из первых алфавитов на Земле – финикийский – состоял из 22 букв. От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. Греки значительно усовершенствовали его, добавив особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Появление славянской письменности – заслуга святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Расширяющиеся потребности общества в письме требовали изменения не только шрифта, но и методов обучения письму, которое шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму было механическое повторение упражнений в письме букв, слов и предложений. В 1824 - 1870 г.г. К.Д. Ушинский создал новую методику. Он предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Вследствие введения новой методики обучающиеся стали овладевать письмом более успешно. Этот принцип применяется в школах и в настоящее время. Вплоть до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил. Затем они стали забываться, так как современные средства письма - авторучки, особенно шариковые, - непригодны для тонкостей старой каллиграфии. Нужно было внедрить более простые, соответствующие массовые орудия письма: прописи, письменные шрифты. В результате были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах для первоклассников - «Азбуке» и «Прописях». 1.2 Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма Прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу: • несформированная костно-мышечная система • медленное развитие мелких мышц • сложность в определении доминирующей руки • возбуждение преобладает над торможением • рассеянное внимание • развитие памяти • восприятие становится произвольным • мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер Если в процессе обучения письму не учитываются эти особенности, то могут возникнуть следующие проблемы: • нарушение осанки • нарушение зрения • искривление костей руки • уменьшение жизненной емкости легких • Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения её с помощью определённых движений руки. Следовательно, в период обучения грамоте первостепенной задачей является овладение закономерностями графики родного языка, включающее в себя и выработку элементарного навыка начертания букв правильной формы в строго заданной последовательности. И лишь по мере автоматизированности графического навыка станет возможной выработка каллиграфического индивидуального почерка. Таким образом, ключевым понятием в методике обучения первоначальному производные от этого понятия термины. Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге. Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком. Термин "каллиграфический" сочетается со словами почерк, письмо. Графическая система - совокупность букв алфавита, имеющая определённую структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними. Традиционное понятие "шрифт" обозначает лишь совокупность букв алфавита определённого рисунка. Оно употребляется в сочетаниях со словами: печатный, письменный. К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке. Каллиграфические ошибки (вернее, недочёты письма) - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки. Зрительные элементы письму является "графика". В связи с этим поясним - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определёнными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлёй, линия с четвертным овалом и плавная линия. Двигательные элементы - представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой - закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге. Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о её форме, знания последовательности начертания её двигательных элементов и за счёт корректирующего контроля глаза. Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических для данного предмета принципов, методов и приёмов. [20] Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у учеников уже выработан почерк), но обычно следить за движение руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека. Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека. Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.Н. Павлову). Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и др.), нарушение некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинестетические ощущения, также связаны с процессами письма - именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Её поражение ведёт к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности нужной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли - моторный центр речи - больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. К школьному возрасту у ребёнка ещё не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры. Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка. В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля, которое так характеризуется Е.В. Гурьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, ещё нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный контроль за движение карандаша в рисунке. Уже в дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца). При недостаточности указанных приёмов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми (И.С. Комарова). Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и др. показали, что фонематический слух ребёнка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму. Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, ещё не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль - ребёнок что-то рисует (домик, солнце, дерево и др.), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребёнка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребёнка к процессу письма - развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить её. Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребёнка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности. В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что первоначальный период кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю букву в прописях: с окончанием букварного периода ещё не приобретается ни беглость, ни уверенность в письме. В процессе обучения дети знакомятся как с орфографическими приёмами, так и с приёмами графических навыков письма. Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приёмов: приёмов, необходимых для письма, и приёмов письма. 1.3 Гигиенические условия труда Успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствие парты (стола) росту ученика, удобства ее (его) конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и другого. Этот аспект при формировании каллиграфических навыков у младших школьников, а именно гигиенические условия письма выделяют Е.Н. Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и другие методисты. По их мнению, формирование навыков письма у младших школьников не может выполняться без условия гигиены при письме. От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижения во время письма, что в итоге способствует профилактические нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма. Мои наблюдения приводят к убеждению, как важно в первоначальный период уделять большое внимание правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья обучающегося. Однако учителя если и обращают на это внимание, то не доводят начатое до конца. Нарушение правил посадки при письме может причинить серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника. Вот почему я хочу заострить внимание на этом вопросе. Учитывая его значимость, учитель должен хорошо знать основные виды нарушений правильного положения при письме и всемерно предупредить их, усвоив, что правильная посадка - это тоже навык, формирующийся довольно-таки длительное время. На всем протяжении обучения в начальной школе учитель обязан формировать навык правильной посадки при письме. Одним из наиболее часто встречающихся видов нарушения посадки при письме является такое положение, когда обучающийся, сгибаясь над столом, сутулится, резко выгибает спину. При таком положении сдавливается грудная клетка и брюшная область, затрудняются дыхание и кровообращение. Если такое положение станет для обучающегося привычным, то может произойти искривление позвоночника и сутулость. Некоторые школьники чрезмерно наклоняют корпус вперед или откидывают его назад. Вследствие этого центр тяжести корпуса, вместо того, чтобы находиться над основанием тазовойобласти, смещается вперед или назад, и мышцы туловища оказываются чрезмерно напряженными. Это вызывает и быстрое утомление во время письма, и напрасную трату времени. Следующий вид нарушения правильного положения корпуса и головы во время письма заключается в том, что часть обучающихся сгибают их набок или поворачивают вправо или влево. Если такое сгибание войдет в привычку, то оно может вызвать искривление позвоночника. Для предупреждения этого нарушения рекомендуется держать обе руки на столе в симметричном положении на одинаковом расстоянии корпуса. Тетрадь должна лежать таким образом, чтобы иметь возможность смотреть прямо перед собой. Неправильное положение корпуса и головы содействует развитию близорукости. Следует помнить, что для нормальной работы зрения оба глаза должны находиться на одинаковом расстоянии от объекта, на который они направлены. Поэтому тетрадь должна лежать прямо против пишущего. Левая половина строки будет находиться несколько влево от середины, а правая - направо. При письме на левой половине голова поворачивается несколько влево, а при письме на второй половине - несколько вправо. Если корпус и голова пишущего повернуты боком к тетради и если при правильном положении корпуса и головы тетрадь находится справа или слева от середины груди пишущего - это требование нарушается. В этом случае каждый глаз должен приспосабливаться к рассматриванию того, что воспроизводится, по-разному, а наличие в приспособлении, или аккомодации, глаз может вызвать мышечное напряжение, вредное для зрения. Для достижения нужного результата необходимо соответствие определенным требованиям школьного материала: тетрадь должна иметь качественную бумагу, определенную разлиновку, поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень легко скользил по ней. Важна и форма стержня. Он должен быть с удлиненным наконечником и оставлять тонкий след, чтобы выписывать мелкие элементы букв. Ручка не должна быть толстой. В нижней ее части лучше иметь поперечную насечку или же «мягкую» основу, что создает удобство руке при письме и снимает напряжение. Верхний конец ручки должен указать в правое плечо, сомкнутые пальцы вокруг ручки не должны опускаться ниже двух сантиметров от кончика стержня. Что касается разлиновки в тетради, то хотелось бы отметить следующее. Обучение первоначальному письму должно осуществляться именно в узкой разлиновке. Переход на тетради в одну линейку результативнее всего осуществить в первой четверти II класса. А вот косые линейки в тетради после изучения «прописи» можно исключить, предоставив обучающемуся самому контролировать свое боковое зрение, то есть осуществить ровное письмо без опорных косых линий. Но это вводится по усмотрению учителя. Гигиенические требования так же должны предъявляться и к мебели. Но в связи с нынешним положением образовательной системы в Казахстане эти требования зачастую не соблюдаются, хотя размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) должны устанавливаться на основании специальных антропометрических исследований школьников. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Так как выше описанные требования к школьной мебели не соблюдаются, то у более 50% учащихся наблюдаются серьезные физиологические нарушения (искривление позвоночника, нарушение зрения), что приводит к серьезным последствиям. Поэтому, воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы, и прежде всего следует принять меры к устранению недостатков, уже имеющихся в посадке детей. В семье также редко создаются условия, необходимые для правильной позы ученика при письме, для преодоления ранее усвоенных привычек.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg